МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОСПИТАНИЕ» Рассмотрено на заседании педагогического совета от 31.08.2023 г. №1 Утверждаю: Директор Центра «Воспитание» О.В. Титова Приказ №107-од от 31.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Основы изобразительной грамоты и рисования» * < 1 год обучения Возраст обучающихся: 5-17 лет Автор-составитель: Моргунова Светлана Валериевна педагог дополнительного образования Мещовск, 2023 1. Пояснительная записка. 1. Направленность рабочей программы 2. Уровень сложностирабочей программы Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разного возраста, придания, ей развивающего и творческого характера. Все занятия программы взаимосвязаны и направлены на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними в увлекательной форме. Большая часть занятий выстроена в форме увлекательного сотворчества детей с педагогом и друг другом. В непосредственно – образовательной деятельности учащиеся: - приобретают способность творчески реализовывать свои замыслы; - развивают творческое воображение, чувство цвета и композиции; - приобретают умения и навыки свободно экспериментировать с художественными материалами; получают навыки создания художественных образов; - знакомятся с приемами создания декоративной композиции. В процессе занятий у детей развиваются усидчивость, мелкая моторика рук, воображение, художественный вкус. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях по данной рабочей программыесть возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся дошкольного возраста и начальной школьной подготовки. Последовательность заданий в разделах рабочей программы выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных 3. Особенности обучения в текущем учебном году по рабочей программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, реализация проектов) 4. Особенности организации образовательного процессапо рабочей программы с указанием: количества учебных часов порабочей программе; количества учебных часовсогласно расписанию; информации об изменении сроков или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов, модулей) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы Цель рабочей программы на текущий учебный год для конкретной учебной группы 5. 6. упражнений, что позволяет закрепить полученные учащимися знания, а также выработать необходимые навыки. Выставка рисунков, посвященная дню Учителя Выставка иллюстраций, посвященная «Художественному миру И.Шмелёва» Выставка рисунков, посвященная Дню Матери Выставка рисунков, посвященная Рождеству Христову «Рождественские зарисовки» Выставка рисунков, посвященная дню Защитника Отечества «Мой папа самый лучший» Выставка рисунков, посвященная международному женскому дню 8 Марта Выставка рисунков, посвященная Дню Космонавтики Выставка рисунков в ТЮЗ, посвященная Светлому Христову Воскресению «Пасха Господня» Выставка рисунков, посвященная Дню Победы Особенностью программы является то, что она в отличие от традиционных программ по изобразительному искусству является– объединением разных видов искусства в одно творческое направление, где подача учебного материала составлена по принципу эффективного обучения: рисование с натуры и по представлению, декоративное рисование, передача цвета, умение работать графическими материалами, развитие детской наблюдательности. Создание условий для развития творческой активности и художественно творческих способностей детей средствами нетрадиционных художественных техник. Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность. Задачи на текущий учебный год для Задачами являются знакомство детей с конкретной учебной группы различными видами нетрадиционной изобразительной техники, экспериментируя с разными видами материала. Развитие у детей интереса к нетрадиционной изобразительной деятельности. Развитие эстетического восприятия, побуждать созерцать красоту окружающего мира. Способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в окружающую жизнь, явления и объекты природы, замечать их изменения. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать художественнотворческие способности детей. Развивать интерес к изобразительному искусству; расширять представления о нем. Познакомить с произведениями русской живописи, обращать внимание детей на изображение родной природы в картинах художников. Совершенствовать умение детей рассматривать созданные ими изображения, радоваться достигнутому, положительно оценивать свои произведения. Развивающие: - Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; -Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. - Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Образовательные: - Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества. - Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Воспитательные: - Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. - Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. 7. Режим занятий в текущем учебном году Срок освоения рабочей программы –222 (указать продолжительностьи количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа) часа в год. Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 31 мая (36 недель). В неделю–3 раза по 2 часа, всего 6 часов в неделю. Каникулы не предусмотрены. 8. Формы занятий (пояснить, чем обусловлен Основная организационная форма обучения выбор форм учебных занятий и их в дополнительном образовании – учебное сочетание между собой) занятие. Вводные занятия, теория, практика, повторение.Кроме учебного занятия используется большое разнообразие форм обучения: экскурсия, поход, занятие-игра, семинар, тренинг, мастер- класс и другие, которые раскрывают творческие способности учащихся, для владения навыками рисования, свободного ориентирования в жанрах живописи, так же получения эмоционального удовлетворение от занятий рисованием. 9. Ожидаемые результаты в текущем Ожидаемые результаты оцениваются на учебном году и форма проведения уровне приобретения учащимися основ промежуточной и итоговой аттестации теоретических и практических знаний и умений по изучаемому материалу, работы в коллективе, добиваясь итогового результата. Также привнесения своего творческого начала учащийся добивается совершенства, оригинальности, пытается оценить собственный труд. Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль. Входной контроль – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Форма оценки: диагностическое тестирование, собеседование с учащимися и родителями. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Форма оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, собеседование. В практической деятельности результативность оценивается количеством, а также качеством выполнения творческих работ. Итоговый контроль может быть осуществлен в форме выставки, проекта, презентации творческих работ учащихся. В течение всего года на каждом занятии проходит обсуждение работ, где отмечаются лучшие по цвету, композиции, замыслу исполнения. Каждый месяц проходят итоговые занятия в форме игрыпутешествия, сказки, посещение выставок, экскурсий, выставок детского творчества по пройденной теме. В течение года проходят тематические и итоговые выставки в Центре, где выбираются лучшие работы на различные выставки. 2. Календарно-тематический план № по Тема занятия темам Кол-во часов Дата занятия Всего Теория Практика 1. Вводное занятие. Инструктаж ТБ и ПБ 222 1 34 1 188 - 2. Мир изобразительного искусства 13 3 10 3. «Осенний лист» 13 3 10 4. «Букет осенних цветов» 23 4 19 4.1 «Пушистый и колючий» 5 1 4 4.2 «Дерево холодной страны» «Дерево 6 1 5 4.3 «Наш город» 8 1 7 4.4 «Осенний лес» 4 1 3 5. «Грибы съедобные и ядовитые» 39 7 32 5.1 «Ваза с фруктами» 7 1 6 5.2 «Коты и цветы» 6 1 5 5.3 «Овощи с натуры» 6 1 5 5.4 «Опустел наш сад» 6 1 5 5.5 «Небо в луже» 4 1 3 5.6 «Дикие животные» 4 1 3 тёплой страны», 5.7 «Рождественнская сказка» 6 1 5 6. «Зимующие птицы» 23 4 19 6.1 «Зимушка-зима» 7 1 6 6.2 «Узоры снежинок»,«Морозный узор на окне» 4 1 3 6.3 «Новогодние шары» 5 1 4 6.4 «Зимний парк» 7 1 6 7. «Портрет» 12 1 11 7.1 «Человек в движении» 12 1 11 8. «Посуда» 27 3 24 8.1. «Игрушки» 9 1 8 8.2 «Хохломская роспись» 6 1 5 8.3 «Наряд матрёшки» 12 1 11 9. «Весна пришла» 12 1 11 9.1 «Удивительный мир» 12 1 1 10. «Весенний праздник- подарок для мамы» 10 1 9 11. «Весенние цветы» 12 1 11 11.1 «Пасхальный сувенир» 12 1 11 12. Живопись, жанры 10 1 9 12.1 «Художники родного края» 10 1 9 13. «Победный май» 10 1 9 14. Обзорные экскурсии 6 1 5 15. Заключительное занятие 10 1 9 3. Список литературы: 1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. 2. ФионаУотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с. 3. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с. 4. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с. 5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с. 6. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности» - М.: Владос, 2001. – 159с. 7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с. 8. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с. 9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001. 10. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с. 11. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с. 12. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности» - М.: Владос, 2001. – 159с. 13. Программы «Волшебные краски» (2 года, с 5 – 7 лет), Блинниковой Е. А., Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности».