МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОСПИТАНИЕ» Утверждаю: Директор Центра «Воспитание» -О. В .Титова Приказ № 107-од от 31.08.2023г. Рассмотрена на заседании педагогического совета от 31.08.2023г. протокол №1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Художественное творчество» 1 год обучения Возраст обучающихся: 5-17 лет Автор-составитель: Моргунова Светлана Валериевна педагог дополнительного образования Мещовск, 2023 1. Пояснительная записка. 1. Направленность рабочей программы 2. Уровень сложностирабочей программы 3. Особенности обучения в текущем учебном году по рабочей программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, реализация проектов) Занятия по художественному творчеству тесно переплетаются с традициями культуры, служат главной целью обучения и воспитания в школьном возрасте, заложению основ для формирования образованной всесторонне развитой, гармоничной личности, заключают в себя неиссякаемые возможности для развития ребенка, способствует активной деятельности каждого учащегося. Данная программа построена так, чтобы помочь «раскрыться» каждому ребенку. Чтобы не пропустить в нем зарождающееся стремление и желание увидеть и понять красоту. Любуясь любым произведением, ребенок непроизвольно представляет себе, как бы то же самое изобразил он, а может быть, внес и свои краски, оттенки. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях по данной рабочей программыесть возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся дошкольного возраста и начальной школьной подготовки. Последовательность заданий в разделах рабочей программы выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные учащимися знания, а также выработать необходимые навыки. Выставка открыток, посвященных дню Учителя Коллективное творческо дело, ко Дню Народного Единства Выставка поздравительных открыток, посвященных дню Матери Подготовка рождественских игрушек, посвященных Рождеству Христову Выставка поздравительных открыток, посвященных дню Защитника Отечества Выпуск поздравительных открыток, посвященных международному женскому дню 8 Марта Тематическая выставка к III открытому 4. Особенности организации образовательного процесса по рабочей программы с указанием: количества учебных часов порабочей программе; количества учебных часовсогласно расписанию; информации об изменении сроков или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов, модулей) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы 5. Цель рабочей программы на текущий учебный год для конкретной учебной группы 6. Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы фестивалю «Пасха красная» Выставка рисунков в ТЮЗ, посвященная Светлому Христову Воскресению «Пасха Господня» Выставка рисунков, посвященная Дню Победы Отличительной особенностью организации данной программы от традиционных программ по изобразительному искусству является– объединение разных видов искусства в одно творческое направление, где подача учебного материала составлена по принципу эффективного обучения: рисование с натуры и по представлению, декоративное рисование, передача цвета, умение работать графическими материалами, развитие детской наблюдательности. Программа включает в себя раздел «Конструирование», что положительно влияет на развитие фантазии и мелкую моторику детей. Срок освоения рабочей программы –222 часа в год. Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 31 мая (36 недель). Целью программы является развитие художественно–творческих способностей детей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Формирование у детей школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного декоративно-прикладного искусства. Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи на текущий учебный годОбразовательные: -формирование системы знаний по данному напрвлениюдеятельности; приобретение практических знаний, умений и навыков; -обучение учащихся технологическим приёмам и операциям по изготовлению декоративных изделий и работе с природными материалами. Развивающие: раскрытие творческих способностей учащихся, активизация их продуктивных потенциальных возможностей; -раскрытие индивидуальных способностей ребенка; -развитие познавательной активности, фантазии, образного и логического мышления; -развитие чувственного восприятия ребёнка; -формирование коммуникативной культуры; 7. 8. 9. -развитие художественного вкуса; Воспитательные: -воспитание патриотизма (интереса к родному краю, культуре своего народа, бережного отношения к природе и окружающим). -сформировать у учащихся основу эстетического мировоззрения, причастности к традициям через изделия декоративноприкладного искусства. Режим занятий в текущем учебном году В неделю–3 раза по 2 часа, всего 6 часов в (указать продолжительностьи количество неделю. занятий в неделю со всеми вариантами и Каникулы не предусмотрены. обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа) Формы занятий (пояснить, чем Основная организационная форма обучения в обусловлен выбор форм учебных занятий дополнительном образовании – учебное и их сочетание между собой) занятие. Вводные занятия, теория, практика, повторение.Кроме учебного занятия используется большое разнообразие форм обучения: экскурсия, поход, занятие-игра, семинар, тренинг, мастер- класс и другие, которые раскрывают творческие способности учащихся, для владения навыками рисования, свободного ориентирования в жанрах живописи, так же получения эмоционального удовлетворение от занятий рисованием. Ожидаемые результаты в текущем Учащиеся будут знать: учебном году и форма проведения -основные техники работы с промежуточной и итоговой аттестации бумагой,соленымтестом,пластилином,бросовым и природным материалом; -разнообразные приемы оформления готового изделия; -научиться анализировать предметы и сопоставлять их свойства (форму, ширину, высоту, длину, цвет), передавать эти свойства в рисунке, аппликации, лепке; -иметь представление о пространственном положении (вверх, вниз, по сторонам); -лепить фигурки зверей, передавая пропорции; -определять и соблюдать последовательность выполнения творческой работы; -в аппликации правильно располагать изображения, составлять узоры и декоративные композиции; -приемы красивого, выразительного расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета. -самостоятельно развивать свой рисунок с изображаемым предметом; -определять и правильно изображать форму предметов, их пропорции, пространственное расположение, конструктивное строение, цвет; -последовательно выполнять рисунок-начинать с общего очертания, затем переходить к прорисовке и заканчивать уточнением очертаний и форм; -работать кистью без предварительного контура (концом кисти и всей кистью), кистью делать равную закраску и закраску с пропуском. Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль. Входной контроль–диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Форма оценки: диагностическое тестирование, собеседование с учащимися и родителями. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Форма оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, собеседование. В практической деятельности результативность оценивается количеством, а также качеством выполнения творческих работ. Итоговый контроль может быть осуществлен в форме выставки, проекта, презентации творческих работ учащихся. В течение всего года на каждом занятии проходит обсуждение работ, где отмечаются лучшие по цвету, композиции, замыслу исполнения. 2. Календарно-тематический план № по Тема занятия темам Кол-во часов Всего Теория Практика 28 1 194 - 1 5 природного 45 4 4 10 1 9 1. Вводное занятие. Инструктаж ТБ и ПБ 222 1 2. Городской плэнер 6 3. Изготовление изделий из материала Апликации с рисованием 3.1 Дата занятия 3.2 Ошибана. Апликация материалов из природных 10 3.3 Роспись по дереву,гальке и ракушках 3.4 1 9 10 1 9 Поделки из бросового материала 15 1 14 4. Бумагопластика 32 4 4.1 4.1 Техники оригами и киригами 8 1 7 4.2 Бумажное конструирование 8 1 7 4.3 Квилинг+рисование 8 1 7 5. Пластилинография 8 1 7 6. Соленое тесто+роспись 8 1 7 7. 6 34 8. Изодеятельность: 40 рисование на темы,с натуры, иллюстрирование Изготовление декоративных композиций 15 1 14 9. Роспись по стеклу 10 1 9 10. Изографика 10 1 9 11. Модернизм 6 2 4 11.1 Знакомство с Модернисткой живописью 3 1 2 11.2 Знакомство с картинами художников 3 1 2 12. Кубизм 6 1 5 12.1 Кубизм в живописи 6 1 5 13. Романтизм 8 1 7 14. Бумажная техника Айрис фолдинг 12 1 11 15. Обзорные экскурсии 5 1 4 16. Итоговая работа. Заключительное занятие 10 1 9 3. Список литературы 1.Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», из-во «Просвещение», 2006 г. 2. Богатова И.В. Оригами для начинающих.-Москва, ООО «Мартин», 2021 3. Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 2009 4. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010 5. Величко Н. Русская роспись.Техника.Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга,2009 6. Вернер Шульце. Украшение из бумаги.-Арт-Родник, 2007 7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству.–С.-Пб.: «Детство Пресс», 13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной.–М: «Лист», 1998 8. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», из-во «Просвещение», 2001 г. 9. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство.–Мн: ООО «Попурри», 2005 10. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками.–М: АСТ: Астрель, 2005.–63с. 11. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005.–63с. 12. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет.–Москва, 2001. 13.Ульева Е.А. Раскрашивание, лепка, апплекация.-Москва,ООО «Вакоша», 2022 14. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности» - М.: Владос, 2001.–159с.