Мир рисования и творчества

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.

Пояснительная записка.

Общеобразовательная и общеразвивающая программа «Мир рисования и
творчества» разработана а в соответствии с Концепцией развития дополнительного
образования

детей

и

Федеральным

законом

"Об

образовании",

имеет

художественную направленность.
Актуальность программы. В настоящее время возникла необходимость
обращения к народному творчеству, так как, чем больше утрачивает современный
человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее
становится его духовное обнищание. Программа обусловлена своей доступностью
в развитии детского творчества. Программа построена так, чтобы дать учащимся
ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ходе
освоения дети приобщаются к искусству, приобретают практические навыки
изобразительного и декоративно- прикладного творчества.
Отличительные особенности программы в том, что она разработана для детей
школьного и дошкольного возраста. Предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на
основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности
является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление
к выражению своего отношения к действительности должно служить источником
развития образного мышления.
Не все «дети-художники» станут в будущем живописцами, скульпторами, но они
приобретут уникальную способность тоньше чувствовать, глубже понимать
окружающий мир и себя в нем.
Занятия по художественному творчеству тесно переплетаются с традициями
культуры, служат главной целью обучения и воспитания в школьном возрасте,
заложению основ для формирования образованной всесторонне развитой,
гармоничной личности, заключают в себя неиссякаемые возможности для развития
ребенка, способствует активной деятельности каждого учащегося.
Данная программа построена так, чтобы помочь «раскрыться» каждому ребенку.
Чтобы не пропустить в нем зарождающееся стремление и желание увидеть и понять
красоту. Любуясь любым произведением, ребенок непроизвольно представляет
себе, как бы то же самое изобразил он, а может быть, внес и свои краски, оттенки.

Отличительной особенностью данной программы от традиционных программ по
изобразительному искусству является–объединение разных видов искусства в одно
творческое направление, где подача учебного материала составлена по принципу
эффективного обучения: рисование с натуры и по представлению, декоративное
рисование, передача цвета, умение работать графическими материалами, развитие
детской

наблюдательности.

Программа

включает

в

себя

раздел

«Конструирование», что положительно влияет на развитие фантазии и мелкую
моторику детей.
Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при реализации
ДООП

-

организация

образовательного

процесса

по

дополнительной

общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического
развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие);
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание);
- соматически ослабленные (часто болеющие дети);
- нарушения интеллекта (врожденные пороки сердца, эндокринные нарушения);
- ампутационное (уменьшение массы тела, ожирение, снижение общей
работоспособности);
- церебральное (остеохондроз, заболевания внутренних органов, дисгармоничность
физического развития, нарушения сердечно-сосудистой).
Адресат программы-программа рассчитана на учащихся 5-17 лет, творчески
способных, для которых актуальными являются заинтересованность в познании
нового, пытливость, активность, креативность.
Объем программы, срок освоения–222 часа в год. В неделю–3 раза по 2 часа.
Формы обучения–очная.
Уровень программы-базовый.
Особенностью организации образовательного процесса является то, что она
разработана для детей школьного и дошкольного возраста, которые на занятиях
приобретают знания о различных материалах, инструментах, овладевают
различными приемами и нетрадиционными техниками рисования. При этом
занятия посещают дети, имеющие разные стартовые способности.

Формы реализации образовательной программы–использование сетевого
взаимодействия с старшими группами детского сада и начальными классами
школы.
Организационные формы обучения–групповые, в группах с учащимися разного
возраста.
Режим занятий–в неделю–3 раза по 2 часа, всего 6 часов в неделю. Дни проведения
занятий–понедельник, вторник, четверг.

1.2.

Цель и задачи программы:

Цели программы-это обучение детей основам изобразительной грамоты и их
активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка
посредством занятий изобразительной деятельностью и декоративно-прикладного
искусства.
Формирование у детей дошкольного и школьного возраста комплекса начальных
знаний, умений и навыков в области изобразительного декоративно-прикладного
искусства, создание возможностей для творческого развития детей и условий для
их социализации в будущей жизни.
Задачи программы:
Образовательные:
-формирование

системы

знаний

по

данному

напрвлению

деятельности;

приобретение практических знаний, умений и навыков;
-обучение учащихся технологическим приёмам и операциям по изготовлению
декоративных изделий и работе с природными материалами.
Развивающие:
- раскрытие творческих способностей учащихся, активизация их продуктивных
потенциальных возможностей;
-раскрытие индивидуальных способностей ребенка;
-развитие познавательной активности, фантазии, образного и логического
мышления;
-развитие чувственного восприятия ребёнка;
-формирование коммуникативной культуры;
-развитие художественного вкуса;
Воспитательные:

-воспитание патриотизма (интереса к родному краю, культуре своего народа,
бережного отношения к природе и окружающим).
-сформировать у учащихся основу эстетического мировоззрения, причастности к
традициям через изделия декоративно-прикладного искусства.
Занятия строятся в соответствии с системой следующих принципов:
Гуманизации образования, состоящий в том, что развитие ребенка, формирование
его личности – это главный смысл педагогического процесса. Это принцип,
диктующий необходимость бережного отношения к каждому ребенку: каждая
личность неповторима, каждый ребенок это чудо. Согласно этому принципу
взаимодействие «педагог-воспитанник» на занятиях базируются на уважении и
любви к ребенку, понимании и знании ребенка, на вере в его возможности.

1.3.

Содержание программы:
Учебный план

№

Название

п/п

тем

1.

разделов

Вводное

и

занятие.

Часы
теоретическ

практическ

ие

ие

всего

Формы

атестации,

контроля

28

194

222

1

-

1

беседа, устный опрос

Инструктаж ТБ и ПБ
2.

Городской плэнер

1

5

6

наблюдение,опрос.

3.

Изготовление изделий

4

41

45

ознакомление,устный

из

природного

опрос, практический тест

материала
3.1

Апликации

с

1

9

10

рисованием

3.2

Ошибана. Апликация
из природных
материалов

беседа,

практическое

задание

1

9

10

наблюдение,
практикум.

опрос,

3.3

Роспись

по

дереву,гальке

1

9

10

и

устный

опрос,

практическое задание.

ракушках.

3.4

Поделки из бросового

1

14

15

беседа, практикум.

4

28

32

ознакомление,

материала
4.

Бумагопластика

опрос,практическое
задание.
4.1

Техники

оригами

и

1

7

8

беседа, тест, практикум.

1

7

8

устный

киригами

4.2

Бумажное
конструирование

4.3

Квилинг+рисование

опрос,

практическое задание
1

7

8

ознакомление,

опрос,

практикум.
4.4

Коллаж

1

7

8

беседа,

практическое

задание.
5.

Пластилинография

1

7

8

тест, практикум.

6.

Соленое

1

7

8

устный

тесто+роспись

опрос,

практикум,самостоятель
ное выполнение.

7.

Изодеятельность:

6

34

40

наблюдение,

рисование на темы,с

опрос,

натуры,

работа

устный

практическая

иллюстрирование
8.

Изготовление

1

14

15

декоративных

беседа,

практическое

задание

композиций
9.

Роспись по стеклу

1

9

10

устный

опрос,

наблюдение, практикум
10.

Изографика

1

9

10

ознакомление,

беседа,

самостоятельное задание

11.

Модернизм

2

4

6

ознакомление,

устный

опрос
11.1

Знакомство

с

1

2

3

Модернисткой

опрос,

практическое

задание

живописью
11.2

Знакомство с картинами

1

2

3

художников
12.

ознакомление,беседа,
устный опрос

Кубизм

1

5

6

ознакомление,устный
опрос

12.1

Кубизм в живописи

1

5

6

беседа, практикум

13.

Романтизм

1

7

8

ознакомление,устный
опрос

14.

Бумажная

техника

1

11

12

Айрис фолдинг

наблюдение,

беседа,

практическое задание

15.

Обзорные экскурсии

1

4

5

наблюдение, беседа

16.

Итоговая

1

9

10

тест,выставка работ

работа.

Заключительное
занятие
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие. Инструктаж ТБ и ПБ 1ч.
Теория: Ознакомление детей с правилами поведения в Центре и студии, с режимом
работы Арт-студии, знакомство с содержанием работы на текущий учебный год.
Инструктажи по техникам безопасности и пожарной безопасности.
Практика: Знакомство с материально - технической базой студии. Правила работы
с бумагой, кисточками, палитрой, красками.
2. Городской плэнер 6 ч.
Теория: Виды и жанры изобразительного искусства. Техники. Инструменты и
материалы. Линейная и воздушная перспектива.
Практика: Средства выразительности видов и жанров изобразительного искусства,
наглядные материалы.
3. Изготовление изделий из природного материала 45 ч.
3.1. Апликации с рисованием 10 ч.
Теория: Презентация.

Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
3.2.Ошибана. Апликация из природных материалов 10 ч.
Теория: История возникновения данного направления в искусстве.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
3.3.Роспись по дереву,гальке и ракушках 10 ч.
Теория: Приемы и закрепление техники выполнения, выполнение работ.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
3.4.Поделки из бросового материала 15 ч.
Теория: Приемы и техники выполнения.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения, изготовление поделок.
4. Бумагопластика 32 ч.
4.1.Техниками оригами и киригами 8 ч.
Теория: Презентация-показ наглядного материала.
Практика:Приёмы и техника выполнения.
4.2. Бумажное конструирование 8 ч.
Теория: Схемы и наглядные картинки.
Практика: Приемы и техники выполнения.
4.3. Квилинг+рисование 8 ч.
Теория: Изучение данного вида тврчества определение нужных оттенков в работе,
игровое задание.
Практика: Выполнение работ, технические приёмы.
4.4. Коллаж 8 ч.
Теория: Знакомство, беседа, презентация.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
5. Пластилинография 8 ч.
Теория: Видео-презентация.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
6. Соленое тесто+роспись

8 ч.

Теория: Видео-показ, занятие-путешествие.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
7. Изодеятельность: рисование на темы,с натуры, иллюстрирование 40 ч.
Теория: Схемы и наглядные картинки.
Практика: Зарисовки,приемы и закрепление техники выполнения.
8. Изготовление декоративных композиций 15 ч.
Теория: Презентация, обзор.

Практика: Выполнение изделий, композиций.
9. Роспись по стеклу 10 ч.
Теория: Видео-показ, игровое задание.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
10. Изографика 10 ч.
Теория: Тематический видео-ряд.
Практика: Закрепление техники выполнения, самостоятельная работа..
11. Модернизм 6 ч.
Теория: Презентация, игровое упражнение.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
11.1 Знакомство с Модернисткой живописью 3 ч.
Теория: Схемы и наглядные картинки.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
11.2. Знакомство с картинами художников 3 ч.
Теория: Видео-ряд, занятие-сказка.
Практика: Зарисовки и закрепление техники выполнения.
12. Кубизм 6 ч.
Теория: Презентация, игровое задание.
Практика: Выполнение набросков и зарисовок.
12.1. Кубизм в живописи 6 ч.
Теория: Наглядные картинки, обзор.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
13. Романтизм 8 ч.
Теория: История возникновения данного направления в искусстве, презентация.
Практика: Выполнение эскизов данного направления.
14. Бумажная техника Айрис фолдинг 12 ч.
Теория: История возникновения и развитие этого направления.
Практика: Приемы и техники выполнения.
15. Обзорные экскурсии 5 ч
Экскурсии. Участие в выставках, праздниках.
16. Итоговая работа. Заключительное занятие 10 ч.
Анализ проделанной работы за год, оформление выставки работ.
1.4.
Учащиеся будут знать:

Планируемые результаты

-основные техники работы с бумагой,соленым тестом,пластилином,бросовым и
природным материалом;
-разнообразные приемы оформления готового изделия;
-научиться анализировать предметы и сопоставлять их свойства (форму, ширину,
высоту, длину, цвет), передавать эти свойства в рисунке, аппликации, лепке;
-иметь представление о пространственном положении (вверх, вниз, по сторонам);
-лепить фигурки зверей, передавая пропорции;
-определять и соблюдать последовательность выполнения творческой работы;
-в аппликации правильно располагать изображения, составлять узоры и
декоративные композиции;
-правила безопасного пользования инструментами и приспособлениями при
выполнении работы;
-приемы красивого, выразительного расположения рисунка на листе бумаги в связи
с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета.
-самостоятельно развивать свой рисунок с изображаемым предметом;
-определять и правильно изображать

форму предметов, их пропорции,

пространственное расположение, конструктивное строение, цвет;
-последовательно выполнять рисунок-начинать с общего очертания, затем
переходить к прорисовке и заканчивать уточнением очертаний и форм;
-работать кистью без предварительного контура (концом кисти и всей
кистью), кистью делать равную закраску и закраску с пропуском.
-начальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, об
изобразительно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит,
светотень и т.д.);
-аккуратность в содержании рабочего места, культура труда, экономичность в
использовании материала.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 31 мая (36 недель).
Каникулы не предусмотрены.
Календарный учебный график
№
п/п

Название тем и разделов

Теоретические

Практическ Всего

занятия

ие занятия

Дата

1

Вводное

занятие

1

-

1

1

5

6

4

41

45

1

9

10

из

1

9

10

Роспись по дереву,гальке и

1

9

10

1

14

15

Инструктаж ТБ и ПБ:
2.

Городской плэнер

3.

Изготовление

изделий

из

природного материала
3.1

Апликации с рисованием

3.2

Ошибана.

Апликация

природных материалов
3.3

ракушках
3.4

Поделки

из

бросового

материала
4.

Бумагопластика

4

28

32

4.1

Техники оригами и киригами

1

7

8

4.2

Бумажное конструирование

1

7

8

4.3

Квилинг+рисование

1

7

8

4.4

Коллаж

1

7

8

5.

Пластилинография

1

7

8

6.

Соленое тесто+роспись

1

7

8

7.

Изодеятельность:

6

34

40

1

14

15

рисование на темы,с натуры,
иллюстрирование
8.

Изготовление декоративных
композиций

9.

Роспись по стеклу

1

9

10

10.

Изографика

1

9

10

11.

Модернизм

2

4

6

11.1

Знакомство с Модернисткой

1

2

3

1

2

3

живописью
11.2

Знакомство

с

картинами

художников
12.

Кубизм

1

5

6

12.1

Кубизм в живописи

1

5

6

13.

Романтизм

1

7

8

14.

Бумажная

техника

Айрис

1

11

12

1

4

5

1

9

10

фолдинг
15.

Обзорные экскурсии

16.

Итоговая

работа.

Заключительное занятие
2.2 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
1. Хорошо освещенный тематически оформленный кабинет.
2. Столы, стулья по количеству учащихся в студии.
3. Компьютер, DVD-проигрыватель, (аудиозаписи,
видеоматериалы).
4. Специальная литература, журналы, пособия, тематические папки,
разработки мастер-классов, конспекты занятий, сценарии.
5. Дидактические материалы по определенной тематике занятия.
Репродукции по темам, тематические картинки, открытки, журналы
«Изобразительное искусство», муляжи для рисования, тела геометрические (конус, шар,
цилиндр, призма).
6. Канцелярские материалы: акварель, гуашь, кисти разных номеров, штампы поролоновые
разного размера, губки, цветные карандаши, простые карандаши, восковые мелки,
фломастеры, набор гелевых ручек, пастель, бумага цветная, картон цветной, картон белый,
ножницы детские, клей-карандаш, строгалка, стаканчик для воды, палитры, ватман, наборы
для черчения, офисная бумага–А-4.
7. Средства личной гигиены–салфетки, фартуки и нарукавники, клеенки на стол, мыло и
т.д.
8. Наличие водоснабжения и раковины в кабинете.
2.3. Формы аттестации:
• Журнал посещаемости;
• творческое задание;
• выставка работ или участие в конкурсе;
• устный опрос, беседа;
• самостоятельная работа;
• наблюдение;
• диагностическое анкетирование или тестовое задание по теме в ходе занятия;

• практическая работа;
• презентация;
• отчетная выставка.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной,
текущий и итоговый контроль.
Входной контроль–диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.
Форма оценки: диагностическое тестирование, собеседование с учащимися и
родителями.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала.
Форма оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, собеседование.
В практической деятельности результативность оценивается
количеством, а также качеством выполнения творческих работ.
Итоговый контроль может быть осуществлен в форме выставки, проекта,
презентации творческих работ учащихся.
В течение всего года на каждом занятии проходит обсуждение работ, где
отмечаются лучшие по цвету, композиции, замыслу исполнения.
2.4. Оценочные материалы:
1. Анализ детских работ (рисунки, наброски, живописные картины, работы из
природного материла).
2. Диагностическая методика «Вырежи правильно круг» (автор-составитель
Гуткина Н.И.).
3. Тест «Незаконченные рисунки» (автор-составитель Субботина Л.Ю.).
4. Диагностическая методика «Дорожка» (автор-составитель Венгер Л.А.).
5. Диагностика учебных результатов ребенка по дополнительной
общеразвивающей программе (авторы: Н.В. Кленова, Л.Н. Буйлова).
6. Мониторинг личностного развития с помощью методов педагогического
наблюдения, создание педагогических ситуаций, тестирования,
анкетирования (авторы: Н.В. Кленова, Л.Н. Буйлова)
2.5. Методические материалы
Основные формы и методы работы:
В процессе обучения используются следующие основные формы занятий:
• комбинированное учебное занятие;
• вводное занятие;
• итоговое занятие;

• пленэр, экскурсия;
• практическая работа, творческое задание, проект;
• выставки творческих работ, презентации;
• мастер-класс.
Мастер-класс для учащихся может проводить как педагог, так и старшие
учащиеся, что является еще одной особенностью программы и дает
возможность им закрепить полученные знания, продемонстрировать умения в области
изобразительной деятельности. Такая форма занятий способствует
развитию инициативы учащихся, помогает создавать единый коллектив,
формирует чувство ответственности.
Основные методы обучения: монологический, диалогический,
алгоритмический, эвристический, показательный:
• преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;
• учения: репродуктивный, исполнительский, практический, частично-поисковый;
• воспитания: убеждения, личный пример, создание ситуации успеха.
Также в программе применяются игровые технологии (занятие-сказка, занятиепутешествие, игровые упражнения), позволяющие детям легко и в доступной форме
осваивать разделы программы.
Методические рекомендации по реализации программы.
Учебный материал, предусмотренный настоящей программой, распределен
в соответствии с последовательным и постепенным рассмотрением теоретических знаний,
практических умений и навыков в соответствии с общей подготовленностью учащихся.
Учебный материал содержит теоретическую и практическую подготовку учащихся и
распределен на весь год обучения.
Изучение теоретического материала программы осуществляется в форме 10-15 минутных
беседах, которые проводятся в начале занятий (как часть
комплексного занятия). Со старшего возраста учащимися длительность беседы
уменьшается, а творческая деятельность увеличивается. При изучении теоретического
материала следует широко использовать наглядные пособия, видеозаписи,
учебные фильмы. На практических занятиях необходимо постоянно обращать
внимание на осанку и рабочее место учащихся.
Увеличение творческой нагрузки необходимо ребенку, чтобы он точнее закрепил и усвоил
важные элементы, приемы, которые необходимы на
следующих ступенях развития.

Конечно, качество и объем работ должны возрастать по мере улучшения творческой и
технической подготовленности обучающихся. На занятиях должна вводиться игровая
драматургия по изучаемой теме, прослеживается связь с музыкой, литературой, историей,
трудом. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся
использовалось при оформлении рекреаций.
Для определения творческого роста развитие учащихся проводятся обсуждения работ на
каждом занятии, а по окончании темы оформить выставку работ. Наибольший эффект в
творчестве детей достигается тогда, когда связь бесед по произведениям изобразительного
искусства с рисование с натуры, на темы осуществляется по конкретным, четко
определенным направлениям.
Такими направлениями являются:
1. Изучение особенностей строения, характерной формы, объема окружающих объектов
действительности: растительных форм, предметов быта, животных, птиц, фигуры человека.
Глаза воспитанников загораются неподдельным восторгом, когда они видят в картинах
знаменитых художников изображение объемных листьев и веток деревьев такими
красочными и живыми. Они с большим интересом начинают изучать строение листьев, учат
видеть красоту формы, цветовой окраски, сравнивают листья дуба с листьями клена,
березы, осины, находят в них общее и разное. В итоге их рисунки становятся значительно
выразительнее, красочнее. В процессе рисования натюрмортов простым карандашом и
акварельными красками, большой эффект дает демонстрация картин – натюрмортов.
2. Изучение пространственных свойств объектов и связанных с ними законов линейной и
воздушной перспективы. При изучении законов перспективы большой эффект дают
демонстрации произведений искусств. Дети видят в картинах художников, как сужаются в
перспективе доски пола, как дальние дома и деревья изображаются во много раз меньше по
сравнению с такими же домами, деревьями, расположенными ближе, на переднем плане,
как широкая дорога, удаляясь, превращается в тонкую нитку и на линии горизонта
смотрится точкой.
3. Изучение простейших законов цветоведения и их использование как выразительных
художественно-эстетических средств в изобразительном искусстве. Например, при
объяснении учащимся понятия «колорит»-демонстрируются картины с ярко выраженным
колоритом и для сравнения – в холодном, теплом, золотистом, сером колорите.
4. Изучение элементарных закономерностей светотени, теории теней и выражение их в
произведениях графики (рисунки, наброски) и живописи.
Особый эффект светотени дается в картинах, рисунках, в которых показаны

контрастные отношения света и тени, что обычно наблюдается в яркие солнечные дни, при
искусственном освещении.
5. Важное значение имеет демонстрация произведений художников на занятиях рисования
с натуры для показа, раскрытия правил рисования, техники выполнения рисунка простым
карандашом и акварельными красками.
Методические рекомендации к разделам программы:
На занятиях рисования дети осваивают навыки точно владеть карандашом и кистью. Ведь
грамотно рисовать может научиться каждый, так же как читать и писать. И, если,
учащийся не станет профессиональным художником, он все-таки узнает цену точной
линии, удачного мазка, поймет, насколько сложна и трудоемка работа художника. Кроме
того, элементарное умение владеть карандашом и кистью очень пригодится в жизни.
Понять и полюбить художественное творчество помогает природа, ее красота. А красота
это не только яркие цветы, феерические закаты, синие озера. Мимо нее мы часть
равнодушно ходим.

Цель программы научить детей видеть привлекательное и в

полусгнившем мостике, в корявых деревьях, серых постройках, где дети настолько
раскрываются в живописном жанре, что работа начинает давать ростки настоящим
произведениям искусства.
3. Список литературы
1.Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», из-во
«Просвещение», 2006 г.
2. Богатова И.В. Оригами для начинающих.-Москва, ООО «Мартин», 2021
3. Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 2009
4. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010
5. Величко Н. Русская роспись.Техника.Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТ-Пресс
Книга,2009
6. Вернер Шульце. Украшение из бумаги.-Арт-Родник, 2007
7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству.–С.-Пб.: «Детство Пресс», 13. Алексеевская
Н.А. Карандашик озорной.–М: «Лист», 1998
8. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», из-во
«Просвещение», 2001 г.
9. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство.–Мн: ООО «Попурри», 2005
10. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками.–М: АСТ: Астрель, 2005.–63с.

11. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство
«Астрель», 2005.–63с.
12. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей
5-7 лет.–Москва, 2001.
13.Ульева Е.А. Раскрашивание, лепка, апплекация.-Москва,ООО «Вакоша», 2022
14. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности» - М.: Владос, 2001.–159с.

4.

Приложения.

Приложение 1.
Технология

определения

учебных

результатов

ребенка

по

дополнительной

образовательной программе.
Показатели (оцениваемые параметры);
Критерии Степень выраженности оцениваемого качества;
Возможное кол-во баллов;
Методы диагностики.
1. Теоретическая подготовка ребенка.
1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы).
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям:
-минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных
программой);
-средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½;
-максимальный уровень (ребенок освоил весь объем знаний, предусмотренных программой
за конкретный период).
1

5

10

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.
1.2. Владение специальной терминологией. Осмысленность и правильность
использования специальной терминологии:
-минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные
термины);
-средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);
-максимальный уровень.
(специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с
их содержанием).
1

5

10

Собеседование.
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам
учебного плана программы).
Соответствие практических умений и навыков программы:
-минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных
умений и навыков);
-средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);
-максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период).
1

5

10

Контрольное задание.
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением.
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения:
-минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с
оборудованием);
-средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
-максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых затруднений).
1

5

10

Собеседование.
2.3. Творческие навыки.
Креативность в выполнении практических заданий:
-начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в
состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
-репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
-творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).
1

5

10

Контрольное задание.
3. Общеучебные умения и навыки ребенка.
3.1. Учебно-интеллектуальные умения.
3.1.1. Умения подбирать и анализировать специальную литературу.
Самостоятельность в подборе и анализе литературы:

-минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения при работе
с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
-средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
-максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).
1

5

10

Анализ.
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации.
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации.
Уровни–по аналогии с п. 3.1.1.
1

5

10

Наблюдение.
3.2. Учебно-коммуникативные умения:
3.2.1. Умение слушать и слышать педагога.
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога.
Уровни–по аналогии с п. 3.1.1.
1

5

10

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:
3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место.
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и
убирать его за собой.
Уровни–по аналогии с п. 3.1.1.
1

5

10

3.3.2. Умение аккуратно выполнять работу.
Аккуратность и ответственность в работе.
Уровни–по аналогии с п. 3.1.1.
1

5

10

Приложение 2.
Мониторинг личностного развития.
Показатели (оцениваемые параметры).
Критерии. Степень выраженности оцениваемого качества.
Возможное количество баллов.
Методы диагностики.
I.Организационно-волевые качества.
1.1. Терпение.
Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного
времени, преодолевать трудности:
- терпения хватает меньше чем на ½ занятия;
-терпения хватает больше чем на ½ занятия;
-терпения хватает на все занятие.
1

5

10

Наблюдение.
1.2. Воля.
Способность активно побуждать себя к практическим действиям:
-волевые усилия ребенка побуждаются из вне;
- иногда самим ребенком;
-всегда самим ребенком.
1

5

10

1.3. Самоконтроль.
Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия):
- ребенок постоянно находится под воздействием контроля извне;
- периодически контролирует себя сам;
-постоянно контролирует себя сам.
1

5

10

II. Ориентационные качества.
2.1. Самооценка.
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям:
-завышенная;
-заниженная;
-нормальная.
1

5

10

Анкетирование.

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении.
Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы:
-интерес к занятиям продиктован ребенку извне;
-интерес периодически поддерживается самим ребенком;
-интерес постоянно поддерживается самим ребенком.
1

5

10

Тестирование.
III. Поведенческие качества.
3.1 Конфликтность.
(отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия);
Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации:
-периодически провоцирует конфликты;
-сам в конфликтах не участвует, старается их избежать;
-пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.
1

5

10

Тестирование.
3.2 Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) Умение
воспринимать общие дела, как свои собственные.
-избегает участия в общих делах;
-участвует при побуждении из вне;
-инициатива в общих делах.
0

1

Наблюдение.

5

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».