Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «ВИА» создана как основной нормативный документ, регламентирующий образовательный процесс в объединении. Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных документов: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 8. Устав муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание». 9. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Актуальность - Комплекс новых художественных средств выразительности, зрелищная исполнительская манера артистов вокальноинструментального ансамбля (ВИА) представляют собой очень живой и динамичный способ творческого музицирования, специфической особенностью которого является совместное групповое исполнение на музыкальных инструментах, возможность индивидуальной и коллективной импровизации и активного диалога с аудиторией. Самое главное, что ВИА – это творческая лаборатория, где постоянно идет эксперимент: от подбора по слуху простейшего аккомпанемента к песне до создания собственного музыкального материала. Потребность в вокально-инструментальном музицировании связана с таким важным для подростка фактором, как общение. Современная поп, рок музыка пользуется большой популярностью среди подростков. А значит, является реальным средством решения проблемы свободного времени и отличной профилактикой по борьбе с наркоманией, алкоголизмом, хулиганством среди подростков. Педагогическая целесообразность - В процессе освоения программы решаются важные вопросы музыкально – эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия по данной программе позволяют развить у учащихся интерес к современной музыке, и потребность в творчестве; сформировать музыкальный слух, развить музыкальный ритм и чувство лада; научить умению работать в коллективе. Программа создаёт условия для становления душевно здоровой и социально мобильной личности, обладающей высокой нравственностью и устойчивой мотивацией к познанию и творчеству. Отличительные особенности программы от уже существующих: Идея не столько узко профессионального развития (для этого существуют специальные учебные заведения), а скорее, как средство отвлечь детей, подростков от «улицы». Своё собственное творчество, как ничто другое, является сильнейшим средством профилактики разного рода негативных влияний. Человек занят важным и интересным для него делом. В процессе общения со своими коллегами по коллективу формируется среда единомышленников. Учащиеся становятся друзьями, соавторами. Поскольку ВИА коллективный вид творчества, то появляется зависимость друг от друга. Это формирует этику общения взаимного уважения, ощущение своей необходимости. По данной программе могут заниматься дети с разными музыкальными данными и способностями. Учебно-тематический план предполагает учет индивидуальных возможностей ребенка, его возрастных и психологических особенностей. Для обучающихся с недостаточным развитием музыкальных способностей, требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными данными. Адресат программы: программа составлена для детей 9-17 лет, предполагает получение детьми до профессионального музыкального образования. Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для дальнейшей профессиональной деятельности школьников и реализации своих творческих способностей. Программа доработана с основой на результативность, и опыт работы в условиях Центра «Воспитания». Программа ВИА рассчитана на 1 год обучения: Базовый уровень 1 год 140 ч. Занятия проводятся группами по 15 человек. Формы занятий: теория и практика соединяются на каждом занятии, сюда включены уроки по теории музыки, гармонии, слушание музыки, разбор музыкальных песен и партий, обучение игре на различных инструментах, отработке вокальных и ансамблевых навыков, постановка голоса, подбор материала по слуху, импровизация. Содержание программы базового уровня постепенно усложняется: обучение включает в себя общие занятия по музыкальной тематике, теорию музыки, индивидуальные и индивидуально-групповые занятия игры на инструментах, вокал, концертная деятельность. Язык программы – русский. 1.2. Цель и задачи программы: Цель программы: развитие музыкальных способностей и формирование музыкальной культуры для осуществления социально-значимой творческой деятельности через вокально-инструментальное исполнительство. Задачи программы: Обучающие: -формировать знания об инструменте, практическое освоение его; - познакомить с теорией музыки; - дать представление о том, как создаётся музыкальное произведение; - формировать знания о жанрах и стилях музыки; - научить определять составляющие стиля. Воспитательные: -воспитывать такие качества, как усидчивость, внимательность, терпение, ответственность, умение выстраивать взаимоотношения в коллективе. Развивающие: - развитие творческих способностей участников ансамбля; - достигать максимально возможного исполнительского уровня; - реализовывать творческий и исполнительский потенциал в концертной программе. 1.3. Содержание программы: Учебный план. № Название разделов и тем Количество часов Всего Теория Практика Формы занятий Формы аттестации п / п 1 Основы музыкальной грамоты. 16 10 6 Прослушивание, Тест показ 4 40 Показ, занятие по принципу подражание, игра на инструменте Беседа Слушание Показ, игра на инструменте Чтение с листа Самостоят ельное подключен ие и настройка инструмен та Итоговый концерт 2 Индивидуально-групповые 44 занятия на инструменте. 3 Творческие часы 2 4 Групповые занятия на инструментах. 75 2 73 Работа с электроаппаратурой 1 0,5 0,5 Показ Концертные выступления 2 2 Репетиция 5 2 Викторина Импровиза ция Итого: 140 часов /в год. 1.3.1 Содержание программы: 1.Электрогитары (бас, ритм, соло). Теоретические сведения: теоретические сведения основ музыкальной грамоты; знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство; настройка; положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук, звуковое извлечение, строй, принципы построения аккордов; правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение, возможности электрогитары; игра медиатором; ритмические рисунки и солирующие партии электрогитары. Практическая работа: аккорды и способы их извлечения; приемы игры правой руки (баррэ, арпеджио, игра медиатором); функции бас - гитары, ритмгитары в ансамбле; виды игры на гитарах (бас и ритм- гитарах); аккордовые и гаммаобразные упражнения; солирующие партии инструментов в ансамбле; подбор по слуху отрывков музыкальных композиций и фрагментов песен; импровизация и элементы джаза. 2.Ударные инструменты (малый барабан, хетт, большой барабан). Теоретические сведения: знакомство, устройство, уход и расположение инструментов на концертных выступлениях; основы музыкальной грамоты и нотация для ударных инструментов. Возможности инструмента (партии для малого, большого барабана, хетта); координация рук и ног; правила эксплуатации инструмента. Практические занятия: упражнения для развития рук, координации движений при игре; упражнения для малого барабана (одиночные удары); упражнения для большого барабана и хетта (с ускорением); ритмические рисунки с ускорением принципы игры на ударных инструментах; игра совместно с инструментами ансамбля; солирующие партии ударных инструментов в музыкальных композициях; подбор по слуху ритмических рисунков; импровизация, создание собственного стиля игры на инструменте. 3. Клавишные инструменты. Теоретические сведения: основы гармонии и музыкальной грамоты; устройство клавишных инструментов; приемы игры на клавишных инструментах в ансамбле; уход и правила эксплуатации клавишных инструментов. Практические занятия: приемы игры одной, двумя руками; клавишные переключения; упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на инструменте; создание собственного стиля игры (элементы импровизации, джаза); развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского мастерства. 4. Групповые занятия на инструментах. Теоретические сведения: основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии. Практические сведения: ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства. Творческие часы: диспуты, дискуссии, занятия по сплочения коллектива; творческие задания по темам учебно-воспитательного плана; беседы по манерам поведения на сцене и правилам исполнительского мастерства; 5. Работа с электроаппаратурой: уход и эксплуатация музыкальных инструментов; настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; ревизирование соединительных шнуров, штекеров. 5. Концертная деятельность (творческие отчеты) Теоретические сведения: основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене; понятие об ансамбле; Практические занятия: участие в текущих выступлениях и отчетных концертах; 1.4. Планируемые результаты Личностные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы: - установка на здоровый образ жизни; - ориентироваться в мире ценностей культуры и музыки; - ориентироваться в правах и обязанностях как члена коллектива; - наличие интереса (мотивации) к занятию музыкальным творчеством; - участвовать в обсуждении учебных и творческих проблем; - планировать время на выполнение творческих задач; - соблюдать дисциплину и знать правила поведения; - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в общении со сверстниками. Метапредметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы: - правильно выполнять творческие задания; - владеть дыханием, голосом, телом, эмоциями; - владеть речевым и словесным действием; - сочетать вокал со сценическим движением; наблюдать, анализировать, запоминать, воплощать; - раскрепощаться и чувствовать сценическое пространство, взаимодействуя с партнерами. Предметные результаты: - владеть артикуляционной гимнастикой, дыхательным и речевым аппаратом; - выполнять задания на развитие воображения, фантазии, памяти; - запоминать песенный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; - находить верное поведение в предлагаемых обстоятельствах; - выполнять задания на раскованность, на координацию движения; - уметь сочетать вокал со сценическим движением; -уметь раскрепощаться перед публикой и взаимодействовать с коллективом; - знать простейшие законы сцены и начальные основы вокального мастерства. К концу обучения по программе учащиеся должны: Знать: - Построение формы произведения. – Выразительные средства. - Построение вокального и инструментального контрапункта. - Принципы гармонизации мелодии. - Элементы импровизации. - Основы композиции. Уметь: - Выстраивать форму произведения. - Пользоваться музыкальными выразительными средствами. - Строить вокальный, инструментальный контрапункт. - Делать аранжировки для конкретного состава ансамбля. - Сочинять мелодию на заданную гармонию. - Гармонизировать аккордами мелодию. - Владеть синтезом навыков пения и аккомпанемента. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1.Учебный график. № занятия Наименование раздела, темы Основы музыкальной грамоты. Количество учебных часов всего теория практика 16 10 6 1-2 Инструктаж по технике безопасности в музыкальном кабинете. Основы музыкальной грамоты. 2 3-4 Знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство. 2 5-8 Настройка. 2 2 9-12 Положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук, звуковое извлечение, строй. 2 2 13-16 Аккорды и способы их извлечения. 2 2 4 40 Нотация для ударных инструментов. Упражнения в пределах 1-3 ладов. Упражнения для развития рук при игре на ударных инструментах. 1 10 Приемы игры на клавишных инструментах. 1 1 Индивидуально-групповые занятия на инструменте 17-27 28-29 44 30-31 Упражнения в пределах 1-3 ладов. Упражнения для малого барабана. 32-33 Клавишные переключения. Упражнения для большого барабана и хетта (с ускорением). Упражнения для правой и левой рук на клавишных. Гитара- игра в пределах 1-3 ладов. 34-38 2 1 1 1 4 39-44 Упражнения в пределах 1-3 ладов. Выработка навыка. 6 45-50 Упражнения для правой и левой рук. Основы ансамблевой игры. Функции каждого инструмента. 6 Основы ансамблевой игры, функции каждого инструмента, совместная игра на инструментах. Музыкальная оправданность применения различных спецэффектов. Ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков. 6 51-56 57-60 Творческие часы (включая беседы, слушание музыки) 4 2 2 61 Осенний калейдоскоп слушание Времена года, экскурсия в Городской парк, беседа Осень и музыка 1 62 Прослушивание авторских произведений. Викторина Я и музыка 1 Групповые занятия на инструментах. 63-79 80-81 Теоретические сведения основ музыкальной грамоты. Позиции аккордов. Аккорды и способы их извлечения. Буквенные обозначения. Нотация для ударных инструментов. Основы гармонии и музыкальной грамоты для клавишных. 75 2 73 1 16 1 1 82-87 Позиции аккордов ритм и соло гитара 6 88-93 Упражнения в пределах 1-3 ладов Ритмические рисунки с ускорением – ударные. 6 94-110 Освоение различных видов игры на инструменте. 17 111 Клавишные переключения. 1 112 Основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене. 1 113 Солирующая роль инструментов и вокальной партии. 1 114-128 Индивидуальное исполнение простых упражнений и музыкальных отрывков. 15 129-136 Совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением. 8 137 Занятия для сплочения коллектива. Ансамблевое исполнение простых музыкальных произведений. Работа с электроаппаратурой. 1 138 139-140 Уход и эксплуатация музыкальных инструментов. Настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном. Ревизирование соединительных шнуров, штекеров. Концертные выступления. Подготовка к отчетному концерту. Отчетный концерт. 1 2 0,5 0,5 0,5 0,5 2 2 2.2. Условия реализации программы Материально- техническое оснащение ВИА должно соответствовать определенным нормам и требованиям. Инструменты ансамбля необходимо подбирать хорошего качества, соответственно с современными запросами общества. Оснащение ВИА должно быть следующее: акустическая гитара (2-4 шт.); электрогитары (бас и ритм, соло- гитара); ударная установка (бас- бочка, хетт, малый барабан, альтовый барабан, тарелки); клавишные инструменты (электросинтезатор); микрофоны (4-6 шт.); микшерный пульт, усилители, колонки (мощностью 30- 250 Вт), монитор (2 шт.), наушники, стереомагнитофон, комбоусилитель для гитар (6 шт.); стойки для микрофонов (2-3 шт.). Группа базового уровня обучения включает -15 человек и может делится на два состава. Аудитория проведения занятий должна быть звукоизолирующей, инструменты тщательно настроены, звучание умеренное. Проверкой эффективности усвоения программы являются творческие отчеты, публичные выступления, участие в мастер- классах, концертная деятельность. Правильно подобранный репертуар группы способствует формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса, техническому росту коллектива, определяет его лицо и в целом профессиональное самоопределение. 2.3. Формы аттестации Для проверки освоения программы используются следующие формы контроля: вводный - прослушивание текущий - наблюдение; - тестирование; - публичные выступления; - концертная деятельность; - отчетное мероприятие промежуточная аттестация - Исполнение разученного произведения 2.4. Оценочные материалы Для занятий студии ВИА отводится класс, желательно с хорошей звукоизоляцией, где учащиеся уже на начальном этапе обучения могут почувствовать себя уютно, спокойно. Для музыкального сопровождения занятий используются CD-записи, фонограммы. Занятия проходят в свободной, раскрепощенной атмосфере, направленной на создание психологически комфортных условий, где ребенок может максимально выразить свои эмоции, раскрыть свой творческий потенциал. Учебно-методический комплекс- педагогические методики и технологии. Форма проведения занятий – рассказ, показ учителя, беседа, практическое занятие, репетиция, репетиция в ансамбле, выступление. Раздаточный материал (тексты песен, табулатуры, распечатанные схемы, правила техники безопасности при работе с электромузыкальным инструментом, усилительной аппаратурой). Дидактический материалы и техническое оснащение занятий: конспекты занятий, карточки с аккордами, фотографии авторов-исполнителей, презентации, подборка дисков, сборники с текстами песен. Учебные видеофильмы (видеофильмы о ярких представителях популярной песни, песни из мультфильмов. Записи выступлений музыкантов разных стилей и жанров). 2.5. Методические материалы Аудиокаталог (подборка дисков, звуковые записи используемых произведений). Звукоизолированное помещение, оборудованное электромузыкальной и голосовой усилительной аппаратурой (акустическая гитара (2-4 шт.), электрогитары (бас и ритм, соло-гитара), ударная установка, клавишные инструменты (синтезатор); микрофоны (2-4шт.); микшерный пульт, усилитель, колонки (мощностью не менее 150 Вт), монитор, 3. Список литературы: Для педагога: 1. Блюзовая гитара: Учебное издание / Сост. Бровко А., под ред. Полонейчик И.Л. - Минск.: MПП Наступны крок, 1993 г. - 31 с. 2. Виноградов, К.П. Работа над дикцией в вокальном ансамбле / К.П. Виноградов. - М.: Музыка, 2007. - 266 с. 3. Готсдинер, А.Л. Дидактические основы музыкального развития учащихся / А.Л. Готсдинер // Вопросы музыкальной педагогики. - 2005. № 1. - С.29-32. 4. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В. Емельянов. - 5-е изд., стер. – СПб.: Лань; Планета музыки, 2007. 5. Емельянов, В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическое пособие / В.В. Емельянов - Л: 1994. - 58 с. 6. Окунев, А.А. Урок? Мастерская? Или… / А.А. Окунев. – СПб.: Просвещение, 2001. – 304 с. – Книжная полка учителя. 7. Способин, И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных училищ / И.В. Способин – М.: Кифира, 1994. -203 с. Для учащихся: 1. Блюзовая гитара: Учебное издание / Сост. Бровко А., под ред. Полонейчик И.Л. - Минск.: MППНаступны крок, 1993. - 31 с. 2. Виноградов, К.П. Работа над дикцией в вокальном ансамбле / К.П. Виноградов. - М.: Музыка, 2007. - 266 с. 3. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н.Б. Гонтаренко. – изд. 2-е – Ростов: Феникс, 2007. 4. Егоров, Т. Ритмические упражнения для малого барабана / Т. Егоров, В. Штейман - 39 с. 5. Исаева, И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей / И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007. 6. Ларичев, Е.Д. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / Е.Д. Ларичев М.: Музыка, 1984. — 95 с. 7. Попов, С. Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста / С. Попов.– М.: Guitar Collede, 2003. – 128 с.: ил. 8. Рок-гитара для тинэйджеров: Самоучитель/Сост. С.В. Седых, К.О. Смолин, 2002. – 64 с. 9. Способин И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных училищ / И.В. Способин – М.: Кифира, 1994. -203 с. 10. Энциклопедия для юных музыкантов / Авторы – сост. И.Ю. Куберский, E.B. Минина - СПб.: ТОО Диамант, ОООЗолотой век, 1996. - 576 с. 11. Яшнев, В.И. Первые шаги гитариста / В.И. Яшнев, Б.Л. Вольман.–изд.7-е 11. Ровнер В. «Работа самодеятельного вокального ансамбля», Сб-П.,1983г. 12. Огородников Д.«Воспитание певца в самодеятельном ансамбле», К.,1980 г. 13. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аксенов А. М., 1999г. 14. Самоучитель игры на гитаре и электрогитаре для начинающих. Фил Капоне , 2008 г. 15. "Школа игры на гитаре" , А. Л. Шумидуба, 2008г. 16. "Шаг за шагом". Автор: Фредерик Ноуд, 2006 г. (Москва) 267 страниц. 17. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ{Текст}/ Л.Н. Буйлова, Молодой ученый. – 2015 18. Буйлова Н.С. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время- новые подходы. Методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России. 2015. 9. Интернет ресурс.