Рабочая программа Азбука туризма

1. Пояснительная записка

1.

Направленность дополнительной
общеразвивающей программы

Туристско-краеведческая

2.

Уровень сложности дополнительной Базовый
общеразвивающей программы

3.

Особенности обучения в текущем
учебном году по дополнительной
общеразвивающей программе
Изменения
содержания,
необходимые для обучения в текущем
учебном году и их обоснование
(информация
об
изменении
содержательной
части
дополнительной общеразвивающей
программы, обоснование изменений
(причины замены тем)

4.

5.

6.

Особенности организации
образовательного процесса по
дополнительной общеразвивающей
программе с указанием:
-количества учебных часов по
дополнительной общеразвивающей
программе;
-количества учебных часов согласно
расписанию;
-информации об изменении сроков
и/или времени изучения отдельных
тематических блоков (разделов,
модулей) с указанием причин и
целесообразности изменений,
описание резервов, за счет которых
они будут реализованы
Цель рабочей программы на
текущий учебный год для
конкретной учебной группы
Задачи на текущий учебный год для
конкретной учебной группы

Общее количество часов за год обучения - 72.
Занятия
проводятся
2
раза
в
неделю
продолжительностью 1 ч.

Целостное развитие
личности
ребенка
средствами познавательно-оздоровительного,
краеведческого
туризма
Оздоровительные:
-создавать условия для укрепления здоровья
детей, закаливания организма, активного отдыха;
-расширять адаптационные и функциональные
возможности детей;
Образовательные:
-способствовать формированию первичных
представлений о малой Родине, о
социокультурных ценностях нашего народа,

устойчивого интереса к природе родного края, к
окружающему миру;
-содействовать освоению знаний в области
физической культуры, туризма, краеведения,
необходимых для успешной социализации
ребенка;
Воспитательные:
-воспитывать ценностное отношение к миру
природы, культурно-историческому наследию,
потребность в здоровом образе жизни;
-способствовать установлению дружеских,
межличностных отношений, формировать
готовность ребенка к совместной деятельности со
сверстниками.

7.

Режим занятий в текущем учебном Занятия проводятся два
году (указать продолжительность и продолжительностью 1 час
количество занятий в неделю со всеми
вариантами и обоснованием выбора
варианта,
продолжительность
учебного часа, если она отличается от
академического часа)

8.

Формы занятий (пояснить, чем
обусловлен выбор конкретных форм
учебных занятий и их сочетание
между собой)

Экскурсии, беседы, игры, развлечения, досуги.
практические занятия в кабинете, на местности,
ПВД.

9.

Ожидаемые результаты в текущем
учебном году и форма проведения
промежуточной и итоговой
аттестации

Ребенок приобретает хорошую физическую форму
(повышается индекс показателей здоровья детей).
Ребенок не испытывает тревожности по
отношению к природе; проявляет
любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей;
способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, вступать в свободную
коммуникацию со взрослыми и сверстниками.
Обладает установкой на ценностное отношение к
объектам культурно-исторического наследия и

2

раза

в

неделю

природе родного края, элементарной
экологической культурой.
Показатели уровня компетентности
(подготовленности) дошкольника в области
туристско-краеведческой деятельности:
-обладает знаниями правил техники безопасности
и личной гигиены в походе;
- имеет представления о различных видах туризма,
пользе туризма для здоровья человека;
- имеет представления о назначении
туристического снаряжения;
обладает знаниями о видах костров и назначении,
о правилах безопасного разведения костров;
имеет представления о растительном и животном
мире родного края;
имеет представления об объектах социокультурной
среды родного города;
владеет знаниями о достопримечательностях
родного города, края;
имеет представления об особенностях физической
подготовки юного туриста, умеет преодолевать
естественные препятствия;
имеет представление о способах оказания первой
медицинской помощи при ранах, кровотечениях;
умеет выполнять правила отдыха на природе.

2. Календарно-тематическое планирование

№ п/п Раздел
программы
I.

Месяц

Тема занятия

Кол-во Форма занятия
часов
Краеведение Сентябрь 1.Мой край родной.
1
Беседа
Мы живем в октябрь 2.Моя родословная.
1
Практическое
России
занятие
3.Семейные традиции.
1
Беседа
4.Страницы истории родного края. 1
Виртуальная
экскурсия
5. Люди,
Мещовск

которыми

6.Достопримечательности
города.

3

гордится 1

Беседа(презент
ация)

родного 2

Рассказ(презен
тация)
Виртуальная
экскурсия

7.Государственная
символика 2
родного города, России.

2

Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Практическое
занятие

11.Экскурсия в музей «Трех цариц»

1

Экскурсия

12.Школьный музей

1

Рассказ(презен
тация)

13.Мещовский
городской
парк
(страницы истории)
14. Экскурсия
в Мещовский
городской парк.

1

Рассказ(презен
тация)

1

Экскурсия

15.Мещовск – Земля Калужская.
Наши памятники-наши герои.

1

Рассказ(презен
тация)

16.Закрепление
материала

пройденного

1

Практическое
занятие

17.Краеведческая квест-игра Поход
выходного дня.

1

Игра. Поход

8.Животные и растения родного
края.

10.Краеведческая викторина

20
II.

«Туризм.ОБЖ Ноябрь»
январь

1. Что такое туризм и кто такие
туристы

1

Беседа

2. ТБ на занятиях и в походе.

2

3. Правила дорожного движения на
прогулке и экскурсии.

2

4. Групповое туристское снаряжение

2

5.Личное туристское снаряжение

2

Практическое
занятие
Беседа
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие

4

6. Собираемся в поход
рюкзачка)

(сборка

2

и

2

7. Питание на прогулке
туристском походе.

в

8.Питьевой режим.

2

10.Основные виды костров.

2

11.Готовим туристский обед.

2

12. Туристские должности в группе

1

13.Туристские узлы.
туристских узлов.

Назначение

1

ночлега.

2

15. Стороны света (знакомство с
компасом).

1

16. Что такое карта и как ее читать.

1

17. Учимся ориентироваться
местным признакам.

2

14.
Организация
Туристическая палатка.

по

Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Беседа
Беседа,
практическое
занятие
Беседа,
практическое
занятие
Беседа,
практическое
занятие, игра
Беседа,
практическое
занятие
Презентация,
практическое
занятие

18. Что делать если заблудился.

1

Беседа, игра

19. Законы
природы.

охране

1

20.Вместе весело шагать (игры на
маршруте, в походе)

2

Презентация,
практическое
занятие
Игра,
практическое
занятие

туриста

5

по

III.

IV.

Основы
гигиены
сохранение
здоровья
туриста

Общая
физическая
подготовка

Февраль
и март

Апрель
май

21.Закрепление материала

1

22.Туристический квест.

1

Опросвикторина
Игра

1.Береги здоровье смолоду

33
1

Беседа

2. Личная гигиена туриста

1

Беседа
(презентация)

3. Как действовать в случае травмы.

2

4. Основные приемы оказания
первой доврачебной помощи при
ушибах, порезах.

2

Презентация,
практическое
занятие
Рассказ,
практическое
занятие

5.Дидактические
игры
туристической тематике
Закрепление материала

3

Игры

1

Опрос,
практическое
занятие

по

1.В здоровом теле – здоровый дух.
Почему туристу надо быть здоровым
и сильным.

10
1

2.Упражненияв ходьбе и беге, для
рук и ног.

2

2. Упражнения с мячом и скакалкой.
Метание в цель и на дальность.
3.Туристская эстафета.

2

4. Подвижные игры с туристской
тематикой
6.Туристская полоса препятствий.

1
2

1

9
72

Итого:

6

Беседа

Рассказ,
практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Игра.
Практическое
занятие
Игра.
Практическое
занятие

Список литературы:

1. Большакова Л.И. Воспитание у детей любви к родному краю //
Детство.Отрочество.Юность.2014.№5/6.С.1-6.

2. Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности
старших дошкольников: Методические рекомендации.М.,1992.

3. БочароваН.И. Туристские прогулки в детском саду:пособие для
практических

работников

дошкольных

образовательных

учреждений. М.,2004.

4. ВодолажскаяИ.А. Программа занятий кружка«Мир вокруг нас»
для

подготовительных

краеведческая
школьников.

групп

деятельность

детского

дошкольников

Образовательные

1996,с.23-25.Глазырина

Л.Д,

сада//Туристскои

программы.
Овсянкин

младших

Вып.1.Омск

В.А.

Методика

физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие
для

5. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие
игры и развлечения с детьми.М.,2002.

6. ЗавьяловаТ.П. Дошкольный туризм: проблемы,
решения//Физическая

культура:

поиски,

воспитание,

образование,тренировка.2001.№2.

7. ЗавьяловаТ.П. Организация и методика использования средств
туризма

в

физическом

воспитании

дошкольников

6-

7лет//Физкультурное образование Сибири. 2001.№1(15).С.1522.

8. Завьялова Т.П. Программа двигательной и познавательной
деятельности с использованием средств туризма «Туристята»
(для

подготовительной

к

школе

группы)//Дошкольное
7

воспитание. 2003.№8,с.50—53.

9. Завьялова Т.П.Туризм в детском саду:новые возможности,
новые решения: учебно-методическое пособие. Тюмень,2006.

10. Земскова-Названова Л. И. Люби и знай родной свой край:
занятия по краеведению с малышами. М.,2006.

11. Колбовский Е.Ю.Экологический туризм и экология туризма.М.,2011
12. КупринаЛ.Е.Азбука туриста-эколога.М.,1991.
13. Листок на ладони: методическое пособие по проведению
экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания
дошкольников. СПб.,2005.

14. Патриотическое

воспитание

дошкольников

средствами

краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации
государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2001-2005 гг.» 2-еизд. М.,2004.

15. Петин

А.Н.

Экологические

основы

экскурсионной

и

рекреационной деятельности. Белгород, 2012.

16. Сборник официальных документов по детско-юношескому
туризму, краеведению и летнему отдыху детей.М.,1995.

17. Шибаев А.С. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и
времени?

Умеете

ли

вы

предсказывать

погоду?

Программированные задания. М.,1996.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».