Чудеса в пробирке 2

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Воспитание»
Утверждаю:
Приказ №107-од от 31.08. 2023 г
Директор Центра «Воспитание»
Титова

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
от 31.08.2023 г.,
протокол № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Чудеса в пробирке»
Тип программы: модифицированный
Базовый уровень
2 год обучения
2 группа

Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 2 года

Автор - составитель:
Пименова Светлана Николаевна
педагог дополнительного образования
соответствие занимаемой должности

Мещовск, 2023

Пояснительная записка
Актуальность, практическая значимость и новизна программы.
Знания, получаемые в школе по химии,

мы не очень часто

повседневнойжизни,

связали

конечно,

если

мы

не

используем

в

с химией

в

свою жизнь

профессиональном плане. Тем
не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире,
так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей
Земле.Благодаря

этому мы

процессыжизнедеятельности

узнаем,

каким

организма,

образом

да

и

в

эти

вещества

целом

на

влияют
саму

на

жизнь

человека.Предлагаемая программа имеет значение в развитии и формировании у
обучающихсяпредставления о мире химии на основе полученных химических знаний.
Подходы к построению и отличия от существующих программ
Программа «Чудеса в пробирке» составлена на основе следующих программ: «Химия
длялюбознательных» (Дахова Л.Н. педагог дополнительного образования г. Волхов);
«Юныйхимик» (Козицкая О.А. педагог дополнительного образования г. Симферополь).В
процессе изучения данного курса обучающиеся совершенствуют практическиеумения,
способность ориентироваться в мире разнообразных химических веществ,осознают
практическую

ценность

дляобразованного

химических

человека.

неотъемлемойчастью

знаний,

Решение

химического

задач

их

общекультурное

различного

образования,

значение

содержания

воспитывает

у

является

обучающих

трудолюбие,целеустремленность, способствует формированию навыков логического
мышления.
Новизна заключается в следующих аспектах деятельности:
Данная программа важна потому, что она охватывает теоретические основы химии
ипрактическое

назначение

химических

веществ

в

повседневной

жизни,

позволяетрасширить знания обучающихся о химических методах анализа, способствует
овладениюметодиками исследования. Курс раскрывает перед обучающимися интересные
и важные стороныпрактического использования химических знаний.Практическая
направленность
программы

изучаемого

позволяет

материала

обучающемуся

делает
любого

программу актуальной.Содержание
уровня

включиться

в

учебно-

познавательный процесс на любом этапе деятельности.Экспериментальная работа
поможет обогатить

учащихся наблюдениямимногообразных химических явлений,

приучить их к самостоятельной работе влаборатории и правильному выполнению
разнообразных лабораторных опытов.
Преподавание ведётся на русском языке.
Программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14.Санитарноэпидемиологические правила и нормативы…») (Зарегистрировано в Минюсте России
20.08.2014г. №33660).
Педагогическая целесообразность
Учащиеся 12-15 лет находятся на этапе поиска области, в которой они хотят больше
получить знаний, научиться основам исследовательской деятельности, умения работать в
коллективе, оспаривать свою точку зрения. Дополнительная общеразвивающая программа
«Чудеса в пробирке» составлена с учётомцеленаправленной подготовки школьников к
сдаче ОГЭ, систематизации иуглублению знаний и умений учащихся на уровне,
предусмотренном новымстандартом образования (ФГОС).
Отличительные особенности программы
Значительная роль в программе отводится химическому эксперименту. На занятиях
выполняются занимательные и исследовательские лабораторные опыты, которые не
всегда могут провести учащиеся в рамках школьной программы. Химический
эксперимент применяется учащимися для усвоения новых знаний, постановки перед ними
познавательных проблем. Решение их с использованием эксперимента ставит учащихся в
положение исследователей, что, как показывает практика, оказывает положительное
влияние на мотивацию изучения химии.
Следующей важной особенностью программы является учебно-исследовательская
деятельность

учащихся,

организованная

через

индивидуальные

образовательные

маршруты. Учебно-исследовательская деятельность имеет особое значение еще и потому,
что занятия проходят не только в стенах кабинетов и лабораторий, но и в природных
условиях, где учащиеся проводят наблюдения, отбор проб, сбор материала для
экспериментальных

исследований.

Результатом

такой

деятельности

являются

выполненные учащимися исследовательские работы, проекты, доклады, рефераты,

которые учащиеся представляют на научно-практических конференциях, круглых столах
и других мероприятиях различных уровней.
Адресат программы
Программа ориентирована на учащихся среднего школьного возраста (12-15лет),
обучающихся 7– 9 классов и рассчитана на 2 года обучения. Отбор в группы производится
на основе собеседования. Приоритетнымоснованием для зачисления в группу является
интерес к химии. Для успешного освоения программы численность детей в каждой группе
должна составлять не более 16 человек.
Объем программы
Количество часов – 36ч. в год, по 1 часу для обучающихся 2 года обучения.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у учащихся средних классов научной картины мира,
повышение уровня теоретической и экспериментальной химической подготовки.
Задачи программы:
Образовательные
-научиться решать усложненные задачи, пропагандировать химические знания среди
учащихся;
-формировать практические навыки проведения исследовательской работы и обращения с
химическими веществами;
-формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;
-формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
-формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического
эксперимента;
-продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в
достижении цели, креативных способностей учащихся;
-продолжить формирование коммуникативных умений;
-формирование презентационных умений и навыков;
- на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на
выбор профессии, связанной с химическим производством.
Развивающие
- развивать умение наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе,
лаборатории, повседневной жизни;
-сформировать у учащихся представление о целостной естественнонаучной картине мира,
способствовать развитию системного мышления и всестороннего развития личности;
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Воспитательные

- способствовать развитию умений работать в группе, обсуждать план и ход, результаты
эксперимента, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- помочь учащемуся стать человеком нравственных убеждений, формироватьориентацию
на дальнейшие жизненные перспективы и поиск своего места в них.
Сроки реализации, формы организации учебной деятельности Форма обучения: очная.
Возраст учащихся: 12 - 15 лет (7-9 класс).
Сроки реализации программы: 2 года.
Общая трудоемкость программы: 36 часов аудиторных занятий за 2 год обучения.
Режим занятий: 1 час в неделю для группы 2 года обучения.
2 год обучения
Раздел «Периодический закон и Периодическая системахимических элементов
Д.И.Менделеева. Строение атома» - 5 ч
Раздел «Растворы» - 5 ч
Раздел «Металлы и их соединения» - 7 ч
Раздел «История химии. Этапы в изучении газов» - 1 ч
Раздел «Галогены» - 2 ч
Раздел «Кислород, сера» - 4 ч
Раздел «Азот, фосфор» - 4 ч
Раздел «Углерод, кремний» - 2 ч
Раздел «Химические реакции вокруг нас» - 3 ч
Раздел «Учебно-исследовательская работа» - 3 ч
Формы организации образовательной деятельности и виды занятий:
С учётом инновационных технологий предусмотрены следующие
формызанятий:

лекции,

беседы,

семинары,

практические

методы

работы,

и

научно-

исследовательскиеработы, видеофильмы, предметные олимпиады,химические турниры и
конкурсы, решение задач, проверочные работы, тесты.Для активизации познавательного
интереса учащихся применяются следующиеметоды: использование информационнокоммуникативных технологий (показ готовыхкомпьютерных презентаций в PowerPoint,
составление обучающимися компьютерныхпрезентаций в программе PowerPoint, работа в
сети Интернет). Формы организации деятельности на занятиях: фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на два учебных года, в количестве 108 часов. Состоит из 10
разделов в первый год обучения: теоретической части 39 часов, практической 33 часа.
Состоит из 11 разделов во второй год обучения: теоретической части 24 часа,
практической 30 часов. Занятия по 1,5 часа в неделю для каждой группы. Итого 3 часа для
двух групп.
Уровень освоения программы

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

реализуется

настартовом ибазовом уровне.
№ п\п

Уровень сложности

Количество часов

2 год

базовый

36 часов

Режим занятий
Год

Продолжительность

Периодичность

Кол-во

Кол-во

Количест-

обучения

занятий

в неделю

часов в

часов в

венный

неделю

год

состав

1 час

36

15 чел.

2 год

1 час

1 раз

Календарный учебный график 2 года обучения
№п/п
1

1.1.

1.2.
1.3.

2
2.1.
2.2.

2.3.
2.4.

3
3.1.

3.2.
3.3.

Название раздела/темы
Периодический закон и
Периодическая
система
элементов
Д.И.Менделеева. Строение
атома
Периодический закон и
Периодическая
система
элементов
Д.И.Менделеева. Масса и
размер атомов. Структура
атомов.
Периодическое изменение
свойств атомов элементов.
Составление электронных
схем атомов элементов
главных подгрупп.
Растворы
Массовая доля вещества в
растворе.
Электролитическая
диссоциация. Диссоциация
кислот, оснований, солей в
водных растворах.
Реакции в растворах
электролитов.
Приготовление растворов
заданной
процентной
концентрации.
Металлы и их соединения
Расположение металлов в
Периодической системе
Д.И.Менделеева.
Особенности строения
атомов металлов.
Химические свойства
металлов.
Коррозия.
Причины
и

Всего
5

Количество часов
Теория
Практика
3
2

1

5

1

1

1

1

3

2

1
1

1

1
1

7

2

5

1

1
1

Дата

3.4.
3.5.
3.6.
3.7.

4
4.1.

5
5.1.

5.2.
6
6.1.

6.2.
6.3.
7
7.1.

7.2.
7.3.
7.4.
8
8.1.

8.2.
9
9.1.
9.2.
9.3.

последствия коррозии.
Металлы главных
подгрупп и их соединения.
Металлы побочных
подгрупп и их соединения.
Сравнение
химической
активности металлов.
Роли металлов в нашей
жизни.
Занимательные
опыты.
История химии Этапы в
изучении газов и растворов
Изучение состава воздуха.
Открытия Д. Резерфорда, А
Лавуазье,
Г.Кавендиша.
Развитие теории горения.
Галогены

1
1
1
1

1

1

2

Физические и химические
свойства галогенов и их
соединений.
Галогены и их соединения.
Кислород, сера

1

1
4

и

1
1

Элементы подгруппы
кислорода. Аллотропия
кислорода и серы.
Соединения серы.
Кислород, сера
соединения.
Азот, фосфор

1

2

2

1

1

1
их

1
4

2

Элементы подгруппы
азота. Аллотропия
фосфора. Физические и
химические свойства.
Аммиак, соли аммония.

1

Азотная
и
фосфорная
кислоты, их соли.
Азот,
фосфор
и
их
соединения.
Углерод, кремний

1

Оксиды
углерода
и
кремния. Угольная кислота
и ее соли. Кремниевая
кислота. Силикаты.
Углерод, кремний и их
соединения.
Химические
реакции
вокруг нас
Доклады учащихся по
выбранным темам
Доклады учащихся по
выбранным темам
Показ демонстрационных
опытов.

2

1

1
2

1

1

1

1
3

3
1
1
1

10
10.1.

Учебно-исследователь-ская
работа
Подбор тем и литературы

3

1

2

1

для написания творческих
работ.
10.2.

Проведение исследований,

1

вычислений и подведение
итогов исследовательских
работ.
10.3.

Конференция по химии.

1

Итого

36

16

20

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение

Информационное обеспечение

Мультимедийная

Презентации

проекционнаяустановкаЛабораторное

Диски

оборудование

Сайты интернета

Принтер черно-белый
Список литературы для педагога
1. Адамович "Сборник олимпиадных задач по химии" Минск "Народная газета", 1988
2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.:
Просвещение 1995
3. Асгафуров В. И. "Основы химического анализа" М., "Просвещение" 1986
4. Ахметов Н.С. "Общая и неорганическая химия" М. "Высшая школа" 1988
5. Бердоносое С. С. Менделеева Е А. Химия Новейший справочник - М Махаон. 2006
6. Бухарин Ю. В Химия живой природы - М.: Росмей. 2002
7. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение
8. Вайзман Ф.Л. Основы органической химии. - СПб.: Химия, 1995
9. Глинка Н.Г. Общая химия - Л., Химия, 1988 г
10. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2002.
11. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978
12.

ГусаковА.Х.,

Лазаренко

А.А.

Учителю

химии

о

внеклассной

работе

М.:Просвещение1978.
13. Дорофеев А.И. и др. Практикум по неорганической химии. Учебное пособие. –
Л.:Химия, 1990
14. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999

–

15. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1993
16. Кучерга И.И. и др. Олимпиады по химии: сборник задач. Харьков "Ранок" 2002
17. Николаенко В.К. "Сборник задач по химии" повышенные трудности. М. 1996
18. Ольгин О. М. Опыты без взрывов 3-е изд. - М Химия. 1993
19. Третьяков Ю.Д. и др. Химия и современность: Пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 1985
20. Чертиков И.Н. П.Н. Жуков П.Н. Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988
Список литературы для учащихся
1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:
АСТ-ПРЕСС, 1999
2. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977
3. Кукушкин Н.Н. Химия вокруг нас – М.: Высшая школа, 1992
4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
5. Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1982
6. Ольгин О.Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. М.Дет. лит., 1987
7. Савина Л.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.– М.: АСТ, 1995
8. Смирнов Ю.И Мир химии. Занимательные рассказы о химии – СПб.: ИКФ «МиМ
9. Степин Д.Б.,Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. «ХИМИЯ», М.,
1995
10. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999
11. Штремплер Г.И. Химия на досуге - М.: Просвещение 1993
12. Юдин А. М., В. Н. Сучков. «Химия для Вас». – М.: Химия, 2001.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».