Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание» Утверждаю: Приказ №107-од от 31.08. 2023 г Директор Центра «Воспитание» Титова Рассмотрено на заседании педагогического совета от 31.08.2023 г., протокол № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Чудеса в пробирке» Тип программы: модифицированный Базовый уровень 2 год обучения 2 группа Возраст обучающихся: 12-15 лет Срок реализации: 2 года Автор - составитель: Пименова Светлана Николаевна педагог дополнительного образования соответствие занимаемой должности Мещовск, 2023 Пояснительная записка Актуальность, практическая значимость и новизна программы. Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто повседневнойжизни, связали конечно, если мы не используем в с химией в свою жизнь профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле.Благодаря этому мы процессыжизнедеятельности узнаем, каким организма, образом да и в эти вещества целом на влияют саму на жизнь человека.Предлагаемая программа имеет значение в развитии и формировании у обучающихсяпредставления о мире химии на основе полученных химических знаний. Подходы к построению и отличия от существующих программ Программа «Чудеса в пробирке» составлена на основе следующих программ: «Химия длялюбознательных» (Дахова Л.Н. педагог дополнительного образования г. Волхов); «Юныйхимик» (Козицкая О.А. педагог дополнительного образования г. Симферополь).В процессе изучения данного курса обучающиеся совершенствуют практическиеумения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических веществ,осознают практическую ценность дляобразованного химических человека. неотъемлемойчастью знаний, Решение химического задач их общекультурное различного образования, значение содержания воспитывает у является обучающих трудолюбие,целеустремленность, способствует формированию навыков логического мышления. Новизна заключается в следующих аспектах деятельности: Данная программа важна потому, что она охватывает теоретические основы химии ипрактическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяетрасширить знания обучающихся о химических методах анализа, способствует овладениюметодиками исследования. Курс раскрывает перед обучающимися интересные и важные стороныпрактического использования химических знаний.Практическая направленность программы изучаемого позволяет материала обучающемуся делает любого программу актуальной.Содержание уровня включиться в учебно- познавательный процесс на любом этапе деятельности.Экспериментальная работа поможет обогатить учащихся наблюдениямимногообразных химических явлений, приучить их к самостоятельной работе влаборатории и правильному выполнению разнообразных лабораторных опытов. Преподавание ведётся на русском языке. Программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14.Санитарноэпидемиологические правила и нормативы…») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014г. №33660). Педагогическая целесообразность Учащиеся 12-15 лет находятся на этапе поиска области, в которой они хотят больше получить знаний, научиться основам исследовательской деятельности, умения работать в коллективе, оспаривать свою точку зрения. Дополнительная общеразвивающая программа «Чудеса в пробирке» составлена с учётомцеленаправленной подготовки школьников к сдаче ОГЭ, систематизации иуглублению знаний и умений учащихся на уровне, предусмотренном новымстандартом образования (ФГОС). Отличительные особенности программы Значительная роль в программе отводится химическому эксперименту. На занятиях выполняются занимательные и исследовательские лабораторные опыты, которые не всегда могут провести учащиеся в рамках школьной программы. Химический эксперимент применяется учащимися для усвоения новых знаний, постановки перед ними познавательных проблем. Решение их с использованием эксперимента ставит учащихся в положение исследователей, что, как показывает практика, оказывает положительное влияние на мотивацию изучения химии. Следующей важной особенностью программы является учебно-исследовательская деятельность учащихся, организованная через индивидуальные образовательные маршруты. Учебно-исследовательская деятельность имеет особое значение еще и потому, что занятия проходят не только в стенах кабинетов и лабораторий, но и в природных условиях, где учащиеся проводят наблюдения, отбор проб, сбор материала для экспериментальных исследований. Результатом такой деятельности являются выполненные учащимися исследовательские работы, проекты, доклады, рефераты, которые учащиеся представляют на научно-практических конференциях, круглых столах и других мероприятиях различных уровней. Адресат программы Программа ориентирована на учащихся среднего школьного возраста (12-15лет), обучающихся 7– 9 классов и рассчитана на 2 года обучения. Отбор в группы производится на основе собеседования. Приоритетнымоснованием для зачисления в группу является интерес к химии. Для успешного освоения программы численность детей в каждой группе должна составлять не более 16 человек. Объем программы Количество часов – 36ч. в год, по 1 часу для обучающихся 2 года обучения. Цель и задачи программы Цель программы: формирование у учащихся средних классов научной картины мира, повышение уровня теоретической и экспериментальной химической подготовки. Задачи программы: Образовательные -научиться решать усложненные задачи, пропагандировать химические знания среди учащихся; -формировать практические навыки проведения исследовательской работы и обращения с химическими веществами; -формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности; -формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами; -формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента; -продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся; -продолжить формирование коммуникативных умений; -формирование презентационных умений и навыков; - на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством. Развивающие - развивать умение наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, повседневной жизни; -сформировать у учащихся представление о целостной естественнонаучной картине мира, способствовать развитию системного мышления и всестороннего развития личности; развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. Воспитательные - способствовать развитию умений работать в группе, обсуждать план и ход, результаты эксперимента, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; - помочь учащемуся стать человеком нравственных убеждений, формироватьориентацию на дальнейшие жизненные перспективы и поиск своего места в них. Сроки реализации, формы организации учебной деятельности Форма обучения: очная. Возраст учащихся: 12 - 15 лет (7-9 класс). Сроки реализации программы: 2 года. Общая трудоемкость программы: 36 часов аудиторных занятий за 2 год обучения. Режим занятий: 1 час в неделю для группы 2 года обучения. 2 год обучения Раздел «Периодический закон и Периодическая системахимических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» - 5 ч Раздел «Растворы» - 5 ч Раздел «Металлы и их соединения» - 7 ч Раздел «История химии. Этапы в изучении газов» - 1 ч Раздел «Галогены» - 2 ч Раздел «Кислород, сера» - 4 ч Раздел «Азот, фосфор» - 4 ч Раздел «Углерод, кремний» - 2 ч Раздел «Химические реакции вокруг нас» - 3 ч Раздел «Учебно-исследовательская работа» - 3 ч Формы организации образовательной деятельности и виды занятий: С учётом инновационных технологий предусмотрены следующие формызанятий: лекции, беседы, семинары, практические методы работы, и научно- исследовательскиеработы, видеофильмы, предметные олимпиады,химические турниры и конкурсы, решение задач, проверочные работы, тесты.Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующиеметоды: использование информационнокоммуникативных технологий (показ готовыхкомпьютерных презентаций в PowerPoint, составление обучающимися компьютерныхпрезентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет). Формы организации деятельности на занятиях: фронтальная, групповая, индивидуальная. Срок освоения программы Программа рассчитана на два учебных года, в количестве 108 часов. Состоит из 10 разделов в первый год обучения: теоретической части 39 часов, практической 33 часа. Состоит из 11 разделов во второй год обучения: теоретической части 24 часа, практической 30 часов. Занятия по 1,5 часа в неделю для каждой группы. Итого 3 часа для двух групп. Уровень освоения программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется настартовом ибазовом уровне. № п\п Уровень сложности Количество часов 2 год базовый 36 часов Режим занятий Год Продолжительность Периодичность Кол-во Кол-во Количест- обучения занятий в неделю часов в часов в венный неделю год состав 1 час 36 15 чел. 2 год 1 час 1 раз Календарный учебный график 2 года обучения №п/п 1 1.1. 1.2. 1.3. 2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3 3.1. 3.2. 3.3. Название раздела/темы Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Строение атома Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Масса и размер атомов. Структура атомов. Периодическое изменение свойств атомов элементов. Составление электронных схем атомов элементов главных подгрупп. Растворы Массовая доля вещества в растворе. Электролитическая диссоциация. Диссоциация кислот, оснований, солей в водных растворах. Реакции в растворах электролитов. Приготовление растворов заданной процентной концентрации. Металлы и их соединения Расположение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Химические свойства металлов. Коррозия. Причины и Всего 5 Количество часов Теория Практика 3 2 1 5 1 1 1 1 3 2 1 1 1 1 1 7 2 5 1 1 1 Дата 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 4 4.1. 5 5.1. 5.2. 6 6.1. 6.2. 6.3. 7 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. 8 8.1. 8.2. 9 9.1. 9.2. 9.3. последствия коррозии. Металлы главных подгрупп и их соединения. Металлы побочных подгрупп и их соединения. Сравнение химической активности металлов. Роли металлов в нашей жизни. Занимательные опыты. История химии Этапы в изучении газов и растворов Изучение состава воздуха. Открытия Д. Резерфорда, А Лавуазье, Г.Кавендиша. Развитие теории горения. Галогены 1 1 1 1 1 1 2 Физические и химические свойства галогенов и их соединений. Галогены и их соединения. Кислород, сера 1 1 4 и 1 1 Элементы подгруппы кислорода. Аллотропия кислорода и серы. Соединения серы. Кислород, сера соединения. Азот, фосфор 1 2 2 1 1 1 их 1 4 2 Элементы подгруппы азота. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства. Аммиак, соли аммония. 1 Азотная и фосфорная кислоты, их соли. Азот, фосфор и их соединения. Углерод, кремний 1 Оксиды углерода и кремния. Угольная кислота и ее соли. Кремниевая кислота. Силикаты. Углерод, кремний и их соединения. Химические реакции вокруг нас Доклады учащихся по выбранным темам Доклады учащихся по выбранным темам Показ демонстрационных опытов. 2 1 1 2 1 1 1 1 3 3 1 1 1 10 10.1. Учебно-исследователь-ская работа Подбор тем и литературы 3 1 2 1 для написания творческих работ. 10.2. Проведение исследований, 1 вычислений и подведение итогов исследовательских работ. 10.3. Конференция по химии. 1 Итого 36 16 20 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Мультимедийная Презентации проекционнаяустановкаЛабораторное Диски оборудование Сайты интернета Принтер черно-белый Список литературы для педагога 1. Адамович "Сборник олимпиадных задач по химии" Минск "Народная газета", 1988 2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995 3. Асгафуров В. И. "Основы химического анализа" М., "Просвещение" 1986 4. Ахметов Н.С. "Общая и неорганическая химия" М. "Высшая школа" 1988 5. Бердоносое С. С. Менделеева Е А. Химия Новейший справочник - М Махаон. 2006 6. Бухарин Ю. В Химия живой природы - М.: Росмей. 2002 7. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение 8. Вайзман Ф.Л. Основы органической химии. - СПб.: Химия, 1995 9. Глинка Н.Г. Общая химия - Л., Химия, 1988 г 10. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2002. 11. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978 12. ГусаковА.Х., Лазаренко А.А. Учителю химии о внеклассной работе М.:Просвещение1978. 13. Дорофеев А.И. и др. Практикум по неорганической химии. Учебное пособие. – Л.:Химия, 1990 14. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999 – 15. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1993 16. Кучерга И.И. и др. Олимпиады по химии: сборник задач. Харьков "Ранок" 2002 17. Николаенко В.К. "Сборник задач по химии" повышенные трудности. М. 1996 18. Ольгин О. М. Опыты без взрывов 3-е изд. - М Химия. 1993 19. Третьяков Ю.Д. и др. Химия и современность: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985 20. Чертиков И.Н. П.Н. Жуков П.Н. Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988 Список литературы для учащихся 1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 2. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977 3. Кукушкин Н.Н. Химия вокруг нас – М.: Высшая школа, 1992 4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003 5. Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1982 6. Ольгин О.Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. М.Дет. лит., 1987 7. Савина Л.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.– М.: АСТ, 1995 8. Смирнов Ю.И Мир химии. Занимательные рассказы о химии – СПб.: ИКФ «МиМ 9. Степин Д.Б.,Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. «ХИМИЯ», М., 1995 10. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999 11. Штремплер Г.И. Химия на досуге - М.: Просвещение 1993 12. Юдин А. М., В. Н. Сучков. «Химия для Вас». – М.: Химия, 2001.