Основы детского туризма

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Воспитание»

Рассмотрена
на заседании педагогического совета
от 31.08.2023г.протокол №1

Утверждаю:
Директор Центра «Вбспитание»
^^EZc-^т^В.Титова
Приказ №107-од от 31.08.2023г.

Рабочая программа
«Основы детского туризма»

Г од обучения 1
Возраст обучающихся: 9-13 лет

Автор-составитель:
Лобанов Владимир Алексеевич
педагог дополнительного образования

1.
2.
3.

Направленность
Уровень сложности
Особенности обучения,
Изменения содержания,

туристско-краеведческая
Базовый
Отличительные
особенности
образовательной программы в использовании
регионального
компонента
через
практическую
исследовательскую деятельность по изучению
родного края .
Отбор
содержания
программы
основывается на современных тенденциях
личностно-ориентированного обучения и на
следующих педагогических принципах:
• Научности. Система деятельности
педагога и обучающихся управляется целями и
задачами,
основанными
на
принципе,
научности; учете современных достижений в
области психологии, педагогики, социологии.
• Комплексности. Развитие ребенка комплексный процесс, в котором развитие
одной познавательной функции определяет и
дополняет развитие других.
•
Интеграции - совмещении в
одной программе различных направлений.
•
Гуманизации - личностноориентированный подход в воспитании.
• Деятельностного подхода - любые
знания приобретаются во время активной
деятельности.
• Соответствия
возрастным
и
индивидуальным возможностям- обучение
строится в соответствии с психофизическими
закономерностями возрастного развития.
• Адекватности требований и нагрузок,
предъявляемых
ребенку
в
процессе
занятий, способствует их оптимизации
и повышению
эффективности.
• Постепенности
(пошаговости)
и
систематичности
в
образовательной
деятельности, следованию от простых и
доступных заданий к более сложным,
комплексным.
• Индивидуализации темпа работы перехода к новому этапу обучения только после
освоения материала предыдущего.
•
Повторяемости - цикличность
повторения материала.

• Коллективизма. Только сплоченный
туристский коллектив способен пройти
сложный маршрут и выполнить поставленные
задачи без травм и несчастных случаев.
Программа предполагает обучение в
течение одного года, программа стартового
уровня.
Программы второго и третьего годов
обучения - программы совершенствования
знаний и умений, повышения спортивной
квалификации.
При разработке программы учтены
образовательные права детей с ОВЗ и
инвалидов, организация образовательного
процесса
по
дополнительной
общеобразовательной программе с учетом
особенностей психофизического развития
категорий
обучающихся
согласно
медицинским показаниям, для следующих
нозологических групп:
- нарушения
опорно-двигательного
аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетикофонематическое недоразвитие речи, заикание)
- соматически
ослабленные
(часто
болеющие дети).
4.

Особенности организации

Программа рассчитана на обучающихся
9- 13лет. Специальных навыков по туристскокраеведческой подготовке не требуется. Дети
не
должны
иметь
медицинских
противопоказаний к занятиям спортом.
Организационно - педагогические условия
реализации
программы
Внутренними условиями реализации
программы являются:
•
наличие необходимого для занятий
туризмом и ориентированием снаряжения и
инвентаря,
•
обеспечение наполняемости группы в
соответствии с программой. Внешними
условиями являются:
•
стабильная социально политическая
обстановка в стране, необходимое и
достаточное финансирование туристских
мероприятий, как бюджетное, так и
внебюджетное,
•
устойчивый рост материального
благосостояния населения, обеспечивающий
приток обучающихся, поскольку из-за
отсутствия финансирования значительную

долю расходов на организацию и проведение
учебно-тренировочных походов, участие в
соревнованиях несут родители обучающихся;
•
взаимодействие с учреждениями и
организациями, занимающимися туристской
деятельностью и ориентированием.
5.

Цель

Основной
развития

целью создание условий для
индивидуальных
личностных
качеств
ребенка,
формирования
ключевых
компетенций
(ценностносмысловых,
учебно-познавательных,
социок
ультурных,
коммуникативных)
в
процессе
коллективной
туристско-краеведческой деятельностиоздание
условий для развития индивидуальных
личностных
качеств
ребенка,
формирования
ключевых
компетенций
(ценностносмысловых,
учебно-познавательных,
социок
ультурных,
коммуникативных)
в
процессе
коллективной
туристско-краеведческой деятельности

6.

Задачи

- обучать жизненно важным умениям и
навыкам, необходимым для участия в
туристских походах, соревнованиях по
спортивному ориентированию, по
спортивному туризму и выживанию в
экстремальных условиях развивающие:
- раскрыть индивидуальные психологические
возможности детей и обеспечить их развитие в
процессе коллективной деятельности;
- развивать познавательные, физические
способности обучающихся, стремление к
активному и содержательному проведению
свободного времени, умения принимать
самостоятельные решения и нести за них
ответственность
- развивать разнообразные практические
навыки: самоорганизации и самоуправления;
воспитывающие:
-воспитывать
культуру
коллективных действий,
бережное отношение к
окружающей среде, навыки здорового образа
жизни,
-воспитывать творческую, самостоятельную,

активную, ответственную личность;
-воспитывать патриотическое отношение к
своей малой родине, государству.
Особое внимание необходимо уделять
вопросам
обеспечения
безопасности
и
предупреждения травматизма при изучении
разделов программы каждого годового цикла,
при
проведении
занятий,
тренировок,
соревновательных мероприятий.
В содержании программы выделены
следующие разделы: основы туристской
подготовки,
топография
и
спортивное
ориентирование, краеведение, основы гигиены
и первая доврачебная помощь, техника
пешеходного туризма, общая физическая
подготовка.
7.

Режим занятий

Объем программы: 72 часа.
Форма
занятий
коллективные,
групповые, индивидуальные, теоретические и
практические
занятия,
тренировочные,
контрольные занятия, круговая тренировка,
соревнования, эстафеты, походы, слеты
Срок освоения программы: программа
рассчитана на 1 год, с учетом индивидуальных
способностей детей (физических, творческих,
моральноволевых).
В течение обучения предполагается
организация и проведение степенного или
категорийного
похода,
участие
в
соревнованиях различного уровня, подготовка
к которым должна осуществляться в течение
всего года.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 12 часу

8.

Формы занятий

Форма занятий - коллективные,
групповые, индивидуальные, теоретические и
практические
занятия,
тренировочные,
контрольные занятия, круговая тренировка,
соревнования, эстафеты, походы, слеты

9.

Ожидаемые результаты

Личностными результатами изучения
программы «По дороге с компасом и картой»
являются:
- формирование положительного
отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих людей, к природе, как
основным ценностям в жизни человека, к
Отечеству, его истории и народу, к труду, к
другим людям;
развитие интереса к изучению

географии, истории и краеведения;
формирование первоначальных
туристских умений и навыков.
Обучающиеся получат возможность
для формирования:
познавательной мотивации к
развитию физической культуры и туризма;
- умений и навыков способов
ориентирования на местности и
элементарных правилах выживания в
природе;
- понимания значимости туризма для
общефизической подготовки и укрепления
здоровья человека;
мотивации к выполнению норм
гигиены и закаливающих процедур.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
- адекватно воспринимать
содержательную оценку своей работы
педагогом;
следовать на занятиях
инструкциям педагога;
вносить коррективы в свою
работу.
Обучающиеся получат возможность
научиться:
понимать цель выполняемых
действий;
адекватно оценивать
правильность выполнения задания;
основам туристских умений и
навыков;
работать индивидуально, в паре,
в группе;
- умению осознанно использовать
речевые средства для выражения своих
мыслей и потребностей;
беречь и защищать природу.
Коммуникативные УУД;
Обучающиеся научатся:
- отвечать на вопросы и задавать
вопросы;
- выслушивать друг друга;
Обучающиеся получат возможность
научиться:
- рассказывать о влиянии физических
упражнений на организм и здоровье человека;
- различать виды туризма (пеший,
лыжный, равнинный, горный, самодеятельный,
спортивный);
- договариваться и приходить к общему

решению, работая в паре, группе, в коллективе;
- безопасному поведению во время
занятий в спортивном зале, на спортивной
площадке, в природной среде;
- участвовать
в
степенных
и
категорийных походах, туристских слетах,
соревнованиях
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- читать топографические карты;
- следовать законам «Кодекса туриста»;
- ориентироваться на местности (по
природным признакам, по компасу);
Обучающиеся получат возможность
научиться:
- осуществлять
деятельность
в
коллективе;
- осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий,
ориентируясь в естественной природной среде
по
природным
ориентирам,
используя
топографические
карты,
справочную
литературу;
- различать
виды
туристской
деятельности;

Календарно-тематический план
№п/п
Тема

Количество часов
Всего

На
теори ю

На
практ и
ку

2

18 часов
1

1

2

1

1

4

2

2

1.3

Основы туристской подготовки
Туристские путешествия, история развития туризма
Воспитательная роль туризма
Техника безопасности при проведении туристских
походов,занятий
Личное и групповое туристское снаряжение

1.4

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

2

1

1

1.5

Подготовка к походу, путешествию

2

1

1

1.6
1.7
1.8

Питание в туристском походе
Туристские должности в группе

2
2
2

1
1
0,5

1
1
1,5

2
2
2

14 часов
1
1
1

1
1
1

1
1.1
1.2

2
2.1
2.2
2.3

Правила движения в походе, преодоление препятствий
Топография и ориентирование
Понятие о топографической и спортивной карте
Условные знаки
Ориентирование по горизонту, азимут

2.

дата

2.4
2.5
2.6
2.7
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.4
4.5
4.6
4.7
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
6.
6.1
6.2
6.3
6.4

Компас. Работа с компасом
Измерение расстояний
Способы ориентирования
Ориентирование по местным предметам Действия в
случае потери ориентировки
Краеведение
Родной край, его природные особенности, история,
известные земляки
Туристские возможности родного края, обзор
экскурсионных объектов, музеи
Изучение района путешествия
Общественно полезная работа в путешествии, охрана
природы и памятников культуры
Основы гигиены и первая доврачебная помощь
Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний
Походная медицинская аптечка, использование
лекарственных растений
Основные приемы оказания первой доврачебной
помощи
Приемы транспортировки пострадавшего
Спортивный туризм
Основные приемы страховки
Узлы - классификация по использованию
Страховочная система. Основные и вспомогательные
веревки. Карабины.
Прохождения технических этапов
Общая и специальная физическая подготовка
Краткие сведения о строении и функциях организма
человека и влиянии физических упражнений
Врачебный контроль, самоконтроль,предупреждение
спортивных травм на тренировках
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
ИТОГО:
Зачетный степенной(категорийный) поход
Соревнования по спортивному туризму и спортивному
ориентированию

2
2
2
2

1
1
1
1

1
1
1
1

2

8
1

1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

1
1

6
0,5
0,5

0,5
0,5

2

1

1

2

1
18
1
1
1

1

8
8
2

1

7

1

1

2

0,5

1,5

2
4
4

1
3
3

2
2

0
2
0
2
72 часа
вне сетки часов.
вне сетки часов

3. Список литературы.
Для педагогов:
1.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. № 504 “Об утверждении
Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей”
3.
Бруднов А. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей. Сборник
нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. М.: «Владос»,
2000.
4.
Востоков И.Е. Классификация пешеходных маршрутов/ И.Е. Востоков.-Москва.,2000
5.
Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие/ Л.А. Вяткин, Е.В.
Сидорчук.- Москва.: Академия, 2009.-205с.
6.
Гелецкий В.М. Контроль технической подготовленности спортсменов в пешеходном
туризме: материалы 7 Всероссийской науч.- практ.конф./В.М. Гелецкий, М.Ю. Станченко.-

Красноярск,23-25 аперля 2010.- Красноярск: ИПК СФУ, 2010.-с37-41.
7.
Кодыш Э.Н. Пешеходный туризм. Техника преодоления препятствий: Методические
рекомендации. - М.: МосгорСЮТур, 1995
8.
Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: уч-мет пособие/ Ю.С.
Константинов.-Москва.: ЦДЮТ и К МО РФ, 2000,228 с.
9.
Минхаиров Ф.Ф. Турист на дистанции. В помощь начинающему тренеру. 2 -е изд.Казань: РИЦ «Школа», 2007.-148с.
10.
Нормативно - правовые документы по ВФСК ГТО . 2014
11.
Постановление от 4 июля 2014 года N 41 об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
12.
Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ
дополнительного образования детей. Москва ГОУ ЦРСДОД, 2003
13.
Спортвный туризм в системе образования.- под ред. Губаненкова С.М. СПб.: ИД
«Петрополис»,2008.-196с.
Для родителей:
1
. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - С.-Пб., 2000.
. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия/Сост. В. С. Мухина,
А. А. Хвостов. - М., 1999.
3
// Детско - юношеский туризм и краеведение России
4
.Энциклопедия туриста под ред.Прохорова А.М. Панова В.Г., Гусева А.А. Москва.:
научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993.-609с.
Для обучающихся:
1.
Алексеев А. А. Питание в туристском походе. - М. ЦДЮТур, 1996.
2.
КупринА. Занимательно об ориентировании - ТСС России, 1996.
3.
Нурмимаа
В. Спортивное ориентирование. К столетию
ориентирования. (1897-1997) - М.: ФСО РФ, 1997
4.
РыжавскийГ. Я. Биваки - М.: ЦДЮТур, 1995.
5.
Фесенко А. Б. Книга молодого ориентировщика. - М., 1997.

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».