Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание» Рассмотрена на заседании педагогического совета от 31.08.2023г.протокол №1 Утверждаю: Директор Центра «Вбспитание» ^^EZc-^т^В.Титова Приказ №107-од от 31.08.2023г. Рабочая программа «Основы детского туризма» Г од обучения 1 Возраст обучающихся: 9-13 лет Автор-составитель: Лобанов Владимир Алексеевич педагог дополнительного образования 1. 2. 3. Направленность Уровень сложности Особенности обучения, Изменения содержания, туристско-краеведческая Базовый Отличительные особенности образовательной программы в использовании регионального компонента через практическую исследовательскую деятельность по изучению родного края . Отбор содержания программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного обучения и на следующих педагогических принципах: • Научности. Система деятельности педагога и обучающихся управляется целями и задачами, основанными на принципе, научности; учете современных достижений в области психологии, педагогики, социологии. • Комплексности. Развитие ребенка комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других. • Интеграции - совмещении в одной программе различных направлений. • Гуманизации - личностноориентированный подход в воспитании. • Деятельностного подхода - любые знания приобретаются во время активной деятельности. • Соответствия возрастным и индивидуальным возможностям- обучение строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития. • Адекватности требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует их оптимизации и повышению эффективности. • Постепенности (пошаговости) и систематичности в образовательной деятельности, следованию от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным. • Индивидуализации темпа работы перехода к новому этапу обучения только после освоения материала предыдущего. • Повторяемости - цикличность повторения материала. • Коллективизма. Только сплоченный туристский коллектив способен пройти сложный маршрут и выполнить поставленные задачи без травм и несчастных случаев. Программа предполагает обучение в течение одного года, программа стартового уровня. Программы второго и третьего годов обучения - программы совершенствования знаний и умений, повышения спортивной квалификации. При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп: - нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие) - логопедические нарушения (фонетикофонематическое недоразвитие речи, заикание) - соматически ослабленные (часто болеющие дети). 4. Особенности организации Программа рассчитана на обучающихся 9- 13лет. Специальных навыков по туристскокраеведческой подготовке не требуется. Дети не должны иметь медицинских противопоказаний к занятиям спортом. Организационно - педагогические условия реализации программы Внутренними условиями реализации программы являются: • наличие необходимого для занятий туризмом и ориентированием снаряжения и инвентаря, • обеспечение наполняемости группы в соответствии с программой. Внешними условиями являются: • стабильная социально политическая обстановка в стране, необходимое и достаточное финансирование туристских мероприятий, как бюджетное, так и внебюджетное, • устойчивый рост материального благосостояния населения, обеспечивающий приток обучающихся, поскольку из-за отсутствия финансирования значительную долю расходов на организацию и проведение учебно-тренировочных походов, участие в соревнованиях несут родители обучающихся; • взаимодействие с учреждениями и организациями, занимающимися туристской деятельностью и ориентированием. 5. Цель Основной развития целью создание условий для индивидуальных личностных качеств ребенка, формирования ключевых компетенций (ценностносмысловых, учебно-познавательных, социок ультурных, коммуникативных) в процессе коллективной туристско-краеведческой деятельностиоздание условий для развития индивидуальных личностных качеств ребенка, формирования ключевых компетенций (ценностносмысловых, учебно-познавательных, социок ультурных, коммуникативных) в процессе коллективной туристско-краеведческой деятельности 6. Задачи - обучать жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для участия в туристских походах, соревнованиях по спортивному ориентированию, по спортивному туризму и выживанию в экстремальных условиях развивающие: - раскрыть индивидуальные психологические возможности детей и обеспечить их развитие в процессе коллективной деятельности; - развивать познавательные, физические способности обучающихся, стремление к активному и содержательному проведению свободного времени, умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность - развивать разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления; воспитывающие: -воспитывать культуру коллективных действий, бережное отношение к окружающей среде, навыки здорового образа жизни, -воспитывать творческую, самостоятельную, активную, ответственную личность; -воспитывать патриотическое отношение к своей малой родине, государству. Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении разделов программы каждого годового цикла, при проведении занятий, тренировок, соревновательных мероприятий. В содержании программы выделены следующие разделы: основы туристской подготовки, топография и спортивное ориентирование, краеведение, основы гигиены и первая доврачебная помощь, техника пешеходного туризма, общая физическая подготовка. 7. Режим занятий Объем программы: 72 часа. Форма занятий коллективные, групповые, индивидуальные, теоретические и практические занятия, тренировочные, контрольные занятия, круговая тренировка, соревнования, эстафеты, походы, слеты Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год, с учетом индивидуальных способностей детей (физических, творческих, моральноволевых). В течение обучения предполагается организация и проведение степенного или категорийного похода, участие в соревнованиях различного уровня, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 12 часу 8. Формы занятий Форма занятий - коллективные, групповые, индивидуальные, теоретические и практические занятия, тренировочные, контрольные занятия, круговая тренировка, соревнования, эстафеты, походы, слеты 9. Ожидаемые результаты Личностными результатами изучения программы «По дороге с компасом и картой» являются: - формирование положительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к природе, как основным ценностям в жизни человека, к Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям; развитие интереса к изучению географии, истории и краеведения; формирование первоначальных туристских умений и навыков. Обучающиеся получат возможность для формирования: познавательной мотивации к развитию физической культуры и туризма; - умений и навыков способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; - понимания значимости туризма для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека; мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур. Регулятивные УУД: Обучающиеся научатся: - адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы педагогом; следовать на занятиях инструкциям педагога; вносить коррективы в свою работу. Обучающиеся получат возможность научиться: понимать цель выполняемых действий; адекватно оценивать правильность выполнения задания; основам туристских умений и навыков; работать индивидуально, в паре, в группе; - умению осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; беречь и защищать природу. Коммуникативные УУД; Обучающиеся научатся: - отвечать на вопросы и задавать вопросы; - выслушивать друг друга; Обучающиеся получат возможность научиться: - рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье человека; - различать виды туризма (пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный, спортивный); - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, в коллективе; - безопасному поведению во время занятий в спортивном зале, на спортивной площадке, в природной среде; - участвовать в степенных и категорийных походах, туристских слетах, соревнованиях Познавательные УУД Обучающиеся научатся: - читать топографические карты; - следовать законам «Кодекса туриста»; - ориентироваться на местности (по природным признакам, по компасу); Обучающиеся получат возможность научиться: - осуществлять деятельность в коллективе; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную литературу; - различать виды туристской деятельности; Календарно-тематический план №п/п Тема Количество часов Всего На теори ю На практ и ку 2 18 часов 1 1 2 1 1 4 2 2 1.3 Основы туристской подготовки Туристские путешествия, история развития туризма Воспитательная роль туризма Техника безопасности при проведении туристских походов,занятий Личное и групповое туристское снаряжение 1.4 Организация туристского быта. Привалы и ночлеги 2 1 1 1.5 Подготовка к походу, путешествию 2 1 1 1.6 1.7 1.8 Питание в туристском походе Туристские должности в группе 2 2 2 1 1 0,5 1 1 1,5 2 2 2 14 часов 1 1 1 1 1 1 1 1.1 1.2 2 2.1 2.2 2.3 Правила движения в походе, преодоление препятствий Топография и ориентирование Понятие о топографической и спортивной карте Условные знаки Ориентирование по горизонту, азимут 2. дата 2.4 2.5 2.6 2.7 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4. 4.4 4.5 4.6 4.7 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 Компас. Работа с компасом Измерение расстояний Способы ориентирования Ориентирование по местным предметам Действия в случае потери ориентировки Краеведение Родной край, его природные особенности, история, известные земляки Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи Изучение района путешествия Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры Основы гигиены и первая доврачебная помощь Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений Основные приемы оказания первой доврачебной помощи Приемы транспортировки пострадавшего Спортивный туризм Основные приемы страховки Узлы - классификация по использованию Страховочная система. Основные и вспомогательные веревки. Карабины. Прохождения технических этапов Общая и специальная физическая подготовка Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений Врачебный контроль, самоконтроль,предупреждение спортивных травм на тренировках Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка ИТОГО: Зачетный степенной(категорийный) поход Соревнования по спортивному туризму и спортивному ориентированию 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 8 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 6 0,5 0,5 0,5 0,5 2 1 1 2 1 18 1 1 1 1 8 8 2 1 7 1 1 2 0,5 1,5 2 4 4 1 3 3 2 2 0 2 0 2 72 часа вне сетки часов. вне сетки часов 3. Список литературы. Для педагогов: 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. № 504 “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей” 3. Бруднов А. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. М.: «Владос», 2000. 4. Востоков И.Е. Классификация пешеходных маршрутов/ И.Е. Востоков.-Москва.,2000 5. Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие/ Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук.- Москва.: Академия, 2009.-205с. 6. Гелецкий В.М. Контроль технической подготовленности спортсменов в пешеходном туризме: материалы 7 Всероссийской науч.- практ.конф./В.М. Гелецкий, М.Ю. Станченко.- Красноярск,23-25 аперля 2010.- Красноярск: ИПК СФУ, 2010.-с37-41. 7. Кодыш Э.Н. Пешеходный туризм. Техника преодоления препятствий: Методические рекомендации. - М.: МосгорСЮТур, 1995 8. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: уч-мет пособие/ Ю.С. Константинов.-Москва.: ЦДЮТ и К МО РФ, 2000,228 с. 9. Минхаиров Ф.Ф. Турист на дистанции. В помощь начинающему тренеру. 2 -е изд.Казань: РИЦ «Школа», 2007.-148с. 10. Нормативно - правовые документы по ВФСК ГТО . 2014 11. Постановление от 4 июля 2014 года N 41 об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" 12. Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. Москва ГОУ ЦРСДОД, 2003 13. Спортвный туризм в системе образования.- под ред. Губаненкова С.М. СПб.: ИД «Петрополис»,2008.-196с. Для родителей: 1 . Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - С.-Пб., 2000. . Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия/Сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М., 1999. 3 // Детско - юношеский туризм и краеведение России 4 .Энциклопедия туриста под ред.Прохорова А.М. Панова В.Г., Гусева А.А. Москва.: научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993.-609с. Для обучающихся: 1. Алексеев А. А. Питание в туристском походе. - М. ЦДЮТур, 1996. 2. КупринА. Занимательно об ориентировании - ТСС России, 1996. 3. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. К столетию ориентирования. (1897-1997) - М.: ФСО РФ, 1997 4. РыжавскийГ. Я. Биваки - М.: ЦДЮТур, 1995. 5. Фесенко А. Б. Книга молодого ориентировщика. - М., 1997. 2