1. Комплекс основных характеристик программы» 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА “Искусство хорового пения всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества, несмотря ни на какие потрясения, переживаемые нашим государством. Искусство хорового пения в период духовного пробуждения и возрождения нашего общества призвано сыграть серьезную роль в организации и реорганизации музыкального образования и воспитания подрастающего поколения” (Венгрус Л.А.). Именно поэтому данную программу, направленную на воспитание и развитие личности ребенка средствами хорового искусства, можно считать актуальной и востребованной. Следует заметить, что в общеобразовательных школах дети поют на уровне “массового пения”, и в большинстве случаев многие из педагогов не занимаются проблемами постановки голоса. А ведь пение не поставленным голосом только вредит здоровью ребенка, пагубно влияет на его психику, прививает негативное отношение к музыкальному искусству в целом. В данной программе большое внимание уделяется постановке детского голоса (речевого и певческого), так как, на наш взгляд это необходимое условие для полноценного развития вокальных данных ребенка. Использование определенных принципов, методов и приемов в обучении, способствующих более успешной постановке детского голоса ребенка определяет новизну данной программы. Дополнительное образование является “прекрасной возможностью” для более подробного изучения хорового искусства детьми школьного возраста. Поэтому педагогически целесообразно использовать педагогам дополнительные занятия для изучения хорового искусства, чтобы наиболее полно раскрыть музыкальные и общие способности детей, их возможности и творческий потенциал, и самое главное развивать голос и слух ребенка. Целью образования и воспитания является формирование и развитие гармоничной личности. Хоровое пение - уникальное средство в достижении этой цели, положительно влияющее на познавательное и эмоциональное развитие ребенка. Программа опирается на предшествующий опыт русских музыкантов и педагогов (М.И. Глинка, А.Е. Варламов, А.М. Маслов, Н. Дилецкий и др.), а также на достижения современных педагоговхормейстеров (В.Г. Соколов, В.С. Попов, Т.А. Жданова, Г.П. Стулова и др.), благодаря которому становится возможным решение задач и достижение поставленных целей данной программы. Воспитание вокально-хоровых навыков в традициях русской вокальной школы связывает предлагаемую программу с имеющимися разработками в данной области. Главная отличительная особенность программы от существующих заключается в том, что особое внимание уделяется постановке голоса у детей с невыявленными или неяркими музыкальными и вокальными данными в процессе обучения пению на хоровых занятиях. Данная программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей художественной направленности, очной формы обучения, сроком реализации на 1 год, для детей 5-16 лет базового уровня освоения. Проект программы составлен в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных документов 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»; 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 8.Устав школы Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной (хоровой) группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районный конкурсы, фестивали). Актуально на сегодняшний день и то, что содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие его творческих способностей, мотивации к познанию и творчеству; социального, культурного и профессионального самоопределения; творческой самореализации; интеграции учащихся в системе мировой и отечественной культур; укрепление их психического и физического здоровья. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что современная модель образования направлена на создание условий, в которых каждый ребенок смог бы получить условия для развития своих способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей. Задача дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку реализовать свой творческий потенциал. Важную роль в этом сыграют занятия музыкальным творчеством ,в том числе вокальным. Вокальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает еще и мощным оздоровительным потенциалом. Певческая деятельность играет большую роль в здоровье сбережении детей. Она помогает формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. При регулярной и правильной певческой деятельности улучшается и физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать как физиологический процесс. Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья является пение. Народная мудрость гласит: «Кто много поет, того хворь не берет!». Отличительная особенность данной программы в том, что она разработана для учащихся общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь в хоре. При этом дети имеют разные стартовые способности. Данная программа отличается от других подбором репертуара и предназначена для всех желающих детей. Программа модифицированная Особенности возрастной группы: обучение рассчитано на детей 5-16лет Уровень освоения программы - базовый Объём программы-70 часов Срок освоения программы - 1год Режим занятий:2раза в неделю по 1 часу Условия реализации программы: для реализации программы формируется группа из 15 человек по заявлению родителей без предварительного отбора. 1.2 Цель : -эстетическое и духовное развитие личности ребенка путем овладения основами хорового пения; Задачи: Обучающие: • Приобрести вокально-хоровые знания, умения, навыки; • Изучить стилевые особенности вокально-эстрадного жанра, приемы стилизации в контексте эстрадной песни; • освоить приемы сольного и ансамбльного пения; Воспитательные: • формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания. Развивающие: развивать музыкальные способности учащихся,: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма; • осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся. • 1.2. Учебный план Всего часов Теор ия 2 2 Прак тика - 2. 4 2 2 3. Певческое дыхание. 12 6 6 10 3 7 12 4 8 6 2 4 5 1 4 практическа я работа 8. 4 1 3 практическа я работа 9. Умение согласовывать пение с ритмическими движениями. 10 1 9 практическа я работа 10. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. 3 1 2 практическа я работа № п/п Тема 1. Вводное занятие. Певческая установка. 4. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над дикцией и артикуляцией. 5. 6. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. 7. «Цепное» дыхание. Работа над дикцией и артикуляцией. Формы контроля прослушива ние практическа я работа практическа я работа практическа я работа практическа я работа практическа я работа Итоговое занятие 11. 1.3. выступлени е 2 1 1 68 24 44 Содержание программы 1. Вводное занятие (2 часа) Теория: Знакомство с учащимися. Знакомство с кабинетом, егооборудованием. Задачи и содержание работы. Внутренний распорядок вкабинете, общие правила безопасности труда и личной гигиены. Правилабезопасности на занятиях. Прослушивание. 2. Певческая установка (4 часа) Теория: Посадка певца, положение корпуса, головы. Практика: Навыки пения сидя и стоя. 3. Певческое дыхание (12 часов) Теория: Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные типы дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Практика: Смена дыхания в процессе пения. 4. Музыкальный звук. Высота звука (10 часов) Теория:Звуковедение и чистота интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Практика: Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). 5. Работа над дикцией и артикуляцией (12 часов) Теория: Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Практика: Работа над дикцией и артикуляцией: умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту. 6. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой (6 часов) Теория: Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Практика: Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. 7. «Цепное» дыхание (5 часов) Теория: Понятия «Цепное дыхание», «Цезура». Практика: Смена дыхания в процессе пения, различные приемы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). 8. Работа над дикцией и артикуляцией (4 часа) Теория: Понятие артикуляция. Практика: Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и четкоевыговаривание согласных Формирование чувства ансамбля. 9. Умение согласовывать пение с ритмическими движениями (10 часов) Теория: Понятие ритм (ровный, пунктирный, синкопированный). Практика: Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. 10. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа (3 часа) Теория: Понятие фонограмма (минусовая, плюсовая). Практика: Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. 11. Итоговое занятие (2 часа) Теория: Анализ выступлений. Подведение итогов учебного года. Практика: Выступление. 1.2. Планируемые результаты Предметные результаты: Обучающиеся будут знать: - специфику певческого искусства; - основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки; - многообразие музыкальных образов и способов их развития. Личностные результаты: - формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских); - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; Метапредметные результаты: - развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкальноэстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.); 2.1. 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» Календарный учебный график 1 год 1 01.09 31.05 108 36 72 2 01.09-31.12 декабрь Дата проведения итоговой аттестации Дата проведения Промежуточной аттестации Даты начала и окончания учебного периода Учебные периоды Кол-во часов по программе Учебных недель Кол-во Кол-во учебных дней Окончание занятий Начало занятий Г руппа Год обучения 3. май 09.01-31.05 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Успешной реализации учебного способствует соответствующая материально-техническая база Наличие: кабинет, компьютер, медиапроектор. процесса 2.3.Формы аттестации Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих: внешней и внутренней деятельности коллектива. Концерт, конкурс, фестиваль является формой диагностики музыкальных способностей и развития личности ребенка. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т.д. можно отнести к внешней деятельности коллектива, а результаты участия - как своеобразный критерий оценки их деятельности. Все дети принимают участие в концертной деятельности, но на разных уровнях, поэтому каждый найдет возможность проявить себя. Внутренняя деятельность - это музыкальное и личностное развитие каждого учащегося. Разработка критериев оценки образовательной деятельности учащихся проводится с учетом цели программы создать условия для выявления, развития и реализации музыкальнотворческих способностей детей через жанр эстрадного вокала. Для подведения итогов реализации образовательной программы ежегодно используется мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного развития. Для подведения итогов реализации образовательной программы на стартовом уровне (1 год обучения) в начале учебного года, а также в конце каждого полугодия используется диагностика музыкальных способностей детей, в основу которой легла диагностика музыкальных способностей, разработанная Академиком Российской академии естественных наук и академии творческой педагогики К.В. Тарасовой, адаптированная к условиям дополнительного образования. Основной мониторинг результативности образовательного процесса проводится на основе мониторинга результативности образовательного процесса в вокальной группе «Песенка - чудесенка» С. В. Емельяновой. Данный мониторинг проводится 2 -3 раза в год. Тесты и анкетирование используются для выявления уровня теоретической подготовки, самооценки и специфики образовательных потребностей учащихся, а также экспертной оценки педагога. 2.4Методическое обеспечение № Название базовых разделов Форма проведения занятий Методы и приемы, технологии Дидактиче Информац ские ионная материал ы оснащенн ость 1 Вводное занятие Беседа, Словесный метод (беседа), видеозапис лекция, наглядный метод. и, практическа я Физкультминутка мультимед работа ийные материал ы и др. Ноутбук, мультимед ийный проектор Певческая установка. Беседа, Словесный метод Коллектив практическа я (беседа), наглядный метод. ная работа, работа Физкультминутка работа в микрогруп пах, индивидуа льная форма деятельнос ти. Ноутбук, мультимед ийный проектор 3 Певческое дыхание. Беседа, Словесный метод (беседа), Коллектив практическа я наглядный метод. ная работа, работа. Физкультминутка работа в микрогруп пах, индивидуа льная форма деятельнос ти. Ноутбук, мультимед ийный проектор 4 Беседа, Словесный метод (беседа), Коллектив ная работа, Музыкальны й практическа я наглядный метод. работа в звук. Высота работа. Физкультминутка микрогруп звука. пах, индивидуа льная форма деятельнос ти. Ноутбук, мультимед ийный проектор 5 Работа над дикцией и артикуляцией . 2 Беседа, Словесный метод (беседа), Коллектив практическа я наглядный метод. ная работа, работа. Физкультминутка работа в микрогруп пах, индивидуа льная форма деятельнос ти. 6 Формировани е Беседа, Словесный метод (беседа), Коллектив сценической практическа я наглядный метод. ная работа, культуры. работа. Физкультминутка работа в Работа с микрогруп фонограммой пах, . индивидуа льная форма деятельнос ти. Ноутбук, Мультимед ийный проектор «Цепное» дыхание Беседа, практическа я работа 8 Работа над дикцией и артикуляцией . Беседа, Словесный метод (беседа), Коллектив практическая наглядный метод. ная работа, работа Физкультминутка работа в микрогруп пах, индивидуа льная форма деятельнос ти. Ноутбук, мультимед ийный проектор 9 Умение Беседа, Словесный метод (беседа), Коллектив согласовыват ь практическа я наглядный метод. ная работа, пение с работа в работа Физкультминутка ритмическим и микрогруп движениями пах, индивидуа льная форма деятельнос ти. Ноутбук, мультимед ийный проектор 10 Работа над Беседа, Словесный метод (беседа), Коллектив выразительны практическа я наглядный метод. ная работа, м исполнением работа работа в Физкультминутка песни и микро груп созданием пах, сценического индивидуа образа. льная форма Ноутбук, мультимед ийный проектор 7 Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка Коллектив ная работа, работа в микрогруп пах, индивидуа льная форма деятельнос ти. деятельнос ти. Ноутбук, Мультимед ийный проектор 11 Итоговое занятие Беседа, Словесный метод (беседа), Коллектив ная работа, практическая наглядный метод. работа в работа Физкультминутка микро груп пах, индивидуа льная форма деятельнос ти. Ноутбук, мультимед ийный проектор 3.Список литературы Литература для педагога Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г. Бернстайн Л. Мир джаза. - М., 1983. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991 «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г.. Далецкий О. Н. «О пении» Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов» Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». - М. 1968. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению» Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г. Кампус Э. О мюзикле. - М., 1983. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г. КоллиерДж.Л. Становление джаза. -М., 1984. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006 Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967. Мархасев Л. В легком жанре. - Л., 1984. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». - М. «Просвещение», 1987 Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. — М.: Айрис-пресс,2007г.— 95 с: Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.исредн. пед. учеб. заведений./Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука» Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием» Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды - М.: Айриспресс,2007г.-176с.(Методика) Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды - М. Айриспресс,2007г.-176с.(Методика) Садников В.И. «Орфоэпия в пении». - М. «Просвещение», 1958. Сарждент У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика. - М., 1987. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981 Троицкий А. Рок-панорама. - 1986. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. - М., 1983. Шнеерсон Г.М. Американская песня. - М., 1977. Эрисман Г. Французская песня. - М., 1974. Список литературы для учащихся Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. - Клуб и самодеятельность, 1980. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. - Л.: Музыка, 1987. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.- М.: Музыка, 1978. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Сов.композитор, 1986. Сохор А. О массовой музыке. - Л., 1980. Троицкий А. Феномен «диско». - 1977. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1976.