Азбука туризма

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования
<<Щентр творческого развития и гуманитарного образования <<Воспитание>)

Утверждаю:
<Вgспитание>

Рассмотрена
на заседании педагогического совета
от З0.08.2024г.
протокол J\Ъ1

Ф.В.Титова
30.08.2024 г.

согласовано:
Заведуюший МКЩОУ <Меrцовский детский сад>

В#&".Битиева
ДОПОЛНИТЕЛЬНМ

ОБIIIЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

туристско-краеведческой направленности

::.

<Азбука туризма>>
Тип программы: модифицированный

Возраст учапIихся:б-7 лет
Срок реализации: 1год

Автор-составитель:
костина Инна Николаевна
педагог дополнительного образования

Мещовск 2024r.
1

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристскокраеведческой направленности «Азбука туризма» рассчитана на детей 6-7 лет.
Программа реализуется с использованием сетевого взаимодействия с МКДОУ
«Мещовский детский сад».
Структура программы состоит из четырех разделов: «Мы живем в России»,
«Туризм. ОБЖ», «Основы гигиены и сохранение здоровья туриста», «Общая
физическая подготовка». Каждый раздел реализуется в течение всего срока
освоения программы.
Программа курса дополнительного образования «Азбука туризма» составлена на
основе нормативных документов:
 Закон РФ «Об образовании», Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
 Сан ПиН 2.4.4.1251-03.
 Устав МКОУ ДО Центр « Воспитание»
 Положение

о

разработке

общеразвивающих

и

порядке

образовательных

утверждения
программ

дополнительных
муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения Центр «Воспитание»
Направленность программы: туристско-краеведческая
Актуальность программы продиктована значимостью дошкольного детства
как начального этапа формирования личности человека. Современный мир, в
котором предстоит жить сегодняшнему дошкольнику, представляет собой
культурное

пространство,

социальную

и

природную

системы,

взаимопроникающие и находящиеся в постоянном взаимодействии. Приобщение
к этому миру, воспитание ребенка как маленького гражданина, готового и
способного жить в социоприродной культурной среде, – актуальная проблема
современного дошкольного образования.
Социокультурная реальность выступает для детей дошкольного возраста

как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле
культуры, социума и природы. Однако, движущей силой социокультурного
развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а
накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе
особого взаимодействия с окружающим миром с помощью и посредством
взрослого, который по отношению к ребенку является носителем социального
опыта и экологической культуры. В связи с этим, важной задачей дошкольного
образования следует считать развитие ребенка дошкольного возраста, с одной
стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в
обществе;

с

другой,

культурного,

присваивающего

культуру

и

преобразующего ее в своей деятельности. Туризм не только совершенствует
двигательную сферу ребенка, но и формирует его личностные качества,
создает социальные ситуации развития дошкольника.
Отличительная особенность программы.
Программа составлена с учётом образовательных прав детей с ОВЗ и
инвалидов. Организация образовательного процесса по данной программе
возможна с учетом особенностей психофизического развития категорий
обучающихся

согласно

медицинским

показаниям,

для

следующих

нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Целевая аудитория (адресат программы)
Старший дошкольный возраст представляется нам особенно подходящим
для туристской деятельности из-за большой пластичности нервной системы
ребенка, ее податливости влияниям внешней среды.
Старший дошкольник уже овладел основными видами движений, он
завершает освоение специализированных видов движений и переходит к
освоению новых комбинаций движений и упражнений, зависящих от ситуаций
детской

деятельности

(двигательного
2

творчества,

игры,

преодоления

препятствий). На основе совершенствования органов чувств и движений
происходит развитие моторики, физических качеств личности. Ребенок
пробует самостоятельно и творчески использовать навыки двигательной
деятельности в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.
Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощенными,
инициативными, но в то же время они с большим трудом усваивают нормы
нравственного характера, у детей слабо развита эмоциональная сфера, все, что
связано с установкой взаимоотношений и взаимодействий, общением с
взрослыми и сверстниками.
Эти

особенности

современных

детей

диктуют

необходимость

использования средств и способов познавательно-оздоровительного туризма
для целостного развития дошкольников, создания условий для общения, роста
мотивации к деятельности, усвоения общечеловеческих норм и ценностей.
Объем программы Общее количество часов за год обучения –72.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 1 ч..
Срок обучения программы 1 год.
Формы обучения: очная.
Язык обучения: русский.
Уровень программы: стартовый.
Формы реализации образовательной программы
С целью повышения интереса к освоению социокультурной и природной
среды родного края, к туристической деятельности и закреплению приобретенных
навыков применяются разнообразные формы организации детей:
- занятия-беседы, в ходе которых дети уточняют представления о ближайшем
окружении, семье и обществе, о своей роли в обществе, об истории родного края,
его знаменитых

людях,

об

Отечестве

и

гражданственности;

многообразии растений и животных, «Красной

узнают

о

книге», приобщаются к

природоохранной деятельности; знакомятся с правилами ЗОЖ, узнают о туризме
и туристах, туристском снаряжении, простейших топографических знаках и т. д.;
- наблюдения (краткосрочные, циклические), в ходе которых дети выявляют
особенности,

свойства

данного

объекта,

характеристику;
3

осуществляют

сравнительную

- экскурсии и прогулки - недлительные путешествия детей (в том числе, за
пределы ОУ), предусматривают, в основном реализацию познавательных и
воспитательных

задач,

позволяют

познакомиться,

уточнить,

приобрести

практические способы взаимодействия с социумом (в том числе, проведение
социально-значимых акций), природой, в зависимости от целей экскурсии
(прогулки);
- практические занятия, на которых дети овладевают умениями уложить рюкзак,
двигаться в соответствии с топографическими знаками, определять погоду по
народным приметам;
- туристские прогулки, сохраняющие внешнюю атрибутику похода, но менее
длительные, без ночевок и горячего питания;
- туристские слеты, спортивные праздники, досуги и развлечения:
«Подрастают туристята», «Праздник печеной картошки», «Люблю березку
русскую», «Что растет в огороде», «Не обижайте муравья!» и др.
Информатизация

дополнительного

образования

открывает

перед

педагогами
новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику
новых методических разработок. Виртуальные экскурсии как форма обучения
представляют собой программно-информационный продукт в виде видео-,
аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного
представления

информации.

Они

имеют

ряд

преимуществ

перед

традиционными экскурсиями: погодные условия не мешают реализовать
намеченные планы и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных
экскурсий нет границ, что позволяет посетить исторические, природные,
культурные объекты, не покидая здания детского сада; дает возможность
неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество
образовательного процесса.
В силу того, что (по ряду причин) дошкольники не имеют возможности
посетить
экскурсии

многие

объекты

являются

природы,

эффективной

социума,
видом

культуры,

виртуальные

туристско-краеведческой

деятельности. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и
более

эффективным

образовательный
4

процесс,

помогают

реализовать

принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию
наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников и т.д.
Для определения ее содержательной стороны надо исходить из содержания
общей подготовки туриста, включающей различные виды туристской
подготовки: психологическую, теоретическую, физическую, техническую и
тактическую, формирование личностных качеств.
Подготовительным этапом работы с детьми является создание у них
психологического настроя на новый вид деятельности. Проводится работа по
профилактике страхов и безопасности жизнедеятельности. Перед детьми
ставится

задача:

как

можно

лучше

подготовиться

к

предстоящей

туристической деятельности: больше знать, уметь и быть готовым к
трудностям и испытаниям. Дети включаются в увлекательную разнообразную
деятельность:

двигательную,

познавательную,

игровую,

художественно-

творческую. Так у дошкольников формируются знания, умения, навыки,
необходимые для участия в туристских прогулках, формируется позитивная
установка на участие в походах и экскурсиях.
Одной

из

составляющих

подготовительной

работы

является

теоретическая (познавательная) подготовка к туристским прогулкам.
Хороший образовательный и воспитательный эффект дают специально
подобранные дидактические игры, развивающие упражнения, кроссворды,
загадки (см. методический материал), направленные на усвоение правил
безопасного поведения в природе и во время движения по улице, способов
ориентировки. Тематические подвижные игры с элементами туристской
техники: «Переправа через болото», «Ловкий турист», «Уложи рюкзак» и др.,
включаемые в содержание занятий, прогулки, досуга, убеждают детей в
необходимости правильно и быстро выполнять двигательные задания,
совершенствовать технику преодоления препятствий, отрабатывать тактику
совместных с партнерами действий. Специально подобранные игры по
ориентированию
Режим занятий
ПРИЛОЖЕНИЕ к СанПиН 1.2.3685-21

5

Год
обучения

Продолжи
тельность
занятий

Периодичность
в неделю

Количество
часов
в
неделю

Количество
часов в год

Количест
венный
состав

1 год

1час

2

2

72

12-15

1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
- целостное

развитие

личности

ребенка

средствами

познавательно-оздоровительного, краеведческого туризма;
Задачи программы:

- оздоровительные:
• создавать

условия

для

укрепления

здоровья

детей,

закаливанияорганизма, активного отдыха;

• расширять адаптационные и функциональные возможности детей;
- образовательные:
• способствовать формированию первичных представлений о малой родине ,
о социокультурных ценностях нашего народа, устойчивого интереса к
природе родного края, к окружающему миру;

• содействовать освоению знаний в области физической культуры,
туризма, краеведения, необходимых для успешной социализации ребенка;
- воспитательные:

• воспитывать

ценностное

отношение

к

миру

природы,

культурно-

историческому наследию, потребность в здоровом образе жизни;

• способствовать

установлению

дружеских,

межличностных

отношений,

формировать готовность ребенка к совместной деятельности сосверстниками.
1.3.

Содержание программы

Программа «Азбука туризма» предлагает интегрированное образовательное
содержание для решения поставленных задач:
- формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности,
6

развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование
целостной

картины

мира,

расширение

кругозора,

формирование

элементарных представлений о туризме;
- формирование у детей потребности в двигательной активности, развитие
выносливости, ловкости и волевых качеств, сохранение и укрепление
физического

и

психического

здоровья,

формирование

начальных

представлений о здоровом образе жизни, приобретение специальных
туристических навыков;
- приобщение к элементарным общепринятым правилам взаимоотношений
со сверстникамии взрослыми, формирование представлений об опасных для
человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них,
освоение

правил

безопасного

поведения

в

окружающем

мире,

формирование экологического сознания.
Разнообразные виды спортивного туризма, их основные особенности,
характерные признаки. Специальное снаряжение для различных видов
туризма. Влияние туризма на организм человека. Туризм как средство
закаливания и укреплению организма.
Знакомство с «необычными» видами туризма: путешествие на воздушном
шаре, космический межпланетный туризм, путешествие под землей по
подземным пещерам - спелеотуризм и т.п.
Расширение представлений о ближайшем социальном окружении - семье,
о простейших родственных отношениях Интерес к истории своего рода,
составление генеалогического древа. Проявление любви и уважения к членам
семьи.
Развитие адекватной самооценки: наличие способностей и возможностей,
уверенность в себе.
Знакомство с глобусом как моделью нашей планеты, изображением суши
и водоемов на глобусе. Расширение представлений о типичных видах растений
и животных родного края. Составление «Красной книги» родного края.
Понимание того, что забота о растениях и животных – работа ботаников,
охотников, лесников, зоологов.
Правила поведения в окружающей среде. Влияние пешеходного туризма
7

на природу (туристское природопользование) сбор дикорастущих растений и
грибов; обращение с огнем, с дикими животными, с насекомыми (муравьями),
земноводными (лягушками) и т.п. Знакомство с проблемой загрязнения
окружающей среды: бытовой мусор, промышленные отходы и т.п. Бережное
отношению к природе.
Азы туристской техники и туристского быта, нормы передвижения в
окружающей среде:

«направляющий», «замыкающий», переход дороги

шеренгой. Туристское снаряжение: палатка, рюкзак, кружка, ложка, миска,
нож, медицинская аптечка. Укладка рюкзака, установка палатки. Виды костров
(шалаш, колодец, звезда). Крепежные узлы, их виды.
Ориентация в помещении, на участке ОУ, в ближайшем микрорайоне:
определять, где находится детский сад, Центр «Воспитание», магазин, школа,
аптека,поликлиника и т.п. Самостоятельное составление плана ОУ, улицы.
Развитие

основных

физических

и

двигательных

навыков

детей,

приобретение активного двигательного опыта в процессе соревнований,
праздников, подвижных игр, спортивных упражнений и т.п.
Особенности

физической

подготовки

юного

туриста.

Гигиена,

профилактика болезней. Навыки ОБЖ.
Правила поведения в походе: слушать взрослого; не отходить от места
стоянки, не убегать, не прятаться за деревьями, не оставлять в беде товарищей;
помогать уставшему или слабому, избегать возможных травм во время
передвижения и игр (столкновений, подножек); не допускать засорения
природы, оставлять место отдыха всегда чистым и т.п.
Закрепление начальной туристской техники: выбор вещей для похода,
укладка рюкзака, завязывание простейших узлов, правила передвижения,
преодоление несложных препятствий (прыжки с кочки на кочку, подъем и
спуск по узкой тропинке и т.п.).
Знакомство с навыками выживания в природе: умение ориентироваться
на

местности, разбивать лагерь, складывать и тушить костер по всем

правилам, оказывать первую медицинскую помощь себе или пострадавшему
(приложить холод, наложить повязку, позвать взрослого) и др.

8

Учебный план образовательной деятельности
№

Название раздела,
темы
1

Краеведение
«Мы живем в
России»

Количество часов
Всего
Теория
Практика
20
14
6

Тестовые
задания

2

«Туризм. ОБЖ»

33

12

21

3

«Основы гигиены и
сохранение
здоровья туриста»

10

4

6

4

«Общая физическая
подготовка»

9

1

8

72

31

41

ИТОГО часов

Формы аттестации,
контроля

Практические
задания
Опрос,
практические
задания
Проверка
физической
подготовленности

Комплексно-тематический принцип построения программы с учетом
интеграции образовательных областей дает возможность обеспечить единство
воспитательных, развивающих и обучающих задач.
Раздел программы «Мы живем в России» ориентирован, на формирование
нравственного здоровья и патриотических чувств воспитанников в процессе
знакомства с культурно-историческим наследием родного края, объектами
социальной, культурной, природной среды родного города, интересными
туристскими объектами Мещовского края, формирование деятельного,
бережного отношения к природе. С помощью тематических прогулок,
экскурсий (в том числе виртуальных), походов ребенок узнает свою страну, а
начинает это познание со своей малой родины. При этом процесс познания
происходит в предметно - наглядной, активной форме. Окружающий мир
9

предстает ребенку непосредственно: он его видит, слышит, осязает. Образы,
получаемые из внешнего мира, всегда более яркие, эмоционально-насыщенные,
запоминающиеся, чем «книжные», те, что предстают на страницах книг,
учебных пособий.
Раздел программы «Туризм. ОБЖ» и «Основы гигиены и сохранение

здоровья туриста», включают теоретическую, социально- коммуникативную,
технико-тактическую подготовку дошкольников в форме игрового комплекса.
Дети приобретают знания о правилах ведения здорового образа жизни, об
основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими
упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности
пешком, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах
выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к
памятникам истории и культуры, российских традициях памяти героев
отечественных войн, о правилах конструктивной групповой деятельности на
туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной
деятельности в туризме и краеведении.
Содержание раздела программы «Общая физическая подготовка» включает
физкультурно-оздоровительная работу с учетом возраста воспитанников.
Образовательная деятельность в рамках этого раздела с использованием
различных средств: физические упражнения с максимальным использованием
природного

окружения,

направленные

на

рациональное

преодоление

естественных препятствий; специальные двигательные задания для развития
пространственных ориентировок;подвижные игры с поисковыми ситуациями и
ориентированием на местности; комплексно-тематические занятия и др..
К итоговым мероприятиям (с учетом сезонности) в форме квест-игр, слетов,
туристских

состязаний,

учебно-тренировочных

походов

привлекаются

родители, другие социальные партнеры.
1.4.

Планируемые результаты

Дошкольный туризм включает в себя ряд компонентов: физкультурнооздоровительный,

эмоционально-психологический,

социально-

коммуникативный, познавательный и прикладной. Целевыми ориентирами на
10

этапе завершения программы являются показатели физического, психического
и социального здоровья дошкольника, а также достижения воспитанником
уровня

компетентности

(подготовленности)

в

области

туристско-

краеведческой деятельности.
Показатели физического здоровья:

- ребенок приобретает хорошую физическую форму (повышается индекс
показателей здоровья детей).
Показатели психического здоровья:

- ребенок не испытывает тревожности по отношению к природе;
- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, вступать в свободную
коммуникацию со взрослыми и сверстниками.
Показатели социального здоровья:

- ребенок находится в гармонии с собой и с другими людьми, обретает
социальную уверенность;

- овладевает нормативным поведением в разных формах туристской
деятельности, подчиняется необходимым в туристическом походе правилам;

- следует

социальным

нормам

поведения

во взаимоотношениях

совзрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения;

- обладает установкой на ценностное отношение к объектам культурноисторического наследия и природе родного края, элементарной экологической
культурой.
Показатели уровня компетентности (подготовленности) дошкольника
в области туристско-краеведческой деятельности:

- обладает знаниями правил техники безопасности и личной гигиены в
походе;
- имеет представления о различных видах туризма, пользе туризма для
здоровья человека;
- владеет элементарными навыками ориентирования по компасу и
11

местным признакам;

- имеет представления о назначении туристического снаряжения;
- обладает

знаниями

о видах

костров,

их назначении,

о

правилахбезопасного разведения костров;

- имеет представления о растительном и животном мире родного края;
- имеет представления об объектах социокультурной среды родного города;
- владеет знаниями о достопримечательностях родного города, края;
- имеет представления об особенностях физической подготовки юного
туриста, умеет преодолевать естественные препятствия;

- имеет представление о способах оказания первой медицинской помощи
при ранах, кровотечениях;

- умеет выполнять правила отдыха на природе.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№
п/
п

Разделы программы

Кол-во часов в год

1

Краеведение
«Мы
живем
России»
2

теория

практика

всего

14

6

20

12

21

33

4

6

10

1

8

9

31

41

72

в

«Туризм. ОБЖ»

3

«Основы гигиены и
сохранение
здоровья туриста»
4

Общая физическая
подготовка
Всего:

12

2.1.1. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
I.

Раздел
Месяц
Тема занятия
программы
Краеведение Сентябрь 1.Мой край родной.
Мы живем в октябрь 2.Моя родословная.
России

Кол-во Форма занятия
часов
1
Беседа
1
Практическое
занятие
1
Беседа
3.Семейные традиции.
Виртуальная
4.Страницы истории родного 1
экскурсия
края.

5. Люди, которыми гордится 1
Мещовск
2
6.Достопримечательности
родного города.

Беседа(презент
ация)

7.Государственная символика
родного города, России.

2

8.Животные
родного края.

2

и

растения

10.Краеведческая викторина

Рассказ(презен
тация)
Виртуальная
экскурсия
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Практическое
занятие

11.Экскурсия в музей «Трех
цариц»
12.Школьный музей

1

Экскурсия

1

Рассказ(презен
тация)

13. Мещовский городской парк
(страницы истории)
14. Экскурсия в Мещовский
городской парк.

1

Рассказ(презен
тация)

1

Экскурсия

15.Мещовск
–
Земля
Калужская. Наши памятникинаши герои.

1

Рассказ(презен
тация)

13

16.Закрепление
материала

пройденного

1

Практическое
занятие

17.Краеведческая
квест-игра
Поход выходного дня.

1

Игра. Поход

20
II.

«Туризм.
ОБЖ»

Ноябрь- 1. Что такое туризм и кто такие
январь туристы
2. ТБ на занятиях и в походе.

1

Беседа

2

3.
Правила
дорожного
движения на прогулке и
экскурсии.
4.
Групповое
туристское
снаряжение

2

туристское

2

6. Собираемся в поход (сборка
рюкзачка)

2

7. Питание на прогулке и в
туристском походе.

2

8.Питьевой режим.

2

10.Основные виды костров.

2

11.Готовим туристский обед.

2

12. Туристские должности в
группе

1

Практическое
занятие
Беседа
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Беседа

5.Личное
снаряжение

14

2

III.

13.Туристские
узлы.
Назначение туристских узлов.

1

14.
Организация
ночлега.
Туристическая палатка.

2

15. Стороны света (знакомство
с компасом).

1

16. Что такое карта и как ее
читать.

1

17. Учимся ориентироваться по
местным признакам.

2

18. Что делать если заблудился.

1

Беседа, игра

19. Законы туриста по охране
природы.

1

20.Вместе весело шагать (игры
на маршруте, в походе)

2

21.Закрепление материала

1

22.Туристический квест.

1

Презентация,
практическое
занятие
Игра,
практическое
занятие
Опросвикторина
Игра

33
1

Беседа

Февраль 1.Береги здоровье смолоду
Основы
гигиены и март
сохранение
2. Личная гигиена туриста
здоровья
туриста
3. Как действовать в случае
травмы.

4. Основные приемы оказания
первой доврачебной помощи
при ушибах, порезах.
5.Дидактические
игры
по
туристической тематике
Закрепление материала

1
2

2

Беседа,
практическое
занятие
Презентация,
практическое
занятие

Беседа
(презентация)
Презентация,
практическое
занятие
Рассказ,
практическое
занятие

3

Игры

1

Опрос,
практическое
занятие

10
15

Беседа,
практическое
занятие
Беседа,
практическое
занятие
Беседа,
практическое
занятие, игра

IV.

Апрель
Общая
физическая май
подготовка

1.В здоровом теле – здоровый
дух. Почему туристу надо быть
здоровым и сильным.

1

Беседа

2.Упражненияв ходьбе и беге,
для рук и ног.

2

2. Упражнения с мячом и
скакалкой. Метание в цель и на
дальность.
3.Туристская эстафета.

2

Рассказ,
практическое
занятие
Практическое
занятие

1
2

4.
Подвижные
игры
с
туристской тематикой
6.Туристская
полоса
препятствий.

1

Практическое
занятие
Игра.
Практическое
занятие
Игра.
Практическое
занятие

9
72

Итого:

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Для осуществления образовательной деятельности с воспитанниками по программе в
ОУ предусматривается наличие: кабинета студии «Юные туристы», туристического
снаряжения. Помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим
правилам и нормативам СанПиН 1.2.3685-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации

режима

работы

дошкольных образовательных организаций»,

утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации
Для

реализации

программы

обязательно

наличие

учебно-методического

комплекса, наглядно-информационных материалов. Использование на занятиях
компьютерного оборудования должно осуществляется

в

Регламентом использования компьютерного оборудования.

соответствии

с

Для проведения

образовательной деятельности учебно-тренировочного характера, соревнований
16

по элементарному ориентированию и спортивно-оздоровительных мероприятий
необходимо

иметь спортивное оборудование: веревки, страховочные

системы, карабины, мячи надувные, скакалки, мячи резиновые, футбольный мяч,
бадминтон, обручи, флажки, кегли.
Для организации и проведения туристских походов в наличии должно быть
туристическое снаряжение: костровое оборудование, набор посуды туриста:
котелок, тарелки мелкая и глубокая, посуда металлическая и пластиковая,
ложки, стаканчики одноразовые, фляжка, термос, туристические палатки,
рюкзаки, спальники, компас, коврик («пенка») туриста, аптечка туриста, часы,
лупа, влажные салфетки, бинокль, фотоаппарат.
Информационные ресурсы реализации программы.
Педагогические работники и административно-управленческий персонал
ОУ должны иметь доступ к информационно-телекоммуникационной сети
Интернет. В наличии необходимо иметь следующее оборудование: компьютер,
ноутбук, видеокамера, принтер.
Информационное обеспечение реализации программы предполагает систему
работы с родителями (законными представителями) по повышению их
компетентности в вопросах приобщения дошкольников к основам познавательнооздоровительного туризма через консультативные материалы. Общение и
информирование родителей (законных представителей) происходит через
социальные сети ВК, Одноклассники, Телеграмм, мессенджер Сферум.
2.3. Формы аттестации
Основой программы является система педагогического обследования.
Педагогическое обследование проводится с целью отслеживания эффективности
реализации программы «Азбука туризма».
Проводимый мониторинг – это выявление знаний, простейших туристических
умений и навыков, двигательных способностей детей и потребности к здоровому образу
жизни.
Выделяются следующие области педагогического обследования:


Физическая подготовленность старших дошкольников.



Основы туристической подготовки дошкольников.



Основы безопасности жизнедеятельности.
17



Участие родителей и детей в мероприятиях по воспитанию здорового
ребёнка.

Основными методами педагогического обследования является наблюдение, беседа,
выполнение тестовых заданий, анкетирование.
Результаты педагогического обследования представляются в виде трёхуровневой
шкалы: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень – представляет собой тот факт, когда ребёнок не всегда
справляется с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью взрослого.
Средний уровень – выполняет задание с небольшой помощью взрослого.
Высокий уровень – ребёнок самостоятельно выполняет предложенное задание.
Мониторинг эффективности реализации программы «Туристские тропинки»
проводится 2 раза в год: в декабре месяце (середина учебного года) с целью выявления
уровня знаний детей, простейших туристических умений и навыков и в мае на конец
учебного

года,

с

целью

сравнения

полученного

18

и

желаемого

результатов.

2.4. Оценочные материалы
Показатели подготовленности детей 6 -7 лет к туристической прогулке

Показатели развития

Уровни
Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Физическая подготовленность старших дошкольников
Овладение
дошкольником
разнообразными видами
ходьбы и применение их
в зависимости от условий

С
помощью
взрослого
ребёнок
движется
по
тропинке,
применяя
рациональную
технику
ходьбы
по
травяным,
земляным склонам, ходьба,
преодолевая
подъёмы
и
спуски

По
словесному
указанию
взрослого ребёнок движется
по
тропинке,
применяя
рациональную технику ходьбы
по
травяным,
земляным
склонам, ходьбы, преодолевая
подъёмы и спуски

Ребёнок технически грамотно
преодолевает
разнообразные
сложные препятствия (ручей,
бревно,
кусты,
склон),
применяет приёмы страховки,
соблюдая
элементарные
приёмы безопасности

Овладение
дошкольником техникой
выполнения
прыжков,
метания и подлезания
под предметы

Не
владеет
техникой
выполнения разных видов
прыжков (с места, в длину,
высоту), метания (вдаль, в
цель) и подлезание под
предметы

По рекомендациям взрослого
ребёнок выполняет правильно
все виды прыжков (с места, в
длину,
высоту),
метания
(вдаль, в цель) и подлезание
под предметы

Самостоятельно,
точно
и
уверенно выполняет все виды
прыжков (с места, в длину, в
высоту), метания (вдаль, цель) и
подлезание под предметы

19

Основы туристической подготовки дошкольников
Формирование
умения
организовывать
и
проводить
подвижные
игры на туристические
темы

Ребёнок
не
проявляет С помощью взрослого ребёнок
инициативы в организации и организует и проводит игры на
проведении
игр
на туристическую тематику
туристическую тематику

Формирование
у
дошкольников
умения
ориентироваться в лесу с
помощью туристических
атрибутов
(маршрутные
схемы,
карты,
планы)
по
расположению
природных объектов

Ребёнок
испытывает
затруднения в ориентировке
в
лесу,
с
помощью
маршрутной схемы, карты,
планы по расположению
природных объектов (солнце,
муравейник, деревья)

Овладение
правильно
рюкзак

умением Укладывает
с
укладывать взрослого рюкзак

Ребёнок охотно и активно
включается
в
игру.
Самостоятельно
организует
игру
на
туристическую
тематику

Ребёнок
с
небольшой Ребёнок
самостоятельно
помощью
взрослого ориентируется по маршрутной
ориентируется в лесу по карте, компасу и солнцу
маршрутной карте, плану,
схеме и по расположению
природных объектов (солнце,
муравейник, деревья)

помощью Ребёнок укладывает рюкзак по Ребёнок
самостоятельно
словесному
указанию укладывает рюкзак
взрослого

Овладение словами – Ребёнок
с
помощью Ребёнок
предметами
на взрослого называет слова на называет
20

самостоятельно Ребёнок
самостоятельно
слова
на называет слова – предметы на

туристическую тематику

туристическую тематику

Овладение
дошкольником навыков
укладке сушняка для
костра

Ребёнок
с
помощью
взрослого
укладывает
сушняк
для
костра.
Затрудняется в названии
видов костров (колодец,
шалаш, таёжный и т.д.)
Формирование у ребёнка Ребёнок
не
проявляет
стремления к познанию интереса к исследованию, к
окружающей природы
установлению причинно –
следственных
связей,
нелюбознателен

туристическую тематику, но туристическую тематику
затрудняется
раскрыть их объясняет их значение
смысловое значение

и

Ребёнок затрудняется уложить
сушняк для костра. Называет
виды
костров
(колодец,
шалаш, таёжный и т.д.)

Ребёнок правильно укладывает
сушняк для костра. Называет
виды костров (колодец, шалаш,
таёжный и т. д.)

Ребёнок
задаёт
вопросы
только в диалоге с взрослым.
Устанавливает причинно –
следственные
связи,
экспериментирует в условиях
деятельности,
возникающей
по инициативе взрослого и
детей

Ребёнок
активно
задаёт
вопросы,
предлагает
свои
ответы,
дискутирует
с
взрослыми. С удовольствием с
взрослыми, с удовольствием
экспериментирует
с
природными
материалами.
Умеет
самостоятельно
выстраивать
гипотезу.
Устанавливать причинно –
следственные связи между
различными природными
Явлениями

Формирование основ безопасной жизнедеятельности
Овладение простейшими Ребёнок
не
способами
оказания способами

знаком
с Ребёнок имеет представление Ребёнок оказывает первую
оказания о простых способах оказания помощь себе и сверстнику при
21

первой помощи себе и первой помощи себе и первой
помощи
себе
и ушибах, порезах
сверстникам
другим при ушибе, порезе и сверстнику
при
ушибах, насекомых
ожоге
порезах и укусах насекомых

и

укусах

Овладение
ребёнком При напоминании взрослого
основных
навыков ребёнок неохотно выполняет
личной гигиены
основные
гигиенические
процедуры (умывание, мытьё
рук, соблюдение опрятности
внешнего вида, пользование
носовым платком)

При напоминании взрослого
ребёнок выполняет основные
гигиенические
процедуры
(умывание,
мытьё
рук,
соблюдение
опрятности
внешнего вида, пользование
носовым платком, уход за
глазами)

Ребёнок самостоятельно, без
напоминания
выполняет
основные
гигиенические
процедуры (умывание, мытьё
рук, соблюдение опрятности
внешнего вида, пользование
носовым платком)

Формирование
у
дошкольника
умения
проявлять
заботу
о
чистоте
окружающей
среды

Ребёнок при напоминании
взрослого
бережно
относится
к окружающей
природе
и
поддерживает
чистоту во время движения по
маршруту

Ребёнок
понимает
необходимость
осторожного
обращения
с
растениям,
животными, водой, огнём и т. д.
Поддерживает чистоту во время
движения по маршруту

Ребёнок проявляет интерес к
бережному отношению к
природе
только
после
рекомендаций
взрослого.
Проявляет эмоционально –
отрицательное отношение к
объектам природы

22

2.5.Методические материалы
Программно-методическое обеспечение программы

-

«Туристические тропинки». Сборник игр на туристскую тематику для

дошкольников, 2019 год.

-

Учебно-методическое

пособие

по

ознакомлению

дошкольников

с

актуальным

и

культурно-историческим наследием родного края. 2019 год.

-

Особенности

партнерского

взаимодействия

по

перспективным вопросам развития детского туризма в условиях дошкольного
учреждения. Сборник нормативно-правовых, инструктивных, организационнометодических документов, материалов из опыта работы коллектива.

- «Детский туризм как социокультурный феномен современности и фактор
культурно-познавательного

развития

дошкольников».

Сборник

научных

статей, статей по обобщению педагогического опыта по реализации
инновационной программы «Развитие детского туризма».

- Дошкольный туризм: проблемы, поиски, решения. Сборник научнопрактических материалов, 2018 год.

- «Оздоравливаемся – играя». Сборник методических материалов по
организации образовательной деятельности с воспитанниками в рамках
реализации игрового физкультурно-оздоровительного комплекса «Юные
туристы», 2019 год.

-

Организация

познавательно-исследовательской

деятельности

дошкольников в условиях метеоплощадки. Методическое пособие из опыта
работы. Авт-сост. Голикова Л.Д., Армавир, 2018год.

-

https://www.detkityumen.ru/presentations/— презентации о флоре и фауне,

временах года, географии, человеке и его открытиях в разных областях знаний

23

Приложения 1
Оптимальные показатели прогулки-похода для дошкольников

6–7 лет
Продолжительность в осеннезимний период
1–1,5 ч
Продолжительность в весеннелетний период
2–3 ч
Протяжённость маршрута
До 5 км
Вес рюкзака
До 1000 г

24

ЛИТЕРАТУРА

1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной
школе. М., 1996.

2. Большакова Л.И. Воспитание у детей любви к родному краю // Детство.
Отрочество. Юность. 2014. № 5/6. С. 1-6.

3. Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших
дошкольников: Методические рекомендации. М., 1992.

4. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для
практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.,
2004.

5. Водолажская И.А. Программа занятий кружка «Мир вокруг нас» для
подготовительных групп детского сада // Туристско-краеведческая
деятельность дошкольников и младших школьников. Образовательные
программы. Вып. 1. Омск 1996, с. 23-25.Глазырина Л.Д, Овсянкин В.А.
Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие
для

6. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и
развлечения с детьми. М., 2002.

7. Завьялова Т.П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, решения //
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 2.

8. Завьялова Т.П. Организация и методика использования средств туризма в
физическом воспитании дошкольников 6—7 лет // Физкультурное
образование Сибири. 2001. № 1(15). С. 15-22.

9. Завьялова Т.П. Программа двигательной и познавательной деятельности с
использованием средств туризма «Туристята» (для подготовительной к
школе группы) //Дошкольное воспитание. 2003. № 8, с. 50—53.

10.Завьялова Т.П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые
решения: учебно-методическое пособие. Тюмень, 2006.

11.Земскова-Названова Л. И. Люби и знай родной свой край: занятия по
краеведению с малышами. М., 2006.

12. Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма. М., 2011
25

13. Куприна Л.Е. Азбука туриста-эколога. М., 1991.
14.Листок на ладони: методическое пособие по проведению экскурсий с
целью экологического и эстетического воспитания дошкольников. СПб.,
2005.

15.Патриотическое

воспитание

дошкольников

средствами

краеведо-

туристской деятельности: Пособие для реализации государственной
программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 гг.» 2-е изд. М., 2004.

16.Петин А.Н. Экологические основы экскурсионной и рекреационной
деятельности. Белгород, 2012.

17.Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму,
краеведению и летнему отдыху детей. М., 1995.

18.Шибаев А.С. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени?
Умеете ли вы предсказывать погоду? Программированные задания. М.,
1996.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».