Маленькие художники

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка.

1.1.

Общеобразовательная и общеразвивающая программа «Маленькие
художники» разработана а в соответствии с Концепцией развития дополнительного
образования

детей

и

Федеральным

законом

"Об

образовании",

имеет

художественную направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к
искусству, познают культуру своей малой родины, своей страны и мировую
художественную культуру, приобретают практические навыки изобразительного и
декоративно-прикладного творчества.
Актуальность программы состоит в том, что в процессе обучения дети
развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают мир красоты.
Снижает зажатость, обучает чувствованию и художественному воображению,
фантазии.
Актуальность программы ещё и в том, что процесс подготовки и изготовление
работ

способствует

развитию

эстетического

вкуса,

чувства

цвета,

композиционного решения, а также самореализации учащихся в творчестве.
В содержание программы включены и вопросы патриотического воспитания детей.
Патриотическое

воспитание

детей

выступает

как

объединяющий

и

стимулирующий фактор повышения качества образования.
Отличительные особенности программы в том, что она разработана для
детей школьного и дошкольного возраста, которые на занятиях

приобретают

знания о различных материалах, инструментах, овладевают различными
приемами, техниками рисования. При этом занятия посещают дети, имеющие
разные стартовые способности.
Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при реализации
ДООП-организация

образовательного

процесса

по

дополнительной

общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического
развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие);
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание) ;

- соматически ослабленные (часто болеющие дети);
- нарушения интеллекта (врожденные пороки сердца, эндокринные нарушения);
- ампутационное (уменьшение массы тела, ожирение, снижение общей
работоспособности);
- церебральное (остеохондроз, заболевания внутренних органов, дисгармоничность
физического развития, нарушения сердечно-сосудистой).
Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
заключается в том, что она реализуется в сетевом взаимодействии с учреждениями
образования.
Адресат программы-программа рассчитана на учащихся 5-17 лет, для которых
актуальными являются стремление к познанию, любознательность, широта
интересов в художественном направлении.
Объем программы, срок освоения–222 часа в год. В неделю–3 раза по 2 часа.
Формы обучения–очная.
Уровень программы-базовый.
Особенностью организации образовательного процесса является то, что она в
отличие от традиционных программ по изобразительному искусству является–
объединением разных видов искусства в одно творческое направление, где подача
учебного материала составлена по принципу эффективного обучения: рисование с
натуры и по представлению, декоративное рисование, передача цвета, умение
работать графическими материалами, развитие детской наблюдательности.
Формы реализации образовательной программы–использование сетевого
взаимодействия со старшими группами детского сада и начальными классами
школы.
Программа предусматривает взаимодействие в образовательном процессе
специалистов
Муниципальное

и

материально-технических
казённое

образовательное

условий

сетевых

учреждение

партнеров:

дополнительного

образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Воспитание»» и МКДОУ «Мещовский детский сад».
Организационные формы обучения–групповые, в группах с учащимися разного
возраста.
Режим занятий–в неделю–3 раза по 2 часа, всего 6 часов в неделю. Дни проведения
занятий–понедельник, среда, четверг.

1.2.

Цель и задачи программы:

Цели

программы-это

развитие

художественно–творческих

способностей детей средствами изобразительного искусства.
Выявление одарённых детей в области изобразительного искусства в раннем
детском возрасте.
Формирование у детей младшего и среднего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой
части культуры духовной.
Задачи программы:
Образовательные:
-обучение учащихся разнообразных техник рисования.
Развивающие:
-раскрытие творческих способностей учащихся, активизация их продуктивных
потенциальных возможностей;
-раскрытие индивидуальных способностей ребенка;
-развитие познавательной активности, фантазии, образного и логического
мышления;
-развитие чувственного восприятия ребёнка;
-формирование коммуникативной культуры;
-развитие художественного вкуса;
Воспитательные:
-воспитание патриотизма (интереса к родному краю, культуре своего народа,
бережного отношения к природе и окружающим).
-сформировать у учащихся основу эстетического мировоззрения.

1.3.

Содержание программы:
Учебный план

№

Название

п/п

тем

разделов

и

Часы
теоретическ

практическ

ие

ие

34

всего

Формы
контроля

188

222

атестации,

1.

Вводное

занятие.

1

-

1

беседа, устный опрос

3

10

13

наблюдение,опрос.

3

10

13

ознакомление,устный

Инструктаж ТБ и ПБ:
2.

Мир
изобразительного
искусства

3.

Многообразие линий.
Свойства

красок

опрос, практический тест

«Осенний лист»
4.

Цветовой

спектр.

4

19

23

Основные и составные

беседа,

практическое

задание

цвета «Букет осенних
цветов»
4.1

Цветовые

растяжки

«Пушистый

1

4

5

и

наблюдение,

опрос,

практикум.

колючий»

4.2

Цвет

в

тоне.

1

5

6

Многообразие оттенков
цвета.

Тёплые

устный

опрос,

практическое задание.

и

холодные цвета
«Дерево

тёплой

страны»,

«Дерево

холодной
страны»
4.3

Большой
круг,названия

цветовой

1

7

8

беседа, практикум.

1

3

4

ознакомление,

цветов

большого цветового
круга
«Теплохолодность»
цвета «Наш город»
4.4

Цветовые гармонии в
пределах 2-3

цветов.

Оттенок. «Осенний лес»

опрос,практическое
задание.

5.

Знакомство

с

7

32

39

тест, практикум.

1

6

7

устный

техниками рисования
«Сухая

кисть»

и

закрепление техники
«Трафарет»
«Грибы съедобные и
ядовитые»
5.1

Техники

рисования:

Техника

работы

опрос,

практическое задание

акварелью и восковыми
мелками.

Работа

с

геометрическими
формами
«Ваза с фруктами»
5.2

Техника

работы

1

5

6

гуашью.

ознакомление,
практикум.

Выразительные
особенности

белой

краски и ее оттенков
«Коты и цветы»
5.3

Формы и пропорции.

1

5

6

Сюжетная композиция.

беседа,

практическое

задание.

Силуэтное изображение
«Овощи с натуры»
5.4

Живопись

по-сырому.

1

5

6

тест, практикум.

1

3

4

устный

Выразительные
возможности
«Опустел наш сад»
5.5

Техника
акварелью

работы
«вливание

опрос,

самостоятельное

цвета в цвет»

выполнение.

«Небо в луже»
5.6

Рисование
тампонированием
животных. Пластика

1

3

4

наблюдение,
опрос.

устный

«Дикие животные»
5.7

Печать по трафарету,

1

5

6

смешение красок

беседа,

практическое

задание

«Рождественнская
сказка»

6.

Конструктивное

4

19

23

рисование. Сюжетная

устный

опрос,

наблюдение

композиция.
Пошаговый

алгоритм

изображения

птиц

«Зимующие птицы»
6.1

Тональные контрасты.
Темное

на

светлом,

светлое

на

темном

1

6

7

практическое задание

1

3

4

беседа, практикум

1

4

5

устный

«Зимушка- зима»
6.2

Рисование в технике
«набрызг»

«Узоры

снежинок»,«Морозный
узор на окне»
6.3

Чувство композиции и
ритма.

Техника

опрос,

практическое задание

томпонирование
«Новогодние шары»
6.4

Сюжетная композиция

1

6

7

тест- практикум

1

11

12

беседа, практикум

1

11

12

наблюдение,самостоятел

«Зимний парк»
7.

Знакомство

с

портретным жанром.
Рисование

лица

человека «Портрет»
7.1

Образ, фигура человека
«Человек в движении»

8.

Знакомство
декоративным

ьное выполнение.
с

3

24

27

опрос,
задание.

практическое

рисованием. Роспись
вазы,

кружки,

кувшина,

тарелки.

Тематическая
композиция «Посуда»
8.1

Изучение живописных

1

8

9

устный опрос,практикум

1

5

6

беседа,

приемов, декоративное
рисование.
Современное искусство
«Игрушки»
8.2

Предметы декоративноприкладного искусства.
Знакомство

практическое

задание

с

«Хохломской
росписью»
8.3

Орнамент в народном

1

11

12

тест, практикум

1

11

12

опрос,самостоятельная

костюме
Навыки

кистевой

росписи
«Наряд матрёшки»
9.

Пейзажные
характерные
особенности

работа
весны.

Художествнный образ
и

средства

выразительности
«Весна пришла»
9.1

Линейная и воздушная

1

11

12

перспектива.

беседа,

практическое

задание

Изображение природы в
разных

состояниях

«Удивительный мир»
10.

Чувство композиции и
ритма

«Весенний

1

9

10

опрос, практикум

праздник- подарок для
мамы»
11.

Рисование

на

тему:

Особенности

1

11

12

практическое задание

1

11

12

наблюдение, тест

и

отличие

форм.

Рисование с натуры
«Весенние цветы»
11.1

Смешанные

техники:

«Православные
праздники»,
«Пасхальный сувенир»
12.

Живопись, жанры.

1

9

10

устный опрос, беседа.

12.1

Знакомство с картинами

1

9

10

беседа,

«Художники

родного

практическое

задание

края»
13.

Смешанные техники,

1

9

10

цикл «Победный май»

практикум,

творческое

задание

14.

Обзорные экскурсии

1

5

6

наблюдение, беседа

15.

Итоговая

1

9

10

выставка работ

работа.

Заключительное
занятие

Содержание учебного плана
1.Вводное занятие. Инструктаж ТБ и ПБ 1ч.
Теория: Ознакомление детей с правилами поведения в Центре и студии, с режимом
работы Арт- студии, знакомство с содержанием работы на текущий учебный год.
Инструктажи по техникам бехопасности и пожарной безопасности.
Практика: Знакомство с материально - технической базой студии. Правила работы
с бумагой, кисточками, палитрой, красками.
2.Мир изобразительного искусства. 13 ч.
Теория: Виды и жанры изобразительного искусства. Техники. Инструменты и
материалы. Линейная и воздушная перспектива.

Практика: Средства выразительности видов и жанров изобразительного искусства,
наглядные материалы.
3. Многообразие линий. Свойства красок «Осенний лист» 13 ч.
Теория: Средства выразительности рисунка, наглядные материалы–графика,
игровое упражнение.
Практика: Выполнение графических композиций:
-выполнение набросков и зарисовок,
-приёмы рисования графическими материалами.
4.Цветовой спектр. Основные и составные цвета «Букет осенних цветов» 23 ч.
4.1.Цветовые растяжки «Пушистый и колючий»5 ч.
Теория: Презентация-показ наглядного спектра.
Практика:Приёмы рисования цветовой растяжки, занятие-сказка.
4.2.Цвет в тоне. Многообразие оттенков цвета. Тёплые и холодные цвета 6ч.
Теория: Схемы и наглядные картинки.
Практика: Приемы и техники выполнения.
4.3.Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга
«Теплохолодность» цвета «Наш город» 8 ч.
4.4.Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов. Оттенок 4 ч.
Теория: Изучение цветового спектра, определение нужных оттенков, игровое
задание.
Практика: Рисование работы в 2-3 цветах., технические приёмы.
5. Знакомство с техниками рисования «Сухая кисть» и закрепление техники
«Трафарет» 39 ч.
Теория: Видео-презентация.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
5.1.Техники рисования: Техника работы акварелью и восковыми мелками.
Работа с геометрическими формами 7 ч.
Теория: Видео-показ, занятие-путешествие.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
5.2. Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краской

и

оттенков 6 ч.
Теория: Схемы и наглядные картинки.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
5.3. Формы и пропорции. Сюжетная композиция. Силуэтное изображение 6 ч.
Теория: Презентация, обзор.

Практика: Выполнение набросков и зарисовок. Выполнение композиций.
5.4. Живопись по-сырому. Выразительные возможности 6 ч.
Теория: Видео-показ, игровое задание.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
5.5. Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет» 4 ч.
Теория: Тематический видео-ряд.
Практика: Зарисовки и закрепление техники выполнения.
5.6. Рисование тампонированием. Пластика животных.4 ч.
Теория: Презентация, игровое упражнение.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
5.7. Печать по трафарету, смешение красок 6 ч.
Теория: Схемы и наглядные картинки.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
6.

Конструктивное рисование. Сюжетная композиция. Пошаговый алгоритм

изображения птиц 23 ч.
Теория: Видео-ряд, занятие-сказка.
Практика: Зарисовки и закрепление техники выполнения.
6.1. Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном 7 ч.
Теория: Презентация, игровое задание.
Практика: Выполнение набросков и зарисовок. Выполнение композиций.
6.2. Рисование в технике «набрызг» 4 ч.
Теория: Наглядные картинки, обзор.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
6.3. Чувство композиции и ритма. Техника томпонирование 5 ч.
Теория: Презентация.
Практика: Приемы и закрепление техники выполнения.
6.4. Сюжетная композиция 7 ч.
Теория: Видео–показ тематичных картин, анкетирование.
Практика: рисование сюжетных композиций.
7. Знакомство с портретным жанром. Рисование лица человека 12 ч.
Теория: Изучение направления в искусстве.Показ картин портретистов.
Практика: Выполнение набросков и зарисовок.
7.1. Образ, фигура человека 12 ч.
Теория: Видео–презентация, игровое задание.
Практика: Выполнение эскизов.

8. Знакомство с декоративным рисованием.Роспись вазы,кружки, кувшина,
тарелки 27 ч.
Теория:История возникновения и развитие этого направления.
Практика: Приемы и техники выполнения. Роспись.
8.1. Изучение живописных приемов, декоративное рисование. Современное
искусство 9 ч.
Теория: Презентация, знакомство с приемами и декоративным рисованием.
Практика: Приемы и техники выпонения работ.
8.2. Предметы декоративно-прикладного искусства. Знакомство с «Хохломской
росписью» 6 ч.
Теория: История возникновения, презентация.
Практика: Технические приемы рисования.
8.3. Орнамент в народном костюме 12 ч.
Теория: История возникновения, наглядный обзор костюмов.

Практика:

Выполнение эскизов. Роспись орнамента.
9. Пейзажные характерные особенности весны. Художествнный образ и
средства выразительности 12 ч.
Теория: Средства выразительности рисунка, наглядные материал.
Практика: Игровое задание, выполнение тематического пейзажа.
9.1. Линейная и воздушная перспектива. Изображение природы в разных
состояниях 12 ч.
10. Чувство композиции и ритма 10 ч.
Теория: Презентация, занятие-путешествие,
Практика: выполнений композиций.
11. Рисование на тему: Особенности и отличие форм. Рисование с натуры 12ч.
Теория: Схемы рисования, обзор наглядных работ, занятие-сказка.
Практика: приёмы и техники выполнения.
11.1. Смешанные техники:«Православные праздники» 12 ч.
Теория: Презентация, знакомство с праздниками.
Практика: Тематическое рисование.
12. Живопись, жанры 10 ч.
12.1. Знакомство с картинами «Художники родного края» 10 ч.
Теория: Закрепление материала, видео- ряд.
Практика: Рисование на данную тему.
13. Смешанные техники 10 ч.

Теория: Тематическая видео-презентация.
Практика: Тематическое рисование, самостоятельная работа.
14. Обзорные экскурсии 6 ч.
Экскурсии. Участие в выставках, праздниках.
15. Итоговая работа. Заключительное занятие 10 ч.
Анализ проделанной работы за год, оформление выставки работ.
4.5.Планируемые результаты.
К концу года обучения учащиеся могут знать:
-название цветов: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый,
розовый, голубой, коричневый, черный, серый, белый, бледно-красный, темнокоричневый, бледно-синий и т.д.;
-порядок смешивания красок для получения новых сочетаний (розовый, бледнокрасный, бледно-оранжевый, бледно-зеленый, бледно-голубой).
-приемы красивого, выразительного расположения рисунка на листе бумаги в связи
с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета.
Уметь:
-научиться различать виды изобразительного искусства, высказывать простейшие
суждения о картинах;
-научиться анализировать предметы и сопоставлять их свойства (форму, ширину,
высоту, длину, цвет), передавать эти свойства в рисунке, аппликации, лепке);
-иметь представление о пространственном положении (вверх, вниз, по сторонам);
-самостоятельно развивать свой рисунок с изображаемым предметом;
-определять и правильно изображать форму предметов, их пропорции,
пространственное расположение, конструктивное строение, цвет;
-последовательно выполнять рисунок - начинать с общего очертания, затем
переходить к прорисовке и заканчивать уточнением очертаний и форм;
-работать кистью без предварительного контура (концом кисти и всей кистью),
кистью делать равную закраску и закраску с пропуском.
-основные законы линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения.
На протяжении всего курса обучения младших школьников идет развитие
познавательной - творческой активности и наблюдательности; зрительной памяти
и воображения; развитие мелкой моторики; усидчивости.
Воспитывается аккуратность, ответственное отношение к окружающей среде,
доброта, отзывчивость.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 31 мая (36 недель).
Каникулы не предусмотрены.
Календарный учебный график
№

Название тем и разделов

п/п
1

Вводное

занятие

Теоретические

Практическ Всего

занятия

ие занятия

1

-

1

3

10

13

3

10

13

4

19

23

1

4

5

1

5

6

1

7

8

Инструктаж ТБ и ПБ:
2.

Мир

изобразительного

искусства
3.

Многообразие линий.
Свойства красок
«Осенний лист»

4.

Цветовой спектр. Основные
и составные цвета
«Букет осенних цветов»

4.1

Цветовые

растяжки

«Пушистый и колючий»
4.2

Цвет в тоне. Многообразие
оттенков цвета.

Тёплые и

холодные цвета
«Дерево

тёплой

страны»,

«Дерево холодной
страны»
4.3

Большой
Названия

цветовой
цветов

круг.

большого

цветового
круга

«Теплохолодность»

цвета «Наш город»

Дата

4.4

Цветовые гармонии в пределах

1

3

4

7

32

39

1

6

7

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

3

4

1

3

4

2-3 цветов. Оттенок. «Осенний
лес»
5.

Знакомство

с

техниками

рисования «Сухая кисть» и
закрепление

техники

«Трафарет»
«Грибы

съедобные

и

ядовитые»
5.1.

Техники рисования: Техника
работы

акварелью

и

восковыми мелками. Работа с
геометрическими формами
«Ваза с фруктами»
5.2.

Техника

работы

Выразительные

гуашью.

особенности

белой краски и ее оттенков
«Коты и цветы»
5.3.

Формы

и

Сюжетная

пропорции.
композиция.

Силуэтное изображение
«Овощи с натуры»
5.4.

Живопись

по-сырому.

Выразительные возможности.
«Опустел наш сад»
5.5.

Техника

работы

акварелью

«вливание цвета в цвет
«Небо в луже»
5.6.

Конструктивное
Сюжетная
Пошаговый

рисование.
композиция.
алгоритм

изображения птиц «Зимующие
птицы»

5.7.

Рисование

тампонированием

1

5

6

4

19

23

1

6

7

1

3

4

1

4

5

композиция

1

6

7

Знакомство с портретным

1

11

12

1

11

12

3

24

28

1

8

9

животных.. Пластика
«Дикие животные»

6.

Печать

по

трафарету,

смешение красок
«Рождественнская сказка»

6.1

Рисование

в

технике

«набрызг»

«Узоры

снежинок»,«Морозный узор на
окне»
6.2

Тональные контрасты. Темное
на светлом, светлое на темном
«Зимушка- зима»

6.3

Чувство композиции и ритма.
Техника

томпонирование

«Новогодние шары»
6.4.

«Сюжетная
«Зимний парк»

7.

жанром.

Рисование

лица

человека. «Портрет»
7.1

Образ, фигура человека
«Человек в движении»

8.

Знакомство с декоративным
рисованием. Роспись вазы,
кружки, кувшина, тарелки.
Тематическая

композиция

«Посуда»
8.1

Изучение

живописных

приемов,

декоративное

рисование.

Современное

искусство «Игрушки»

8.2

Предметы

декоративно-

прикладного
Знакомство

1

5

6

1

11

12

1

11

12

1

11

12

1

9

10

1

11

12

1

11

12

1

9

10

1

9

10

1

9

10

1

5

6

искусства.
с

«Хохломской

росписью»
8.3

Орнамент в народном костюме
Навыки кистевой росписи
«Наряд матрёшки»

9.

Пейзажные

характерные

особенности

весны.

Художествнный

образ

и

средства выразительности
«Весна пришла»
9.1

Линейная

и

воздушная

перспектива.

Изображение

природы в разных состояниях
«Удивительный мир»
10.

Линейная

и

перспектива.

воздушная
Изображение

природы

в

разных

состояниях «Удивительный
мир»
11.

Рисование

на

Особенности

и

тему:
отличие

форм. Рисование с натуры
«Весенние цветы»
11.1

Смешанные

техники:

«Православные

праздники»,

«Пасхальный сувенир»
12.

Живопись, жанры.

12.1

Знакомство

с

картинами

«Художники родного края»
13.

Смешанные техники, цикл
«Победный май»

14.

Обзорные экскурсии

15.

Итоговая

работа.

2

9

10

Заключительное занятие
2.2 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
1. Хорошо освещенный тематически оформленный кабинет.
2. Столы, стулья по количеству учащихся в студии.
3. Компьютер, DVD-проигрыватель, (аудиозаписи,
видеоматериалы).
4. Специальная литература, журналы, пособия, тематические папки,
разработки мастер-классов, конспекты занятий, сценарии.
5. Дидактические материалы по определенной тематике занятия.
Репродукции по темам, тематические картинки, открытки, журналы
«Изобразительное искусство», муляжи для рисования, тела геометрические (конус, шар,
цилиндр, призма)
6. Канцелярские материалы: акварель, гуашь, кисти разных номеров, штампы
поролоновые разного размера, губки, цветные карандаши, простые карандаши, восковые
мелки, фломастеры, набор гелевых ручек, пастель, бумага цветная, картон цветной, картон
белый, ножницы детские, клей-карандаш, строгалка, стаканчик для воды, палитры,
ватман, наборы для черчения, офисная бумага–А-4.
7. Средства личной гигиены – салфетки, фартуки и нарукавники, клеенки на стол, мыло и
т.д.
8. Наличие водоснабжения и раковины в кабинете.
2.3. Формы аттестации:
• Журнал посещаемости;
• творческое задание;
• игровое задание;
• выставка работ или участие в конкурсе;
• устный опрос, беседа;
• самостоятельная работа;
• наблюдение;
• диагностическое анкетирование или тестовое задание по теме в ходе занятия;
• практическая работа;
• презентация;

• отчетная выставка.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной,
текущий и итоговый контроль.
Входной контроль–диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.
Форма оценки: диагностическое тестирование, собеседование с учащимися и
родителями.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала.
Форма оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, собеседование.
В практической деятельности результативность оценивается
количеством, а также качеством выполнения творческих работ.
Итоговый контроль может быть осуществлен в форме выставки, проекта,
презентации творческих работ учащихся.
В течение всего года на каждом занятии проходит обсуждение работ, где
отмечаются лучшие по цвету, композиции, замыслу исполнения.
2.4. Оценочные материалы:
1. Анализ детских работ (рисунки, наброски, живописные картины, работы из
природного материла).
2. Диагностическая методика «Вырежи правильно круг» (автор-составитель
Гуткина Н.И.).
3. Тест «Незаконченные рисунки» (автор-составитель Субботина Л.Ю.).
4. Диагностическая методика «Дорожка» (автор-составитель Венгер Л.А.).
5. Диагностика учебных результатов ребенка по дополнительной
общеразвивающей программе (авторы: Н.В. Кленова, Л.Н. Буйлова).
6. Мониторинг личностного развития с помощью методов педагогического
наблюдения, создание педагогических ситуаций, тестирования,
анкетирования (авторы: Н.В. Кленова, Л.Н. Буйлова)
Материалы к диагностическим методикам входят в методическое
обеспечение программы и расположены в диагностическом инструментарии в отдельной
папке, которая является неотъемлемой составляющей программы «Изобразительное
искусство».
2.5. Методические материалы.
Основные формы и методы работы:
В процессе обучения используются следующие основные формы занятий:

• комбинированное учебное занятие;
• вводное занятие;
• итоговое занятие;
• пленэр, экскурсия;
• практическая работа, творческое задание, проект;
• выставки творческих работ, презентации;
• мастер-класс.
Мастер-класс для учащихся может проводить как педагог, так и старшие
учащиеся, что является еще одной особенностью программы и дает
возможность им закрепить полученные знания, продемонстрировать умения в области
изобразительной деятельности. Такая форма занятий способствует
развитию инициативы учащихся, помогает создавать единый коллектив,
формирует чувство ответственности.
Основные методы обучения: монологический, диалогический,
алгоритмический, эвристический, показательный:
• преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;
• учения: репродуктивный, исполнительский, практический, частично-поисковый;
• воспитания: убеждения, личный пример, создание ситуации успеха.
Также в программе применяются игровые технологии (занятие-сказка, занятиепутешествие, игровые упражнения), позволяющие детям легко и в доступной форме
осваивать разделы программы.
Методические рекомендации по реализации программы
Учебный материал, предусмотренный настоящей программой, распределен
в соответствии с последовательным и постепенным рассмотрением
теоретических знаний, практических умений и навыков в соответствии с общей
подготовленностью учащихся.
Учебный материал содержит теоретическую и практическую подготовку
учащихся и распределен на весь год обучения.
Изучение теоретического материала программы осуществляется в форме
10-15 минутных беседах, которые проводятся в начале занятий (как часть
комплексного занятия). У

детей среднего школьного возраста длительность беседы

уменьшается, а творческая деятельность увеличивается. При изучении теоретического
материала следует широко использовать наглядные пособия, видеозаписи,
учебные фильмы. На практических занятиях необходимо постоянно обращать
внимание на осанку и рабочее место учащихся.

Увеличение творческой нагрузки необходимо ребенку, чтобы он точнее
закрепил и усвоил важные элементы, приемы, которые необходимы на
следующих ступенях развития.
Конечно, качество и объем работ должны возрастать по мере улучшения
творческой и технической подготовленности обучающихся. На занятиях
должна вводиться игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживается
связь с музыкой, литературой, историей, трудом. Очень важно, чтобы
коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при
оформлении рекреаций.
Практические занятия по изобразительному искусству проводятся в
форме групповых занятий по общепринятой методике.
Для определения творческого роста развитие учащихся проводятся
обсуждения работ на каждом занятии, а по окончании темы выставка в
художественной мастерской.
Наибольший эффект в творчестве детей достигается тогда, когда связь
бесед по произведениям изобразительного искусства с рисование с натуры, на
темы осуществляется по конкретным, четко определенным направлениям.
Такими направлениями являются:
1. Изучение особенностей строения, характерной формы, объема окружающих объектов
действительности: растительных форм, предметов быта, животных, птиц, фигуры человека.
Глаза воспитанников загораются неподдельным восторгом, когда они видят в картинах
знаменитых художников изображение объемных листьев и веток деревьев такими
красочными и живыми. Они с большим интересом начинают изучать строение листьев, учат
видеть красоту формы, цветовой окраски, сравнивают листья дуба с листьями клена,
березы, осины, находят в них общее и разное. В итоге их рисунки становятся значительно
выразительнее, красочнее. В процессе рисования натюрмортов простым карандашом и
акварельными красками, большой эффект дает демонстрация картин– натюрмортов.
2. Изучение пространственных свойств объектов и связанных с ними законов линейной и
воздушной перспективы. При изучении законов перспективы большой эффект дают
демонстрации произведений искусств. Дети видят в картинах художников, как сужаются в
перспективе доски пола, как дальние дома и деревья изображаются во много раз меньше по
сравнению с такими же домами, деревьями, расположенными ближе, на переднем плане,
как широкая дорога, удаляясь, превращается в тонкую нитку и на линии горизонта
смотрится точкой.
3. Изучение простейших законов цветоведения и их использование как

выразительных художественно-эстетических средств в изобразительном
искусстве. Например, при объяснении учащимся понятия «колорит»демонстрируются картины с ярко выраженным колоритом и для сравнения–в холодном,
теплом, золотистом, сером колорите.
4. Изучение элементарных закономерностей светотени, теории теней и
выражение их в произведениях графики (рисунки, наброски) и живописи.
Особый эффект светотени дается в картинах, рисунках, в которых показаны
контрастные отношения света и тени, что обычно наблюдается в яркие
солнечные дни, при искусственном освещении.
5. Изучение законов композиции в творчестве мастеров изобразительного
искусства. Картины И. Репина, В.Сурикова, А. Саврасова, В. Васнецова, И, Левитана, К.
Юона, Ф.Решетникова и многих других художников показывают яркие образы
композиционных решений: в квадрате, по диагонали, вытянутые по вертикали и по
горизонтали, с ярко выраженным центром и групповой композицией.
6. Важное значение имеет демонстрация произведений художников на
занятиях рисования с натуры для показа, раскрытия правил рисования, техники выполнения
рисунка простым карандашом и акварельными красками.
Методические рекомендации к разделам программы:
На занятиях рисования дети осваивают навыки точно владеть карандашом и кистью. Ведь
грамотно рисовать может научиться каждый, так же как читать и писать. И, если, учащийся
не станет профессиональным художником, он все-таки узнает цену точной линии, удачного
мазка, поймет, насколько сложна и трудоемка работа художника. Кроме того, элементарное
умение владеть карандашом и кистью очень пригодится в жизни.
Понять и полюбить изобразительное искусство помогает природа, ее красота. А красота это
не только яркие цветы, феерические закаты, синие озера. Мимо нее мы часть равнодушно
ходим. Цель программы научить детей видеть привлекательное и в полусгнившем мостике,
в корявых деревьях, серых постройках, где дети настолько раскрываются в живописном
жанре, что работа начинает давать ростки настоящим произведениям искусства.
3. Список литературы:
1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки–Ярославль: Академия развития, 2006–96с.
2. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.–96с.
3. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству–С.-Пб.: «Детство Пресс», 13. Алексеевская
Н.А. Карандашик озорной.–М: «Лист», 1998.–144с.
4. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство.–Мн: ООО «Попурри», 2005.–144с.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду–М: «Карапуз–Дидактика»,
2006.–108с.
6. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности»- М.: Владос, 2001.–159с.
7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками.–М: АСТ: Астрель, 2005.–63с.
8. Колль, Мери Энн Ф. Рисование.–М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель»,
2005.–63с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 57 лет.–Москва, 2001.
10. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной.–М: «Лист», 1998.–144с.
11. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет:
Рисуем и познаем окружающий мир.– М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.–64с.
12. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности»-М.: Владос, 2001.–159с.
13. Программы «Волшебные краски» (2 года, с 5–7 лет), Блинниковой Е. А., Г.С. Швайко
«Занятия по изобразительной деятельности.

4.

Приложения.

Приложение 1.
Технология

определения

учебных

результатов

ребенка

по

дополнительной

образовательной программе.
Показатели (оцениваемые параметры);
Критерии Степень выраженности оцениваемого качества;
Возможное кол-во баллов;
Методы диагностики.
1. Теоретическая подготовка ребенка.
1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы).
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям:
-минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных
программой);
-средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½;
-максимальный уровень (ребенок освоил весь объем знаний, предусмотренных программой
за конкретный период).
1

5

10

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.
1.2. Владение специальной терминологией. Осмысленность и правильность

использования специальной терминологии:
-минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные
термины);
-средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);
-максимальный уровень.
(специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с
их содержанием).
1

5

10

Собеседование.
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам
учебного плана программы).
Соответствие практических умений и навыков программы:
-минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных
умений и навыков);
-средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);
-максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период).
1

5

10

Контрольное задание.
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением.
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения:
-минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с
оборудованием);
-средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
-максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых затруднений).
1

5

10

Собеседование.
2.3. Творческие навыки.
Креативность в выполнении практических заданий:
-начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в
состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
-репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

-творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).
1

5

10

Контрольное задание.
3. Общеучебные умения и навыки ребенка.
3.1. Учебно-интеллектуальные умения.
3.1.1. Умения подбирать и анализировать специальную литературу.
Самостоятельность в подборе и анализе литературы:
-минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения при работе
с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
-средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
-максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).
1

5

10

Анализ.
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации.
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации.
Уровни–по аналогии с п. 3.1.1.
1

5

10

Наблюдение.
3.2. Учебно-коммуникативные умения:
3.2.1. Умение слушать и слышать педагога.
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога.
Уровни–по аналогии с п. 3.1.1.
1

5

10

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:
3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место.
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и
убирать его за собой.
Уровни–по аналогии с п. 3.1.1.
1

5

10

3.3.2. Умение аккуратно выполнять работу.
Аккуратность и ответственность в работе.
Уровни–по аналогии с п. 3.1.1.
1

5

10

Приложение 2.
Мониторинг личностного развития.
Показатели (оцениваемые параметры).
Критерии. Степень выраженности оцениваемого качества.
Возможное количество баллов.
Методы диагностики.
I.Организационно-волевые качества.
1.1. Терпение.
Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного
времени, преодолевать трудности:
-терпения хватает меньше чем на ½ занятия;
-терпения хватает больше чем на ½ занятия;
-терпения хватает на все занятие.
1

5

10

Наблюдение.
1.2. Воля.
Способность активно побуждать себя к практическим действиям:
-волевые усилия ребенка побуждаются из вне;
-иногда самим ребенком;
-всегда самим ребенком.
1

5

10

1.3. Самоконтроль.
Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия):
-ребенок постоянно находится под воздействием контроля извне;
-периодически контролирует себя сам;
-постоянно контролирует себя сам.
1

5

10

II. Ориентационные качества.
2.1. Самооценка.
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям:
-завышенная;
-заниженная;
-нормальная.

1

5

10

Анкетирование.
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении.
Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы:
-интерес к занятиям продиктован ребенку извне;
-интерес периодически поддерживается самим ребенком;
-интерес постоянно поддерживается самим ребенком.
1

5

10

Тестирование.
III. Поведенческие качества.
3.1 Конфликтность.
(отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия);
Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации:
-периодически провоцирует конфликты;
-сам в конфликтах не участвует, старается их избежать;
- пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.
1

5

10

Тестирование.
3.2 Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения).
Умение воспринимать общие дела, как свои собственные.
-избегает участия в общих делах;
-участвует при побуждении из вне;
-инициатива в общих делах.
0

1

Наблюдение.

5

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».