Предшкольная пора

Оглавление
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...................................................... 2
1.1.Пояснительная записка ........................................................................... 2
1.1.2. Актуальность программы ...................................................................................2
1.1.3 Принципы, лежащие в основе программы. ..........................................................3
1.1.4.Отличительные особенности программы ............................................................4
1.1.5.Адресат программы. ...............................................................................................4
1.1.6. Объем программы .................................................................................................6
1.1.7. Формы организации образовательной деятельности и виды занятий .............6
1.1.8.Срок освоения программы ....................................................................................7
1.1.9 Уровень программы ...............................................................................................7
1.1.10.Режим занятий ......................................................................................................7

1.2.Цель и задачи программы. ......................................................................... 9
1.3. Содержание программы. ......................................................................... 12
1.4. Планируемые результаты ........................................................................ 13
2. Комплекс организационно-педагогических условий .............................. 20
2.1. Календарный учебный график................................................................ 20
2.2.Условия реализации программы ............................................................. 20
2.3 Формы контроля. ....................................................................................... 23
2.4. Оценочные материалы. ............................................................................ 24
2.5. Методические материалы........................................................................ 37
Список используемой литературы. ................................................................. 45

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка
Успех в современном мире во многом определяется способностью
человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближайшую
перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план
действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных
целей.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие:
личностное, познавательное, общекультурное, социальное. Личность ребенка
становится центром внимания педагогики.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в формировании, у обучающихся
дошкольного возраста, основ грамотного чтения и письма, в формировании
математических

представлений,

развитии

графических

навыков.

Это

обусловлено запросом родителей (законных представителей) и социальным
заказом общества. Программа «Предшкольная пора» подразумевает развитие
знаний, умений и навыков у дошкольников, на таком уровне, который
позволит дошкольникам стать «успешными школьниками».
Программа является дополнением основного дошкольного образования и
направлена на формирование более высокого уровня познавательного,
личностного развития, что будет способствовать успешному обучению в
школе.
Программа разработана в соответствии с требованиями:
• Конвенция о правах ребёнка.
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ,

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9
ноября 2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
• СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей.
• Устав Муниципального казённого образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр творческого развития и
гуманитарного образования «Воспитание»
• Положение о разработке и порядке утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ Муниципального
казённого образовательного учреждения дополнительного образования
«Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Воспитание»
Программа модифицированная.
Принципы, лежащие в основе программы.
Программа «Предшкольная пора» способствует развитию не только
основных, необходимых для обучения в школе знаний, но также развитию
речи, и усвоению начальных знаний в сфере природоведения, астрофизики,
экономики и многих других наук.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
-

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-

единство развития, обучения и воспитания;

-

комплексный подход;

-

систематичность и последовательность;

-

вариативность и вариантность;

-

сознательность и творческая активность;

-

наглядность.

Отличительные особенности программы
Отличительной

особенностью

данной

программы

является

использование процесса интеграции, как средства оптимизации обучающего
процесса. Занятия строятся на интегрированной основе, объединяя знания
точных и естественных наук. Сюжетно-тематическая организация занятий
более

целесообразна

для

активации

речи

обучающихся,

развития

математических способностей, моторики, познавательных процессов и
соответствует детским психофизическим данным, так как погружение в
активную деятельность позволяет максимально реализовать потенциальные
возможности обучающихся.
Программа составлена с учётом образовательных прав детей с ОВЗ и
инвалидов. Организация образовательного процесса по данной программе
возможна с учетом особенностей психофизического развития категорий
обучающихся

согласно

медицинским

показаниям,

для

следующих

нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание)
Дополнительная

общеразвивающая

направлена

формирование

на

программа

высокого

«Предшкольная

уровня

пора»

познавательного

и

личностного развития.
Адресат программы.
В реализации данной программы участвуют обучающиеся 6-7 лет.
Многочисленные данные психологов и педагогов свидетельствуют о
возросших познавательных возможностях современного дошкольника, об
активном стремлении его к приобретению знаний. Все это позволило
положительно ответить на вопрос об обучении в 6-7- летнем возрасте.
Вместе с тем еще не закончено развитие важнейших для обучения
систем. Главная особенность морфофункционального развития обучающихся

6-7 лет состоит в незавершенности структурного и функционального
развития коры головного мозга.
В этом возрасте дети ориентируются в звукобуквенной системе языка,
проявляют интерес к играм со словами, звуками, буквами, могут
пересказывать

текст,

прочитанный

самостоятельно,

понимают

смыслоразличительную функцию звука, буквы. Обучающимся становится
доступно

многообразие

способов

познания:

наблюдение,

сенсорное

обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез,
классификация), простейшие измерения. Развиваются возможности памяти.
Увеличивается её объём, произвольность запоминания информации. В
дошкольном возрасте осуществляется переход от наглядно-действенного к
наглядно-образному мышлению. Обучающийся может решать задачи не
только практическим путём, но и в уме, опираясь на свои представления.
В результате данных занятий развиваются элементарные графические
навыки, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка,
сила и точность движений рук.
При

составлении

программы

учтены

возрастные

и

психофизиологические особенности обучающихся 6-7 - летнего возраста:
работоспособность, специфический характер наглядно-образного мышления,
ведущий вид деятельности. Как известно у дошкольников основным видом
деятельности является игра, поэтому занятия строятся в форме игрового
сюжета, путешествия, приключения, сюжетно - ролевой игры. Все задания,
игры, упражнения, которые предлагаются обучающимся в ходе занятия,
взаимосвязаны и дополняют друг друга. Кроме того для поддержания
устойчивого

интереса

и

внимания

обучающихся,

развития

чувства

прекрасного, занятие сопровождается показом мультимедийной презентации
с использованием музыки, звуковых эффектов, художественного слова,
познавательного видео.
Материал в программе расположен так, что каждое последующее задание
или занятие основывается на предыдущем или является вариантом
разученного.

При

реализации

особенности

данной

программы

учитываются

возрастные

обучающихся и требования СанПиНа предъявленные к

данному возрасту.
Объем программы
Количество часов – 72ч. в год, 2 ч. в неделю.
Раздел: “Обучение грамоте” (36ч.)
Раздел: “Развитие математических способностей” (36ч.)
Формы организации образовательной деятельности и виды занятий
При планировании воспитательного процесса включаю следующие
формы работы с детьми:
1. Организационная форма.
а) познавательные занятия; б) занятия-беседы; в) игры-занятия; г) викторины,
тесты, конкурсы.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми.
а) дидактические игры; б) упражнения подражательного характера на
имитацию выразительных жестов, мимики, движений.
3. Самостоятельная деятельность.
а) сюжетно-ролевые игры; б) рассматривание иллюстраций, фотографий; в)
детская

продуктивная

деятельность

(свободное

рисование,

лепка,

аппликация).
Обучение

по

дополнительной

«Предшкольная пора»

общеразвивающей

программе

очное (Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации» гл.2, ст.17, п.2), групповое.
Количество обучающихся в группе составляет 12-15 человек.
Зачисление
(законных

осуществляется

представителей)

и

на

основании

заключения

заявления

договора

об

родителей
оказании

образовательных услуг без предъявления требований к знаниям, умениям,
навыкам (Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации №196
от 09.11.2018г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»; Устав организации).
Групповая форма работы имеет ряд преимуществ по сравнению с
фронтальной работой.
1. Обучающиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их
решения.
2. Они учатся общаться между собой, овладевают коммуникативными
навыками.
3. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
4. Возрастает значимость личности каждого участника группы.
Состав учебной группы постоянный, все обучающиеся достигли
возраста 5-6 лет.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на один учебный год, в количестве 72 часа.
Виды занятий:
-комбинированные;
-контрольные;
-диагностические.
Уровень программы
Уровень программы – стартовый, содержание программы соответствует
данному уровню. Заявленные ожидаемые результаты освоения программы,
соответствуют уровню достижений обучающихся.
Режим занятий
Год

Продолжит Периодично Количество Количест Количест

обучен

ельность

сть

часов в

во

венный

ия

занятий

в неделю

неделю

часов в

состав

год
1год

30 мин

1 раз

2ч

72 ч

12-15 чел.

Язык - русский

1.2.Цель и задачи программы.
Целью программы «Предшкольная пора» является формирование и
развитие навыков необходимых для успешного обучения в школе,
формирование психолого-педагогической готовности к обучению в школе:
усвоение

знаний

особенностях

позволяющих

окружающего

обучающемуся

мира,

развитие

лингвистических представлений, навыков чтения и

ориентироваться

в

математических

и

правильного письма,

развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой, моторнографической и коммуникативной сфер личности обучающегося.
Дополнительная общеразвивающая программа «Предшкольная пора»
включает в себя два раздела: грамота, математика. Каждый из них имеет
свои цели и задачи.
Задачи:
Образовательные:
•

формировать представления о звуках;

•

учить различать звуки (гласные – согласные, твёрдые – мягкие);

•

познакомить с условным обозначением звука (кружок), слова

(черта).
•

учить соотносить звук и букву, дифференцировать их;

•

учить проводить звукобуквенный и слоговой анализ слова;

•

формировать представление о предложении, дифференцировать

его от набора слов; учить составлять предложения по картинкам, с
заданными словами; составлять схему предложения;
•

учить считать в прямом и обратном порядке;

•

познакомить с геометрическими фигурами;

•

учить определять величину предметов;

•

учить ориентировки в пространстве и на плоскости;

•

учить ориентировки во времени;

•

учить решать логические задачи;

•

учить писать графические диктанты на слух, и по образцу;

•

учить основные правила штриховки, использовать простые и

сложные виды;
•

учить писать цифры и печатные буквы, уметь классифицировать

их на основе графического сходства;
•

учить писать слоги, слова, короткие предложения печатными

буквами, выделять фонему и переводить её в графему;
•

учить писать элементы прописных букв.

Воспитательные:
• воспитывать элементарные общепринятые нормы и правила поведения
в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о
том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
• воспитывать

умение

сотрудничать,

выслушивать

педагога

и

товарищей, помогать друг другу, преодолевать трудности;
• воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию,
игрушкам, книжному фонду;
• воспитывать мотивацию к сохранению своего здоровья.
Развивающие:
•

развивать речь посредством введения в активный словарь

многозначных слов, антонимов, синонимов,

омонимов, омографов,

сложных и родственных слов; умения объяснять, рассуждать, делать
выводы, отвечать на вопросы полным ответом;
•

формировать фонематический слух;

•

формировать навык чтения;

•

развивать элементарные математические представления;

•

развивать произвольное внимание, зрительную и слуховую

память, воображение, умение устанавливать связи и отношения между
числами, геометрическими фигурами, частями целого, измерениями;
•

развивать любознательность, интерес к решению творческих и

проблемных задач;
•

развивать образное и логическое мышление;

•

развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,

обобщение, конкретизация, классификация, аналогия);
•

развивать основы моделирования и конструирования;

•

развивать универсальные учебные действия (умения обдумывать

и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами, проверять результат своих действий);
•

способствовать проявлению аккуратности в отношении учебных

материалов;
•

развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную

координацию.

1.3. Содержание программы.
Учебный план
Количество часов
Учебные
№
п/п

Название
раздела

Всего

Комбини
рованные

Контрольные
Итоговые

Диагнос
тика

Формы
контроля

Грамота
Раздел 1.
Введение. «По
страницам

Устный опрос,
1

1

беседа,
диагностически

Азбуки»

е задания, игра.

Раздел 2.

Устный опрос,

«Секреты

33

дидактические

33

Азбуки»

игры и

Раздел 3. «Как

упражнения,

хорошо уметь

2

1

1

читать»
Итого

контрольные и
диагностически

36

33

1

2

е занятия

Математика
Раздел 1.
Введение. «В
стране

1

1

математических

Диагностическ
ие задания

знаний»
Раздел 2.
«Количество и

Устный опрос,
22

21

счёт»
Раздел 3. «Все о

1

дидактические
игры и

6

6

упражнения,

геометрии»

контрольные

Раздел 4. «О

занятия

пространстве и

7

7

36

34

времени»
Итого

1

1

Содержание учебно-тематического плана «Грамота»
Раздел 1: Введение «По страницам Азбуки» (1 час)
Занятие № 1
Теория
«По страницам Азбуки», основные понятия и правила. Инструктаж по
правилам поведения на занятиях и технике безопасности. Диагностика
уровня имеющихся знаний.
Практика
Игра на знакомство «Давайте познакомимся»; беседа «Правила
поведения на занятиях»; диагностические задания
Формы контроля: устный опрос, диагностические задания, наблюдение,
контрольные вопросы.
Раздел №2 «Секреты Азбуки» (34 ч)
Занятие № 2- 33
Теория
Печатные и каллиграфические буквы русского алфавита. Буква и звук,
сходства и различия. Гласные, согласные, твердые и мягкие, звонкие и
глухие звуки. Буквы, не имеющие звука. Деление слов на слоги.
Звукобуквенный анализ слова. Ударение.
Практика
Повторение и закрепление изученного материала. Работа в тетрадях на
печатной основе В.В. Коноваленко «Пишем и читаем» часть 1,2,3, Е.В.
Колесникова «Предмет, слово, схема». Печатание букв русского алфавита.
Проведение звукобуквенного анализа слов. Деление слов на слоги.

Дидактические игры: «Найди звук», «Услышь песенку звука», «Найди
предмет по первому звуку», «Найди предмет на звук И», «Где домик
буквы»,«Соедини по смыслу», «Слово из 4 букв», «Согласные волшебники»,
«Волшебная картинка», «Шипелка», «Потерялся звук», «Найди ударный
слог».
Упражнения:«Узнай звук по губам», «Слушай и пиши», «Эхо», «Голос и его
хозяин», «Печатаем слоги», упражнения на звуковой анализ «Потерялась
буква», «Печатаем слоги», «Замени букву», «Запомни, повтори слоги и
слова»,
«Звуковая схема слова».
Формы контроля: устный опрос, контрольные вопросы, домашние задания,
тематические кроссворды, самостоятельная работа, беседа, наблюдение.
Раздел № 3 «Как хорошо уметь читать» (2ч)
Занятие № 35-36
Теория
Чтение слогов, слов, предложений, коротких рассказов, давать
характеристику героев, основная мысль произведения. Ребусы, загадки,
кроссворды.
Практика
Чтение слогов, слов, предложений, стихов, рассказов. Чтение небольших
произведений,

беседы

по

содержанию,

определение

их

жанра,

характеристики главных героев, основной мысли. Д/игры, работа с ребусами,
загадками и кроссвордами. Работа в тетради на печатной основе Серия
солнечные ступеньки Обучение грамоте в 2 частях.
Дидактические игры: «Где - чей домик», «Подбери словечко», «Веселое
словечко», «Что это?».
Упражнения: «Прочитай и расскажи», «Прочитай и задай вопрос».

Формы контроля: чтение слогов, слов, предложений, стихов, рассказов,
индивидуальный устный опрос, ребусы, загадки, кроссворды.
Содержание учебно-тематического плана «Математика»
Раздел 1: «Введение» (1 час).
Занятие№1
Теория
Предмет «Математика» основные правила и понятия. Ознакомление с
историей возникновения счёта, правил поведения и техники безопасности на
уроке.
Практика
Выполнение диагностических заданий.
Дидактические игры: «Сосчитай до…», «Назови какой по счету», «Найди
пропавшую цифру».
Упражнения: «Узнай и запиши цифру».
Формы контроля: устный опрос, диагностические задания, беседа, игра,
упражнения.
Раздел 2: «Количество и счет» (22 ч).
Занятие № 2-23.
Теория
Ознакомление с составом чисел первого десятка и второго десятка.
Сложение и вычитание, знаки +, -.

Сравнение чисел, знаки ≤, ≥, =, ≠;

преобразование неравенства в равенство. Знакомство с отношениями между
числами в натуральном ряду. Порядковое и количественное значение чисел.
Знакомство с образованием чисел второго десятка. Знакомство с чётными,
нечётными числами. Знакомство со структурой арифметической задачи,
составление и решение задач по картинкам, схемам, примерам. Знакомство с
историей возникновения и назначением денег.
Практика

Совместная и самостоятельная работа в печатных рабочих тетрадях
Петерсона Л.Г. «Раз – ступенька, два – ступенька» часть 2 и Шевелева К. В.
«Готовимся к школе» часть 3, 4 для закрепления умения решать примеры и
задачи, писать математические знаки и цифры, сравнивать числа. Счёт в
прямом и обратном порядке, двойками, тройками в пределах 20.
Дидактические игры: «Кто знает, пусть дальше считает», «Отсчитай столько
же», «Считай, не ошибись», «Сколько? Какой?», «В какой руке – сколько?»,
«Засели домик», «Количество и счет», «Где - чей домик?», «Правильный
порядок».
Упражнения:«Допиши цифру», «Какой цифры не стало?», «Убираем цифру
по заданию», «Покажи соседей», «Вставь пропущенное число», «Уменьши
или увеличь».
Формы контроля: устный опрос, дидактические игры и упражнения,
самостоятельная работа, домашние задания, контрольно-итоговые занятия
Раздел 3: «Все о геометрии» (6 часов)
Занятие № 24-29
Теория
Признаки геометрических фигур. Объемные фигуры. Знакомство с
понятиями: точка, луч, угол (его виды), отрезок, прямая линия, кривая линия,
ломаная линия, незамкнутая линия, замкнутая линия, вертикальная линия,
горизонтальная линия, наклонная линия, пересечение линий, внутренняя и
внешняя части фигуры, граница фигуры, общая часть двух фигур.
Практика
Выполнение заданий в рабочих тетрадях. Геометрический диктант в
тетради в клетку (задание: нарисуйте луч, отрезок, прямую линию, точку,
ломаную линию, прямой угол, наклонную линию, замкнутую линию и т.д.)
Дидактические игры: «Предмет и форма», «Какой формы», «Подбери по
образцу», «Найди такой же», «Найди спрятанную фигуру», «Преобразование
формы».

Упражнения: «Нарисуй по образу», «Соедини точки», «Соедини предмет с
соответствующей формой».
Формы контроля: устный опрос, дидактические игры и упражнения,
самостоятельная работа, домашние задания, контрольно-итоговые занятия.
Раздел 4. « О пространстве и времени» (7часов)
Занятие № 30-36
Теория
Ориентация на листе бумаги, на плоскости стола. Знакомство с парными
противоположными понятиями: «вверху – внизу», «слева - справа», «впередназад», «выше - ниже», «далеко - близко». Ориентация в пространстве по
словесной

инструкции.

Определение

местоположения

предмета

по

отношению к себе. Ориентировка в пространстве и на листе по плану.
Понятие «зеркальное отображение». Промежутки времени: утро, день, вечер,
ночь. Последовательность дней недели, времен года, месяцев. История часов,
меры времени. Календарь.
Практика
Выполнение заданий в печатных тетрадях Петерсона Л.Г. «Раз –
ступенька, два – ступенька» часть 2 и Шевелева К. В. «Готовимся к школе»
часть 3, 4.
Дидактические игры: «Что изменилось?», «Найди игрушку», «Пойди туда,
куда скажу», «Встань, где я скажу», «Найди по плану».
Упражнения: «Продолжай», «Скажи наоборот», «Наш день», «Дни недели»;
«Живая неделя», «Когда это бывает?», «Круглый год», «12 месяцев»,
«Который час?», последовательность событий, работа с временными
моделями. Работа с моделями часов. Работа с календарём.
Формы контроля: устный опрос, дидактические игры и упражнения,
самостоятельная работа, домашние задания, контрольно-итоговые занятия

1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
• знать и соблюдать правила безопасного поведения и личной
гигиены;
• следовать нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности;
• внимательно

относиться

к

других

людей,

переживаниям

собственным

переживаниям

нравственному

и

содержанию

поступков;
• быть аккуратными, бережливыми;
• стремиться к сохранению своего здоровья;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
• уметь анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать,
конкретизировать, классифицировать;
• уметь рассуждать, делать выводы, отвечать на вопрос полным
ответом;
• уметь обдумывать, планировать свои действия; понимать
поставленную задачу и решать её в соответствии с заданными
правилами; осуществлять контроль, самоконтроль и самооценку;
• уметь ориентироваться в рабочих тетрадях (система обозначений,
содержание); понимать информацию, представленную в виде
рисунков, схем;
• уметь организовывать свое рабочее место под руководством
педагога;
• уметь проявлять волевые усилия, преодолевать сиюминутные
побуждения, доводить до конца начатое дело;

• уметь работать в парах и самостоятельно, правильно строить
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
• уметь различать звуки (гласные – согласные, твёрдые – мягкие);
• знать условные обозначения звука (кружок), слова (черта).
• уметь соотносить звук и букву, дифференцировать их;
• уметь проводить звукобуквенный и слоговой анализ слова;
• уметь составлять предложение, дифференцировать его от набора
слов; уметь составлять предложения по картинкам, с заданными
словами; составлять схему предложения.
• знать геометрические фигуры;
• уметь определять величину предметов;
• уметь ориентироваться в пространстве и на плоскости;
• уметь ориентироваться во времени;
• уметь решать логические задачи;
• уметь писать графические диктанты на слух.
• знать виды линий, правила их проведения.
• знать основные правила штриховки, использовать простые
сложные виды.
• знать графический облик и написание цифр и печатных букв,
уметь классифицировать их на основе графического сходства.
• уметь писать слоги, слова, короткие предложения печатными
буквами, выделять фонему и переводить её в графему.
• уметь писать элементы прописных букв.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Количество часов.
№

Название

п/

раздела (темы).

Учебные
Всего

п

Дата

Контрольные

Комбини-

Итого-

Диагно

рованные

вые

-стика

Грамота

36

33

1

2

Математика

36

33

1

2

2.2.Условия реализации программы
Методическое обеспечение:
✓ программа,
✓ наглядные пособия,
✓ методические разработки и рекомендации,
✓ печатные тетради авторов Коноваленко В.В. «Пишем и читаем» часть
1, 2, 3; Шевелева К.В. «Готовимся к школе» часть 3, 4;«Дошкольные
прописи» часть 1, 2; «Рисуем по клеточкам» часть 1, 2.
Материальная база:
✓ кабинет площадью 24 кв. метров,
✓ оборудование: столы (8 шт), стулья (16 шт), школьная доска, книжный
шкаф.
Техническое оснащение занятий:
✓ ноутбук,
Дидактический материал
Демонстрационный материал:
✓ набор магнитных букв,
✓ набор магнитных цифр и знаков,
✓ наборы игрушек,
✓ предметные и сюжетные картинки,

✓ лента букв,
✓ схемы слов,
✓ ребусы,
✓ кроссворды.
Электронно-методический комплекс к занятиям:
✓ мультимедийные презентации;
✓ счётный материал (грибочки, синички, ромашки, груши, яблоки и т.д.);
✓ предметные картинки с изображением разного количества предметов;
✓ карточки с цифрами от 0 до 20;
✓ таблицы для зрительного диктанта, на которых изображены предметы,
✓ геометрические фигуры;
✓ сюжетные картинки для составления задач;
✓ «чудесный мешочек» для предметов и фигур;
✓ набор геометрических фигур;
✓ набор геометрических тел;
✓ таблицы с логическими задачами на поиск недостающей фигуры;
✓ образцы для развивающих игр (контурное изображение предметов);
✓ макет часов;
✓ плакат «Время»;
✓ иллюстрации с изображением времен суток,
✓ времен года;
✓ модели частей суток, года;
✓ весы,
✓ ёмкости разного объёма.
Раздаточный материал:
✓ предметные и сюжетные картинки,
✓ схемы слов (полоски) и звуков (красные, синие, зелёные кружки),
✓ звуковые линейки,
✓ разрезные азбуки,
✓ тетради в широкую линейку,
✓ простые и цветные карандаши

✓ счетные палочки;
✓ наборы геометрических фигур и геометрических тел;
✓ счетные и ученические линейки;
✓ набор планов по ориентации в кабинете;
✓ сюжетные картинки для составления задач;
✓ карточки с цифрами от 0 до 20;
✓ модели геометрических фигур, вырезанных из бумаги;
✓ карточки с образцами контурного изображения предметов,
✓ тетради в клетку (0,5 см),
✓ альбомы,
✓ трафаретные линейки,
✓ транспортиры,
✓ бархатная бумага с нитями,
✓ карточки цифр и букв из бархатной бумаги,
✓ заготовки букв и цифр для конструирования, картонные силуэты (ёжик,
медведь, солнышко, ёлочка, рыбка и т. п.),
✓ индивидуальные карточки с заданиями, диагностические карты.
Информационное обеспечение:
✓ видео файлы «Шишкина школа»
https://www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=I3xl782BAuk,
✓ видео физкультминуток
https://www.youtube.com/watch?v=TMdMGIcM_sA,
✓ сайт

«Развитие

ребенка»

http://www.razvitierebenka.com/p/5-

7.html#.XNC1xvZuKdI,
✓ https://infourok.ru/user/yumanova-olga-vladimirovna,
✓ https://solnet.ee/,
✓ https://iqsha.ru/ilove/post/10-luchshikh-saitov-dlia-razvitiia-detei/

2.3 Формы контроля.
Для проверки состояния и результатов процесса обучения, его
своевременной корректировки, в программе используются различные формы
контроля и аттестации:
• Контрольные вопросы.
• Диагностические задания.
• Наблюдение.
• Устный опрос.
•

Дидактические игры и упражнения.

• Самостоятельное выполнение задач и упражнений.
• Фонематический диктант.
•

Ребусы.

• Контрольное чтение.
• Домашние задания.
Содержание

программы

предполагает

проведение

диагностики

(входной, текущей и итоговой).
Цель входной диагностики – выявление уровня сформированности
речевых знаний, умений и навыков, универсальных учебных действий,
воспитанности.
Цель текущей диагностики –

определение эффективности усвоения

данной программы.
Цель итоговой диагностики – выявление уровня обученности, усвоения
при прохождении курса программы и проведение анализа.
Диагностика обученности (знаний, умений и навыков) по данной программе
проводится три раза в год:
1 – входная диагностика (сентябрь);
2 – промежуточная диагностика (декабрь);
3 – итоговая диагностика (май).

Диагностика

сформированности

универсальных

учебных

действий

и

воспитанности по данной программе проводится два раза в год:
1 – входная диагностика (сентябрь);
2 – итоговая диагностика (май).

2.4 Оценочные материалы.
«Грамота»
Диагностика предметных результатов.
Диагностическое обследование по оценке эффективности работы,
проводится 2 раза в год. Что очень показательно для просмотра динамики
развития

обучающихся.

Для этого, опираясь на критерии оценки,

предложенные О. С. Ушаковой, С. М. Струниной и Т.П.Сальниковой, была
разработана методика оценки развития обучающихся по обучению грамоте.
Диагностика предметных результатов.
Чтобы определить уровень освоения программы, детям предлагается
выполнить следующие задания:
1.

Уровень развития слогового анализа слова.

a)

деление на слоги слов из двух слогов (Кино, пила, сова, база);

b)

деление на слоги слов из трёх слогов (Береза, дерево, собака, ворона);

c)

деление односложных слов (Том, Тим, дым, лес).

Уверенно делит на слоги слова из двух, трёх слогов, односложные слова;
называет последовательность слогов в слове, их количество -3 балла.
Допускает 1 ошибку при выполнении каждого задания – 2 балла.
Допускает более 2 ошибок при выполнении каждого задания - 1 балл.
Не понимает задания – 0 баллов.
2.

Уровень развития звукового анализа.

a)

Предложить назвать по порядку звуки в словах: ах, дом, рост, лампа,

радуга, колобок, карандаш.
Пояснение: отметить цифрой сколько звуков в слове называет правильно.

b)

Предложить разобрать по звукам слово калина, назвать количество

звуков и букв.
Пояснение: задание даётся во время итоговой диагностики.
Правильно выполняет задание – 3 балла.
Допускает 1 ошибку при выполнении задания – 2 балла.
Допускает более 2 ошибок - 1 балл.
Не выполняет задания – 0 баллов.
3.

Уровень развития звукового синтеза.

a)

Какое слово я хочу сказать?

М И Р; С,Т,О,Л; Р,У,Ч,К,А; Д,О,Р,О,Г,А; Т,Р,А,М,В,А,Й.
Пояснение: отметить цифрой, сколько звуков слова ребёнок смог слить
воедино и назвать безошибочно целое слово, задание даётся во время
входной и промежуточной диагностики.
Уверенно сливает воедино звуки, называя безошибочно целое слово – 3
балла.
Допускает 1 ошибку в сливании звуков, называет правильно лишь половину
слова – 2 балла.
Допускает более 2 ошибок, сливает воедино не все слова – 1 балл.
Не выполняет ни одного задания – 0 баллов.
b)

Записать слова дом, стул, ручка, дорога, трамвай.

Пояснение: задание даётся во время итоговой диагностики.
Правильно выполняет задание – 3 балла.
Допускает 1 ошибку при выполнении задания – 2 балла.
Допускает более 2 ошибок - 1 балл.
Не выполняет задания – 0 баллов.
4.

Умение отличать гласные от согласных, называние всех гласных.

Предложить назвать гласные звуки или звуки, которые можно петь.
Пояснение: записать буквами все звуки, которые верно и неверно называет
ребёнок.
Чётко различает гласные звуки от согласных, знает все гласные звуки – 3
балла.

Допускает 1 ошибку в различении гласных звуков от согласных – 2 балла.
Допускает более 2 ошибок при выполнении задания - 1 балл.
Не может выполнить задания – 0 баллов.
5.

Уровень развития зрительного гнозиса (узнавания).

•

Предложить написать печатными буквами своё имя, написать буквы:

Я,Ю,Е,А,К, Р, В, Б, З,.

Можно показать карточку, где буквы написаны

попарно: правильно и зеркально. Попросить выбрать верный вариант.
a)

Показать картинки, где контуры трёх предметов врисованы друг в

друга.
b)

Показать картинки, где предметы нарисованы с

недостающими

деталями (машина без колеса и т.п.).
Пояснение:

в

диагностике

следует

отметить

замедленность

или

неуверенность при ответе.
Правильно

пишет

все

буквы,

безошибочно

называет

изображения

врисованных предметов, определяет недостающие детали у предметов на
картинках – 3 балла.
Допускает 1 ошибку при выполнении каждого задания – 2 балла.
Допускает более 2 ошибок при выполнении каждого задания или не
выполняет одно из них – 1 балл.
Не выполняет ни одного задания – 0 баллов.
6.

Умение составлять предложение

по картинке и проводить его

аналитико-синтетический разбор.
a)

Составь предложение по картинке. Посчитай слова. Назови 1-е, 2-е, 3-е

и т.д. слово.
b)

Зарисуй схему.

Пояснение: задание предлагается только в ходе промежуточной и итоговой
диагностики).
Ребёнок самостоятельно составляет предложение, безошибочно определяет
количество слов, называет слова по порядку, зарисовывает схему – 3 балла.
Допускает 1 ошибку при выполнении каждого задания – 2 балла.
Допускает более 2 ошибок при выполнении каждого задания – 1 балл.

Не выполняет ни одного задания – 0 баллов.
7.

Умение различать интонацию и обозначать её знаками:? ! .

Пояснение: задание даётся во время промежуточной и итоговой диагностики.
Предложить

послушать

предложение,

зарисовать

схему,

определить

интонацию, обозначив её соответствующим знаком.
Правильно выполняет задание – 3 балла.
Допускает 1 ошибку при выполнении задания – 2 балла.
Допускает более 2 ошибок - 1 балл.
Не выполняет задания – 0 баллов.
8.

Умение определять ударение в слове.

Пояснение: задание даётся во время итоговой диагностики.
Назови ударный звук, ударный слог в слове: аист (шарик, осы, слоны, куры,
ноги, рука, лужок, лицо, часы, липа).
Правильно выполняет задание – 3 балла.
Допускает 1 ошибку при выполнении задания – 2 балла.
Допускает более 2 ошибок - 1 балл.
Не выполняет задания – 0 баллов.
9.

Умение определять место звука в слове.

Скажи где в слове стоит звук «с»: в начале, середине, в конце.(слон, нос,
красота, сила, оса, собака, весна, укус, солнце, час, бусы, трос).
Правильно выполняет задание – 3 балла.
Допускает 1 ошибку при выполнении задания – 2 балла.
Допускает более 2 ошибок - 1 балл.
Не выполняет задания – 0 баллов.
10.

Умение подбирать слова на заданные звуки и модели.

a)

Назови слово, которое начинается на звук «н».

b)

Ребёнку предлагается карточка со словами и моделью. Даётся задание:

найди слово, подходящее к данной звуковой модели.
Пояснение: задание даётся во время итоговой диагностики.
Правильно выполняет задание – 3 балла.
Допускает 1 ошибку при выполнении задания – 2 балла.

Допускает более 2 ошибок - 1 балл.
Не выполняет задания – 0 баллов.
Уровень овладения чтением.
•

беглое чтение целыми словами;

•

уверенное слоговое чтение;

•

медленное слоговое чтение;

•

побуквенное чтение;

•

попытки чтения или отказ от него по причине незнания букв.

Бегло читает целыми словами, уверенно читает по слогам - 3 балла.
Медленное слоговое чтение - 2 балла.
Побуквенное чтение - 1 балл, отказ от чтения по причине незнания букв -0
баллов.
Результаты.
Высокий процент успешности – 23 – 33 балла.
Средний процент успешности – 12 – 22 балла.
Низкий процент успешности – 11 и менее баллов.
Диагностика метапредметных результатов.
Уровни освоения:
Низкий

–

имеет

недостаточное

познавательной деятельности;
выполнении

заданий

на

развитие

допускает
анализ,

конкретизацию, классификацию;

синтез,

различных

форм

более двух ошибок при
сравнение,

обобщение,

не умеет рассуждать, делать выводы,

отвечает на вопрос односложным ответом; не обдумывает, не планирует
свои действия, ждёт помощи педагога; не всегда понимает поставленную
задачу,

при её решении

отступает от заданных правил; не может

осуществлять контроль, самоконтроль, не объективен в самооценке;
ориентируется в рабочих тетрадях с помощью педагога; организовывает своё
рабочее место после многократных требований педагога; не проявляет
волевые усилия, не преодолевает сиюминутные побуждения, не доводит до

конца начатое дело; не умеет работать в парах и самостоятельно, часто
требует помощи; неправильно строит взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми.
Средний

–

имеет

достаточное

развитие

различных

форм

познавательной деятельности, но не всегда внимателен; допускает 1 – 2
ошибки при выполнении заданий на анализ, синтез, сравнение, обобщение,
конкретизацию, классификацию; умеет рассуждать, делает выводы с
помощью педагога, не всегда отвечает на вопрос полным ответом;
обдумывает, планирует свои действия; понимает поставленную задачу, но
при её решении иногда отступает от заданных правил; осуществляет
контроль, самоконтроль, не всегда объективен в самооценке; может
ориентироваться в рабочих тетрадях, понимает информацию в виде схем;
умеет организовывать свое рабочее место под руководством педагога;
проявляет волевые усилия, преодолевает сиюминутные побуждения, но не
всегда доводит до конца начатое дело; умеет работать в парах и
самостоятельно,

не

всегда

правильно

строит

взаимоотношения

со

сверстниками и взрослыми.
Высокий
познавательной

–

имеет

достаточное

деятельности;

сравнивать,

обобщать,

рассуждать,

делать

умеет

развитие

анализировать,

конкретизировать,

выводы,

отвечать

различных

на

синтезировать,

классифицировать;
вопрос

форм

полным

умеет
ответом;

обдумывает, планирует свои действия; понимает поставленную задачу и
решает её в соответствии с заданными правилами; осуществляет контроль,
самоконтроль и самооценку; может ориентироваться в рабочих тетрадях,
понимает информацию в виде схем; умеет организовывать свое рабочее
место под руководством педагога; проявляет волевые усилия, преодолевает
сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело; умеет работать в
парах

и

самостоятельно,

сверстниками и взрослыми.

правильно

строит

взаимоотношения

со

Диагностика личностных результатов.
Низкий – знает, ноне соблюдает правил личной безопасности и
гигиены; нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешнее воздействие;
держится высокомерно, безразличен к чужому горю, недоброжелателен, груб
со старшими и сверстниками; занимается без желания.
Средний– знает, но не всегда соблюдает правила безопасного
поведения и личной гигиены; соблюдает правила и нормы поведения при
контроле со стороны педагога; внимательно относится к собственным
переживаниям, может помогать другим, но инициативу не проявляет; не
требует честности от других, не всегда

выполняет поручения, в про-

ступках признаётся лишь после замечаний старших; не всегда аккуратен и
бережлив; стремится к сохранению своего здоровья; принимает и осваивает
социальную роль обучающегося, но уровень мотивации неустойчивый
Высокий – знает и соблюдает правила безопасного поведения и
личной гигиены; следует правилам и нормам поведения в разных видах
деятельности; внимательно относится к собственным переживаниям и
переживаниям других людей, нравственному пониманию поступков;
правдив, добровольно признаётся в своих проступках; аккуратен, бережлив;
стремится к сохранению своего здоровья; принимает и осваивает социальную
роль обучающегося, с удовольствием заниматься, это доставляет ему
радость, он хочет узнать как можно больше.
Данные диагностики оформляются в виде таблицы.
№
группы

Уровни

До

После обучения

обучения
%

%

соотношение

соотношение

детей

детей

Таблица заполняется после входной, и итоговой диагностики, далее
педагог проводит анализ уровня освоения программы обучающимися.

«Математика»
Диагностика предметных результатов.
Ф.И. ребенка_________________________________________________
1. Сосчитай и запиши в пустых клетках: сколько маленьких квадратов?
Сколько маленьких треугольников? Сколько маленьких кругов? Сколько
больших кругов?

1.

-

2.

-

3.

-

4.

-

2.Запиши в пустом кружочке:
следующее число
3

предыдущее число.

соседей числа

6

3. Соедини предметы с нужной цифрой

4. Сравни количество предметов на рисунке и поставь знак =, =

8

5. Посчитай, сколько грибочков и ведерок. Сделай так, чтобы их стало
поровну.

6.Обведи третью игрушку красным карандашом, а первую – зеленым.

7. Разбей группу фигур сначала по размеру, потом по форме.

8. Допиши числовые пары так, чтобы в результате получилось число 8.

9. Раскрась самую длинную ленту желтым цветом. Самую широкую – синим.
Самую короткую – зеленым. Самую узкую – красным.

Самую высокую матрешку красным цветом. Самую низкую – синим.
Раскрась зеленым цветом кувшин, объем которого меньше.

10. Обведи синим цветом шар, красным – цилиндр, желтым – куб, зеленым –
конус, коричневым – пирамиду, черным параллелепипед.

11. Найди предметы, похожие на геометрические формы и соедини их
линией.

12. Обведи прямую линию красным цветом, кривую – синим, ломаную –
зеленым, отрезок – желтым цветом, луч – коричневым цветом, угол - черным
цветом. На прямой линии поставь две точки синим цветом.

13. Раскрась клетку сверху от черной клетки красным цветом, снизу –
зеленым, справа – желтым, слева – синим.

14. Пронумеруй картинки по порядку.

Сведения заносятся в таблицу. (Таблица в Приложении)

Критерии оценки:
3 балла – знания четкие, содержательные, системные, задания выполняет
самостоятельно.
2 балла - знания четкие, краткие, задания выполняет с помощью взрослого.
1 балл – знания отрывочные, фрагментарные, задания выполняет в общей со
взрослым деятельности или не выполняет.
Диагностика метапредметных результатов
Уровни освоения:
Высокий

–

имеет

достаточное

развитие

различных

форм

познавательной деятельности, умеет рассуждать, делать выводы, отвечать на
вопросы; понимает поставленную задачу и решает её

в соответствии с

заданными правилами; осуществляет самоконтроль и самооценку; умеет
организовывать свое рабочее место под руководством педагога; проявляет
волевые усилия, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца
начатое дело;

правильно строит взаимоотношения со сверстниками и

взрослыми.
Средний –
выполнении

не всегда внимателен;

заданий

на

анализ,

допускает 1 – 2 ошибки при

синтез,

сравнение,

обобщение,

конкретизацию, классификацию; понимает поставленную задачу, но при её
решении иногда отступает от заданных правил; не всегда объективен в
самооценке, умеет организовывать свое рабочее место под руководством
педагога;
побуждения,

проявляет

волевые

усилия,

преодолевает

сиюминутные

но не всегда доводит до конца начатое дело; не всегда

правильно строит взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Низкий – допускает более двух ошибок при выполнении заданий,
отвечает на вопрос односложным ответом; не планирует свои действия, ждёт
помощи педагога; не может осуществлять самоконтроль, не объективен в

самооценке; не всегда доводит до конца начатое дело; не умеет работать в
парах, часто требует помощи.
Диагностика личностных результатов.
Высокий – знает и соблюдает правила безопасного поведения и
личной гигиены; следует правилам и нормам поведения в разных видах
деятельности; внимательно относится к собственным переживаниям и
переживаниям других людей, аккуратен, бережлив; стремится к сохранению
своего здоровья; принимает и осваивает социальную роль обучающегося, с
удовольствием занимается, это доставляет ему радость, он хочет узнать как
можно больше.
Средний – знает, но не всегда соблюдает правила безопасного
поведения и личной гигиены; может помогать другим, но инициативу не
проявляет; не всегда

выполняет поручения,

не всегда аккуратен и

бережлив; стремится к сохранению своего здоровья; принимает и осваивает
социальную роль обучающегося, но уровень мотивации неустойчивый.
Низкий – знает, ноне соблюдает правил личной безопасности и
гигиены; нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешнее воздействие;
занимается без желания.
Данные диагностики оформляются в виде таблицы.
№
группы

Уровни

До обучения
%

После обучения

соотношение %

детей

соотношение

детей

Таблица заполняется после входной, текущей и итоговой диагностики, далее
педагог проводит анализ уровня освоения программы обучающимися.

2.5. Методические материалы.
Дополнительная

общеразвивающая

программа «Предшкольная

пора» рассчитана на 1 год, форма обучения очная, групповая. Программа
опирается на основные методы и приёмы работы с дошкольниками:
•

наглядный метод (наблюдение, демонстрация, ТСО);

•

словесный

метод

(речевой

образец,

пояснение,

повторение,

объяснение, указание, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос,
рассказ, беседа);
•

практический метод (дидактическая игра, игровые упражнения);

•

комплексно-игровой

сюрпризный

момент,

(игровой

игровые

персонаж,

формы

оценки,

игра-путешествие,
интонация

голоса,

эмоциональность).
•

наглядно-поисковый метод (моделирование).

С целью достижения максимальных результатов каждый из методов
применяется с нарастанием проблемы: от прямого воздействия (словесные и
наглядные методы), через задания и закрепления (практический и
творческий), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения
заданий разными способами) к проблемному обучению (самостоятельный
поиск детьми способов деятельности).
В

данной

программе

используются

современные

образовательные

технологии:
•

Личностно-ориентированные,

которые

обеспечивают

комфортные

условия в семье и образовательном учреждении, бесконфликтные и
безопасные

условия

развития

личности

обучающегося,

реализацию

целостное

образование,

имеющихся природных потенциалов.
•

Игровые,

представляющие

собой

охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное
общим содержанием, сюжетом, персонажем.
•

Здоровьесберегающие: зрительная гимнастика, смена статичных и

динамичных поз, динамические разминки (в то числе и музыкальные),

голосовые и дыхательные упражнения, малоподвижные игры речевого
характера, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики.
•

Информационно- коммуникационные: мультимедийные презентации,

интерактивные игры.
№

Разделы и темы

Пособия, оборудование, дидактические
материалы и т.д.
Грамота

Раздел Введение.
1

страницам
Азбуки»

«По
✓ Контрольные и диагностические задания (См.
пункт 2.4. Оценочные материалы);
✓ Игра «Давайте познакомимся»
(https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obrazzhizni/2015/01/16/igry-i-uprazhneniyanapravlennye-na-znakomstvo-detey);
✓ Инструкции по технике безопасности
(Приложение 1)

Раздел «Секреты
2

Азбуки»

✓ Видеоуроки «Шишкина школа»;
(https://www.youtube.com/playlist?list=PLPLJUpF
xaEzbm3COhJ9vNDvWPmcvcZdfj);
✓ Наглядные и раздаточные материалы:
✓ -«Печатные буквы», «Прописные буквы»;
- Картинки для определения звуков в словах;
- Разрезная азбука;
- Карточки с слогами, словами и звуками.
- Карточки схем слова, звуковой схемы слова,
слоговой схемы слова.
- Рабочая тетрадь на печатной основе «Пишем
и читаем», автор В. В. Коноваленко
- Рабочая тетрадь на печатной основе «Предмет
слово, схема» Колесниковой Е.В.

- Дидактические игры: «Найди звук», «Услышь
песенку звука», «Найди предмет по первому
звуку», «Найди предмет на звук И», «Где домик
буквы»,«Соедини по смыслу», «Слово из 4
букв», «Согласные волшебники», «Волшебная
картинка», «Шипелка», «Потерялся звук»,
«Найди ударный слог». (см.Приложение 2)
https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-poobucheniyu-gramote-i-

сhteniyu- rebenka-

doshkolnogo-vozrasta.html;
-Упражнения:«Узнай звук по губам», «Слушай и
пиши», «Эхо», «Голос
и его хозяин», «Печатаем слоги», упражнения
на звуковой анализ «Потерялась буква»,
«Печатаем слоги», «Замени букву», «Запомни,
повтори слоги и слова», «Звуковая схема слова»
(см. Приложение 3).
Раздел «От
3

слова

предложению»

✓
к Видеоуроки «Шишкина школа»;
(https://www.youtube.com/playlist?list=PLPLJUpF
xaEzbm3COhJ9vNDvWPmcvcZdfj
✓ Видеоуроки: «Слоги», «Омонимы»,
«Синонимы», «Антонимы»
(https://www.youtube.com/playlist?list=PLPLJUpF
xaEzbm3COhJ9vNDvWPmcvcZdfj);
✓ Мультимедийная

презентация

«Предложение»https://prezentacii.org/
✓ Наглядные и раздаточные материалы:
- карточки «Схема предложения»;
- Рабочая тетрадь на печатной основе «Пишем и
читаем», автор В. В.Коноваленко;

- Тетрадь в линейку.
- Дидактические игры: «Расскажи про…»,
«Скажи какой»,«Эхо»,
«Новоесловечко», «Найди омонимы», «Найди
антонимы», «Найди синонимы» (см.
Приложение 2)
https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-poobucheniyu-gramote-i-chteniyu-rebenkadoshkolnogo-vozrasta.html;
- Упражнения: «Напечатай слоги», «Потерялось
словечко», «Придумай
родственные слова», «Составь и запиши
предложение», «Найди омонимы
и подбери к ним синонимы» (см. Приложение
3).
Раздел «Как
4

хорошо
✓ Рабочая тетрадь на печатной основе «Пишем и

уметь читать»

читаем», автор В. В. Коноваленко ч.3.
✓ Наглядные и раздаточные материалы:
- Ребусы, загадки, кроссворды;
- тексты, рассказы, сказки;
- Дидактические игры: «Где

- чей домик»,

«Подбери словечко», «Веселое словечко», «Что
это?» (см. Приложение 2)
https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-poobucheniyu-gramote-ichteniyu-rebenka-doshkolnogo-vozrasta.html;
-Упражнения: «Прочитай и расскажи»,
«Прочитай и задай вопрос» (см. Приложение
3).
Математика

Раздел Введение
1

стране

«В
✓ Контрольные и диагностические задания (См.
пункт 2.4. Оценочные материалы);

математических ✓ Презентация для наглядного сопровождения
знаний»

занятия
https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-pomatematike-dlya-detey-6-7-let.html;
✓ Презентация «Как появился счет»
https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-kakpoiavilsia-schiot.html;
✓ Наглядные и раздаточные материалы:
-

Дидактические

игры:

«Сосчитай

до…»,

«Назови какой по счету»,«Найди пропавшую
цифру» (см. приложение 2);
- Упражнения: «Узнай и запиши цифру» (см.
приложение 3).
Раздел «Количество
2

счет»

и
✓ Видеоуроки по математике «Шишкина школа»
https://www.youtube.com/playlist?list=PLPLJUpFx
aEzZC1_WgdtMz8QvntNm9JoKs;
✓ Наглядные и раздаточные материал:
- Картинки для счета и решения задач;
- карточки с цифрами;
- карточки с прописными цифрами;
- карточки с знаками ≤, ≥, =, ≠, +, -и схемами к
задачам;
✓ Тетрадь на печатной основе:
- «Раз - ступенька, два - ступенька» авторы
Петерсон. Л.Г., Холина И.П.;
- «Я считаю до 20» автор Е. В. Колесникова;
- тетрадь в клеточку.
✓ Дидактические игры: «Кто знает, пусть дальше

считает», «Отсчитай столько же», «Считай, не
ошибись», «Сколько? Какой?», «В какой руке –
сколько?», «Засели домик», «Количество и
счет», «Где - чей домик?», «Правильный
порядок» (см. приложение 2);
✓ Упражнения:«Допиши цифру», «Какой цифры
не стало?», «Убираем цифру по заданию»,
«Покажи
число»,

соседей»,
«Уменьши

«Вставь
или

пропущенное
увеличь»

(см.

приложение 3).
Раздел «Все
3

геометрии»

✓
о Видеоуроки «Шишкина школа» «Первые шаги в
геометрию»
https://www.youtube.com/playlist?list=PLPLJUpFx
aEzZC1_WgdtMz8QvntNm9JoKs;
✓ Наглядные и раздаточные материалы:
- Карточки с изображениями: линии (прямая,
ломаная, кривая, ломаная замкнутая, ломаная
не замкнутая, кривая замкнутая, кривая не
замкнутая), луч, отрезок, точка,
многоугольники;
- Картинки с изображениями геометрических
фигур;
- Геометрические тела;
- Счетный материал на каждого обучающегося;
✓ Тетради на печатной основе Петерсона Л.Г. «Раз
– ступенька, два – ступенька» часть 2 и
Шевелева К. В. «Готовимся к школе» часть 3, 4.
✓ Тетрадь в клеточку;
✓ Дидактические

игры:

«Предмет

и

форма»,

«Какой формы», «Подбери по образцу», «Найди

такой

же»,

«Найди

спрятанную

фигуру»,

«Преобразование формы» (см. приложение 2).
✓ Упражнения: «Нарисуй по образу», «Соедини
точки», «Соедини предмет с соответствующей
формой» (см. приложение 3).
Раздел «О пространстве
✓ Видеоуроки «Шишкина школа»
4

и времени»

https://www.youtube.com/playlist?list=PLPLJUpFx
aEzZC1_WgdtMz8QvntNm9JoKs;
✓ Тетради на печатной основе Петерсона Л.Г. «Раз
– ступенька, два – ступенька» часть 2 и
Шевелева К. В. «Готовимся к школе» часть 3, 4.
✓ Наглядные и раздаточные материалы:
- Картинки для определения пространственных
отношений,
- модель часов;
- календарь;
✓ тетрадь в клеточку;
✓ Дидактические игы: «Что изменилось?», «Найди
игрушку», «Пойди туда, куда скажу», «Встань,
где я скажу», «Найди по плану» (см. приложение
2).
✓ Упражнения: «Продолжай», «Скажи наоборот»,
«Наш день»,

«Дни недели»; «Живая неделя»,

«Когда это бывает?», «Круглый год», «12
месяцев», «Который час?» (см. приложение 3).
Раздел «Величина»
5

✓ Видеоуроки «Шишкина школа»
https://www.youtube.com/playlist?list=PLPLJUpFx
aEzZC1_WgdtMz8QvntNm9JoKs);
✓ Тетради на печатной основе Петерсона Л.Г. «Раз
– ступенька, два – ступенька» часть 2 и

Шевелева К. В. «Готовимся к школе» часть 3, 4.
✓ Наглядные и раздаточные материалы:
✓ - Картинки с изображениями: весов, животных,
фруктов и овощей;
- Картинки с изображениями посуды разного
объема;
- Картинки с изображениями: линейки, правил
пользования линейкой, геометрических фигур,
отрезков для измерения;
✓ Тетрадь в клеточку;
✓ Дидактические игры:«Спортсмены строятся»,
«Разложи по заданию» (см. приложение 2).
✓ Упражнения:«Составь фигуру». «Сосчитай мои
углы»,

«Найди

на

ощупь»,

«Найди

по

описанию», «Какой фигуры не стало» (см.
приложение 3).

✓

✓

3. Список используемой литературы.
Нормативные документы
1.

Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об

образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),
2.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»
3.

Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября

2014 г. № 1726
4.

СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций

дополнительного

образования

детей»,

утверждённый

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 года № 41.
Основная литература
1.

Безруких М.М., Ефимова С.П. «Ребенок идет в школу», М., 2000 г.

2.

Безруких М.М. «Леворукий ребенок в школе и дома», Екатеринбург,

2003 г.
3.

Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

4.

Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и

упражнения»
5.

Большакова С.Е. Гаврилова

С.Е. Большая книга развития мелкой

моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009 г.
6.

Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”,

2004.
7.

Гаврина С.Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво

рисовать», Ярославль, 2007 г.
8.

Калинина Н.В., Разинкина А.В. «Подготовка детей к обучению

каллиграфии», Ульяновск, 2002 г.

9.

Матыцин В.П. «Готовь руку к письму», М. 2004 г.

10.

«Солнечные ступеньки» -рабочие тетради, Киров

11.

Потапова Н.Е. «Радость познания» М., 2001 г.

12.

Тоцкий А. «Орфография без правил», М. 2000 г.

13.

Топоркова И.Г. «Прописи для малышей» , Нижний Новгород, 2000 г.

14.

Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006

15.

Филлипова С.О. « Подготовка дошкольников к обучению письму»,

Санкт-Петербург, 2004г.
16.

Цвынтарский М. «Играем пальчиками и развиваем речь», М., 2005 г.

17.

Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных

классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
Дополнительная литература:
1.

Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001

2.

Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН -

ПРЕСС”, 2004
3.

Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.

Литература для обучающихся и родителей.
1.

Александрова О.В., «Большая энциклопедия дошкольника». М.:

ЭКСМО, 2009г.
2.

Бабкина Н.В. Радость познания :логические задачи для детей

мл.дошкольного возраста. М.:АРКТИ,2000г.
3.

Гаврина.С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г., Лучшие тесты и

упражнения для дошколят. «Я учусь писать красиво». Пособие для детей 3 –
6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.
4.

Гаврина.С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г., «Готовим руку к письму»

Ярославль: Академия развития, 2009.
5.

Демидова Е.Г., «Ребёнок идёт в школу»: методические рекомендации

для родителей. – М.: ЗАО «Росмэн-Пресс, 2006.
6.

Полякова М.А., «Как научить ребёнка читать и писать», М.: Айрис-

пресс. 2010.

7.

Синицына Е., «Игры и упражнения со словами для воспитателей и

родителей». М.: Юнивес, 2000.
8.

Узорова О.В. «300 узоров. Готовимся к школе». Москва, АСТ:

Астрель,2006
9.

Чуб Н. В., «Готовимся к школе». Большая книга заданий и упражнений.

ЗАО Фирма «Бертельсманн Медиа Москау АО», 2013.
10.

«Энциклопедия развивалок». М.:ЭКСМО, 2012.

Интернет ресурсы:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/01/16/igry-iuprazhneniya-napravlennye-na-znakomstvo-detey
2.https://www.youtube.com/playlist?list=PLPLJUpFxaEzbm3COhJ9vNDvWPmcv
cZdfj
3.https://prezentacii.org/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».