Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклорновокальной студии».» является программа «Традиционное народное пение». Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Устав Центра «Воспитание» 8. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. 9. Положение о порядке выдачи свидетельства о дополнительном образовании. Направленность программы: художественная. Актуальность программы заложена в самом жизненном и календарном цикле обрядового фольклора, передаваемого из года в год, из поколения в поколение. Необходимость сохранения традиций и погружение учащихся в народную культуру обуславливает актуальность создания и реализации данной программы. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение 3 лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Адресат образовательной программы: к обучению по программе приглашаются мальчики и девочки 6-15 лет, проявившие интерес к изучению русского народного искусства, не имеющие ограничений по здоровью. Отличительные особенности При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп: нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие) Уровень освоения программы: стартовый Срок и объем реализации программы:. 1 год, по 6 часов в неделю. Всего 216 часов. Организационно-педагогические условия реализации программы: Язык реализации программы - русский. Условия набора учащихся К обучению по программе приглашаются мальчики и девочки 6-15 лет, проявившие интерес к изучению русского народного песенного искусства, не имеющие ограничений по здоровью. Зачисление в коллектив осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) ребенка. Условия формирования групп Для реализации программы может осуществляться формирование как одновозрастных, так и разновозрастных групп в зависимости от уровня общей подготовки к освоению учебного материала. Количество детей в группах: 15 человек Особенности организации образовательного процесса: Для освоения программы фольклорной студии возможно использование электронного обучения и дистанционных технологий при получении и проверке теоретических знаний. Формы организации деятельности учащихся на занятии. Основной формой проведения занятий является групповое, звеньевое и репетиционное занятия. Кадровое обеспечение программы: ___ реализация программы осуществляется педагогами и концертмейстером, соответствующим квалификационным характеристикам по должностям «педагог дополнительного образования» и «концертмейстер». 1.2 Цель и задачи программы Цель: содействовать развитию духовно-нравственных основ личности учащихся, их творческих способностей и эмоционального мира через приобщение к разным видам искусства русского народного творчества, сохранение традиций национальной народной культуры. Задачи (для учащихся): Обучающие: приобрести знания о культуре, быте, укладе жизни русского народа; приобрести и совершенствовать исполнительское мастерство - пение, игра, слово, элементы народного театра; познакомить с музыкальной грамотой; уметь исполнять народную музыку. Развивающие: развить эмоциональное и художественное восприятие учащихся через изучение жанров устного народного творчества; развить позитивную мотивацию к изучению и занятиям фольклора; развить эмоциональную сферу ребенка; развить музыкальный слух, чувство ритма; развить речь; развить музыкальные способности (слух, чувство ритма, темпа, выразительности, использование шумовых музыкальных инструментов); развить певческие (вокальные) способности (манера звукоизвлечения, пение на опоре, унисонное пение, многоголосие, развитие импровизационности, варьирования); мастерство сольного пения, ансамблевое пение, пение с инструментами; развить исполнительские способности (умение показать творческую индивидуальность, умение сочетать все виды исполнительского мастерства - пение, танец, игра, слово, элементы народного театра, сцены народного театра; уметь ощущать себя в пространстве); развить эмоциональную сферу ребенка, его сенсорные способности, используя средства и опыт народной педагогики и традиции национальной народной культуры; развить творческую деятельность по освоению элементов музыкальной культуры Воспитательные: расширить кругозор, посредством знакомства с народным календарем, народными обычаями и обрядами, воспитание музыкального вкуса; формировать у детей миропонимания, используя средства и опыт народной педагогики. 1.3. Содержание программы Учебный план № п/ п Название раздела, темы 1 Вводное занятие 2 Пение 3 Народная хореография 4 Концертные выступления 5 Итоговое занятие Итого Количество часов Формы промежуточной Всего Теория Практика аттестации и контроля 2 2 0 158 44 10 32 8 0 126 36 10 2 0 2 216 42 174 -диагностические игры -беседы с родителями анализ выполнения творческих заданий -проведение праздников -беседы с родителями Содержание учебного плана Тема 1. Вводное занятие. Теория: Беседа по правилам поведения в ДДТ, охране труда и безопасности жизни. Режим занятий. Музыкальный фольклор. Предмет изучения. Материальная и нематериальная (духовная) культура народа. Тема 2. Пение. Теория: Жанровый состав русского фольклора. Обрядовый фольклор. Календарный цикл. Жанровый состав русского фольклора. Обрядовый фольклор. Семейный цикл. Зимние святочные обряды. От Рождества до Крещения. Колядовщики. Музыка весеннего календаря. Три встречи весны. Практика: Прослушивание и пение образцов обрядового фольклора. Подготовка к выступлениям. Теория: Эпос. Новгородские былины. Баллада. Былины киевского цикла. Исторические песни. Фольклорная проза. Легенды, предания, былички и бывальщины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалки. Основы классификации народных музыкальных инструментов. Региональные типы русского свадебного обряда. Практика: Прослушивание и пение образцов обрядового фольклора. Подготовка к выступлениям. Тема 3. Народная хореография. Теория: Хороводы. Основная классификация. Практика: Практическое изучение наиболее известных форм хороводов. Подготовка к выступлениям. Теория: Пляски и танцы. Основная классификация. Практика: Практическое изучение плясок и танцев. Подготовка к выступлениям. Тема 4. Концертные выступления. Теория: Правила поведения, внешний вид, организационные аспекты и прочее изучаем во время подготовки к выступлениям (Тема 2. Тема 3.). Практика: Выступления в различных концертных и просветительских программах. Участие в фестивалях и конкурсах. Теория: Правила поведения, внешний вид, организационные аспекты и прочее изучаем во время подготовки к выступлениям (Тема 2.Тема 3.). Практика: Выступления в различных концертных и просветительских программах. Участие в фестивалях и конкурсах Тема 5. Итоговое занятие. Теория: Повторение и обобщение пройденного материала. Практика: Диагностика уровня освоения образовательной программы. 1.4. Планируемые результаты освоения учащимися программы: Личностные: умеют артистично держаться на сцене умеют исполнять концертный номер развили устойчивый интерес к русскому традиционному фольклору готовы и способны к саморазвитию мотиваны к обучению и познанию умеют в исполнении раскрыть содержание песни, ее характер основы духовно-нравственного воспитания Метапредметные: умеют оценивать достигнутые результаты развили навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми знакомы с основными фольклорными направлениями умеют слушать и слышать педагога продуктивное сотрудничают со сверстниками закрепили навыки уважительного отношения к участникам коллектива знакомы с историей русского народного творчества, с народным календарем Предметные: расширили объем песенного репертуара знакомы с физиологическими особенностями голосового аппарата изучили основы музыкальной грамоты умеют петь в открытой, народно-певческой манере умеют петь некоторые виды -двух и -трехголосия в упражнениях и в песнях знакомы с основными понятиями народного художественного творчества знакомы с основными понятиями о народном театре владеют певческим дыханием, фразировкой в единой манере звукообразования (в ансамбле) поют сольно и в ансамбле умеют свободно и непринужденно исполнять песни с движением умеют петь в любой хоровой партии умеют импровизировать подголоски, ярко и выразительно исполнять запев песни, украшая его, варьируя получили знания об устном народном творчестве. - 2. Комплекс организационно- педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Дата начала Год обучения занятий 1 год 01.09.23 Дата окончания занятий 31.05.23 Количество Количество учебных учебных недель часов 36 216 Режим занятий 2 раза в неделю 2 час 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое оснащение программы: учебные аудитории с хорошей освещённостью, проветриванием и оптимальной температурой и влажностью; видео и аудио материалы, посвященные народному костюму, традиционным праздникам, традиционным видам рукоделия и росписи, аутентичным образцам нематериальной культуры, народным исполнителям; наглядные материалы: компьютерные презентации по темам программы; иллюстрации, репродукции, слайды, открытки, календари, фотографии, предметы старины; тесты, схемы и технологические карты; наглядные пособия, нотная и методическая литература; техника для воспроизведения аудио- и видеофайлов 2.3. Формы аттестации Формы и методы отслеживания результатов анализ педагогом работы учащихся на занятии, выполнения домашних заданий, анализ итогов концертных и конкурсных занятий; самоанализ учащихся; контрольное занятие (перед концертным выступлением); отчетные концерты; открытые занятия для родителей; итоговый концерт для родителей (участие в фольклорных праздниках вместе с родителями); тестовые и контрольные задания; анкетирование; беседы и опросы родителей. Критерии, параметры и показатели оценки. Во время занятий, выступлений, открытых занятий, бесед с учащимися и их родителями комплексно наблюдаются (явно и неявно) навыки владения голосом, художественная трактовка произведений, творческо-аналитические навыки работы, степень развития музыкальных данных и общего культурного уровня, легкость восприятия нового материала, изменение индивидуальных личностных качеств, что, в конечном счёте, позволяет оценить предметные, метапредметные и личностные составляющие развития учащихся и внести эти сведения в универсальную диагностическую карту результатов освоения образовательной программы, разработанную для всех педагогов учреждения: баллы выставляются каждому учащемуся по трёхбалльной шкале по каждому показателю; затем все баллы суммируются, и вычисляется среднеарифметический балл (с точностью до 0.1); уровень освоения программы выявляется по следующей шкале: от 1.0 до 1.5 - уровень низкий, от 1.6 до 2.1 - уровень средний, от 2.2 до 3.0 - уровень высокий. Данные в карте фиксируются 2 раза в год и позволяют оценить общий уровень освоения, проследить динамику и, при необходимости, на основе анализа скорректировать программу, внести новые методики обучения. Чтобы не снижать мотивацию занятий на инструменте и увлечённость музыкой в целом система выработки критериев и оценки не является строго фиксированной. В зависимости от музыкальных, физических, психологических и иных особенностей каждого учащегося могут варьироваться критерии результативности освоения программы. Варианты контрольно-измерительных материалов (см. Приложение 1,2) Формы фиксации информации о достижениях учащихся: информационная карта результатов участия учащихся в концертах, фестивалях и конкурсах разного уровня; карта результатов освоения образовательной программы. - 2.4. Оценочные материалы Система контроля результативности обучения по программе организована в соответствии с локальным актом Центра «Воспитание» Виды и формы контроля, сроки проведения. Первичный контроль. Осуществляется в начале учебного года. Проверяются музыкально-слуховые данные детей, начинающих обучение по программе. Текущий контроль. Осуществляется по мере освоения теоретической и практической базы. Предполагает оценивание уровня освоения программы учащимися через выполнение последними конкретных заданий: систематическая работа над репертуаром, подготовленность к занятию, техническое продвижение, выполнение заданий педагога от занятия к занятию. Промежуточная аттестация. Осуществляется 1 раз в полугодие (декабрь, май). Проходит в виде контрольных занятий или в виде учебного концерта. Итоговый контроль. Осуществляется по итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Для определения результативности обучения проводятся итоговые занятия праздники, концертные выступления, участия в фестивалях и конкурсах, открытые занятия для родителей. 2.5. Методические материалы Для реализации целевых установок и содержательных аспектов программы используется широкий спектр методов обучения по образовательной программе: наблюдение, беседа, рассказ, показ выполнения работы, творческие работы, анализ выполненных работ. Практические занятия включают комплекс различных видов деятельности, направленных на достижение конечного художественного результата - концертного уровня исполнения произведения и всей программы. И состоит из: - показа - исполнения песни в инструментальном сопровождении. разучивания песни: осмысленного проговаривания текста, а затем пропевания отдельных, наиболее трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведения; прослушивания аудио записи или просмотр видео материала с исполнением ее народными мастерами; коллективный поиск смысла содержания произведения, установление взаимосвязи между содержанием и средствами музыкальной выразительности; изучение истории русского традиционного искусства: воспитание ребенка в традициях национальной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней. Формы организации деятельности учащихся на занятии. Основной формой проведения занятий является групповое, звеньевое и репетиционное занятия: Особенности построения занятий. Особенностью занятий является неоднородность групп, как возрастная, так и по степени музыкальной подготовки и подготовленности. Учитывая данную особенность, педагог использует такие методы работы, при которых имели бы возможность развития как начинающие, так и более подготовленные учащиеся внутри одной группы. Раздел программы Формирование вокальных навыков Пение учебнотренировочного материала Методы и формы занятий Объяснение педагога, прослушивание аудио записей и просмотр видеоматериалов. Практические занятия. Объяснение педагога, показ. Прослушивание аудио записей и просмотр видеоматериалов. Практические занятия. Звуковысотное освоение изучаемого материала Объяснение педагога, показ. Практические занятия. Подготовка к концертному выступлению Беседа, объяснение педагога. Разучивание песен Рассказ педагога Объяснение педагога, беседа, прослушивание аудио записей и просмотр видеоматериалов. Практические занятия. Дидактический материал, Техническое оснащение занятий. Аудио записи, видеоматериалы. Аудио записи, видеоматериалы, экспедиционные материалы. Инструментальное сопровождение. Аудио записи. Инструментальное сопровождение. Инструментальное сопровождение. Аудио записи, видеоматериалы, Экспедиционные материалы. Инструментальное сопровождение. 3. Список литературы Список литературы для использования педагогом: Балдина О.Д. Русские народные картинки. - М.: Просвещение, 1972. - 46 с. Бочаров Г.Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. - М.: Искусство, 1969. 128 с. Вейсберг Ю. Гуси-лебеди. Детские праздники. - СПб: Композитор, 2006. - 70 с. Гачев Г. Национальные образы мира. - М.: Искусство, 1988. — 368 с. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Просвещение, 1991. - 446 с. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994. - 287 с. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с. Еременко Т.И. Рукоделие. - М.: Искусство, 1989. - 159 с. Жегалова С.К. Русская народная живопись. - М.: Искусство, 1975. - 176 с. Каплунова И., Новосильцева И., Алексеева И. Топ-топ, каблучок. СПб: Композитор, 2006. - 86 с. Каплунова И., Новосильцева И. Игры, аттракционы, сюрпризы. - СПб: Композитор, 2003. - 56 с. Каплунова И., Новосильцева И. Как у наших, у ворот... Русские народные песни в детском саду. - СПб: Композитор, 2003. - 82 с. Каплунова И., Новосильцева И. Мы играем, рисуем, поём. Комплексные занятия в детском саду. - СПб: Композитор, 2006. - 88 с. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 209 с. Котова И.Н. Русские обряды и традиции - народная кукла. - СПб.: Искусство, 2005. - 236 с. Красев М. Муха-Цокотуха. Опера - игра по мотивам К. Чуковского. - СПб.: Композитор, 1998. - 16 с. Литвинец Э.Н. Изготовление украшений из бисера и стекляруса. - М.: Искусство, 1984. - 64 с. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 239 с. Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю. Фольклорные праздники, народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Владос, 2001. - 54 с. Мерзлякова С.И., Мерзляков Т.П. Наш весёлый хоровод. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Выпуск 1. - М., 2002. - 112 с. Металлиди Ж. Курочка Ряба. - СПб.: Композитор, 2002. - 32 с. Миловский А. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. - М.: Искусство, 1994. - 397 с. Народные промыслы. - М.: Искусство, 1983. - 237 с. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. - М.: Искусство, 1983. - 343 с. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно - конструкторский источник творчества. - М.: Знание, 1994. - 269с. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Издание 3 (музыка). - М.: Просвещение, 1986. - 400 с. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск №1. Игры звуками. - СПб., 2003. - 30 с. Тысячелетие русской художественной культуры. - М.: Искусство, 1988. - 446 с. Фольклор - музыка - театр. Под ред. С.И. Мерзляковой. - М.: Гуманитарный издательский центр, 2003. - 212 с. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Мозаика - Синтез, 1998. - 32 с. Шпикалова Т.Я. Детям - о традициях народного мастерства. - М.: Владос, 2001. - 207 с. Список литературы в адрес учащихся и родителей: Балдина О.Д. Русские народные картинки. - М.: Просвещение, 1972. - 207 с. Вейсберг Ю. Гуси-лебеди. Детски епраздники. - СПб.: Композитор, 2006. - 64 с. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Просвещение, 1991. - 446 с. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994. - 285с. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с. Еременко Т.И. Рукоделие. - М.: Искусство, 1989. - 159 с. Каплунова И., Новосильцева И., Алексеева И. Топ-топ, каблучок. СПб.: Композитор, 2006. - 84 с. Каплунова И., Новосильцева И. Игры, аттракционы, сюрпризы. - СПб.: Композитор, 2003. - 76 с. Каплунова И., Новосильцева И. Как у наших, у ворот... Русские народные песни в детском саду. - СПб.: Композитор, 2003. - 82 с. Котова И.Н. Русские обряды и традиции - народная кукла. - СПб.: Искусство, 2005. 236 с. Красев М. Муха-Цокотуха. Опера - игра по мотивам К. Чуковского. - СПб.: Композитор, 1998. - 16 с. Литвинец Э.Н. Изготовление украшений из бисера и стекляруса. - М.: Искусство, 1984. - 64 с. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 239 с. Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю. Фольклорные праздники, народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Владос, 2001. - 54 с. Мерзлякова С.И., Мерзляков Т.П. Наш весёлый хоровод. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Выпуск 1. - М., 2002. - 289 с. Металлиди Ж. Курочка Ряба. - СПб.: Композитор, 2002. - 32 с. Миловский А. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. - М.: Искусство, 1994. - 397 с. Народные промыслы. - М.: Искусство, 1983. - 237 с. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно - конструкторский источник творчества. - М.: Знание, 1994. - 269 с. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск №1. Игры звуками. - СПб., 2003. - 30 с.