Юный информатик

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
В федеральных стандартах образования в соответствии с новым законом
образования большое внимание уделяется умению использовать информационные и
коммуникационные

технологии

в

качестве

инструмента

в

профессиональной

деятельности, обучении и повседневной жизни. Особую актуальность для школы имеет
информационно - технологическая компетентность учащихся в применении к
образовательному

процессу.

На

занятиях

по

программам

художественной

направленности этот социальный заказ может удовлетворяться в полной мере.
Направленность программы - техническая.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современное время дети
учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Как
нельзя лучше решению этих задач может способствовать курс «Юный информатик». В
современном мире нас окружает большое количество информации и современных
технологий, использование которых затруднительно без компьютера. Чтобы выбрать
свою будущую профессию, человеку необходимо уметь пользоваться компьютером и
иметь представления об информационных процессах. В наши дни информационные и
коммуникационные технологии занимают одно из лидирующих мест в жизни человека.
Компьютер становится незаменимым помощником в работе и хорошим средством
проведения интересного

досуга. Умение работать

с компьютером позволяет

оперативно находить информацию, подготавливать текстовые сообщения, работать с
музыкальными и видеофрагментами, создавать и исправлять рисунки и фотографии.
Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является усиление
практической направленности деятельности обучающихся. Она составлена с учѐтом интересов детей, их
возможностей, уровня подготовки и владения практическими умениями и навыками и охватывает
познавательную сферу основ информатики и ИКТ. Именно в этом заключается новизна программы «Юный
информатик». Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и
алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников и учащихся среднего
школьного возраста с применением групповых форм организации занятий и использованием современных
средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать
собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся
реализовать

свои

возможности,

приобрести

уверенность

в

своих

силах.

Согласно обеспечению образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при реализации данной программы
можно формировать отдельные подгруппы для детей с

- нарушением слуха;
- нарушением зрения;
задержка психического развития и другие трудности воспитания и обучения

ребёнка
Целевая аудитория
Программа предназначена для детей 7-11 лет на 1 год обучения, проявляющих интерес к
информационно-компьютерным технологиям.
Объем программы: 108 часов.
Уровень программы – стартовый.
Особенности организации образовательного процесса:
Формы реализации образовательной программы - очная.
Организационные формы обучения – групповая.
Режим занятий-3 раза в неделю по 1 часу.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование

навыков практического применения информационных и

компьютерных технологий.
Задачи:
Образовательные:


сформировать представление о современной информационной картине мира;



обучить применению логических и алгоритмических операций;



сформировать умения и навыки работы в текстовом и графическом редакторе;



сформировать умения и навыки использования современных
компьютерных и информационных технологий для решения учебных и
практических задач.

Воспитательные


воспитать эстетический вкус в оформлении информационного материала;



воспитать терпение, аккуратность;



заложить основы коммуникативной информационной культуры,



воспитать интерес к информационной и коммуникативной деятельности,



сформировать понимание этических норм работы с информацией;



воспитать бережное отношение к техническим устройствам.

Развивающие


развить логическое, абстрактное и пространственное мышление, внимание,
память,воображение,



развить творческие способности, стремление выразить себя в техническом
творчестве;



развить координацию позиции «глаз – рука» и мелкую моторику руки.

2

1.3. Содержание программы:
Учебный план
№

Тема

Кол-

В том числе

во

Теория

Практика

Форма подведения итогов

часов
Вводное занятие.
Техника
1.

безопасности.

2

1

7

2

его 5

2

Конкурсы, викторина опрос

1

Основные приборы и
инструменты
2.

Информационные

5

Круглый стол, игра

процессы
3.

Компьютер,

Зачет, игра

3

основные устройства
4.

Операционная

16

4

12

Зачет, конкурс

31

Защита проектов, конкурс

система
MS

и

Windows

прикладные
программы
5.

Программы

MS 41

10

Office.
6.

Компьютерная

6

2

4

Опрос

25

5

20

Защита проектов, зачет

графика.
7.

Растровый редактор

ADOBE PHOTOSHOP
8

Принтеры, сканеры,

5

1

4

Итоговая диагностика 1

0

1

27

81

цифровые
фотокамеры.
9.
Итого

108

Опрос, конкурс

Содержание учебного плана
1.

Вводное занятие. 2ч.

Теория: Знакомство с детьми, с их интересами, программой обучения.

3

Правила поведения в кабинете информатики. Инструктаж по технике безопасности при
работес электроприборами и инструментами (компьютером, электрооборудованием).
Техника безопасности, правила работы на ЭВМ.
Правила дорожного движения по пути на занятия, правила пожарной безопасности на
занятиях, дома.
Практика: игра - викторина «Безопасный компьютер»
Применение компьютеров. Немного из истории развития ЭВМ. Применение компьютеров.
Формы

проведения

занятий:

дидактические

игры,

занятия-лекции, викторина,

практическиезанятия
2.

Информационные процессы. 7ч.

Теория: Многообразие видов информации. Классификация информации по способам ее
представления и восприятия. Носители информации. Единицы измерения. Прием
информации. Восприятие информации человеком: чувства и органы чувств. Передача
информации, источник, приемник, канал связи. Обработка информации. Поиск
информации. Хранение информации, способы хранения.
Практические занятия: Игра "Информация и мы". Кодирование информации. Игра
"Учение с увлечением". Игра «Кодирование». Кодирование информации - упражнения.
Работа с базой данных. Обработка информации базы данных. Поиск информации.
Формы проведения занятий: занятия-лекции, дидактические игры, практические
занятия.
3.

Компьютер, его основные устройства 5 ч.

Теория: Общее устройство компьютера: системный блок, процессор, память, основные
устройства ввода / вывода информации. Клавиатура, основные принципы работы на
клавиатуре. Управляющие клавиши. Мышь. Периферийные устройства. Программное
обеспечение ПК. Разнообразие программ и их классификация. Знакомство с игровыми и
обучающими компьютерными программами.
Практика: Изучение внутреннего строения компьютера.
Формы проведения занятий: занятия-лекции, практические занятия, презентация.
4.

Операционная система MS Windows и прикладные программы. 16ч.

Теория: Операционные системы. Основные функции и компоненты. Процесс загрузки
компьютера. Организация файловой системы. Операционная система MS Windows.
Особенности пользовательского интерфейса. Рабочий стол. Работа с документами:
создание, сохранение, открытие документов. Стандартные приложения.
Практика: Работа с клавиатурным тренажѐром. Практическая работа на ПК.
Практическая работа с программами «Калькулятор», «Блокнот», «Проводник».

4

Клавиатурный тренажер.
Формы проведения занятий: занятия-лекции, практические занятия, презентация,
дидактическая игра
5.

Программы MS Office. 41 ч.

Теория: Текстовый процессор MS WORD. Редактирование и форматирование текста.
Шрифтовое оформление. Форматирование абзаца. Списки, их виды. Создание списков.
Понятие раздела документа Разбиение текста на колонки. Подготовка документа к
печати. Вставка, редактирование и форматирование таблиц. Создание, вставка и
редактирование рисунков. Табличный процессор MS EXCEL. Форматирование таблиц.
Адресация ячеек. Формулы. Графическое представление данных. Создание графиков и
диаграмм. Понятие об электронной презентации. Создание презентаций в Power Point.
Практические занятия:
Работа на ПК с программой Microsoft Word. Практическая работа “Набор текста и
форматирование”, “Набор текста, редактирование и форматирование”, “Создание
рисунков”. Работа на ПК с программой Microsoft Exel. Работа с таблицами:
форматирование и вычисление. Работа на ПК с программой Microsoft PowerPoint.
Оформление слайда, оформление текста. Оформление фона слайда, применение
шаблона дизайна. Работа с маркированными списками, переход между слайдами.
Настройка анимации. Оформление

таблиц, графиков, диаграмм, картинок,

гиперссылок, формул. Создание управляющих кнопок. Дизайн презентации.
Формы

проведения

занятий:

занятия-лекции,

практические

занятия,

презентация, дидактическая игра.

6.

Компьютерная графика. 6ч.

Теория: Понятие "компьютерная графика" и ее виды. Особенности растровой,
векторной и 3-D графики. Программы для обработки графических изображений.
Практика: работа с разными видами графических форматов файлов.
Формы проведения занятий: деловые

игры,

занятия-лекции,

викторина,

практическиезанятия
7.

Растровый редактор ADOBE PHOTOSHOP. 25 ч.

Теория: Возможности и область применения ADOBE PHOTOSHOP. Инструменты
рисования и выделения. Создание и редактирование контуров. Слои и эффекты. Работы
с текстом. Ретуширование и цветовая коррекция фотографий.
Практика: Знакомство с инструментами программы. Создание геометрических
примитивов.

Операции

над

объектами:

перемещение,

5

копирование,

поворот,

выравнивание, объединение, исключение, пересечение, сваривание, группировка.
Эффекты объема, перетекания, прозрачности и тени. Работа с текстом. Работа со слоями
и фильтрами.
Формы проведения занятий: занятия-лекции, практические занятия, беседа, деловая игра
8.

Принтеры, сканеры, цифровые фотокамеры. 5 ч.

Теория: формирование

умений и навыков по использованию принтера,

цифрового фотоаппарата, сканера.
Практика: игра - викторина «Безопасный компьютер»
Применение компьютеров. Немного из истории развития ЭВМ. Применение компьютеров.
Формы проведения занятий: занятия-лекции, практические занятия, беседа, деловая игра
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты оцениваются по 3 уровням: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень:
Знают:
−

правила поведения на занятиях;

−

технику безопасности на занятиях, при работе с электрооборудованием и т.п.;

−

особенности растровой и векторной графики;

−

форматы графических изображений;

−

стандартные программы обработки графических изображений;

−

методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;.
Умеют:

−

различать

форматы графических

файлов

целесообразность

их

и

понимать

использования

при

работе

с

различными графическими программами;
−

запускать графические программы и открывать в них изображение;

−

создавать собственные

иллюстрации,

используя

главные

инструменты

растровых ивекторных программ;
−

выполнять

основные

операции

над

объектами

(удаление,

перемещение, масштабирование, вращение и т.д.);
−

Создавать надписи, заголовки, размещать текст вдоль траектории.
Средний уровень:
Знают:

−

Назначение и функции различных графических программ;

−

Способы хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов;

−

способы работы с информацией, заключающиеся

6

в передаче,

поиске,

7

обработке,хранении;
−

Приложение 2
особенности хранения графических изображений в различных форматах;

−

достоинства и недостатки растровой и векторной графики.
Умеют:

−

Создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);

−

Работать с контурами объектов;

−

Получать объемные изображения;

−

Сохранять выделенные области для последующего использования;

−

Монтировать фотографии (создавать многослойные документы)

−

Раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии;

−

Применять к тексту различные эффекты;

−

Выполнять цветовую и тоновую коррекцию фотографий;

−

Ретушировать фотографии;

−

Выполнять обмен файлами между графическими программами;

-

Работать с принтером и сканером.
Высокий уровень:
Знают:

-

Методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;

−

Способы получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере;

−

Проблемы преобразования графических файлов;
Умеют:

−

Создавать анимированные картинки с помощью графических программ;

−

Создавать и

редактировать

собственные

изображения,

используя

инструментыграфических программ;
−

Выполнять обмен графическими данными между различными программами;

−

Настраивать параметры печати и сканирования при работе с изображениями;

−

применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Способы проверки результатов:

Контроль за усвоением изученного материала проводится на каждом занятии
посредством

установления

самостоятельных

работ

обратной

творческого

связи

с

характера.

учащимися,
Итоговые

выполнения

мини

контрольные

срезы

проводятся после изучения отдельных тем и могут иметь различные формы: проект,
лабораторная работа, конкурс, викторина и т.д.
Критерием обученности будут: положительная динамика уровня обученности и
развития творческих способностей детей, успешное выполнение практических заданий

7

8

на компьютере, заинтересованность детей в творческой деятельности. Результативность
Приложение 2
отслеживается во время выполнения заданий на занятиях. Проверка уровня освоения
программы происходит в форме наблюдений, контрольного опроса и зачетного
выполнения поделки.

РАЗДЕЛ 2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1Календарный учебный график
Работа по программе осуществляется с 02 сентября по 31 мая (36 недель). Каникулы не
предусмотрены.

Кол-во

Темы

часов
2

1

Вводное занятие. Введение в курс информатики. Презентация курса.

1

Общие правила поведения в центре и объединении, работа с
электрооборудованием

5

(7) 1

Информация и её свойства

2

Информационные процессы. Обработка информации

2

Информационные процессы. Хранение информации

2

Информационные процессы. Передача информации

1

Применение ЭВМ .История создания компьютеров.
Устройства ввода информации.Устройства вывода/вывода информации

1

Устройства вывода/вывода информации.
Знакомство с клавиатурой

1

Принцип программного управления компьютера
Классификация программ

1

Прикладное программное обеспечение
Обучающие программы (устройство ПК)

1

Назначение операционной системы
Компоненты и функции операционной системы

16

1

Операционная система windows - особенности

1

История изменения операционной системы

8

9

1

Особенности пользовательского интерфейса

1

Рабочий стол windows

1

Работа с документами - создание папок и файлов

1

Работа с документами - переименование и удаление, поиск и сортировка

Приложение 2

файлов
1

Стандартные приложения windows

1

Стандартные приложения windows (калькулятор и блокнот)

1

Стандартные приложения windows (paint и игры)

1

Виды информации

1

Классификации информации

1

Способы представления звуковой и графической информации

1

Носители информации

1

Передача и прием информации

1

Поиск информации

1

Способы хранения информации
Схема процессов обработки информации

41

1

Назначение пакета ms office

1

Возможности программы ms word

1

Интерфейс программы ms word

1

Возможности процесса редактирования

1

Меню "шрифт" (настройка оформления текста)

1

Пункт меню "регистр" и "автозамена"

1

Создание списков, маркированные списки

1

Нумерованные списки

1

Многоуровневые списки и колонки

9

10

1

Оформление стихотворений и газетных статей

1

Вставка объектов, настройка и редактирование изображений

1

Работа с абзацами

1

Понятие отступ и "табуляция"

1

Таблицы в ms word

1

Вставка и рисование таблиц

1

Форматирование ячеек таблицы

1

Возможности рисования в msword

1

Расположение объектов на листе

1

Методы работы с рисунками и схемами: поворот, отражение,
группировка

6

1

Форматирование фигуры и ее изменение

1

Объекты wordart

1

Панель "формы"

1

Настройка параметров word

1

Работа с меню "правка"

1

Работа со стилями текста

1

Колонтитулы

1

Настройка колонтитулов и нумерация страниц

1

Автоматическое содержание текста

1

Оформление текста

1

Возможности ms exel

1

Создание таблиц в эксель

1

Печать и предварительный просмотр таблиц

2

Вычисления в msexel

1

Мастер функций

2

Построение графиков и диаграмм

2

Фильтры и сортировка

2

Компьютерные программы

1

Понятие "компьютерная графика" и ее виды
Растровая графика и ее применение

1

Векторная графика и ее применение
3-D графика и ее применение

1

Программы для обработки растровой графики

10

Приложение 2

11

1

Растровая графика и фотография

Приложение 2

Обработка фотографий

25

1

Программы для обработки векторной графики

1

Особенности обработки векторной графики

1

Знакомство с программой photoshop и ее аналогами
Назначение панелей инструментов и их расположение

1

Инструмент "перо" и его свойства
Инструмент "кисть" и его свойства

1

Работа со списками инструментов
Инструмент "заливка" и его свойства

1

Работа со списками инструментов
Инструмент "заливка" и его свойства

1

Инструменты выделения (прямоугольник и эллипс)
Инструменты выделения (лассо и "волшебная кисть")

1

Понятие "многослойный рисунок"
Работа со слоями (панель "слои")

1

Работа со слоями (копирование и перемещение)
Работа со слоями (объединение слоев )

1

Создание объемного рисунка
Работа со слоями (прозрачность слоя и его настройка)

1

Методы работы с фотографией
Понятия "резкость" и "контрастность" изображения

1

Цветовая схема изображения
Методы восстановление "старой" фотографии

1

Удаление царапин и пятен с фотографии (копия и заплатка)
Инструмент "штамп" и его свойства

1

Удаление объекта с изображения
Добавление новых объектов

1

Художественные рамки (методы создания и композиция)
Порядок создания рамки (на примере "деревянной" рамки)

1

Инструменты для работы с текстом
Текстовые эффекты

1

Порядок создания надписи (на примере надписи "с огнем")
Изменение вида текста (надпись льдом и снегом)

11

12

1

Использование текстуры

Приложение 2

Работа с тенью (ее особенности)
1

Работа с контуром
Работа с фильтрами

1

Работа со сложными фильтрами
Работа с цветом

1

Настройки панелей в photoshop
Инструменты ретуширования (обобщающий)

1

Инструменты выделения (обобщающий)
Инструменты восстановления изображения (обобщающий)

1

Виды работы со слоями (обобщающий)
Знакомство с программой corel drow и ее аналогами

1

Примеры работы с изображением в corel drow
Создание композиции в corel (группировка изображений)

1

Анимация изображения
Способы создания анимации

1

Работа с анимацией в photoshop и corel drow
Создание анимации в adobe animator

1

gif - анимация
Создание анимированного изображения

5

1

Устройства для печати изображений (принтеры и плоттеры)
Виды принтеров и их устройство (особенности)

1

Порядок работы с принтером(меры безопасности)
Печать изображений и документов

1

Программы для печати
Настройка печати и возможные неисправности

1

Устройства для перевода изображений в цифровой вид (сканер)
Виды сканеров, их устройство и особенности

1

Программы для работы со сканером
Настройка сканирования изображения, перевод текста в цифровой вид
(программы)

итогов

1

Итоговая диагностика

12

13

ая

Приложение 2

диагно
стика

2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер,
- принтер,
- сканер,
- цифровой фотоаппарат.
Программное обеспечение:
1. Исполнители, текстовые

и графические процессоры,

тренажеры

и игры

программно-методической системы программирования «Роботландия».
2. Текстовый редактор Блокнот.
3. Текстовый процессор MS Word. Power Point.
4. Графический редактор Paint.
5. Программа Калькулятор.
6. Электронные справочники.
2.2. Формы аттестации (контроля)
Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в начале учебного
года. Цель – определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и
методы работы сучащимися. Метод контроля: опрос.
Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем программы. В
практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения
работ, поиску и отбору необходимого материала. Анализируются положительные и
отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний
осуществляется с помощью заданий педагога, взаимоконтроля, самоконтроля и др.
Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять
полученные знания, умения, навыки.
Итоговый

контроль

осуществляется

в

конце

учебного

Метод контроля: выполнение практического задания на соотнесение понятий.
2.3. Оценочные материалы

13

года.

14

Входящий контроль: опрос учащихся с выполнением практических заданий
на 2
Приложение
компьютере. (Приложение 1)
Промежуточный контроль: выполнение практического задания на
компьютере(Приложение 2)
Итоговый

контроль:

анализ

изделий

в

ходе

итоговой

выставки

индивидуальн
ых работ(Приложение 3)
2.4. Методические материалы
В своей

теоретической

основе

программа

опирается

на

методическое

пособие
«Обучение информатике во 2-4ом классе» Матвеевой Н.В., адаптированное к
условиям объединения. В программе используется опыт педагога в области
компьютерных технологий, современные публикации в этой области. В
процессе обучения также учитываются интересы подростков в использовании
возможностей компьютера.
Методические принципы:
В основу программы положены следующие методические принципы:
- единства обучения, воспитания и развития,
- принцип наглядности,
- принцип последовательности и системности,
- принцип научности и доступности,
- принцип индивидуальности,
- принцип развития,
- принцип результативности.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, практический.
В основных группах используется помимо репродуктивного - эвристический метод
обучения.
Для успешной реализации программы необходимо обратить внимание на
следующиемоменты:


в соответствии с возрастными особенностями детей занятия должны
проводиться вигровой форме;



для поддержания интереса к занятиям необходимо создавать ситуацию
успеха длякаждого ребенка.

14

15

Для успешного овладения содержанием образовательной программы
«Юный 2
Приложение
информатик» на занятиях необходимо сочетать различные формы, методы и средства
обучения. Для развития творческого отношения к образовательному процессу у детей
нужно предусматривать учебные занятия, на которых они выполняют работы на
компьютере по собственному замыслу, на основании приобретенных знаний и
навыков.
Организация деятельности школьников на занятиях должна несколько
отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить
рассуждать, выдвигать гипотезы. Изучение курса осуществляется посредством
активного вовлечения учащихся вразличные виды и формы деятельности:
введение нового материала в форме обсуждения, дискуссии;
занятия, которые проводятся в форме игры, путешествия и т. д.;
занятия, на которых повторяются важные, часто применяемые свойства, изученные
на предыдущих занятиях, во время которых ребенок получает возможность побывать
в роли преподавателя и учащегося и оценить свой ответ и ответ соседа;
самостоятельное решение логических заданий в форме индивидуальной, групповой
работы с последующим обсуждением;
самостоятельное

выполнение

отдельных

заданий,

включение

учащихся

в

поисковую и творческую деятельность, предоставление возможности осмыслить
свойства и их доказательства, что помогает развивать интуицию, без которой
немыслимо творчество.
Контроль за успеваемостью предусматривается на промежуточных и итоговых
аттестациях в конце каждого учебного полугодия в форме зачета и подготовленных
учащимися файлов - проектов.
Для успешной

реализации

программы

используются

современные

образовательные технологии:
 здоровьесберегающие

(рациональная

организация

учебного

процесса,

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям
ребѐнка, достаточный и рационально организованный двигательный режим,
отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения
и воспитания, проведение физминутки и смена видов деятельности в течение
урока);


игровые технологии;



технология индивидуализации обучения.

15

16

3.Список литературы:

Приложение 2

Нормативно-правовые акты и документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Порядок организации
и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015. №729-р «План
мероприятий

на

2015-2020

годы

о

реализации

Концепции

развития

дополнительного образования детей».
4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02484/16
«Требования

к

содержанию

и

оформлению

образовательных

программ

дополнительного образования детей»,
5. Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской

Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Литература для педагога:
1.

Апокин

И.А.

История

вычислительной

техники:

от

простейших

счет,

приспособлений досложных релейных систем. М., Наука, 2000.
2.

Баранов А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. – 1999, № 8

3.

Брукшир Дж.Г. Введение в компьютерные науки. – М.: Издательский дом

"Вильямс", 2001.
4.

Винтер П. Microsoft Word: справочник. – СПб: Питер, 1999.

5.

Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов

деятельности педагога дополнительного образования. // Дополнительное образование.
2003. №3
6.

Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. Информатика и образование. 1995,

№6, №8. 1996, №10.
7.

Дик Мак-Клелланд. Photoshop 6 для Windows – Диалектика, 2001.

8.

Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2-11

классы. ( нестандартные уроки, внеклассные мероприятия, дидактические игры,
кроссворды, из истории информатики). / Авт. Гераськина И.Ю., Тур С.Н. – М.:

16

17

Планета 2011. – 176 стр. – (учение с увлечением).
9.

Приложение 2
Занимательные материалы по информатике и математике, И.Д. Агеева, ТЦ Сфера,

2005.
10. Интеллектуальные игры в информатике, Д.М.Златопольский, БВХ-Петербург, 2004.
11. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. Ч. 2./ Л.А. Залогова; под ред. И.Г.
Семакина, Е.К. Хеннера. – 2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010
12. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере // под.ред.
Н.В.Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
13. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики. М.: Академия, 2001.
14. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. - М.: ОЛМАПресс образование, 2004.
15. Леонтьев Ю. Самоучитель Word 2002. – СПб: Питер, 2001.
16. Немов Р.С. Психология: Учебник. Кн. 2. – М.: Просвещение, 1995.
17. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2007./ Леонтьев В.П. – М.:
ОлмаМедиа Групп.
18. Общая и проф. Педагогика. Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Брянск, 2003.
19. Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К.Смирнова. – М., 2003
20. Педагогика. Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004.
21. Первин

Ю.А.,

Дуванов

А.А.,

Зайдельман

Я.Н.,

Гольцман

М.А.

Роботландия. Методическое пособие для учителя. – М.: Бюро интеллектуальных
технологий, 1993.
22. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.
23. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология
здоровьяв школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.
24. Соколова И.А. Методические основы педагогики дополнительного образования
детей //Дополнительное образование. 2003. №1
25. Ткаченко

А. Музей истории информатики и вычислительной техники.

Электронныйресурс: http://museum.comp – school.ru/index.php
26. Электронный мультимедийный учебник Тур С.Н., Т.Н. Бокучава «Фантазия». CDдиск.
27. Электронный мультимедийный учебник Соловьевой «Информатика. CD-диск».
Литература для детей:
1. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. Семакина И.Г, Хеннера
Е.К. Том 1. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

17

18

2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. Семакина И.Г,Приложение
Хеннера
2
Е.К. Том 2. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
3. Паронджанов В.Д. Занимательная информатика. – М.: Дрофа, 2007.
4. Фролов М. Учимся на компьютере анимации. Самоучитель для детей и
родителей. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
5. Фролов М. Учимся на компьютере работать. Самоучитель для детей и
родителей. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
6. Фролов М. Учимся на компьютере рисовать. Самоучитель для детей и
родителей. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Интернет ресурсы:

1. http://www.videouroki.net
2. http://www.uroki.net
3. http://www.klyaksa.net
4. http://www.metod-kopilka.ru
http://forum.school89.com/

Прило
жени
е1
Входящий контроль
опрос учащихся с выполнением практических заданий на компьютере:
1) Назовите основные элементы компьютера? (показать и назвать элементы)
2) Как включить/выключить компьютер? (показать и включить/выключить)
3) Что находится на рабочем столе ПК? (показать и назвать элементы)
4) Какие функции выполняет компьютер? (назвать примеры)
5) Как работать с мышкой? (показать и рассказать)
6) Какие программы вам известны? (назвать программы и их назначение)
7) Какие устройства можно подключать к ПК? (назвать элементы)

1. Низкий уровень – понимают о чем идет речь, пытаются ответить на
поставленный вопрос и обозначить элемент ПК.
2. Средний уровень – отвечают правильно на предложенный вопрос, знают

18

19

расположение элементов ПК. Владеют навыками работы на Приложение
компьютере. 2
Умеют работать с манипулятором «мышь» и компьютерными программами.
3.

Высокий уровень – самостоятельно дают правильные ответы на вопросы,
уверенно и правильно выполняют задания на компьютере.

Итоговый контроль
Детям предлагается оформить текст сказки по образцу:

Посадил дед репку. Выросла
репка большая-пребольшая. Стал дед
репку из земли тянуть. Тянет-потянет,
вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Стали они
вместе тянуть. Бабка за дедку, дедка
за репку - тянут-потянут, вытянуть
не могут.
Позвала
бабка
не могут.
внучку. Внучка за бабку, бабка за
Позвала
кошку. Кошка за
дедку, дедка
за репку Жучка
- тянут-потянут,
вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку. Жучка за
внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,
дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть

Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку - тянутпотянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка
за кошку, кошка за Жучку, Жучка за
внучку, внучка за бабку, бабка за
дедку, дедка за репку - тянут-потянут,
вытянули репку!

1. Низкий уровень – ребенок воспринимает задание, выполняет задание с
помощью педагога,

понимает,

какие

инструменты

используются

для

оформления текста.
2. Средний

уровень

–

выполняют

задание

самостоятельно,

используя

наводящие вопросы педагога. Владеют некоторыми навыками работы в
программе. Умеют правильно расположить элементы и настроить их свойства.
3.

Высокий уровень – самостоятельно выполняют задание, проявляя
творческий подход к оформлению текста и иллюстраций сказки. Могут
использовать дополнительные настройки элементов.

Детям предлагается выполнить следующие задания
1. Установите соответствие

19

20

Организация среды графического редактора

Приложение 3

A. строка заголовка
B. панель инструментов
C. рабочая область
D. строка меню
E. палитра цветов
2. Установите соответствие между названием и изображением
A. Векторное изображение
B. Растровое изображение
C. Трехмерное изображение

1

2

20

3

1. Низкий уровень – дети отвечают на задания с подсказками педагога,
знают основные элементы программы, но неуверенно указывают их
расположение; имеют представление о видах графических изображений, но
с трудом классифицируют их.
2. Средний уровень – дети знают интерфейс графического редактора, могут
назвать элементы программы с незначительными подсказками педагога;
знают виды графических изображений, могут определить вид изображения
и классифицировать его.
Высокий уровень – дети самостоятельно быстро и четко определяют элементы
программы, знают их назначение и область применения; без затруднений определяют
вид изображения и классифицируют его.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».