Рабочая программа "Юный биолог" 1группа 1год

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования

«Воспитание»

Утверждаю:
ДиректорЦентрй^Воспитание»
О. В. Тито в а
Приказ № 115Уод от 30.08.2024 г.

Рассмотрена
на заседании педагогического совета
от 30.08.2024г.
протокол №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Юный биолог»

Тип программы: модифицированный
Базовый уровень
1 год обучения
1 группа

Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации: 2 года

Автор- составитель:
Пименова Светлана Николаевна
педагог дополнительного образования

первая квалификационная категория

Мещовск, 2024

Пояснительная записка
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку
в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не
совершать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания
живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов,
научить высказывать свои мысли и отстаивать их – всё это основа организации
биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего
поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Актуальность, практическая значимость и новизна программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для
организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для
реализации учебно-исследовательских проектов. Программа курса позволяет реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,
деятельностный подходы.
Новизна заключается в следующих аспектах деятельности: заключается в
методическом подходе. Программа «Юный биолог» создана для детей 10-15 лет.
Программа учитывает возрастные особенности ребят и способствует развитию детской
любознательности и познавательного интереса. Курс включает теоретические и
практические занятия. Каждая тема начинается теоретическим занятием и занимательным
уроком. На лабораторных работах воспитанники ищут ответ на поставленный вопрос с
помощью микроскопа и используя научно-популярную литературу. Ответ на вопрос
фиксируют в альбомах с помощью биологических рисунков, опорных схем. Основные
методы, используемые на занятии: частично-поисковый и исследовательский. Занятие в
кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой
природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии, так
как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Преподавание ведётся на русском языке.
Программа разработана в соответствии:
- Конвенция о правах ребёнка.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ,
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №
196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей.
- Устав Муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного
образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание»
- Положение о разработке и порядке утверждения дополнительных общеразвивающих
образовательных программ Муниципального казённого образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Воспитание».
Принципы, лежащие в основе программы

В основе программы лежат принципы:
 Этическое отношение к личности;
 Конструктивное общение;
 Эмпатическое понимание мира подростка;
 Интерес к личному миру подростка и его актуализация;
 Диалогичность;
 Добровольность
Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального
подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности,
принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по
образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая
последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а
базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной общеобразовательной Программы является системно
- деятельностный подход к воспитанию и развитию обучающихся средствами норм
нравственности и культуры поведения, где на «физиологическом уровне» легко и прочно
подростки усвоят знания поведенческого характера, которые станут стержнем их
позитивного поведения в последующей жизни. Принцип междисциплинарной интеграции
применим к смежным наукам (химия, география, экология, генетика)
Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка,
на развитие его психофизических ощущений, раскрытия личности.
Наряду с групповыми занятиями предусматривается широкое использование методов
индивидуальной работы с ребенком.
Программа предполагает применение здоровьесберегающих приемов и методов. Учебный
курс предназначен для учащихся 5-9 классов и рассматривается как самостоятельный
предмет в учебно-воспитательном процессе.
Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путём включения в занятие
психологических экспериментов, тестов, упражнений, педагогических задач, элементов
игры, деятельности, творчества.
Адресат программы
Программа «Юный биолог» рассчитана на 2 года обучения. Численность детей в группе
не более 12-16 человек. Возраст детей от 10 до 15 лет. Состав постоянный, набор
свободный.
Объем программы

Количество часов – 72 ч. в год, 2 ч. в неделю (в группе 1 года обучения).
Сроки реализации, формы организации учебной деятельности Форма обучения: очная.
Возраст учащихся: 10 - 15 лет (5-9 класс).
Сроки реализации программы: 2 года.
Общая трудоемкость программы: 72 часа аудиторных занятий.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 2 часа в группе 1 года обучения в неделю.
Цель и задачи программы
Цель: повышение качества биологического, экологического образования школьников.
Задачи: повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам курса
биологии;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать
информацию о живых объектах;
формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других
людей и собственному здоровью.
1 год обучения
Раздел «Вводное занятие. Инструктаж по ТБ»-1ч
Раздел «Общие представления о системах органического мира» - 3 ч
Раздел «Анатомия и морфология растений» - 14 ч
Раздел «Систематика растений» - 6 ч
Раздел «Царство животных. Зоология беспозвоночных» - 11 ч
Раздел «Царство животных. Зоология позвоночных» - 13 ч
Раздел «Зоогеография» - 3 ч
Раздел «Итоговое занятие» - 3 ч
Раздел «Опорно-двигательная система» - 6 ч
Раздел «Нервная система» - 4 ч
Раздел «Внутренняя среда организма. Кровь и кровеносная система. Лимфатическая
система» - 2 ч
Раздел «Дыхательная система» - 4 ч
Раздел «Пищеварительная система» - 8 ч
Раздел «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» - 4 ч

Раздел «Анализаторы. Органы чувств» - 5 ч
Раздел «Эндокринная система. Репродуктивная система» - 2 ч
Формы организации образовательной деятельности и виды занятий:
При планировании воспитательного процесса включаю следующие формы работы с
детьми: теоретические и практические занятия, экскурсии, проектирование и защита
заданий с изготовлением мультимедийной презентации.
Содержание программы предполагает виды занятий: семинар, беседа, лекция, викторина,
«мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, дискуссия, тренинг,
презентация, зачёт, консультация, конференция.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на два учебных года, в количестве 144 часов. Состоит из 16
разделов в первый год обучения: теоретической части 44 часа, практической 28 часов.
Состоит из 9 разделов во второй год обучения: теоретической части 19 часов,
практической 17 часов. Занятия по 2 часа в неделю для группы 1 года обучения и по 1
часу 2 года обучения. Итого 4 часа для трёх групп.
Уровень освоения программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется на
стартовом и базовом уровне.
№ п\п

Уровень сложности

Количество часов

1 год

стартовый

72 часа

Режим занятий
Год

Продолжительность

обучения

занятий

Периодичность
в неделю

Кол-во

Кол-во

часов в

часов в

неделю

год

Количественный
состав

1 год

2 часа

1 раз

2 часа

36

15 чел.

Календарный учебный график 1 года обучения (для 1 группы)
№п/п
1
1.1.

2

Название раздела/темы
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ. Цели
и задачи курса.
Общие представления о

Всего
1

Количество часов
Теория
Практика
1
1

2

1

1

Дата

2.1.

2.2.

3
3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.
3.7.
3.8.
3.9.

4

системах
органического мира
Основные признаки
живого. Уровни
организации живых
организмов. Принципы
классификации.
Сущность жизни.
Структурные уровни
организации живой
материи.
Входная диагностика
Анатомия и
морфология растений
Общие признаки Царства
Растения. Строение
растительной клетки.
Наблюдение за живой
клеткой, приготовление
микропрепарата листа
амариллиса и
рассматривание
строения растительных
клеток
Органный уровень
организации
растительного
организма. Вегетативные
органы растений: корень
и побег.
Определение типа
корневой системы,
изучение
микроскопического
строения корня, стебля,
листа
Генеративные органы
растений: гинецей и
андроцей.
Вегетативное
размножение растений.
Практическая работа.
Проращивание семян.
Опыление и двойное
оплодотворение.
Решение тестовых
заданий. Составление
мультимедийной
презентации
«Жизненный цикл
растений»
Систематика растений

1

1

8

5

3

1

1

1

1

1
1
1
1

4

2

2

4.1.

4.2.

4.3.

4.4

5

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

Таксономия царства
Растений. Низшие
растения. Размножение
водорослей. Основные
направления эволюции
водорослей.
Составление
мультимедийной
презентации «Высшие
споровые растения»
Семенные растения –
основные черты
усложнения
организации. Отдел
Голосеменные
Отдел Покрытосеменные
(Цветковые). Основные
семейства классов
Однодольных и
Двудольных растений.
Занимательный час
биологии
Царство животных.
Зоология
беспозвоночных
Составление
сравнительной
характеристики растений
и животных
Подцарство Простейшие.
Таксономия и
особенности
организации и
жизнедеятельности
простейших
Микроскопическое
изучение простейших.
(виртуальная
практическая работа)
Подцарство
Многоклеточные. Губки.
Кишечнополостные
Тип Плоские черви.
Многообразие типа Тип
Круглые черви.
Изучение многообразия
круглых червей.
Тип Кольчатые черви.
Общая характеристика.
Представители класса
Олигохеты, Полихеты,
пиявки. Гирудотерапия

1

1

1

1

6

2

8
1

1

1

1

1

1

5.7.

5.8.

6
6.1.

6.2.

6.3.

6.4.
6.5.

6.6.

6.7.

6.8.
7
7.1.

Тип Моллюски. Общая
характеристика.
Изучение многообразия
моллюсков
Многообразие
членистоногих.
Определение вида
насекомых
Царство животных.
Зоология позвоночных
Тип Хордовые. Общие
признаки типа.
Характеристика
подтипов Личиночно
хордовые (Оболочники),
Бесчерепные
Черепные
(Позвоночные). Классы
Хрящевые рыбы и
Костные рыбы
Изучение внешнего и
внутреннего строения
рыбы. Определение
возраста рыбы по чешуе.
Изучение скелета рыбы
Класс Земноводные
(Амфибии)
Класс Пресмыкающиеся
(Рептилии).Составление
сравнительной
характеристики
земноводных и
пресмыкающихся
Класс Птицы.
Приспособление птиц к
полёту. Внешнее
строение птицы.
Перьевой покров и
различные типы перьев.
Строение скелета птицы
Класс Млекопитающие.
Знакомство с
представителями
основных отрядов класса
Млекопитающие
Решение тестовых
заданий
Зоогеография
Зоогеографическое
подразделение Мирового
океана. Экологическая
характеристика и

1

1

9

6

3

1

1

1

1
1

2

1

1
2
1

1
1

1

7.2.

8
8.1.
8.2

8.3.

9.
9.1.

9.2.

9.3.

10

характерные
представители фауны
Мирового океана.
Основные
зоогеографические
области суши.
Зоогеографическое
подразделение суши:
принципы
зоогеографического
районирования и их
краткая характеристика.
Опорно-двигательная
система
Строение костей. Скелет
человека. Осевой скелет.
Строение мышц. Обзор
мышц человека. Работа
скелетных мышц и их
регуляция. «Утомление
при статической работе»
Нарушения
опорнодвигательной системы.
«Осанка
и
плоскостопие». Первая
помощь при ушибах,
переломах
костей
и
вывихах суставов.
Нервная система.
Значение нервной
системы. Строение
нервной системы.
Спинной мозг.
Строения головного
мозга. Функции
продолговатого и
среднего мозга, моста и
мозжечка. Функции
переднего мозга.
Оценка вегетативной
реактивности
автономной нервной
системы
(ортостатическая проба).
«Определение
реактивности
парасимпатического
отдела автономной
нервной системы
(клиностатическая
проба).
Внутренняя среда

1

6

4

3

3

1

1

1

1

1

1

2
1

2

1

2

2

1

1

10.1.

10.2.

11.
11.1.
11.2.

11.3.

12
12.1.

12.2.

12.3.

12.4.
12.5.

организма. Кровь и
кровеносная система.
Лимфатическая
система.
Кровь и остальные
компоненты внутренней
среды организма.
Борьба организма с
инфекцией. Иммунитет.
Иммунология на службе
здоровья.
Дыхательная система.
Органы дыхательной
системы.
Механизм вдоха и
выдоха. Регуляция
дыхания. «Оценка
вентиляционной
функции легких».
Охрана воздушной
среды. «Определение
частоты дыхания в покое
и после физической
нагрузки».
Болезни и травмы
органов дыхания: их
профилактика, первая
помощь. Приемы
реанимации. «Измерение
объёма грудной клетки у
человека при дыхании».
«Как проверить
сатурацию в домашних
условиях».
Пищеварительная
система.
Питание и пищеварение.
«Изучение кислотнощелочного баланса
пищевых продуктов»
Пищеварение в ротовой
полости. «Методы
цитологического анализа
полости рта».
Пищеварение в желудке
и
двенадцатиперстной
кишке.
Действие
ферментов слюны и
желудочного сока.
Всасывание. Роль
печени. Функции
толстого кишечника
Гигиена органов

1

1
4

2
1

2

1

8

1

1

5

3
1

1

1

1

1

1

1
1

13

13.1.
13.2.
13.3.
13.4.
14
14.1.
14.2.
14.3.
14.4.
15
15.1.
15.2.
16
16.1.

16.2.

пищеварения.
Предупреждение
желудочно-кишечных
инфекций
Покровные органы.
2
Терморегуляция.
4
Выделение.
Покровы тела. Кожа –
1
наружный покровный
орган
Уход за кожей. Гигиена
одежды и обуви. Болезни
кожи
Терморегуляция
организма. Закаливание
Выделение
1
Анализаторы. Органы
3
5
чувств.
Зрительный анализатор.
1
Гигиена зрения.
Предупреждение
глазных болезней
Слуховой анализатор
1
Органы равновесия,
1
кожно-мышечное
чувство, обоняние и вкус
Эндокринная система.
2
Репродуктивная
2
система.
Роль эндокринной
1
регуляции
Функция желез
1
внутренней секреции
Итоговое занятие
3
1
Повторение и
закрепление основных
1
вопросов 1-го года
обучения.
Тестовый контроль по
итогам первого года
обучения.
Итого
72
44
Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение
Мультимедийная проекционная
Лабораторное оборудование
Принтер черно-белый

2

1
1
2

2

2

2

28

Информационное обеспечение

установка Презентации
Диски
Сайты интернета
Список литературы

1. Верещагина, В. А. Основы общей цитологии : учебное пособие / В. А. Верещагина. − М.
Издательский центр «Академия», 2007. − 176 с.

2. Ильичев В.Д. Популярный атлас-определитель. Птицы – М.: Дрофа, 2010. – 318 с.: ил.
3. Каюмова, Е. А. Гистология с основами эмбриологии : практикум / Е. А. Каюмова. Томск : издательство ТГПУ, 2007. - 71 с.
4. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная
биология клетки. Т.3. — М.: Мир, 1994.— С. 7 - 149.
5. Анатомия человека: Учебник для вузов. Курепина М.М., Ожигова А.П., "Владос" —
2002, 384 стр.
6. Захаров В., Мамонтов С., Сивоглазов В.. Биология. Общие закономерности. — М.:
Школа-пресс, 1996.— 120 с.
7. Грант В. Эволюционный процесс: Краткий обзор эволюционных теорий. — М.: Мир,
1991.— 488 с.
8. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. — М., 1990, 2002.
9. Жизнь растений: в 6-ти т., — М.: Просвещение, 1977.
10. Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы. —
М., 1995. — 478 с.
11. Медведев С.С. Физиология растений. — С.-Пт., 2004.
12. Уошберн Дж. У. Эволюция человека // Эволюция. — М.: Мир,1981.— С. 219-239.
Интернет ресурсы:
http://www.forest.ru/- леса России
http://anatomius.ru – материалы по возрастной анатомии и физиологии;
http://anatomyonline.ru – анатомический словарь онлайн;
http://meduniver.com/Medical/Anatom – статьи и иллюстрации по нормальной анатомии
человека;
http://miranatomy.ru – материалы по анатомии и физиологии с иллюстрациями.
http://mwanatomy.info – популярно о строении человеческого тела с иллюстрациями;
http://www.anatomus.ru – анатомия человека в иллюстрациях;
http://www.e-anatomy.ru – виртуальный атлас по анатомии и физиологии человека
http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» www.zooland.ru - «Кирилл и Мефодий. Животный мир»
www.herba.msu.ru - «Херба» -– ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова
www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm - «Редкие и исчезающие животные России»
www.zoomax.ru - «Животные»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».