Рабочая программа "Юный биолог" 2 группа 2 год

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Воспитание»

Утверждаю:

Рассмотрена
на заседании педагогического совета
от 30.08.2024г.
протокол №1

•х
О • В .Титова
Приказ № 1 IS-^o/i, от 30.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности

«Юный биолог»

Тип программы: модифицированный
Базовый уровень
2 год обучения
2 группа

Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Пименова Светлана Николаевна

педагог дополнительного образования
соответствие занимаемой должности

Мещовск, 2024

Пояснительная записка
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку
в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не
совершать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания
живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов,
научить высказывать свои мысли и отстаивать их – всё это основа организации
биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего
поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Актуальность, практическая значимость и новизна программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для
организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для
реализации учебно-исследовательских проектов. Программа курса позволяет реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,
деятельностный подходы.
Новизна заключается в следующих аспектах деятельности: заключается в
методическом подходе. Программа «Юный биолог» создана для детей 10-15 лет.
Программа учитывает возрастные особенности ребят и способствует развитию детской
любознательности и познавательного интереса. Курс включает теоретические и
практические занятия. Каждая тема начинается теоретическим занятием и занимательным
уроком. На лабораторных работах воспитанники ищут ответ на поставленный вопрос с
помощью микроскопа и используя научно-популярную литературу. Ответ на вопрос
фиксируют в альбомах с помощью биологических рисунков, опорных схем. Основные
методы, используемые на занятии: частично-поисковый и исследовательский. Занятие в
кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой
природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии, так
как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Программа разработана в соответствии:
- Конвенция о правах ребёнка.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ,
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №
196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей.
- Устав Муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного
образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание»
- Положение о разработке и порядке утверждения дополнительных общеразвивающих
образовательных программ Муниципального казённого образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Воспитание».
Принципы, лежащие в основе программы
В основе программы лежат принципы:

 Этическое отношение к личности;
 Конструктивное общение;
 Эмпатическое понимание мира подростка;
 Интерес к личному миру подростка и его актуализация;
 Диалогичность;
 Добровольность
Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального
подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности,
принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по
образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая
последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а
базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной общеобразовательной Программы является системно
- деятельностный подход к воспитанию и развитию обучающихся средствами норм
нравственности и культуры поведения, где на «физиологическом уровне» легко и прочно
подростки усвоят знания поведенческого характера, которые станут стержнем их
позитивного поведения в последующей жизни. Принцип междисциплинарной интеграции
применим к смежным наукам (химия, география, экология, генетика)
Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка,
на развитие его психофизических ощущений, раскрытия личности.
Наряду с групповыми занятиями предусматривается широкое использование методов
индивидуальной работы с ребенком.
Программа предполагает применение здоровьесберегающих приемов и методов. Учебный
курс предназначен для учащихся 5-9 классов и рассматривается как самостоятельный
предмет в учебно-воспитательном процессе.
Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путём включения в занятие
психологических экспериментов, тестов, упражнений, педагогических задач, элементов
игры, деятельности, творчества.
Адресат программы
Программа «Юный биолог» рассчитана на 2 года обучения. Численность детей в группе
не более 12-16 человек. Возраст детей от 10 до 15 лет. Состав постоянный, набор
свободный.
Объем программы
Количество часов – 72 ч. в год, 4 ч. в неделю (по 2 часа в группе 2 года обучения).

Сроки реализации, формы организации учебной деятельности Форма обучения: очная.
Возраст учащихся: 10 - 15 лет (5-9 класс).
Сроки реализации программы: 2 года.
Общая трудоемкость программы: 144 часа аудиторных занятий.
Режим занятий: 2 занятия в неделю в группе 2 года обучения
Цель и задачи программы
Цель: повышение качества биологического, экологического образования школьников.
Задачи: повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам курса
биологии;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать
информацию о живых объектах;
формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других
людей и собственному здоровью.
2 год обучения
Раздел «Индивидуальное развитие организма» - 4 ч
Раздел «Тестирование по теме: «Человек и его здоровье» - 2 ч
Раздел «Общая биология. Молекулярный уровень: общая характеристика» - 3 ч
Раздел «Клеточный уровень» - 6 ч
Раздел «Организменный уровень - 8 ч
Раздел «Популяционно-видовой уровень» - 4 ч
Раздел «Экосистемный уровень» - 2 ч
Раздел «Биосферный уровень» - 5 ч
Раздел «Конференция по биологии» - 3 ч
Формы организации образовательной деятельности и виды занятий:
При планировании воспитательного процесса включаю следующие формы работы с
детьми: теоретические и практические занятия, экскурсии, проектирование и защита
заданий с изготовлением мультимедийной презентации.
Содержание программы предполагает виды занятий: семинар, беседа, лекция, викторина,
«мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, дискуссия, тренинг,
презентация, зачёт, консультация, конференция.
Срок освоения программы

Программа рассчитана на два учебных года, в количестве 144 часов. Состоит из 16
разделов в первый год обучения: теоретической части 44 часа, практической 28 часов.
Состоит из 9 разделов во второй год обучения: теоретической части 19 часов,
практической 17 часов. Занятия по 2 часа в неделю для группы 1 года обучения и по 1
часу 2 года обучения. Итого 4 часа для трёх групп.
Уровень освоения программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется на
стартовом и базовом уровне.
№ п\п

Уровень сложности

Количество часов

2 год

базовый

36 часов

2 год

базовый

36 часов

Режим занятий
Год

Продолжительность

обучения

занятий

Периодичность
в неделю

Кол-во

Кол-во

часов в

часов в

неделю

год

Количественный
состав

2 год

1 час

1 раз

1 час

36

14 чел.

2 год

1 час

1 раз

1 час

36

14 чел.

Календарный учебный график 2 года обучения (для 2 и 3 группы)
№п/п

Название раздела/темы

1

Индивидуальное
развитие организма.
Жизненные циклы.
Размножение. Половая
система
Развитие зародыша и
плода. Беременность и
роды
Наследственные и
врожденные
заболевания. Болезни,
передающиеся половым
путем
Развитие ребенка после
рождения. Становление
личности. Интересы,
склонности, способности
Тестирование по теме:
«Человек и его здоровье»
Общая биология.
Молекулярный уровень:

Всего

1.1.
1.2.
1.3.

1.4.

2
3

4

Количество часов
Теория
Практика
3
1
1
1
1

1

2

2
3

1

2

Дата

3.1.
3.2.
3.3.

4
4.1.

4.2.
4.3.
5
5.1.

5.2.

5.3.

5.4.
6
6.1
6.2
6.3
6.4
7
7.1

7.2

общая характеристика.
Углеводы, липиды,
белки. Их функции.
Нуклеиновые кислоты.
Решение задач.
Биологические
катализаторы.
«Расщепление пероксида
водорода ферментом
каталазой»
Клеточный уровень.
Общие сведения о
клетках. Органоиды
клетки.
Энергетический обмен в
клетке
Фотосинтез и
хемосинтез
Организменный уровень
Закономерности
наследования признаков,
установленные
Г. Менделем.
Моногибридное
скрещивание.
Неполное
доминирование. Генотип
и фенотип.
Анализирующее
скрещивание
Дигибридное
скрещивание. Закон
независимого
наследования признаков
Генетика пола.
Сцепленное с полом
наследование
Популяционно-видовой
уровень.
Популяция как
элементарная единица
эволюции
Борьба за существование
и естественный отбор
Видообразование
Макроэволюция
Экосистемный уровень
Состав и структура
сообщества.
Межвидовые отношения
организмов в
экосистеме.
Саморазвитие
экосистемы.
Экологическая

1
1
1

6

6
4

1
1
8

8
2

2

2

2

4

4
1
1

2

1
1
1

1

1
1

8
8.1
8.2
8.3

8.4
8.5
9

сукцессия.
Биосферный уровень
5
4
Эволюция биосферы
1
Гипотезы возникновения
1
жизни
Развитие представлений
1
о происхождении жизни.
Современное состояние
проблемы
Развитие жизни на
1
Земле.
Основы рационального
природопользования
Конференция по
2
биологии.
Итого
36
19
Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение
Мультимедийная проекционная
Лабораторное оборудование
Принтер черно-белый

1

1
2
17

Информационное обеспечение

установка Презентации
Диски
Сайты интернета
Список литературы

1. Верещагина, В. А. Основы общей цитологии : учебное пособие / В. А. Верещагина. − М.
Издательский центр «Академия», 2007. − 176 с.
2. Ильичев В.Д. Популярный атлас-определитель. Птицы – М.: Дрофа, 2010. – 318 с.: ил.
3. Каюмова, Е. А. Гистология с основами эмбриологии : практикум / Е. А. Каюмова. Томск : издательство ТГПУ, 2007. - 71 с.
4. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная
биология клетки. Т.3. — М.: Мир, 1994.— С. 7 - 149.
5. Анатомия человека: Учебник для вузов. Курепина М.М., Ожигова А.П., "Владос" —
2002, 384 стр.
6. Захаров В., Мамонтов С., Сивоглазов В.. Биология. Общие закономерности. — М.:
Школа-пресс, 1996.— 120 с.
7. Грант В. Эволюционный процесс: Краткий обзор эволюционных теорий. — М.: Мир,
1991.— 488 с.
8. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. — М., 1990, 2002.
9. Жизнь растений: в 6-ти т., — М.: Просвещение, 1977.
10. Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы. —
М., 1995. — 478 с.
11. Медведев С.С. Физиология растений. — С.-Пт., 2004.
12. Уошберн Дж. У. Эволюция человека // Эволюция. — М.: Мир,1981.— С. 219-239.
Интернет ресурсы:
http://www.forest.ru/- леса России
http://anatomius.ru – материалы по возрастной анатомии и физиологии;
http://anatomyonline.ru – анатомический словарь онлайн;
http://meduniver.com/Medical/Anatom – статьи и иллюстрации по нормальной анатомии
человека;
http://miranatomy.ru – материалы по анатомии и физиологии с иллюстрациями.

http://mwanatomy.info – популярно о строении человеческого тела с иллюстрациями;
http://www.anatomus.ru – анатомия человека в иллюстрациях;
http://www.e-anatomy.ru – виртуальный атлас по анатомии и физиологии человека
http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» www.zooland.ru - «Кирилл и Мефодий. Животный мир»
www.herba.msu.ru - «Херба» -– ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова
www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm - «Редкие и исчезающие животные России»
www.zoomax.ru - «Животные»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».