Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание» Утверждаю: Рассмотрена на заседании педагогического совета от 30.08.2024г. протокол №1 •х О • В .Титова Приказ № 1 IS-^o/i, от 30.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный биолог» Тип программы: модифицированный Базовый уровень 2 год обучения 2 группа Возраст обучающихся: 10-15 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Пименова Светлана Николаевна педагог дополнительного образования соответствие занимаемой должности Мещовск, 2024 Пояснительная записка Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не совершать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – всё это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Актуальность, практическая значимость и новизна программы. Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Новизна заключается в следующих аспектах деятельности: заключается в методическом подходе. Программа «Юный биолог» создана для детей 10-15 лет. Программа учитывает возрастные особенности ребят и способствует развитию детской любознательности и познавательного интереса. Курс включает теоретические и практические занятия. Каждая тема начинается теоретическим занятием и занимательным уроком. На лабораторных работах воспитанники ищут ответ на поставленный вопрос с помощью микроскопа и используя научно-популярную литературу. Ответ на вопрос фиксируют в альбомах с помощью биологических рисунков, опорных схем. Основные методы, используемые на занятии: частично-поисковый и исследовательский. Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Программа разработана в соответствии: - Конвенция о правах ребёнка. - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. - Устав Муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание» - Положение о разработке и порядке утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ Муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание». Принципы, лежащие в основе программы В основе программы лежат принципы: Этическое отношение к личности; Конструктивное общение; Эмпатическое понимание мира подростка; Интерес к личному миру подростка и его актуализация; Диалогичность; Добровольность Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках. Отличительные особенности программы Отличительные особенности данной общеобразовательной Программы является системно - деятельностный подход к воспитанию и развитию обучающихся средствами норм нравственности и культуры поведения, где на «физиологическом уровне» легко и прочно подростки усвоят знания поведенческого характера, которые станут стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. Принцип междисциплинарной интеграции применим к смежным наукам (химия, география, экология, генетика) Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрытия личности. Наряду с групповыми занятиями предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком. Программа предполагает применение здоровьесберегающих приемов и методов. Учебный курс предназначен для учащихся 5-9 классов и рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе. Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путём включения в занятие психологических экспериментов, тестов, упражнений, педагогических задач, элементов игры, деятельности, творчества. Адресат программы Программа «Юный биолог» рассчитана на 2 года обучения. Численность детей в группе не более 12-16 человек. Возраст детей от 10 до 15 лет. Состав постоянный, набор свободный. Объем программы Количество часов – 72 ч. в год, 4 ч. в неделю (по 2 часа в группе 2 года обучения). Сроки реализации, формы организации учебной деятельности Форма обучения: очная. Возраст учащихся: 10 - 15 лет (5-9 класс). Сроки реализации программы: 2 года. Общая трудоемкость программы: 144 часа аудиторных занятий. Режим занятий: 2 занятия в неделю в группе 2 года обучения Цель и задачи программы Цель: повышение качества биологического, экологического образования школьников. Задачи: повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам курса биологии; овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах; формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации; развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью. 2 год обучения Раздел «Индивидуальное развитие организма» - 4 ч Раздел «Тестирование по теме: «Человек и его здоровье» - 2 ч Раздел «Общая биология. Молекулярный уровень: общая характеристика» - 3 ч Раздел «Клеточный уровень» - 6 ч Раздел «Организменный уровень - 8 ч Раздел «Популяционно-видовой уровень» - 4 ч Раздел «Экосистемный уровень» - 2 ч Раздел «Биосферный уровень» - 5 ч Раздел «Конференция по биологии» - 3 ч Формы организации образовательной деятельности и виды занятий: При планировании воспитательного процесса включаю следующие формы работы с детьми: теоретические и практические занятия, экскурсии, проектирование и защита заданий с изготовлением мультимедийной презентации. Содержание программы предполагает виды занятий: семинар, беседа, лекция, викторина, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, дискуссия, тренинг, презентация, зачёт, консультация, конференция. Срок освоения программы Программа рассчитана на два учебных года, в количестве 144 часов. Состоит из 16 разделов в первый год обучения: теоретической части 44 часа, практической 28 часов. Состоит из 9 разделов во второй год обучения: теоретической части 19 часов, практической 17 часов. Занятия по 2 часа в неделю для группы 1 года обучения и по 1 часу 2 года обучения. Итого 4 часа для трёх групп. Уровень освоения программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется на стартовом и базовом уровне. № п\п Уровень сложности Количество часов 2 год базовый 36 часов 2 год базовый 36 часов Режим занятий Год Продолжительность обучения занятий Периодичность в неделю Кол-во Кол-во часов в часов в неделю год Количественный состав 2 год 1 час 1 раз 1 час 36 14 чел. 2 год 1 час 1 раз 1 час 36 14 чел. Календарный учебный график 2 года обучения (для 2 и 3 группы) №п/п Название раздела/темы 1 Индивидуальное развитие организма. Жизненные циклы. Размножение. Половая система Развитие зародыша и плода. Беременность и роды Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности Тестирование по теме: «Человек и его здоровье» Общая биология. Молекулярный уровень: Всего 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2 3 4 Количество часов Теория Практика 3 1 1 1 1 1 2 2 3 1 2 Дата 3.1. 3.2. 3.3. 4 4.1. 4.2. 4.3. 5 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 6 6.1 6.2 6.3 6.4 7 7.1 7.2 общая характеристика. Углеводы, липиды, белки. Их функции. Нуклеиновые кислоты. Решение задач. Биологические катализаторы. «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» Клеточный уровень. Общие сведения о клетках. Органоиды клетки. Энергетический обмен в клетке Фотосинтез и хемосинтез Организменный уровень Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Генетика пола. Сцепленное с полом наследование Популяционно-видовой уровень. Популяция как элементарная единица эволюции Борьба за существование и естественный отбор Видообразование Макроэволюция Экосистемный уровень Состав и структура сообщества. Межвидовые отношения организмов в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Экологическая 1 1 1 6 6 4 1 1 8 8 2 2 2 2 4 4 1 1 2 1 1 1 1 1 1 8 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 9 сукцессия. Биосферный уровень 5 4 Эволюция биосферы 1 Гипотезы возникновения 1 жизни Развитие представлений 1 о происхождении жизни. Современное состояние проблемы Развитие жизни на 1 Земле. Основы рационального природопользования Конференция по 2 биологии. Итого 36 19 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Мультимедийная проекционная Лабораторное оборудование Принтер черно-белый 1 1 2 17 Информационное обеспечение установка Презентации Диски Сайты интернета Список литературы 1. Верещагина, В. А. Основы общей цитологии : учебное пособие / В. А. Верещагина. − М. Издательский центр «Академия», 2007. − 176 с. 2. Ильичев В.Д. Популярный атлас-определитель. Птицы – М.: Дрофа, 2010. – 318 с.: ил. 3. Каюмова, Е. А. Гистология с основами эмбриологии : практикум / Е. А. Каюмова. Томск : издательство ТГПУ, 2007. - 71 с. 4. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки. Т.3. — М.: Мир, 1994.— С. 7 - 149. 5. Анатомия человека: Учебник для вузов. Курепина М.М., Ожигова А.П., "Владос" — 2002, 384 стр. 6. Захаров В., Мамонтов С., Сивоглазов В.. Биология. Общие закономерности. — М.: Школа-пресс, 1996.— 120 с. 7. Грант В. Эволюционный процесс: Краткий обзор эволюционных теорий. — М.: Мир, 1991.— 488 с. 8. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. — М., 1990, 2002. 9. Жизнь растений: в 6-ти т., — М.: Просвещение, 1977. 10. Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 1995. — 478 с. 11. Медведев С.С. Физиология растений. — С.-Пт., 2004. 12. Уошберн Дж. У. Эволюция человека // Эволюция. — М.: Мир,1981.— С. 219-239. Интернет ресурсы: http://www.forest.ru/- леса России http://anatomius.ru – материалы по возрастной анатомии и физиологии; http://anatomyonline.ru – анатомический словарь онлайн; http://meduniver.com/Medical/Anatom – статьи и иллюстрации по нормальной анатомии человека; http://miranatomy.ru – материалы по анатомии и физиологии с иллюстрациями. http://mwanatomy.info – популярно о строении человеческого тела с иллюстрациями; http://www.anatomus.ru – анатомия человека в иллюстрациях; http://www.e-anatomy.ru – виртуальный атлас по анатомии и физиологии человека http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» www.zooland.ru - «Кирилл и Мефодий. Животный мир» www.herba.msu.ru - «Херба» -– ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm - «Редкие и исчезающие животные России» www.zoomax.ru - «Животные»