Принят педагогическим советом Центра «Воспитание» Протокол №1 от 30.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО: приказ от 30.08.2024г. №115 -од Директор'ЦентрдТДоспитание» Гитова О.В. Пояснительная записка к учебному плану по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам Муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание» на 2024 - 2025 учебный год. 1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана Учебный план разработан в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года №120-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 4. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 10). 5. Указ Президента Российской Федерации № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 6. "Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827); 7. «Концепция развития добровольничества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года», утверждена Правительством Российской Федерации от 27.12.2018 г., №2950-р. 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 9. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка и организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 12. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 13. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»), 14. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта —Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 16. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 203 Ого да». 17. Постановление от 30 июня 2020 г. N 16 об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП "Санитарно- 3.1/2.4.3598-20 эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" ^.Постановлением Правительства Калужской области № 671 от 2.09.2022 «О внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей и системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Калужской области и определении регионального модельного центра дополнительного образования детей 19. Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Калужской области (Приказ Министерства образования и науки Калужской обрасти №1398 от 05.10.22 г.); 20. Устав Муниципального дополнительного казённого образования «Центр образовательного творческого учреждения развития и гуманитарного образования «Воспитание». 21. Учебный план составлен на основе штатного расписания, тарификации педагогов дополнительного образования, расписания занятий с учетом учебно-методического и материально-технического обеспечения дополнительных общеобразовательных программ. 2. Общая характеристика учебного плана Центр «Воспитание» - это учреждение дополнительного образования в образовательной структуре Мещовского муниципального района, открытая система взаимодействия с детьми, с семьей, с социальными институтами, и общественными организациями. Образовательная деятельность Центра «Воспитание» осуществляется согласно Уставу, Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 16 от 11 апреля 2017 года. 2.1. Учебный план обеспечивает решение целей и задач образовательного процесса: - Организация учебно—воспитательного процесса, стимулирующего развитие природных склонностей творческих и способностей детей, обеспечивающих самопознание, самообразование и самореализацию личности. - Обеспечение современного качества дополнительного образования в интересах формирования жизнеспособной социально-активной личности, обладающей духовно-нравственным и физическим здоровьем, а также мотивацией к самосовершенствованию и саморазвитию. Обеспечение непрерывности, цикличности условий учебно- воспитательного процесса. - Повышение уровня теоретических и практических знаний и умений обучающихся. - Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования. - Развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организация социализирующего досуга детей и подростков. - Организация учебно-воспитательного процесса на принципах, отражающих основополагающие идеи и определяющие характер деятельности учреждения. - Обеспечение эффективности профилактики асоциального поведения детей и подростков, детской беспризорности, правонарушений за счёт максимальной занятости обучающихся. 2.2. Целевая направленность. В целом учебный план обеспечивает рациональную организацию образовательного процесса, необходимого для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечивает условия успешного обучения детей и подростков, сохранение их здоровья, развития личности, создание условий для развития индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребёнка, детской одарённости. Учебный план регламентирует содержание деятельности Центра «Воспитание», реализацию дополнительных общеобразовательных программ. Учебный план разработан на основе учета профессионального потенциала педагогического коллектива, запросов и пожелания детей, потребности семьи, других образовательных организаций, детских и юношеских объединений, национально-культурных традиций, региональных особенностей. 2.3. Стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образовательного процесса. Основой учебного плана являются модифицированные по содержанию и видам деятельности программы. В Учебный план включены дополнительные общеобразовательные программы, в содержании которых отражены: - ведущие идеи, цели и средства их достижения; - планирование образовательного процесса с изложением последовательности и тематики образовательного материала; - педагогические технологии развития ребенка и определения результатов педагогической деятельности; - организация образовательного процесса как единой развивающей среды и совместной деятельности детей, педагогов, родителей; - материально- техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса с указанием необходимых материалов и оборудования. В своей работе педагогический коллектив Центра «Воспитание» реализует принципы государственной политики в области образования по следующим направлениям: открытость и доступность дополнительного образования; вариативность дополнительных общеобразовательных программ; создание условий для творческого развития личности; поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи; соблюдение безопасных условий организации занятий в детских объединениях; организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и поколения государства; формирование у подрастающего общероссийской гражданской идентичности, патриотизма гражданской ответственности. Учебный план Центра разрабатывается на следующих принципах: и □ полнота (обеспечение широты развития личности, учет индивидуальных потребностей); □ целостность (наличие и достаточность компонентов учебного плана, их внутренняя взаимосвязь); □ рациональная сбалансированность между составляющими частями, циклами, областями, уровнями образовательного процесса и его организационными формами; □ преемственность образовательных программ (педагогов, студий Центра, Центра в целом), как выражение преемственности этапов развития личности, ее способностей, мотивов деятельности; □ актуальность и перспективность (соответствие реальному времени, наличие резервов, гибкость плана). Учебный план Центра определяет структуру и направление деятельности Центра, дифференцированный подход к содержанию на всех ступенях обучения; обеспечивает повышение интереса и мотивации к обучению; отвечает социальному заказу родителей; способствует развитию творческой индивидуальной личности учащихся. 3. Структура и содержание Учебного плана Учебный план отражает цели и задачи образования и воспитания в Центре «Воспитание», направленные на развитие индивидуальных, творческих возможностей и способностей обучающегося, а также специфику образовательной организации, как учреждения дополнительного образования детей, образовательная государственного заказа, деятельность интересов строится в котором и индивидуальных на основе особенностей учащихся, а также кадровых, методических и экономических возможностей. Учебный план нормативный документ, определяющий объём, порядок, необходимое кадровое, методическое, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, учитывающий спрос на дополнительные образовательные услуги на территории МР «Мещовский район». При формировании учебного плана Центра педагогический коллектив с целью успешной эффективной реализации плана стремится: > спланировать содержание образования в соответствии с основными направлениями деятельности Центра; > учесть интересы и возможности учащихся; > обеспечить преемственность данного учебного плана с предыдущим; > не допускать перегрузки учащихся; > учесть интересы и возможности педагогического коллектива и ресурсные возможности Центра; > уделять особое внимание обеспечению безопасности учащихся, их духовно- нравственному, личностному развитию, укреплению здоровья, адаптацию подрастающего удовлетворение к поколения потребностей жизни в художественном, в обществе, техническом и интеллектуальном развитии. Содержание программами, Учебного непрерывно плана определяется развивается, имеет общеразвивающими кадровое, необходимое методическое, материально-техническое обеспечение. Учебный план построен на модульной основе и принципах возрастной общеобразовательные направленностям: основой Его дифференциации. являются программы общеразвивающие естественно- художественному; социально дополнительные научному; туристско - по пяти краеведческому; гуманитарному; техническому. Каждое направление образует содержательный модуль учебного плана. Программы рассчитаны на различные сроки реализации: от Иода до 2 лет. По содержанию они являются однопрофильными или интегрируют в себе знания из различных предметных областей и направленностей. Программы для детей 7- 10 лет учитывают динамику развития познавательных интересов и творческого мышления младших школьников. В программах обеспечена возможность перехода от наблюдения, установления подобия, репродуктивной деятельности к творческой продуктивной деятельности с использованием полученных знаний, умений и навыков. В ходе освоения программ предусмотрено использование игровых и других форм проведения занятий, где происходит знакомство обучающихся с учреждением и вовлечение их в образовательный процесс. Программы для обучающихся 11-15 лет предполагают поисковую, проектно-исследовательскую деятельность, обеспечивают условия для формирования их самооценки и самосознания. В ходе освоения данных программ у обучающихся определённому деятельности, виду устойчивая формируется происходит мотивация обогащение к знаний, формирование умений, навыков в выбранной деятельности, осознание цели своего участия в образовательной деятельности. Программы для обучающихся 16-18 лет предполагают совершенствование знаний, умений и навыков, полученных обучающимися ранее, формирование устойчивого интереса, создание условий для их интеллектуального и профессионального самоопределения, сознательное целенаправленное участие обучающихся в образовательном процессе. Программы предполагают повышение сложности учебных и социальных задач, использование инновационных методов и форм работы. Режим занятий указывается в соответствующем разделе каждой из реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, но не может быть выше максимально допустимой дневной и недельной нагрузки на одного ребёнка, установленной санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В рабочей сетке учебного плана указываются: -направленность; - наименование объединения и реализуемая программа, - срок реализации программы; - количество групп; -количество часов на одну учебную группу в неделю; -общее количество учебных групп по программе. -количество часов в год. Основные формы организации образовательного процесса: • учебные занятия • дискуссии • лекции • концерты • проектная деятельность и т.д. Учебные занятия строятся на принципах демократизации, германизации, педагогики сотрудничества, личностного подходов, деятельностного и оптимизации и интенсификации образовательного процесса, основанных на психолого-педагогических и психолого-физиологических теориях. Каждому учащемуся обеспечиваются равные разноуровневый по предоставляется возможности доступа к знаниям, сложности и трудности усвоения программный материал, создаются условия для раскрытия творческих, интеллектуальных, духовных, физических способностей ребенка с целью его успешного самоопределения. Учебный план определяет требования к организации образовательного процесса Центра «Воспитание», регламентирует образовательный процесс вместе с годовым планом и расписанием занятий. Количественный соответствует нормам состав учащихся занимающихся санитарно-эпидемиологических учреждениям дополнительного образования детей. в студиях, требований к Учебный план при необходимости корректируется. В течение учебного года могут вноситься изменения. Учебный план предусматривает реализацию в учреждении в 2024-2025 учебном году 19 дополнительных общеразвивающих программ следующих направленностей: Художественная. Представлена программами: «Шаги», «Ритмика», «Мир танца», «Художественное творчество», «Основы изобразительной грамоты и рисования», «Мир гитар, ударные и клавишные», «Играем вместе», «Традиции народных песен», «Гармония» Цели направленности: У Формирование творческой личности, обладающей практическими умениями и навыками, активной позицией, владеющей способами конструктивного взаимодействия. У Создание условий для творческой самореализации учащихся в соответствии с их интересами и потребностями через самостоятельную художественную деятельность, осуществление педагогической социализации и социальной адаптации. помощи процессу их Срок реализации программ данной направленности от 1 года до 2 лет Социально-гуманитарная. Представлена программой: «Предшкольная пора» Цели направленности: Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Содействие формированию информационных, коммуникативных, самоорганизационных, самообразовательных компетенций личности. Привитие этики поведения в современном обществе. Срок реализации программы данной направленности 1 год. Техническая. Представлена программами: «Этот удивительный компьютер», «Интеллект и компьютер» Цели направленности: Формирование социальной активности и развитие творческих способностей обучающихся. Адаптация личности в современных научно-технических ресурсах средствами приобщения к новым информационным технологиям. Срок реализации программ данной направленности от 1 год. Естественнонаучная. Представлена программами: «Архитектура живых систем», «Чудеса в пробирке», «Юный биолог». Цели направленности Расширения возможностей использования современных технологий, форм и средств обучения общедоступных дополнительных для увеличения условий охвата освоения общеобразовательных и обеспечения качественных программам равных и современных естественнонаучной направленности. Создание стимулирующей образовательной среды, которая поддерживает самостоятельные учебные усилия школьников через активное практическое обучение и творческую деятельность в области естественных наук. Срок реализации программ данной направленности от 1 до 2 лет. Учебный план учреждения определяет недельную часовую нагрузку на освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ каждой направленности с учетом возрастных и физиологических возможностей учащихся, а также их занятостью в общеобразовательных учреждениях. Представлена Туристско-краеведческая. «Пешеходный программами: туризм», «Туристские тропинки», «Основы техники пешеходного туризма», «Основы детского туризма». Цели направленности: Формирование у учащихся мотивации к туристско - краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков. Расширение кругозора и повышение уровня краеведческих знаний учащихся; Привитие учащимся начальных туристских знаний, умений и навыков; Укрепление психического и физического здоровья учащихся; Воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к окружающему миру; обеспечение социальной адаптации учащихся; привитие навыков здорового образа жизни. Формирование познавательного интереса учащихся. Выработка навыков поисково - исследовательской работы. 4. Режим организации образовательного процесса 4.1. Продолжительность учебного года Начало учебного года со 2 сентября - 35 недель; Набор обучающихся в студии и формирование учебных групп проводится с 1 июня по 02 сентября. Продолжительность учебного года для реализации дополнительных общеобразовательных программ - 35 недель. 4.2. Регламент образовательной деятельности Учреждение работает в режиме 5-дневной рабочей недели. Занятия с детьми проводятся на базе Центра «Воспитание». Возраст обучающихся преимущественно от 5 до 18 лет. Рабочее время педагогам дополнительного образования установлено согласно «Правил внутреннего трудового распорядка работников», расписанию учебных занятий, режима работы Центра «Воспитание». Организация образовательного процесса регламентируется расписанием занятий с учетом санитарно-гигиенических требований и норм, с учетом пожеланий родителей (законных представителей) обучающихся. Расписание утверждается директором Центра «Воспитание». Режим занятий указывается в соответствующем разделе каждой из реализуемых дополнительных образовательных программ, но не может быть выше максимально допустимой дневной и недельной нагрузки на одного ребёнка, установленной нормативами, иными санитарно-эпидемиологическими нормативными правовыми правилами актами и Российской Федерации. В неделю учебная нагрузка составляет: для групп 1 года обучения - не более 4- 6 часов; для групп 2 года обучения - не более 6-10 часов; индивидуальные занятия - 45 минут. Единицей измерения учебного времени и основной формой организации образовательного процесса «занятие». является Продолжительность занятия устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, учебной допустимой нагрузки обучающихся. Продолжительность занятий детей в учебные дни не превышает 3 учебных часа, в каникулярные дни - 4 часа. Для дошкольников продолжительность одного занятия без перерыва составляет 30 минут; для детей младшего школьного возраста - 40 минут, для детей среднего и старшего возраста - 40 минут (академический час). В объединениях технической направленности для учащихся школьного младшего возраста продолжительность занятия составляет 30 минут. Перерыв между занятиями одной группы не менее 10 минут. Занятия могут проводиться индивидуально, по группам или всем составом детского объединения. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких творческих объединениях, менять их. Индивидуальные занятия проводятся с детьми на основании индивидуальных образовательных маршрутов. 4.3. Нормативная наполняемость групп Численный состав творческого объединения определяется Уставом Центра «Воспитание» количеством рабочих мест в соответствии с требованиями СанПин. Продолжительность учебных занятий зависит от вида деятельности, реализуемой дополнительной общеобразовательной программы, года обучения и соответствует требованиям СанПин. Аудиторные занятия, предусмотренные программами, проводятся в одновозрастных или преимущественно постоянного разновозрастных состава. группах (объединениях) Нормативная наполняемость объединения детьми составляет не менее 12-15 человек. Занятия по программам могут проводиться по группам или индивидуально в рамках реализации индивидуальных образовательных маршрутов. 4.4. Система оценок аттестации обучающихся, формы и порядок её проведения. Освоение образовательных программ предусматривает проведение входного контроля, промежуточной (не менее 1 раза в полугодие) аттестации обучающихся. Аттестация обучающихся проводится в форме отчетных выставок, творческих работ, конкурсов, фестивалей, семинаров, конференций, докладов, рефератов, собеседований, анкетирования, тестирования, презентаций, опросов, контрольных занятий, зачетов и др. Система оценок определяется следующими критериями: - уровень освоения объемов образовательной программы по избранному виду деятельности; динамика творческих достижений, результаты выступлений в официальных региональных и Всероссийских мероприятиях. Осуществление оперативного контроля за качеством реализации дополнительных общеразвивающих программ осуществляется во время входного контроля, промежуточной (сентябрь, декабрь) и итоговой (май) аттестации учащихся в соответствии с «Положением о внутренней системе оценки качества образования», «Положением о формах, периодичности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», «Положением об итоговой аттестации учащихся Центра «Воспитание». Аттестация учащихся объединений дополнительного образования неотъемлемая часть образовательного процесса, позволяющая всем её участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Цель аттестации — выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствие прогнозируемым результатам образовательных программ дополнительного образования детей. Промежуточная аттестация: с 18.12.2024 г. по 28.12.2024 г. Промежуточная аттестация обучающихся по окончанию учебного периода: с 13.05.2025 г. по 23.05.2025 г. Промежуточная аттестация строятся на принципах научности, учёта индивидуальных и возрастных особенностей, учащихся в соответствии со спецификой деятельности объединений и периода обучения. Учащиеся, успешно окончившие обучение по дополнительной общеразвивающей образовательной программе, переходят на следующий год обучения. Формы проведения аттестации определяются самим педагогом в его образовательной программе таким образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам образовательной программы. В зависимости от предмета изучения формы проведения аттестации могут быть следующие: тестирование, открытое занятие, отчетный концерт, фестиваль, и др. Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе результатов аттестации». Результаты аттестации учащихся детских объединений анализируются администрацией Учреждения совместно с педагогами. В течение трёх дней по окончании аттестации членами аттестационной комиссии готовится справка о результатах аттестации. Затем эти данные доводятся до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). Итоги аттестации учащихся рассматриваются на совещании при директоре, на заседании педагогического совета Учреждения. 4.5. Формы образовательного процесса Выбор форм организации образовательного процесса регламентируется условиями реализуемой в объединении программы и указывается педагогом при составлении календарно-тематического планирования к программе. Основными формами образовательного процесса являются: -теоретические и практические занятия; -групповые и индивидуальны занятия; -праздники; -экскурсии; -открытые учебные занятия; -конкурсы; -выставки; -творческие мастерские. Для заочной и дистанционной организации образовательного процесса могут используются образовательные online-платформы, цифровые образовательные ресурсы, видеоконференции, социальная сеть Вконтакте, мессенджеры (Телеграмм), электронные почты. 4.6. Организация деятельности Центра «Воспитание» в летнее каникулярное время С 1 июня по 30 августа Центр «Воспитание» переходит на летний режим работы на основании приказа директора учреждения. Образовательный, досуговый, воспитательный процесс продолжается в рамках летних площадок объединений с переменным составом детей.