Рабочая программа Азимут

1. Пояснительная записка

1.

Направленность
дополнительной
общеразвивающей программы

Туристско-краеведческая

2.

Уровень сложности
дополнительной
общеразвивающей программы

Базовый

3.

Особенности
обучения
в
текущем учебном году по
дополнительной
общеразвивающей программе
Изменения
содержания,
необходимые для обучения в
текущем учебном году и их
обоснование (информация об
изменении
содержательной
части
дополнительной
общеразвивающей программы,
обоснование
изменений
(причины замены тем)

4.

5.

Особенности организации
образовательного процесса по
дополнительной
общеразвивающей программе с
указанием:
-количества учебных часов по
дополнительной
общеразвивающей программе;
-количества учебных часов
согласно расписанию;
-информации об изменении
сроков и/или времени изучения
отдельных тематических блоков
(разделов, модулей) с указанием
причин и целесообразности
изменений, описание резервов,
за счет которых они будут
реализованы
Цель рабочей программы на
текущий учебный год для
конкретной учебной группы

Общее количество часов за год обучения – 144ч.
Занятия проводятся 2 раза в неделю
продолжительностью 2 ч.

Создание условий для формирования
ключевых компетенций, развитие физических
и
личностных качеств детей, укрепление
здоровья, воспитание чувства патриотизма и
любви к родному краю, через освоение
системы туристических знаний и умений.

6.

Задачи на текущий учебный год
для конкретной учебной группы

Обучающие:
- приобретение умений и навыков в работе с
картой и компасом;
- приобретение специальных знаний по
вопросам туризма, ориентирования,
топографии и доврачебной медицинской
помощи;
- научить составлять простейшие схемы
маршрутов;
- обеспечение выживания в экстремальных
условиях, знакомство с проблемами экологии
и охраны природы.
Развивающие:
- расширение и углубление знаний
обучающихся, дополняющих
общеобразовательную программу по
географии, экологии, ОБЖ, физической
подготовке;
- расширение и углубление знаний
обучающихся по истории родного края и
области.
- развивать волевые качества, умение
принимать решения, брать на себя
ответственность не только за себя, но и за
окружающих.
Воспитательные:
- содействие гармоничному развитию
личности, совершенствование духовных и
физических потребностей;
- формирование жизненной
самостоятельности и волевых качеств;
- формирование гуманного отношения к
окружающей среде;
- выработка организаторских навыков,
умение вести себя в коллективе.
- воспитывать патриотизм.

7.

Режим занятий в текущем Занятия проводятся два
учебном
году
(указать продолжительностью 2 часа
продолжительность
и
количество занятий в неделю со
всеми
вариантами
и
обоснованием выбора варианта,
продолжительность
учебного
часа, если она отличается от
2

раза

в

неделю

академического часа)
8.

Формы занятий (пояснить, чем
обусловлен выбор конкретных
форм учебных занятий и их
сочетание между собой)

Лекция, практические занятия в кабинете, на
местности,
экскурсии,
соревнования,
тренировки ПВД.

9.

Ожидаемые результаты в
текущем учебном году и форма
проведения промежуточной и
итоговой аттестации

К концу года учащиеся должны знать:
- иметь навыки подготовки к походу I степени
сложности;
уметь пользоваться картой и компасом;
уметь ставить палатку и разводить костер,
оборудовать бивак;
уметь оказывать первую медицинскую помощь;
преодолевать простые природные и
искусственные препятствия.
Промежуточная аттестация
В течение обучения среди учащихся проводится
промежуточная аттестация в следующих формах:
-тематические зачёты;
-тестирование по вопросам теории.

2. Календарно-тематическое планирование

№

Название раздела, темы

Количество учебных часов

всего
Введение. Особенности
6
пешеходного туризма.
Виды туризма. Формы туризма Особенности
4
туризма.
Развитие туризма в России. Пропаганда туризма. 2
Пешеходный туризм.
Природа родного края. Охрана природы. 8
Виды туризма.
Туристские возможности Мещовского края

теория
4

практика
2

2

2

Климат, растительный и животный мир
2
родного края. История края, памятные
исторические места. Памятники природы. Закон
об охране природы
Краеведческая и экскурсионная работа в
1
походах. Ведение путевых записей.

2

3

Туристские и экскурсионные возможности
Мещовского края.

1

1

4

Знакомство с картой области (края), республики. 2
«Путешествия»по карте.

1

I.
1
2
11

1

2

3

2
5

3

1

1

6

Подготовка и заслушивание докладов
кружковцев о природе и
достопримечательностях края.
Проведение краеведческих викторин.

III.

Туристское снаряжение Туристское хозяйство 20

2

18

1

Меры предосторожности при преодолении
2
естественныхпрепятствий на маршруте: значение
дисциплины, правильной оценки своих сил и
умений.
Предметы группового и личного снаряжения. 2
Как готовить личное снаряжение к походу.
Особенности снаряжения для многодневных
походов по малонаселенной местности
Технология приготовления походных блюд.
4
Обязанности завхоза по питанию. Обязанности
дежурных по кухне. Меры безопасности и
гигиенические требования при приготовлении
пищи на костре.
Спортивное и краеведческое содержание похода. 2
Значение активного способа передвижения и
преодоления естественных препятствий на
маршруте.
Поход и прогулка. Виды естественных
2
препятствий в пешеходном туризме.
Типы палаток; как подготовить палатку к походу 4
(конструкция стоек, колышки, веревки,
амортизаторы, тенты, полог, подстилка,
проклеивание швов). Упаковка и переноска
палаток. Сушка и проветривание палаток в пути.
Обязанности старостыпо палатке.
Походная посуда для варки пищи, чехлы для
4
посуды, хранение и переноска посуды. Топоры,
пилы. Как заточить и развести пилу.
Туристский бивак
18

1

1

4

14

Требования к месту бивака: наличие питьевой 3
воды, дров, изолированность от посторонних,
безопасность при ухудшении погодных
условий (подъем воды в реке, падение деревьев
при ветре, туман в низинах и т.п.). Эстетические
требования к месту бивака. Гигиенические
требования к месту бивака.
Планирование и разведка места бивака,
2
вынужденная остановка на ночлег. Туристский
бивак в холодное время года, при непогоде, при
отсутствиидоброкачественной воды,
Организация бивачных работ. Панорама
5
бивачных работ: виды, последовательность,
исполнители, материальноеобеспечение, роль
командира группы (ответственного дежурного
по биваку) в производстве работ в нормальных и

1

2

1

1

1

4

5

2

3

4

5
6

7

1V.
1

3

4

4

1

1

1

1

2

1

3

2

2
4

4

критических условиях.
5

6

V.
1

2

3

VI.
1

2

3
4
VII.

Типы костров и их назначение. Выбор места для 6
костра. Где запрещается разводить
костер.Оборудование и инвентарь для костра и
приготовления пищи
Уборка мусора, гашение костра, свертывание
2
бивака. Охрана природы на биваке. Снятие
лагеря.
Тактика и техника пешеходного туризма
18

1

3

15

Понятие о тактике и технике в пешеходном
5
туризме. Причиныаварийности в пешеходных
походах и их профилактика: роль объективных и
субъективных факторов в возникновении
аварийных ситуаций.
Требования к участникам походов различных
7
категорий сложности: морально-волевая,
физическая, техническая и краеведческая
подготовленность участника.
Взаимопомощь туристов, понятие о само- и
10
взаимостраховке. Законы туристской дружбы.
Волевые качества туриста, контрольные
физические нормативы, психологическая
совместимость.
Топографическая подготовка. Топография, 16
условные знаки. Ориентирование.
Основные сведения о карте. Виды карт, их 4
характеристика.
Топографические знаки.
Спортивная карта, условные знаки, цвета карты, 4
масштаб карты.

1

4

1

6

1

9

5

11

2

2

1

3

Ориентирование карты по компасу. Снятие
4
азимута. Движение по азимуту.
Создание простейших планов и схем (кабинета, 4
территории Центра «Воспитание» и т.п.)
Питание в туристском походе
10

1

3

1

3

2

8

3

1

2

4

1

3

Варианты организации питания в походе.
Перечень наиболее часто применяемых в
туристских походах продуктов и блюд, их
калорийность, стоимость, вес.
2
Составление меню и списка продуктов для 1-3дневного похода. Расчет потребного количества
продуктов на каждый прием пищи.
3
Фасовка, упаковка и переноска продуктов в
рюкзаках. Туристские блюда.
VIII. Подготовка к соревнованиям и отработка
навыков туристской техники.
1
Узлы
1

5

2

3
12
6

5

3
2

10
6

2

Одевание обвязок.

4

3

Правила постановки дистанции 1 класса..
Правила преодоления туристской полосы.
Доврачебная помощь

2

2

10

2

8

Ггигиена туриста. Обязанности санитаров
походной туристской группы при подготовке и
во время похода.
Индивидуальный медицинский пакет
туриста. Первая медицинская помощь при
ожогах, обморожениях, вывихах, переломах,
ссадинах, порезах и др.
Способы транспортировки пострадавшего,
заболевшего.
Ведениесанитарного походного журнала,
ежедневный санитарный контроль соблюдения
правил личной гигиены, за чистотой посуды.
Техническая подготовка

2

1

1

IX.
1

2

3
4

X.
1
2

3

4

3

3

4

4

1

1

8

4

4

Виды, содержание и правила соревнований
4
юных туристов по туристской технике.
Темп движения: нормальный темп движения и 2
его измененияв течение дня, с течением дней в
походе, в зависимости от грунта, почвы,
рельефа, погоды и других условий. Строй
туристской группы.
Весовые нагрузки: допустимые и оптимальные 2
нормы весовых нагрузок длямальчиков, девочек;
форма рюкзака и положение его центра тяжести

2

2

1

1

1

1

6

XI.
1

2

3
4

5

6

7

Физическая подготовка туриста
18
Значение общей и специальной подготовки для 1
туриста. Физическаятренировка в
тренировочных походах. Закаливание организма.
Применение общеразвивающих упражнений
3
способствует улучшению функций
сердечнососудистой, дыхательной и нервной
систем.
Подвижные игры. Строевой и походный шаг.
3
Ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, в
приседе. Бег вперед и спиной вперед. Бег на
носках. Бег с изменением направления и
скорости. Упражнения для мышц рук и
плечевого пояса.
Сгибание и разгибание рук, вращения, махи,
рывки. Упражнения для ног. Поднимание на
носках, приседания, махи в лицевой и боковой
плоскостях, выпады, подскоки.
Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны,
вращения и повороты головы и туловища.
Упражнения с партнером. Игры - эстафеты.
Игры с мячом. Игры на внимание,
сообразительность, координацию.
Итого:

2
1

16

1

2

3

3

3

3

3

2

2

3

3

144

35

109

Список литературы для
преподавателя:

1.
2.
3.

Антропов К., Шибаев А. В. Переправа, М. , ЦДЮТур, 1998.
Алексеев А.А. Питание в туристском походе, М., 1997.
Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.

5.

Инструкция (приказ N 293 от 13.07.92), М. , 1992.

Куликов В. , Константинов Ю. Топография и
ориентирование
втуристском
путешествии. М. , ЦДЮТур, 1997.
7.
Кошельков СА. Обеспечение безопасности
при
проведении туристских слетов и
соревнований учащихся. М., ЦДЮТ, 1997.
8.
Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и
ориентирование в туристском путешествии. М., ЦДЮТ,
6.

7

1997Клименко А.И. Карта и компас — мои друзья. М.,
Детская литература, 1975.
9.
Лесогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание
туристов в походе. М., «Пищевая промышленность», 1980.
10. Программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ «Туризм и краеведение» (сост.
В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн.). М. , 1982,2001.
11. Правила организации и проведения туристских
соревнований учащихся РФ. М , 1995;
12. Первая помощь в экстремальных ситуациях. М., МВД
России, 2000
13. Расторгуев М. Узлы, М., ЦДЮТур, 1994.
14. Руководство для судей и участников соревнований по
техникепешеходного туризма. Свердловск, 1990.
15. Рыжавский Г. Я. Биваки. М., ЦДЮТур. 1995.
16. Туристская игротека, под ред. Константинова Ю.С. М.,
ВЛАДОС, 2000.
17. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и
действительные. М., Физкультура и спорт, 1972.
18. Экологическое воспитание туристов, ЦРНБ «Турист»,
1990.
19. Энциклопедия туриста. М., 1993

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».