1. Пояснительная записка 1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы Туристско-краеведческая 2. Уровень сложности дополнительной общеразвивающей программы Базовый 3. Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеразвивающей программе Изменения содержания, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеразвивающей программы, обоснование изменений (причины замены тем) 4. 5. Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе с указанием: -количества учебных часов по дополнительной общеразвивающей программе; -количества учебных часов согласно расписанию; -информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов, модулей) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы Цель рабочей программы на текущий учебный год для конкретной учебной группы Общее количество часов за год обучения – 144ч. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 2 ч. Создание условий для формирования ключевых компетенций, развитие физических и личностных качеств детей, укрепление здоровья, воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю, через освоение системы туристических знаний и умений. 6. Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы Обучающие: - приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом; - приобретение специальных знаний по вопросам туризма, ориентирования, топографии и доврачебной медицинской помощи; - научить составлять простейшие схемы маршрутов; - обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы. Развивающие: - расширение и углубление знаний обучающихся, дополняющих общеобразовательную программу по географии, экологии, ОБЖ, физической подготовке; - расширение и углубление знаний обучающихся по истории родного края и области. - развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих. Воспитательные: - содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей; - формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств; - формирование гуманного отношения к окружающей среде; - выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе. - воспитывать патриотизм. 7. Режим занятий в текущем Занятия проводятся два учебном году (указать продолжительностью 2 часа продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от 2 раза в неделю академического часа) 8. Формы занятий (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий и их сочетание между собой) Лекция, практические занятия в кабинете, на местности, экскурсии, соревнования, тренировки ПВД. 9. Ожидаемые результаты в текущем учебном году и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации К концу года учащиеся должны знать: - иметь навыки подготовки к походу I степени сложности; уметь пользоваться картой и компасом; уметь ставить палатку и разводить костер, оборудовать бивак; уметь оказывать первую медицинскую помощь; преодолевать простые природные и искусственные препятствия. Промежуточная аттестация В течение обучения среди учащихся проводится промежуточная аттестация в следующих формах: -тематические зачёты; -тестирование по вопросам теории. 2. Календарно-тематическое планирование № Название раздела, темы Количество учебных часов всего Введение. Особенности 6 пешеходного туризма. Виды туризма. Формы туризма Особенности 4 туризма. Развитие туризма в России. Пропаганда туризма. 2 Пешеходный туризм. Природа родного края. Охрана природы. 8 Виды туризма. Туристские возможности Мещовского края теория 4 практика 2 2 2 Климат, растительный и животный мир 2 родного края. История края, памятные исторические места. Памятники природы. Закон об охране природы Краеведческая и экскурсионная работа в 1 походах. Ведение путевых записей. 2 3 Туристские и экскурсионные возможности Мещовского края. 1 1 4 Знакомство с картой области (края), республики. 2 «Путешествия»по карте. 1 I. 1 2 11 1 2 3 2 5 3 1 1 6 Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин. III. Туристское снаряжение Туристское хозяйство 20 2 18 1 Меры предосторожности при преодолении 2 естественныхпрепятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. Предметы группового и личного снаряжения. 2 Как готовить личное снаряжение к походу. Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности Технология приготовления походных блюд. 4 Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре. Спортивное и краеведческое содержание похода. 2 Значение активного способа передвижения и преодоления естественных препятствий на маршруте. Поход и прогулка. Виды естественных 2 препятствий в пешеходном туризме. Типы палаток; как подготовить палатку к походу 4 (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старостыпо палатке. Походная посуда для варки пищи, чехлы для 4 посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Туристский бивак 18 1 1 4 14 Требования к месту бивака: наличие питьевой 3 воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т.п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака. Планирование и разведка места бивака, 2 вынужденная остановка на ночлег. Туристский бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствиидоброкачественной воды, Организация бивачных работ. Панорама 5 бивачных работ: виды, последовательность, исполнители, материальноеобеспечение, роль командира группы (ответственного дежурного по биваку) в производстве работ в нормальных и 1 2 1 1 1 4 5 2 3 4 5 6 7 1V. 1 3 4 4 1 1 1 1 2 1 3 2 2 4 4 критических условиях. 5 6 V. 1 2 3 VI. 1 2 3 4 VII. Типы костров и их назначение. Выбор места для 6 костра. Где запрещается разводить костер.Оборудование и инвентарь для костра и приготовления пищи Уборка мусора, гашение костра, свертывание 2 бивака. Охрана природы на биваке. Снятие лагеря. Тактика и техника пешеходного туризма 18 1 3 15 Понятие о тактике и технике в пешеходном 5 туризме. Причиныаварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций. Требования к участникам походов различных 7 категорий сложности: морально-волевая, физическая, техническая и краеведческая подготовленность участника. Взаимопомощь туристов, понятие о само- и 10 взаимостраховке. Законы туристской дружбы. Волевые качества туриста, контрольные физические нормативы, психологическая совместимость. Топографическая подготовка. Топография, 16 условные знаки. Ориентирование. Основные сведения о карте. Виды карт, их 4 характеристика. Топографические знаки. Спортивная карта, условные знаки, цвета карты, 4 масштаб карты. 1 4 1 6 1 9 5 11 2 2 1 3 Ориентирование карты по компасу. Снятие 4 азимута. Движение по азимуту. Создание простейших планов и схем (кабинета, 4 территории Центра «Воспитание» и т.п.) Питание в туристском походе 10 1 3 1 3 2 8 3 1 2 4 1 3 Варианты организации питания в походе. Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их калорийность, стоимость, вес. 2 Составление меню и списка продуктов для 1-3дневного похода. Расчет потребного количества продуктов на каждый прием пищи. 3 Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Туристские блюда. VIII. Подготовка к соревнованиям и отработка навыков туристской техники. 1 Узлы 1 5 2 3 12 6 5 3 2 10 6 2 Одевание обвязок. 4 3 Правила постановки дистанции 1 класса.. Правила преодоления туристской полосы. Доврачебная помощь 2 2 10 2 8 Ггигиена туриста. Обязанности санитаров походной туристской группы при подготовке и во время похода. Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, вывихах, переломах, ссадинах, порезах и др. Способы транспортировки пострадавшего, заболевшего. Ведениесанитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль соблюдения правил личной гигиены, за чистотой посуды. Техническая подготовка 2 1 1 IX. 1 2 3 4 X. 1 2 3 4 3 3 4 4 1 1 8 4 4 Виды, содержание и правила соревнований 4 юных туристов по туристской технике. Темп движения: нормальный темп движения и 2 его измененияв течение дня, с течением дней в походе, в зависимости от грунта, почвы, рельефа, погоды и других условий. Строй туристской группы. Весовые нагрузки: допустимые и оптимальные 2 нормы весовых нагрузок длямальчиков, девочек; форма рюкзака и положение его центра тяжести 2 2 1 1 1 1 6 XI. 1 2 3 4 5 6 7 Физическая подготовка туриста 18 Значение общей и специальной подготовки для 1 туриста. Физическаятренировка в тренировочных походах. Закаливание организма. Применение общеразвивающих упражнений 3 способствует улучшению функций сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем. Подвижные игры. Строевой и походный шаг. 3 Ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе. Бег вперед и спиной вперед. Бег на носках. Бег с изменением направления и скорости. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание рук, вращения, махи, рывки. Упражнения для ног. Поднимание на носках, приседания, махи в лицевой и боковой плоскостях, выпады, подскоки. Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки. Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения и повороты головы и туловища. Упражнения с партнером. Игры - эстафеты. Игры с мячом. Игры на внимание, сообразительность, координацию. Итого: 2 1 16 1 2 3 3 3 3 3 2 2 3 3 144 35 109 Список литературы для преподавателя: 1. 2. 3. Антропов К., Шибаев А. В. Переправа, М. , ЦДЮТур, 1998. Алексеев А.А. Питание в туристском походе, М., 1997. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973. 5. Инструкция (приказ N 293 от 13.07.92), М. , 1992. Куликов В. , Константинов Ю. Топография и ориентирование втуристском путешествии. М. , ЦДЮТур, 1997. 7. Кошельков СА. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. М., ЦДЮТ, 1997. 8. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М., ЦДЮТ, 6. 7 1997Клименко А.И. Карта и компас — мои друзья. М., Детская литература, 1975. 9. Лесогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туристов в походе. М., «Пищевая промышленность», 1980. 10. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Туризм и краеведение» (сост. В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн.). М. , 1982,2001. 11. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. М , 1995; 12. Первая помощь в экстремальных ситуациях. М., МВД России, 2000 13. Расторгуев М. Узлы, М., ЦДЮТур, 1994. 14. Руководство для судей и участников соревнований по техникепешеходного туризма. Свердловск, 1990. 15. Рыжавский Г. Я. Биваки. М., ЦДЮТур. 1995. 16. Туристская игротека, под ред. Константинова Ю.С. М., ВЛАДОС, 2000. 17. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт, 1972. 18. Экологическое воспитание туристов, ЦРНБ «Турист», 1990. 19. Энциклопедия туриста. М., 1993 8