Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Воспитание»
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
от 27.08.2025 г.,
протокол № 1
Утверждаю:
от 29.08. 2025 г
О.В.Титова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Г оризонт»
Срок реализации:!год
Возраст учащихся:8-16 лет
Автор-составитель:
Костина Инна Николаевна
педагог дополнительного образования
Мещовск 2025г.
1. Пояснительная записка
1.
Направленность
дополнительной
общеразвивающей программы
Туристско-краеведческая
2.
Уровень сложности
дополнительной
общеразвивающей программы
Базовый
3.
Особенности
обучения
в
текущем учебном году по
дополнительной
общеразвивающей программе
Изменения
содержания,
необходимые для обучения в
текущем учебном году и их
обоснование (информация об
изменении
содержательной
части
дополнительной
общеразвивающей программы,
обоснование
изменений
(причины замены тем)
4.
5.
Особенности организации
образовательного процесса по
дополнительной
общеразвивающей программе с
указанием:
-количества учебных часов по
дополнительной
общеразвивающей программе;
-количества учебных часов
согласно расписанию;
-информации об изменении
сроков и/или времени изучения
отдельных тематических блоков
(разделов, модулей) с указанием
причин и целесообразности
изменений, описание резервов,
за счет которых они будут
реализованы
Цель рабочей программы на
текущий учебный год для
конкретной учебной группы
Общее количество часов за год обучения – 144ч.
Занятия проводятся 2 раза в неделю
продолжительностью 2 ч.
Создание условий для формирования
ключевых компетенций, развитие физических
и
личностных качеств детей, укрепление
здоровья, воспитание чувства патриотизма и
любви к родному краю, через освоение
системы туристических знаний и умений.
6.
Задачи на текущий учебный год
для конкретной учебной группы
Обучающие:
- приобретение умений и навыков в работе с
картой и компасом;
- приобретение специальных знаний по
вопросам туризма, ориентирования,
топографии и доврачебной медицинской
помощи;
- научить составлять простейшие схемы
маршрутов;
- обеспечение выживания в экстремальных
условиях, знакомство с проблемами экологии
и охраны природы.
Развивающие:
- расширение и углубление знаний
обучающихся, дополняющих
общеобразовательную программу по
географии, экологии, ОБЖ, физической
подготовке;
- расширение и углубление знаний
обучающихся по истории родного края и
области.
- развивать волевые качества, умение
принимать решения, брать на себя
ответственность не только за себя, но и за
окружающих.
Воспитательные:
- содействие гармоничному развитию
личности, совершенствование духовных и
физических потребностей;
- формирование жизненной
самостоятельности и волевых качеств;
- формирование гуманного отношения к
окружающей среде;
- выработка организаторских навыков,
умение вести себя в коллективе.
- воспитывать патриотизм.
7.
Режим занятий в текущем Занятия проводятся два
учебном
году
(указать продолжительностью 2 часа
продолжительность
и
количество занятий в неделю со
всеми
вариантами
и
обоснованием выбора варианта,
продолжительность
учебного
часа, если она отличается от
2
раза
в
неделю
академического часа)
8.
Формы занятий (пояснить, чем
обусловлен выбор конкретных
форм учебных занятий и их
сочетание между собой)
Лекция, практические занятия в кабинете, на
местности,
экскурсии,
соревнования,
тренировки ПВД.
9.
Ожидаемые результаты в
текущем учебном году и форма
проведения промежуточной и
итоговой аттестации
К концу года учащиеся должны знать:
- иметь навыки подготовки к походу I степени
сложности;
уметь пользоваться картой и компасом;
уметь ставить палатку и разводить костер,
оборудовать бивак;
уметь оказывать первую медицинскую помощь;
преодолевать простые природные и
искусственные препятствия.
Промежуточная аттестация
В
течение
обучения
среди
учащихся
проводится
промежуточная
аттестация
в
следующих формах:
-тематические зачёты;
-тестирование по вопросам теории.
2. Календарно-тематическое планирование
№
I.
1
2
11
1
2
3
Названиераздела,темы
Количествоучебныхчасов
всего
6
Введение.Особенности
пешеходноготуризма.
Видытуризма.Формытуризма
4
Особенноституризма.
Развитиетуризма в России. Пропагандатуризма. 2
Пешеходный туризм.
Природародногокрая.Охранаприроды.Видыту 8
ризма.
ТуристскиевозможностиМещовского края
теория
4
практика
2
2
2
2
5
Климат, растительный иживотныймир
2
родногокрая.Историякрая,памятныеисторически
еместа.Памятникиприроды.
Законобохранеприроды
Краеведческая и экскурсионная работа впоходах. 1
Ведение путевыхзаписей.
2
Туристские и экскурсионные возможности
Мещовского края.
1
3
1
1
3
4
Знакомство с картой области (края), республики. 2
«Путешествия»покарте.
5
6
Подготовкаизаслушиваниедокладовкружковцево 1
природеи
достопримечательностяхкрая.
Проведениекраеведческихвикторин.
1
III.
Туристское снаряжение Туристское хозяйство 20
2
18
1
Мерыпредосторожностиприпреодоленииестестве 2
нныхпрепятствий на маршруте: значение
дисциплины, правильной оценки своих сил
иумений.
Предметы группового и личногоснаряжения. 2
Какготовитьличноеснаряжениекпоходу.
Особенностиснаряжениядлямногодневныхпоход
овпомалонаселеннойместности
Технология приготовления походныхблюд.
4
Обязанности завхоза по питанию. Обязанности
дежурных по кухне. Мерыбезопасности и
гигиенические требования при приготовлении
пищи на костре.
Спортивноеикраеведческоесодержаниепохода.Зн 2
ачениеактивногоспособапередвижения и
преодоления естественных препятствий на
маршруте.
Поход
2
ипрогулка.Видыестественныхпрепятствийвпеше
ходномтуризме.
Типыпалаток;какподготовитьпалаткукпоходу(ко 4
нструкциястоек,колышки,веревки,амортизаторы,
тенты,полог,подстилка,проклеиваниешвов).Упак
овкаипереноска палаток. Сушка и проветривание
палаток в пути. Обязанности старостыпопалатке.
Походная посуда дляварки пищи, чехлы для
4
посуды, хранение и переноска посуды. Топоры,
пилы. Какзаточитьи развестипилу.
Туристский бивак
18
1
1
4
14
Требованиякместубивака:наличиепитьевойводы, 3
дров,изолированностьотпосторонних,безопаснос
тьприухудшениипогодныхусловий(подъем
водыв реке, падение деревьев приветре, туман
внизинахи т.п.). Эстетические требования к
месту бивака. Гигиенические требования к
местубивака.
Планирование и разведка места бивака,
2
вынужденная остановкана ночлег. Туристский
бивак в холодное время года, при непогоде, при
отсутствиидоброкачественной воды,
Организация бивачных работ.Панорама
5
бивачных работ: виды, последовательность,
исполнители, материальноеобеспечение, роль
1
2
1
1
1
4
2
3
4
5
6
7
1V.
1
3
4
4
1
1
1
1
2
1
3
2
2
4
4
5
6
V.
командира группы(ответственного дежурного по
биваку)впроизводстве работ в нормальных и
критических условиях.
Типы костров и их назначение. Выбор места для 6
костра. Где запрещается разводить
костер.Оборудование и инвентарь для костра и
приготовления пищи
Уборка мусора, гашение
2
костра,свертываниебивака.Охранаприродынабив
аке.Снятиелагеря.
Тактикаитехникапешеходного туризма
18
1
5
2
3
15
Понятиеотактикеитехникевпешеходномтуризме. 5
Причиныаварийностивпешеходныхпоходахиихп
рофилактика:рольобъективныхисубъективных
факторов в возникновении аварийных ситуаций.
Требования к участникам походов различных
7
категорийсложности:моральноволевая,физическая,техническаяикраеведческаяп
одготовленностьучастника.
Взаимопомощьтуристов,понятиеосамо10
ивзаимостраховке.Законытуристскойдружбы.Во
левыекачестватуриста,контрольныефизическиен
ормативы, психологическаясовместимость.
Топографическаяподготовка.Топография,усл 16
овныезнаки.Ориентирование.
Основные сведения о карте. Виды карт, их
4
характеристика.
Топографическиезнаки.
Спортивнаякарта, условные знаки, цвета карты, 4
масштаб карты.
1
4
1
6
1
9
5
11
2
2
1
3
Ориентирование карты по компасу. Снятие
4
азимута.Движениепоазимуту.
Создание простейших планов и схем (кабинета, 4
территории Центра «Воспитание» и т.п.)
Питание втуристском походе
10
1
3
1
3
2
8
Варианты организации питания в походе.
3
Перечень наиболее часто применяемых в
туристскихпоходахпродуктовиблюд,ихкалорийн
ость,стоимость,вес.
2
Составлениеменюиспискапродуктовдля1-34
дневногопохода. Расчет потребного количества
продуктов на каждый приемпищи.
3
Фасовка, упаковка и переноска продуктов в
3
рюкзаках. Туристские блюда.
VIII. Подготовкаксоревнованиямиотработканавык 12
овтуристскойтехники.
1
Узлы
6
1
2
1
3
1
2
3
VI.
1
2
3
4
VII.
1
5
3
2
10
6
2
Одеваниеобвязок.
3
Правилапостановкидистанции1класса..Правилап 2
реодолениятуристской полосы.
Доврачебнаяпомощь
10
2
2
8
Ггигиенатуриста.Обязанностисанитаровпоходно 2
йтуристскойгруппы при подготовке и во время
похода.
Индивидуальный медицинский пакет
3
туриста. Первая медицинская помощь при
ожогах, обморожениях, вывихах, переломах,
ссадинах, порезах и др.
Способытранспортировкипострадавшего,заболев 4
шего.
Ведениесанитарного походного журнала,
1
ежедневный санитарный контроль
соблюденияправилличнойгигиены,зачистотойпо
суды.
Техническаяподготовка
8
1
1
4
4
Виды,содержаниеиправиласоревнованийюныхту 4
ристовпотуристской технике.
Темп движения: нормальный темп движения и 2
его
изменениявтечениедня,стечениемднейвпоходе,вз
ависимостиотгрунта,почвы,рельефа,погодыидруг
ихусловий.Стройтуристскойгруппы.
Весовые нагрузки: допустимые и оптимальные 2
нормы весовых нагрузок длямальчиков, девочек;
форма рюкзака и положение его центра тяжести
2
2
1
1
1
1
IX.
1
2
3
4
X.
1
2
3
4
6
4
3
4
1
XI.
1
2
3
4
5
6
7
Физическая подготовкатуриста
18
Значение общей и специальной подготовки для 1
туриста.
Физическаятренировкавтренировочныхпоходах.
Закаливаниеорганизма.
Применениеобщеразвивающихупражненийспосо 3
бствует улучшению функций
сердечнососудистой, дыхательной и
нервнойсистем.
Подвижныеигры. Строевойипоходный шаг.
3
Ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, в
3
приседе. Бег
впередиспинойвперед.Бегнаносках.Бегсизменени
емнаправленияискорости.Упражнениядлямышцр
укиплечевогопояса.
Сгибаниеиразгибаниерук,вращения, махи,
3
рывки. Упражнения для ног. Поднимание на
носках, приседания,махи влицевойи боковой
плоскостях,выпады, подскоки.
Прыжки в длину
2
сместа,сразбега,многоскоки.Упражнениядляшеи
итуловища.Наклоны,вращенияиповоротыголовы
и туловища.
Упражнения с партнером. Игры - эстафеты.
3
Игры с мячом. Игры
навнимание,сообразительность,координацию.
Итого:
144
2
1
16
1
2
3
3
3
2
3
35
109
7
Списоклитературыдляпреподават
еля:
1.
2.
3.
АнтроповК.,ШибаевА.В.Переправа,М.,ЦДЮТур,1998.
АлексеевА.А.Питаниевтуристскомпоходе,М.,1997.
БардинК.В. Азбука туризма.М.,Просвещение,1973.
5.
Инструкция(приказN293от13.07.92),М.,1992.
КуликовВ. ,Константинов Ю. Топография и
ориентирование
втуристскомпутешествии.М.,ЦДЮТур,1997.
7.
Кошельков СА. Обеспечение безопасности
при
проведениитуристскихслетовисоревнований
учащихся.М., ЦДЮТ,1997.
8.
КуликовВ.М.,КонстантиновЮ.С.Топографияиориентир
ованиевтуристскомпутешествии. М.,ЦДЮТ,1997Клименко
А.И. Карта и компас — мои друзья. М., Детская
литература,1975.
9.
Лесогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание
туристов в походе.М.,«Пищеваяпромышленность», 1980.
10. Программыдлявнешкольныхучрежденийиобщеобразов
ательныхшкол«Туризмикраеведение»(сост.В.М.Куликов,Л.М.
Ротштейн.).М.,1982,2001.
11. Правилаорганизацииипроведениятуристскихсоревнова
нийучащихсяРФ.М,1995;
12. Перваяпомощьвэкстремальных ситуациях.М.,МВДРоссии,
2000
13. РасторгуевМ.Узлы,М.,ЦДЮТур,1994.
14. Руководстводлясудейиучастниковсоревнованийпотехн
икепешеходноготуризма.Свердловск,1990.
15. РыжавскийГ.Я.Биваки.М.,ЦДЮТур.1995.
16. Туристскаяигротека,подред.КонстантиноваЮ.С.М.,ВЛ
АДОС,2000.
17. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и
действительные. М.,Физкультура испорт, 1972.
18. Экологическоевоспитание туристов,ЦРНБ«Турист»,1990.
19. Энциклопедиятуриста.М.,1993
6.
8
9