Горизонт

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Воспитание»

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
от 27.08.2025 г.,
протокол № 1

Утверждаю:
от 29.08. 2025 г
О.В.Титова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Г оризонт»

Срок реализации:!год
Возраст учащихся:8-16 лет

Автор-составитель:
Костина Инна Николаевна
педагог дополнительного образования

Мещовск 2025г.

1. Пояснительная записка

1.

Направленность
дополнительной
общеразвивающей программы

Туристско-краеведческая

2.

Уровень сложности
дополнительной
общеразвивающей программы

Базовый

3.

Особенности
обучения
в
текущем учебном году по
дополнительной
общеразвивающей программе
Изменения
содержания,
необходимые для обучения в
текущем учебном году и их
обоснование (информация об
изменении
содержательной
части
дополнительной
общеразвивающей программы,
обоснование
изменений
(причины замены тем)

4.

5.

Особенности организации
образовательного процесса по
дополнительной
общеразвивающей программе с
указанием:
-количества учебных часов по
дополнительной
общеразвивающей программе;
-количества учебных часов
согласно расписанию;
-информации об изменении
сроков и/или времени изучения
отдельных тематических блоков
(разделов, модулей) с указанием
причин и целесообразности
изменений, описание резервов,
за счет которых они будут
реализованы
Цель рабочей программы на
текущий учебный год для
конкретной учебной группы

Общее количество часов за год обучения – 144ч.
Занятия проводятся 2 раза в неделю
продолжительностью 2 ч.

Создание условий для формирования
ключевых компетенций, развитие физических
и
личностных качеств детей, укрепление
здоровья, воспитание чувства патриотизма и
любви к родному краю, через освоение
системы туристических знаний и умений.

6.

Задачи на текущий учебный год
для конкретной учебной группы

Обучающие:
- приобретение умений и навыков в работе с
картой и компасом;
- приобретение специальных знаний по
вопросам туризма, ориентирования,
топографии и доврачебной медицинской
помощи;
- научить составлять простейшие схемы
маршрутов;
- обеспечение выживания в экстремальных
условиях, знакомство с проблемами экологии
и охраны природы.
Развивающие:
- расширение и углубление знаний
обучающихся, дополняющих
общеобразовательную программу по
географии, экологии, ОБЖ, физической
подготовке;
- расширение и углубление знаний
обучающихся по истории родного края и
области.
- развивать волевые качества, умение
принимать решения, брать на себя
ответственность не только за себя, но и за
окружающих.
Воспитательные:
- содействие гармоничному развитию
личности, совершенствование духовных и
физических потребностей;
- формирование жизненной
самостоятельности и волевых качеств;
- формирование гуманного отношения к
окружающей среде;
- выработка организаторских навыков,
умение вести себя в коллективе.
- воспитывать патриотизм.

7.

Режим занятий в текущем Занятия проводятся два
учебном
году
(указать продолжительностью 2 часа
продолжительность
и
количество занятий в неделю со
всеми
вариантами
и
обоснованием выбора варианта,
продолжительность
учебного
часа, если она отличается от
2

раза

в

неделю

академического часа)
8.

Формы занятий (пояснить, чем
обусловлен выбор конкретных
форм учебных занятий и их
сочетание между собой)

Лекция, практические занятия в кабинете, на
местности,
экскурсии,
соревнования,
тренировки ПВД.

9.

Ожидаемые результаты в
текущем учебном году и форма
проведения промежуточной и
итоговой аттестации

К концу года учащиеся должны знать:
- иметь навыки подготовки к походу I степени
сложности;
уметь пользоваться картой и компасом;
уметь ставить палатку и разводить костер,
оборудовать бивак;
уметь оказывать первую медицинскую помощь;
преодолевать простые природные и
искусственные препятствия.
Промежуточная аттестация
В
течение
обучения
среди
учащихся
проводится
промежуточная
аттестация
в
следующих формах:
-тематические зачёты;
-тестирование по вопросам теории.

2. Календарно-тематическое планирование

№

I.
1
2
11

1

2
3

Названиераздела,темы

Количествоучебныхчасов

всего
6

Введение.Особенности
пешеходноготуризма.
Видытуризма.Формытуризма
4
Особенноституризма.
Развитиетуризма в России. Пропагандатуризма. 2
Пешеходный туризм.
Природародногокрая.Охранаприроды.Видыту 8
ризма.
ТуристскиевозможностиМещовского края

теория
4

практика
2

2

2

2
5

Климат, растительный иживотныймир
2
родногокрая.Историякрая,памятныеисторически
еместа.Памятникиприроды.
Законобохранеприроды
Краеведческая и экскурсионная работа впоходах. 1
Ведение путевыхзаписей.

2

Туристские и экскурсионные возможности
Мещовского края.

1

3

1

1

3

4

Знакомство с картой области (края), республики. 2
«Путешествия»покарте.

5

6

Подготовкаизаслушиваниедокладовкружковцево 1
природеи
достопримечательностяхкрая.
Проведениекраеведческихвикторин.
1

III.

Туристское снаряжение Туристское хозяйство 20

2

18

1

Мерыпредосторожностиприпреодоленииестестве 2
нныхпрепятствий на маршруте: значение
дисциплины, правильной оценки своих сил
иумений.
Предметы группового и личногоснаряжения. 2
Какготовитьличноеснаряжениекпоходу.
Особенностиснаряжениядлямногодневныхпоход
овпомалонаселеннойместности
Технология приготовления походныхблюд.
4
Обязанности завхоза по питанию. Обязанности
дежурных по кухне. Мерыбезопасности и
гигиенические требования при приготовлении
пищи на костре.
Спортивноеикраеведческоесодержаниепохода.Зн 2
ачениеактивногоспособапередвижения и
преодоления естественных препятствий на
маршруте.
Поход
2
ипрогулка.Видыестественныхпрепятствийвпеше
ходномтуризме.
Типыпалаток;какподготовитьпалаткукпоходу(ко 4
нструкциястоек,колышки,веревки,амортизаторы,
тенты,полог,подстилка,проклеиваниешвов).Упак
овкаипереноска палаток. Сушка и проветривание
палаток в пути. Обязанности старостыпопалатке.
Походная посуда дляварки пищи, чехлы для
4
посуды, хранение и переноска посуды. Топоры,
пилы. Какзаточитьи развестипилу.
Туристский бивак
18

1

1

4

14

Требованиякместубивака:наличиепитьевойводы, 3
дров,изолированностьотпосторонних,безопаснос
тьприухудшениипогодныхусловий(подъем
водыв реке, падение деревьев приветре, туман
внизинахи т.п.). Эстетические требования к
месту бивака. Гигиенические требования к
местубивака.
Планирование и разведка места бивака,
2
вынужденная остановкана ночлег. Туристский
бивак в холодное время года, при непогоде, при
отсутствиидоброкачественной воды,
Организация бивачных работ.Панорама
5
бивачных работ: виды, последовательность,
исполнители, материальноеобеспечение, роль

1

2

1

1

1

4

2

3

4

5

6

7

1V.
1

3

4

4

1

1
1

1

2

1

3

2

2

4

4

5

6

V.

командира группы(ответственного дежурного по
биваку)впроизводстве работ в нормальных и
критических условиях.
Типы костров и их назначение. Выбор места для 6
костра. Где запрещается разводить
костер.Оборудование и инвентарь для костра и
приготовления пищи
Уборка мусора, гашение
2
костра,свертываниебивака.Охранаприродынабив
аке.Снятиелагеря.
Тактикаитехникапешеходного туризма
18

1

5

2

3

15

Понятиеотактикеитехникевпешеходномтуризме. 5
Причиныаварийностивпешеходныхпоходахиихп
рофилактика:рольобъективныхисубъективных
факторов в возникновении аварийных ситуаций.
Требования к участникам походов различных
7
категорийсложности:моральноволевая,физическая,техническаяикраеведческаяп
одготовленностьучастника.
Взаимопомощьтуристов,понятиеосамо10
ивзаимостраховке.Законытуристскойдружбы.Во
левыекачестватуриста,контрольныефизическиен
ормативы, психологическаясовместимость.
Топографическаяподготовка.Топография,усл 16
овныезнаки.Ориентирование.
Основные сведения о карте. Виды карт, их
4
характеристика.
Топографическиезнаки.
Спортивнаякарта, условные знаки, цвета карты, 4
масштаб карты.

1

4

1

6

1

9

5

11

2

2

1

3

Ориентирование карты по компасу. Снятие
4
азимута.Движениепоазимуту.
Создание простейших планов и схем (кабинета, 4
территории Центра «Воспитание» и т.п.)
Питание втуристском походе
10

1

3

1

3

2

8

Варианты организации питания в походе.
3
Перечень наиболее часто применяемых в
туристскихпоходахпродуктовиблюд,ихкалорийн
ость,стоимость,вес.
2
Составлениеменюиспискапродуктовдля1-34
дневногопохода. Расчет потребного количества
продуктов на каждый приемпищи.
3
Фасовка, упаковка и переноска продуктов в
3
рюкзаках. Туристские блюда.
VIII. Подготовкаксоревнованиямиотработканавык 12
овтуристскойтехники.
1
Узлы
6

1

2

1

3

1

2

3

VI.
1

2

3
4
VII.
1

5

3
2

10
6

2

Одеваниеобвязок.

3

Правилапостановкидистанции1класса..Правилап 2
реодолениятуристской полосы.
Доврачебнаяпомощь
10

2
2

8

Ггигиенатуриста.Обязанностисанитаровпоходно 2
йтуристскойгруппы при подготовке и во время
похода.
Индивидуальный медицинский пакет
3
туриста. Первая медицинская помощь при
ожогах, обморожениях, вывихах, переломах,
ссадинах, порезах и др.
Способытранспортировкипострадавшего,заболев 4
шего.
Ведениесанитарного походного журнала,
1
ежедневный санитарный контроль
соблюденияправилличнойгигиены,зачистотойпо
суды.
Техническаяподготовка
8

1

1

4

4

Виды,содержаниеиправиласоревнованийюныхту 4
ристовпотуристской технике.
Темп движения: нормальный темп движения и 2
его
изменениявтечениедня,стечениемднейвпоходе,вз
ависимостиотгрунта,почвы,рельефа,погодыидруг
ихусловий.Стройтуристскойгруппы.
Весовые нагрузки: допустимые и оптимальные 2
нормы весовых нагрузок длямальчиков, девочек;
форма рюкзака и положение его центра тяжести

2

2

1

1

1

1

IX.
1

2

3
4

X.
1
2

3

4

6

4

3

4
1

XI.
1

2

3
4

5

6

7

Физическая подготовкатуриста
18
Значение общей и специальной подготовки для 1
туриста.
Физическаятренировкавтренировочныхпоходах.
Закаливаниеорганизма.
Применениеобщеразвивающихупражненийспосо 3
бствует улучшению функций
сердечнососудистой, дыхательной и
нервнойсистем.
Подвижныеигры. Строевойипоходный шаг.
3
Ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, в
3
приседе. Бег
впередиспинойвперед.Бегнаносках.Бегсизменени
емнаправленияискорости.Упражнениядлямышцр
укиплечевогопояса.
Сгибаниеиразгибаниерук,вращения, махи,
3
рывки. Упражнения для ног. Поднимание на
носках, приседания,махи влицевойи боковой
плоскостях,выпады, подскоки.
Прыжки в длину
2
сместа,сразбега,многоскоки.Упражнениядляшеи
итуловища.Наклоны,вращенияиповоротыголовы
и туловища.
Упражнения с партнером. Игры - эстафеты.
3
Игры с мячом. Игры
навнимание,сообразительность,координацию.
Итого:
144

2
1

16

1

2

3
3

3

2

3

35

109

7

Списоклитературыдляпреподават
еля:

1.
2.
3.

АнтроповК.,ШибаевА.В.Переправа,М.,ЦДЮТур,1998.
АлексеевА.А.Питаниевтуристскомпоходе,М.,1997.
БардинК.В. Азбука туризма.М.,Просвещение,1973.

5.

Инструкция(приказN293от13.07.92),М.,1992.

КуликовВ. ,Константинов Ю. Топография и
ориентирование
втуристскомпутешествии.М.,ЦДЮТур,1997.
7.
Кошельков СА. Обеспечение безопасности
при
проведениитуристскихслетовисоревнований
учащихся.М., ЦДЮТ,1997.
8.
КуликовВ.М.,КонстантиновЮ.С.Топографияиориентир
ованиевтуристскомпутешествии. М.,ЦДЮТ,1997Клименко
А.И. Карта и компас — мои друзья. М., Детская
литература,1975.
9.
Лесогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание
туристов в походе.М.,«Пищеваяпромышленность», 1980.
10. Программыдлявнешкольныхучрежденийиобщеобразов
ательныхшкол«Туризмикраеведение»(сост.В.М.Куликов,Л.М.
Ротштейн.).М.,1982,2001.
11. Правилаорганизацииипроведениятуристскихсоревнова
нийучащихсяРФ.М,1995;
12. Перваяпомощьвэкстремальных ситуациях.М.,МВДРоссии,
2000
13. РасторгуевМ.Узлы,М.,ЦДЮТур,1994.
14. Руководстводлясудейиучастниковсоревнованийпотехн
икепешеходноготуризма.Свердловск,1990.
15. РыжавскийГ.Я.Биваки.М.,ЦДЮТур.1995.
16. Туристскаяигротека,подред.КонстантиноваЮ.С.М.,ВЛ
АДОС,2000.
17. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и
действительные. М.,Физкультура испорт, 1972.
18. Экологическоевоспитание туристов,ЦРНБ«Турист»,1990.
19. Энциклопедиятуриста.М.,1993
6.

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».