ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания Муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования «Центра творческого и гуманитарного образования «Воспитание» (далее – Программа) разработана с учётом Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021-2025 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 2945р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400), Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030года», Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей (приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467), Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в Центре «Воспитание», разрабатывается с учётом государственной политики в области образования и воспитания. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Сегодня воспитание рассматривается как управление процессом развития личности через создание благоприятных условий. Воспитание –есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социальноэкономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка). Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую, в частности мы не рассматриваем как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровнях и типах. Данная программа воспитания направлена на приобщение учащихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормамповедения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. Работа Центра также направлена на формирование полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности. И в нашем учреждении имеются все необходимые объективные условия: вся деятельность проходит в сфере свободного времени ребенка; выбор вида деятельности педагога и коллектива сверстников осуществляется ими добровольно; все учащиеся студий занимаются одной интересной для всехдеятельностью; содержания и формы воспитательной работы, при необходимости,варьируются. Процесс воспитания в Центре «Воспитание» (далее учреждение) основывается на следующих принципах взаимодействия педагогови обучающихся: - приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, а так же при нахождении его в образовательной организации; - системность воспитательного процесса – системность, целесообразность и не шаблонность воспитания эффективности; рассматривается как необходимое условие его - опора в процессе воспитания на основные ценностные ориентиры – такие как нравственный выбор, милосердие, достоинство, духовность, трудолюбие, творчество, познание, физическое и социальное здоровье, функциональная грамотность, эстетическое развитие, любовь к Родине, к родному краю, уважение, семейные ценности; - психологическая комфортная среда - ориентир на создание в организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия обучающихся и педагогов; - диалогическое общение - предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога: подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми; -реализация процесса воспитания главным образом учреждении детско-взрослых через создание в общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; -организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; Основой годового цикла воспитательной работы учреждения являются совместные мероприятия, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников. Важной чертой каждого совместного мероприятия педагогических работников и учащихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; В учреждении создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных мероприятиях (от пассивного наблюдателя до организатора); В проведении совместных мероприятий поощряется конструктивное межстудийное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность. Ключевой фигурой воспитания в Центре «Воспитание» является студии, реализующий по отношению к учащимся защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешенииконфликтов) функции. Вместе с тем Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, формирование у них основы российской идентичности; готовности к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности. Личностные результаты каждого ребёнка должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного воспитания. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный идеал личности – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цели воспитания обучающихся в Центре «Воспитание»: - создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; - формирование и развитие личности на основе православных ценностей; -воспитание у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; -формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, (ст. 2, п. 2). Исходя из поставленных целей, сформулируем задачи ЗАДАЧИ: -усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало общество (социально значимых знаний); -формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); -приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений; -применение полученных знаний и сформированных отношений в жизни, практической деятельности; -воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу, миру и социуму; Реализация целей и задач данной программы воспитания осуществляется на разных уровнях: 1. На уровне Центра «Воспитание»: -участие во всероссийских и региональных акциях, посвященных значимым событиям; - культурно-образовательные события – ежегодно проводимые творческие дела и мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные, спортивные и т.п.) 2. На индивидуальном уровне: - вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела Центра «Воспитание» в одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер; -индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел; -наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа культурно-образовательных событий, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогами и другими взрослыми; -при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Учебное занятие в системе дополнительного образования является основной формой учебно-воспитательного процесса и организации свободного времени учащихся. Воспитание на занятиях осуществляется преимущественно через: - вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения; - формирование в студиях детско- взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; -поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. НАПРАВЛЕНИЯ, ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности Центра «Воспитание» по направлениям воспитания: − гражданское воспитание - формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации; − патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности; − формирование нравственное духовно-нравственных воспитание обучающихся качеств на основе личности, духовно- духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям; − эстетическое воспитание - формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; − формирование потребности в здоровом образе жизни, физическое воспитание - развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия, личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; − трудовое воспитание - воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности; − экологическое воспитание - формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны и защиты окружающей среды; − познавательное направление воспитания - стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и потребностей. Виды деятельности– виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые в процессе воспитания. Используемые виды деятельности: Игровая; Познавательная; Экскурсионная; Досугово-развлекательная . Формы воспитательной работы. Индивидуальные формы пронизывают всю воспитательную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном итоге определяют успешность всех других форм. К индивидуальным формам работы, используемые в Центре, относятся: беседа, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: распознать учащегося, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе ребенка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. К групповым формам работы относятся творческие группы, проектные. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм влияние его на детей более заметно, так как на него в большей мере обращено внимание школьников. Главная задача, с одной стороны, помочь каждому проявитьсебя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога. К коллективным формам работы относятся, прежде всего, различные: конкурсы, спектакли, концерты, походы, и др. В зависимости от возраста обучающихся и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; советчика, помощника детей в организации деятельности. Вышеупомянутые направления, виды деятельности и формы переплетаются в модулях, которые составляют структуру воспитательной работы Центра «Воспитание» Модуль «Ключевые мероприятия и дела» Ключевые дела – это главные традиционные мероприятия и дела, в которых принимает участие большая часть учащихся Центра и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в Центре. Для этого используем следующие формы работы: На уровне за рамками учреждения: социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые учащимися и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности) проводимые для жителей района и города праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации учащихся Центра участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям. На уровне Центра «Воспитания: традиционные мероприятия – ежегодно проводимые дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все учащиеся Центра церемонии награждения (по итогам года) учащихся и педагогов за активное участие в жизни Центра, защиту чести учреждения в конкурсах, значительный вклад в развитие Центра «Воспитание». Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и учащимися, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне студий: выбор и делегирование представителей, ответственных за подготовку ключевых дел; участие студий в реализации ключевых дел; проведение в рамках студии итогового анализа детьми ключевых дел. На индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела Центра в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственныхза приглашение и встречу гостей и т.п.); индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими детьми, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Модуль «Календарь образовательных событий» Ежегодно в учебном году Министерство образования и науки России рекомендует проведение событий, приуроченных: к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, к памятным датам и событиям российской истории и культуры, местным и региональным памятным датам и событиям. Для полноценного осуществления образовательной деятельности с учащимися при организации мероприятий, педагогам необходимо эффективно использовать возможности воспитательного потенциала, который заложен в содержание данного модуля. Традиционно обозначены важные страны даты, приуроченные для нашей к государственными национальным праздникам, а также к памятным дням и событиям в области истории, науки и культуры, направлены на достижение основной цели. Модуль «Конкурсное движение» Данный модуль предполагает участие учащихся в конкурсном движении, в целях творческого развития в едином образовательном пространстве Мещовского района, Калужской области и всей нашей страны. Участие в конкурсах может разнообразить жизнь ребенка, внести в нечто-то новое: новые эмоции, новые знания, новых людей, новые места и т. д, что очень благоприятно сказывается на его развитии. Конкурсы – это доступный и мирный способ для соревнования с другими в определенной области интересов. Ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Не секрет, что участие в конкурсах и олимпиадах помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания Залог успешного обучения – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. Модуль «Студии» Воспитание на занятиях деятельности и вне занятий осуществляется преимущественно через: вовлечение учащихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; формирование в студиях детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями идоверительными отношениями друг к другу; создание в студиях традиций, задающих учащимся определенные социально значимые формы поведения; поощрение педагогами детских инициатив. Реализация воспитательного потенциала студий происходит через организацию работы досуговой деятельности и в рамках образовательной программы. Основные виды: Познавательная деятельность. Деятельность направлена на передачу социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Деятельность, создающая благоприятные условия для просоциальной самореализации учащихся, направлена на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения к культуре и их общее духовно- нравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. Деятельность направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Спортивно-оздоровительная деятельность. Деятельность, направлена на развитие у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Трудовая деятельность. Деятельность направлена на развитие творческих способностей учащихся, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. Модуль «Работа с родителями» Система дополнительного образования – одна из составляющих сферы образования, которая играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, так как способна создавать творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, учреждения дополнительного образования, улицы, СМИ. Совместная работа с родителями или законными представителями осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,которое обеспечивается согласованием позиций семьи и учреждения дополнительного образования в данном вопросе. Это: - информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни студии в целом; -организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; - привлечение членов семей учащихся к организации и проведению дел студии; Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: родительский комитет Центра, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия студий и внеурочные занятия для получения представления о ходе образовательного процесса в Центре «Воспитание»; общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания учащихся; семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от педагогов студий, профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; родительские форумы на интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов и администрации Центра. На индивидуальном уровне: помощь со стороны родителей в подготовке и проведении ключевых и внутристудийных мероприятий воспитательной направленности; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Предметно-эстетическую среда Центра обогащается внутренний мир учащегося, развивает у него чувство вкуса и стиля. Формирование позитивного восприятия ребёнком нашего учреждения происходит при условии создания атмосферы психологического комфорта, что способствует поднятию настроения, предупреждает стрессовые ситуации. Воспитывающеевлияние на ребёнка в Центре «Воспитание» осуществляется через такие формы работы как: оформление интерьера помещения (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок учащегося. размещение на стенах Центра регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ учащихся студий, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в Центре (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); озеленение прилегающей территории; благоустройство учебных кабинетов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности; событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой символики Центра (флаг, гимн, эмблема, логотип и т.п.), используемой как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни Центра – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий; акцентирование внимания учащихся посредством элементов предметно- эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях Центра «Воспитание», традициях, правилах. Модуль «Профессиональное самоопределение» Совместная деятельность педагогов и учащихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение учащихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Задача совместной деятельности педагога и учащегося – подготовка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационные значимые проблемные ситуации, формирующие готовность учащегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в современном мире. Эта работа осуществляется через: общение, направленное на подготовку к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры в рамках деятельности студий: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию); экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий; участие в работе всероссийских профориентационных конкурсах-проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, участие в мастер-классах индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии. Модуль «Экскурсии, паломнические поездки, походы» Экскурсии, паломнические поездки, походы помогают обучающимся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях вне учебных занятий. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Паломнические поездки способствуют приобщению детей к истокам духовной культуры Отечества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: экскурсии, походы, паломнические поездки, организуемые педагогами Центра «Воспитание». православных традициях. Модуль «Социальное партнёрство» Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства Центра «Воспитание» при соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает: − участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные торжественные мероприятия, собрания, лекции и т. п.); − участие представителей организаций-партнёров во внеурочных занятиях соответствующей тематической направленности; − социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Музей Мещовской средней общеобразовательной школы является эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Он становится средством творческой самореализации, инициирует патриотическое, гражданское, личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовнонравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма, гражданственности, духовности у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории школы, города, родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории и краеведения, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой. Библиотека Центра «Воспитание» - это особая среда, где разнообразными формами и методами осуществляется воспитательная деятельность. Она является неотъемлемой частью воспитательного процесса и потому не может стоять в стороне от воспитательных задач, ведь условия работы в Центре «Воспитание» требуют от библиотекаря участия во всей жизни коллектива. Библиотека это не только место для выдачи учебной и художественной литературы, но и библиотечное пространство, «...обеспечивающее доступ к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе. Функции библиотеки традиционны: воспитательная, образовательная, информационная. Чтобы воспитать у детей любовь к книге, надо, прежде всего, научить умению слушать её, понимать художественное содержание произведения. Библиотека - это формирование духовно богатой личности. Мероприятия, способствующие достижению данной цели, включаются в план работы библиотеки, а также в общий рабочий план. Воспитательные цели ярко прослеживаются в содержании и тематике мероприятий. В плане работы библиотеки Центра «Воспитание» отражены все направления содержания воспитательной работы: - патриотическое, нравственно-эстетическое, формирование основ правовых знаний, профилактика дорожно-транспортного травматизма, экологическое, трудовое воспитание, формирование потребности здорового образа жизни. Таким образом, Центр «Воспитание» имеет в лице библиотеки достойного, равноправного и надежного партнёра, способного оказать помощь в учебной, внешкольной и воспитательной работе. Давним социальным партнёром Центра «Воспитание» является районный краеведческий «Музей Трёх Цариц». Разработана программа сотрудничества на 2023-2024 учебный год. Обучающиеся Центра «Воспитание» принимают активное участие в работе выставок музея, лекториях, торжественных мероприятиях, посвящённых гражданским праздникам, значимым датам в жизни страны, области и района. Врачи ГБУЗ Ко Центральная Районная больница Мещовского района дважды в год приходят к обучающимся Центра «Воспитание» с интересными лекциями на тему сбережения здоровья подростков, пагубного влияния алкоголя, табака и наркотиков на физическое, умственное, эмоциональное и духовное здоровье подрастающего поколения. Неизгладимое впечатление на обучающихся оказывает и появление в стенах Центра представителей МОМВД РФ "Бабынинский" отдела полиции по Мещовскому району. Лекции, классные часы, сопровождаемые презентациями, являются эффективным средством воспитания и служат хорошей мерой профилактики подростковых преступлений. Тесные партнёрские отношения сложились у Центра с районным Домом культуры. Все значимые праздники в течение года ДК проводит сообща с Центром «Воспитание». Хореографический, вокальный коллективы Центра – всегда желанные гости на всех мероприятиях района. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результат воспитания– это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания. Выстроенная нами воспитательная работа, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать инаходить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в Центре «Воспитание» воспитательной работы осуществляется с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами Центра. Основными объектами анализа, организуемого в Центре «Воспитание» воспитательного процесса является критерий: динамика личностного развития обучающихся. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к учащимся, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, акачественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характеробщения и отношений между учащимися и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие учащихся – это результат как социального воспитания. Основными направлениями анализа организуемого в Центре «Воспитание» воспитательного процесса являются: Результаты воспитания, социализации и саморазвития учащихся Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития учащихся каждой студии. Осуществляется анализ педагогами студий совместно с педагогом- организатором и методистом с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития учащихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития учащихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. Состояние организуемой совместной деятельности детей и взрослых Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в Центре интересной, событийно-насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ педагогом-организатором, методистом, педагогами студий, представителями из числа учащихся и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью Центра. Способами получения информации о состоянии организуемой в Центре «Воспитание» совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с учащимися и их родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического совета или педагогическом совете Центра «Воспитание». Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: качеством проводимых ключевых дел; качеством совместной деятельности педагогов и их студий; качеством реализации личностно развивающего потенциала занятий студий; качеством организации предметно-эстетической среды Центра; качеством взаимодействия Центра и семей учащихся. Способами получения информации о состоянии организуемой в Центре совместной деятельности детей и взрослых могут быть: беседы с обучающимися и их родителями, педагогами; анкетирование и опросы учащихся и их родителей. Полученные результаты обсуждаются и анализируются на заседании педагогического методического совета педагогов. Итогом самоанализа воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическомуколлективу. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)