1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ «Территория туризма» Название программы Лобанов В.А. 2. 3. 4. 5. Авторы программы Тип программы Направленность программы Год разработки, редактирования 6. 7. Срок реализации 8. Характеристика обучающихся Цель программы 9. Общее количество часов модифицированная Туристско-краеведческая 2024 1 год 72 часа. 8-13 лет создание условий для развития индивидуальных личностных качеств ребенка, формирования ключевых компетенций (ценностно-смысловых, учебнопознавательных, социокультурных, коммуникативных) в процессе коллективной туристско-краеведческой деятельности 10. Задачи программы раскрыть индивидуальные психологические возможности детей и обеспечить их развитие в процессе коллективной деятельности; - обучать жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для участия в туристских походах, соревнованиях по спортивному ориентированию, по спортивному туризму и выживанию в экстремальных условиях развивать познавательные, физические способности обучающихся, стремление к активному и содержательному проведению свободного времени, умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. развивать разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления; воспитывать культуру коллективных действий, бережное отношение к окружающей среде, навыки здорового образа жизни, - воспитывать творческую, самостоятельную, активную, ответственную личность; - - воспитывать патриотическое отношение к своей малой родине, государству. 11. Ключевые компетенции 12 13. Форма занятий Режим занятий Ценностно-смысловые, социокультурные, информационные групповая учебно-познавательные, коммуникативные, 3 раза в неделю по 1-2 часу 14. 15. Содержание программы Место реализации Программа направлена на адаптацию ребенка к процессам, протекающим в современном обществе, его социализацию в условиях современной жизни; В содержании программы выделены следующие разделы: основы туристской подготовки, топография и спортивное ориентирование, краеведение, основы гигиены и первая доврачебная помощь, техника пешеходного туризма, общая физическая подготовка. Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание» и МКОУ «Мещовская средняя школа». Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка Данная программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей туристско-краеведческой направленности, очной формы обучения, сроком реализации 1 год, для детей 8 -13 лет стартового уровня освоения. Программа реализуется с использованием сетевого взаимодействия Центра «Воспитание» с МКОУ «Мещовская средняя школа». Программа позволяет дать основные представления обучающихся о пешеходном туризме. Стратегическая цель образования в России ориентирована на развитие творческих способностей ребенка, стремления его к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. Учреждения дополнительного образования - центр творческого развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения. Туристско-краеведческая деятельность является развивающей и воспитывающей. Она обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников в условиях и ситуациях, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах Туризм - средство познания своего края, а также средство физического и духовного развития, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации детей. Такого объема и сочетания педагогического воздействия не может дать ни одна другая форма дополнительного образования детей Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Устав Центра «Воспитание» 8. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. 9. Положение о порядке выдачи свидетельства о дополнительном образовании. Актуальность программы в том, что она направлена на: эффективное средство оздоровления, воспитания и развития подростка, его профессиональной ориентации и социальной адаптации. обучение и развитие социализации подростков, которые формируется в коллективнопоходной практической деятельности на маршруте, активном пребывании обучающихся в естественно-природных условиях, отвлечении подростка от пагубного воздействия негативной социальной среды. • самостоятельную деятельность обучающихся, умение строить общественные и личностные отношения, Образовательная программа основывается и направлена на расширение предметных компетенций образовательных областей «Физическая культура», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История» общеобразовательной организации (школы). Отличительные особенности образовательной программы в использовании регионального компонента через практическую исследовательскую деятельность по изучению родного края . Отбор содержания программы основывается на современных тенденциях личностноориентированного обучения и на следующих педагогических принципах: • Научности. Система деятельности педагога и обучающихся управляется целями и задачами, основанными на принципе, научности; учете современных достижений в области психологии, педагогики, социологии. • Комплексности. Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других. • Интеграции - совмещении в одной программе различных направлений. • Гуманизации - личностно-ориентированный подход в воспитании. • Деятельностного подхода - любые знания приобретаются во время активной деятельности. • Соответствия возрастным и индивидуальным возможностям- обучение строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития. • Адекватности требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует их оптимизации и повышению эффективности. • Постепенности (пошаговости) и систематичности в образовательной деятельности, следованию от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным. • Индивидуализации темпа работы - перехода к новому этапу обучения только после освоения материала предыдущего. • Повторяемости - цикличность повторения материала. • Коллективизма. Только сплоченный туристский коллектив способен пройти сложный маршрут и выполнить поставленные задачи без травм и несчастных случаев. Программа предполагает обучение в течение одного года, программа стартового уровня. Программы второго и третьего годов обучения - программы совершенствования знаний и умений, повышения спортивной квалификации. При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп: - нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие) - логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание) - соматически ослабленные (часто болеющие дети). Формы реализации образовательной программы – использование сетевого взаимодействия Центра «Воспитание» с МКОУ «Мещовская средняя школа». Программа предусматривает взаимодействие в образовательном процессе специалистов и материально-технических условий сетевых партнеров: Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание»» и МКОУ «Мещовская средняя школа». Особенности возрастной группы Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся 9- 13лет. Специальных навыков по туристско-краеведческой подготовке не требуется. Дети не должны иметь медицинских противопоказаний к занятиям спортом. Организационно - педагогические условия реализации программы Внутренними условиями реализации программы являются: • наличие необходимого для занятий туризмом и ориентированием снаряжения и инвентаря, обеспечение наполняемости группы в соответствии с программой. Внешними условиями являются: • стабильная социально политическая обстановка в стране, необходимое и достаточное финансирование туристских мероприятий, как бюджетное, так и внебюджетное, • устойчивый рост материального благосостояния населения, обеспечивающий приток обучающихся, поскольку из-за отсутствия финансирования значительную долю расходов на организацию и проведение учебно-тренировочных походов, участие в соревнованиях несут родители обучающихся; • взаимодействие с учреждениями и организациями, занимающимися туристской деятельностью и ориентированием. • Объем программы: 72 часа. Форма занятий - коллективные, групповые, индивидуальные, теоретические и практические занятия, тренировочные, контрольные занятия, круговая тренировка, соревнования, эстафеты, походы, слеты Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год, с учетом индивидуальных способностей детей (физических, творческих, моральноволевых). В течение обучения предполагается организация и проведение степенного или категорийного похода, участие в соревнованиях различного уровня, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Режим занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1-2 часу Формы и методы организации образовательной деятельности Для реализации программы используются следующие методы обучения: 1. Поисково-исследовательский метод. 2. Метод самореализации, самоуправления через участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях, через различные творческие дела. 3. Метод контроля врачебный, самоконтроль. Также разнообразны формы работы: - практические занятия; - тренировка по развитию физических качеств, закреплению различных практических умений и навыков; - проведение соревнований по спортивному ориентированию и спортивному туризму; - участие в туристических слётах, походах, экскурсиях; 1.2 Цель программы: создание условий для развития индивидуальных личностных качеств ребенка, формирования ключевых компетенций (ценностно-смысловых, учебнопознавательных, социокультурных, коммуникативных) в процессе коллективной туристско-краеведческой деятельности. Задачи программы: обучающие: - обучать жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для участия в туристских походах, соревнованиях по спортивному ориентированию, по спортивному туризму и выживанию в экстремальных условиях развивающие: - раскрыть индивидуальные психологические возможности детей и обеспечить их развитие в процессе коллективной деятельности; - развивать познавательные, физические способности обучающихся, стремление к активному и содержательному проведению свободного времени, умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность - развивать разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления; воспитывающие: -воспитывать культуру коллективных действий, бережное отношение к окружающей среде, навыки здорового образа жизни, -воспитывать творческую, самостоятельную, активную, ответственную личность; -воспитывать патриотическое отношение к своей малой родине, государству. Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении разделов программы каждого годового цикла, при проведении занятий, тренировок, соревновательных мероприятий. В содержании программы выделены следующие разделы: основы туристской подготовки, топография и спортивное ориентирование, краеведение, основы гигиены и первая доврачебная помощь, техника пешеходного туризма, общая физическая подготовка. № 1 2 3 4 5 6 1.3.Содержание программы Учебный план Раздел учебного курса, программы Форма Количество часов на аттестац изучение раздела ии Всего На На теорию практик у Основы туристской подготовки 18 8,5 9,5 Зачет, практическ ие занятия, поход выходного дня, Топография и ориентирование 14 7 7 Топографи степенной ч еский поход диктант, зачет Краеведение 8 4 4 Контрольн ы е занятия Основы гигиены и первая доврачебная 6 3 3 Зачеты, помощь практическ ие занятия, викторины поход выходного Спортивный туризм 18 4 14 Викторины дня, 2-3 ,дневной зачеты, краеведчес поход к ий Общая и специальная физическая 8 1,5 6,5 Контрольн диктант подготовка ые нормативы , соревнован и я, эстафеты, игры поход ИТОГО: 72 часа 28 44 выходного Зачетный степенной поход вне сетки часов. дня, 2-3 вне сетки часов Соревнования по спортивному туризму и дневной спортивному ориентированию поход Учебно-тематический план №п/п Тема Количество часов Всего На теори ю На практ и ку 2 18 часов 1 1 2 1 1 4 2 2 1.3 Основы туристской подготовки Туристские путешествия, история развития туризма Воспитательная роль туризма Техника безопасности при проведении туристских походов,занятий Личное и групповое туристское снаряжение 1.4 Организация туристского быта. Привалы и ночлеги 2 1 1 1.5 Подготовка к походу, путешествию 2 1 1 1.6 1.7 1.8 Питание в туристском походе Туристские должности в группе 2 2 2 1 1 0,5 1 1 1,5 2 2 2 2 2 2 2 14 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 8 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 6 0,5 0,5 0,5 0,5 2 1 1 2 1 18 1 1 1 1 1 7 1 1.1 1.2 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4. 4.4 4.5 4.6 4.7 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 6. Правила движения в походе, преодоление препятствий Топография и ориентирование Понятие о топографической и спортивной карте Условные знаки Ориентирование по горизонту, азимут Компас. Работа с компасом Измерение расстояний Способы ориентирования Ориентирование по местным предметам Действия в случае потери ориентировки Краеведение Родной край, его природные особенности, история, известные земляки Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи Изучение района путешествия Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры Основы гигиены и первая доврачебная помощь Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений Основные приемы оказания первой доврачебной помощи Приемы транспортировки пострадавшего Спортивный туризм Основные приемы страховки Узлы - классификация по использованию Страховочная система. Основные и вспомогательные веревки. Карабины. Прохождения технических этапов Общая и специальная физическая подготовка 2 4 4 8 8 1 3 3 дата 6.1 6.2 6.3 6.4 Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений Врачебный контроль, самоконтроль,предупреждение спортивных травм на тренировках Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка ИТОГО: Зачетный степенной(категорийный) поход Соревнования по спортивному туризму и спортивному ориентированию Содержание учебного плана 2 1 1 2 0,5 1,5 2 2 0 2 0 2 72 часа вне сетки часов. вне сетки часов 1. Основы туристской подготовки 1.1. Туристские путешествия, история развития туризма. Воспитательная роль туризма Теория Туризм - средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме. Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориентированию. Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Роль туристскокраеведческой деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе. Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Практические занятия Выработка законов, правил, норм и традиций туризма, традиций своего коллектива. 1.2. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий Теория Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Правила поведения при поездках группы на транспорте. Практические занятия Соблюдение мер безопасности при преодолении естественных препятствий. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением. 1.3. Личное и групповое туристское снаряжение Теория Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для однотрехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Подготовка личного снаряжения к походу. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование, рукавицы, ножи, половник и др. Практические занятия Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за ним и ремонт. 1.4. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги Теория Привалы и ночлеги в походе. Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря; планирование лагеря (выбор места для палаток и костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы). Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка дров. Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. Уборка места лагеря перед уходом группы. Организация ночлегов в помещении. Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Практические занятия Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). 1.5. Подготовка к походу, путешествию Теория Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Ознакомление с районом похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут. Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения. Практические занятия Составление плана подготовки похода. Составление плана-графика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения. 1.6. Питание в туристском походе Теория Значение правильного питания в походе. Организация питания в 2-3-дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Практические занятия Составление меню и списка продуктов для похода 1.7. Туристские должности в группе Теория Должности постоянные и временные. Командир группы. Требования к командиру группы Постоянные должности в группе: заместитель командира по питанию, заместитель командира по снаряжению, проводник (штурман), краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф, ответственный за отчет о походе. Другие должности: культорганизатор, физорг и т.д. Временные должности - дежурные по кухне, их обязанности (приготовление пищи, мытье посуды). Дежурные (дублеры) по постоянным должностям: дежурный командир, дежурный штурман и т.д. Практические занятия Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов. 1.8. Правила движения в походе, преодоление препятствий Теория Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Практические занятия Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности (лес, заросли кустарников, завалы, заболоченная местность). 2. Топография и ориентирование 2.1. Понятие о топографической и спортивной карте Теория Определение топографии и топографических карт, их значение для народного хозяйства и обороны государства, значение топокарт для туристов. Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации. Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути. Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координат точек на карте. Назначение спортивной карты, ее отличие от топографической. Масштабы спортивной карты. Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях. Практические занятия Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. 2.2. Условные знаки Теория Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные, полугоризонтали. Подписи горизонталей, метки высот, урезы вод. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу. Практические занятия Изучение на местности предметов, изображенных на карте. Знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, минисоревнования. 2.3. Ориентирование по горизонту, азимут Теория Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо («роза направлений»).| Определение азимута. Азимутальное кольцо. Измерение и построение углов (направлений) на карте, азимутальный тренировочный треугольник. Практические занятия Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное измерение азимутов на карте (транспортиром). Построение тренировочных азимутальных треугольников. 2.4. Компас, работа с компасом Теория Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом. Ориентир. Что может служить ориентиром. Движение по азимуту, его применение. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек компасами Адрианова и жидкостным. Практические занятия Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков. 2.5. Измерение расстояний Теория Способы измерения расстояний на местности и на карте. Величина среднего шага, его измерение. Курвиметр, использование нитки. Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по времени движения. Практические занятия Измерение своего среднего шага (пары шагов), построения графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба. 2.6. Способы ориентирования Теория Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейные, точечные, звуковой ориентир, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Сходные (параллельные) ситуации. Составление абрисов. Оценка скорости движения. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, выдерживание общего заданного направления, использование солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Виды и организация разведки в походе, опрос местных жителей. Практические занятия Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отысканию на карте сходных (параллельных) ситуаций, определению способов привязки. Занятия по практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде 2.7. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки Теория Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута на Солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда, ее нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов. Использование звуковой пеленгации, источников света в ночное время. Практические занятия Упражнения по определению азимута движения по тени от солнца, определение азимута в разное время дня. 3. Краеведение 3.1. Родной край, его природные особенности, история, известные Земляки Теория Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края. Транспортные магистрали. Промышленность. Экономика и культура края, перспектива его развития. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры. Знатные люди края, их вклад в его развитие. История своего населенного пункта. Практические занятия Знакомство с картой своего края. «Путешествия» по карте. Проведение краеведческих викторин. 3.2. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионные объектов, музеи Теория Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсии. Памятники истории и культуры, музеи края. Краеведческие и мемориальные музеи, народные и школьные музеи. Практические занятия Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение музеев, экскурсионных объектов. 3.3. Изучение района путешествия Теория Определение цели и района похода. Сбор сведений о районе похода: изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т.п. Разработка маршрута, составление плана- графика движения. Подготовка докладов о районе похода: по истории, климату, рельефу, флоре, фауне и т.д. Практические занятия Подготовка и заслушивание докладов по району предстоящего похода. 3.4. Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы я памятников культуры Теория Краеведческая работа - один из видов общественно полезной деятельности. Выполнение краеведческих заданий: сбор материалов по истории, поисковая работа, запись воспоминаний участников и очевидцев памятных событий. Метеорологические наблюдения. Гидрологические наблюдения. Изучение растительного и животного мира. Геологический поиск. Простейшие приборы для краеведческой и исследовательской работы. Работа в музеях, архивах, библиотеках. Практические занятия Проведение различных краеведческих наблюдений. Сбор материалов для школьного музея, предметных кабинетов. Знакомство с краеведческими объектами. Изучение краеведческой литературы. 3.5. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний Теория Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, водные процедуры (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание). Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов. Практические занятия Разучивание комплекса упражнений гимнастики. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за одеждой и обувью. 3.6. Походная медицинская аптечка Теория Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампулы, таблетки, порошки, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных походов. Перечень и назначение, показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Новейшие фармакологически препараты. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые при хронических заболеваниях. Практические занятия Формирование походной медицинской аптечки. 3.7. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи Теория Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика травматизма и заболеваний. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка. Практические занятия Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы или постановка диагноза, практическое оказание помощи). 3.8. Приемы транспортировки пострадавшего Теория Зависимость способа транспортировки пострадавшего от характера и места повреждения, состояния, количества оказывающих помощь. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации. Практические занятия Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных способов транспортировки пострадавшего. 4. Спортивный туризм 4.1. Основные приемы страховки Теория Основные понятия о технике туризма. Характеристика естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила пользования альпенштоком. Практические занятия Организация переправы по бревну с самостраховкой. Использование альпенштока на склонах. 4.2. Узлы - классификация по использованию Теория Изучение узлов и их применение Практические занятия Вязание узлов: ткацкий, прямой, проводник, восьмерка, булинь, встречный 4.3. Страховочная система. Основные и вспомогательные веревки. Карабины. Теория Назначение и использование универсальной страховочной системы и карабинов. Приемы самостраховки. Приемы страховки партнеров. Протравливание веревки при рывке, формирование связок. Укорачивание веревки. Практические занятия Надевание страховочной системы на время 4.4. Прохождения технических этапов Теория Правила прохождения технических этапов Практические занятия Отработка элементов техники пешеходного туризма: подъем и спуск по склону спортивным способом, траверс склона по перилам, движение по параллельным веревкам, навесная переправа, переправа по бревну с перилами и с шестом, броды, переправа болота по кладям и кочкам 5. Общая и специальная физическая подготовка 5.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений Теория Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костносвязочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособность. Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом. 5.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках Теория Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке. Дневник самоконтроля. Практические занятия Ведение дневника самоконтроля. 5.3. Общая физическая подготовка Теория Основная задача общей физической подготовки - развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств туристов. Всесторонняя физическая подготовка - основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов. Требования к физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и тактикой. Практические занятия Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скакалкой, гантелями. Лыжный спорт, Гимнастические упражнения. Плавание (освоение одного из способов). 5.4. Специальная физическая подготовка Теория Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства туристов. Место специальной физической подготовки на различных этапах процесса тренировки. Характеристика и методика развития физических и специальных качеств, необходимых туристу: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы. Индивидуальный подход в общей и специальной физической подготовке. Основная цель тренировочных походов - приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода. Практические занятия Упражнение на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты. Упражнения на развитие силы. Упражнения на развитие гибкости, на растягивание и расслабление мышц. К концу обучения, обучающиеся: Название разделов узнают научатся 1. Основы туристской подготовки Туристские Основные сведения по истории путешествия, история развития туризма в России. Виды развития туризма туризма. Воспитательная роль Роль туризма в становлении туризма личности. Техника безопасности Меры безопасности при проведении Использовать самостраховку при при проведении тренировочных занятий и а походе, преодолении несложных туристских походов, естественных препятствий. при преодолении естественных занятий препятствий. Правила поведения в населенных пунктах Личное и групповое Требования, предъявляемые к Составлять перечень личного и туристское снаряжение туристскому снаряжению. Перечень группового снаряжения для похода личного и группового снаряжения выходного дня с учетом погодных для походов выходного дня условий. Укладывать рюкзак. Подгонять снаряжение. Ухаживать за снаряжением Организация туристского быта. Привалы и ночлеги Подготовка к походу, путешествию Основные требования к месту привала и бивака. Порядок работы по развертыванию и свертыванию лагеря. Основные типы костров и их назначение. Порядок подготовки к походу. Основные источники сведений о районе похода Выбирать место для бивака, привала. Устанавливать палатки и размещать в ней вещи. Группы условных знаков. Изображение рельефа на карте. Типичные формы рельефа Стороны горизонта. Понятие азимута и его определение Устройство компаса. Четыре действия с компасом. Понятие ориентиров Читать и изображать топографические знаки. Определять рельеф по карте Измерять и строить азимут. Составлять план подготовки похода. Изучать район похода. Составлять план-график движения. Подготавливать снаряжение Питание в туристском Основные требования к продуктам, Составлять меню и список походе продуктов. Фасовать и используемым в походе. Правила упаковывать продукты. хранения продуктов в походе. Принцип составления меню и списка продуктов Туристские должности в Перечень должностей членов Выполнять обязанности по группе туристской группы и основные их должностям в период подготовки, обязанности проведения и подведения итогов похода Правила движения в Основные правила движения группы Соблюдать правила и режим походе, преодоление движения. Преодолевать на маршруте. Общие препятствий характеристики естественных несложные естественные препятствия препятствий и правила их преодоления 2. Топография и ориентирование Понятие о Понятие о масштабе карты. Определять масштаб и расстояние топографической и Различия топографических и по карте. Копировать участки спортивной карте спорт.карт. маршрута на кальку Условные знаки Ориентирование по горизонту, азимут Компас. Работа с компасом Измерение расстояний Способы ориентирования Ориентирование по местным предметам Действия в случае потери ориентировки Способы измерения расстояния по карте и на местности. Использование курвиметра. Способы ориентирования с помощью карты в походе. Сохранение направления движения. Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Организация разведки маршрута. Движение по легенде Определение сторон горизонта по небесным светилам и местным предметам. Порядок действий в случае потери 3. Краеведение Ориентировать карту по компасу. Выполнять прямую и обратную засечки, двигаться по азимуту с помощью компаса Измерять расстояние на карте и на местности Определять ориентиры движения, способы привязки, точки стояния. Определять стороны горизонта по небесным светилам и местным предметам. Родной край, его Основные сведения о климате, природные особенности, растительном и животном мире история, известные родного края. Транспортные земляки магистрали. Основные сведения по истории, культуре своего населенного пункта Памятники истории, культуры и Туристские возможности родного природы родного края. края, обзор Персоналии. экскурсионных объектов, музеи Изучение района путешествия Работать со справочным материалом, наносить краеведческие объекты на карты, Разрабатывать маршрут по памятным местам своего края, проводить опросы местных жителей, обрабатывать собранные краеведческие материалы. Готовить доклады, рефераты, фоторепортажи. Планирование маршрута с учетом посещения памятных объектов. Сбор краеведческих сведений о районе похода Общественно полезная Порядок выполнения краеведческих Проводить экологические акции, работа в путешествии, задний на маршруте выпускать эколистки, описывать охрана природы и мемориальные объекты памятников культуры 4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь Личная гигиена туриста, Уход за телом, одеждой и обувью. профилактика Гигиенические требования при Подбирать одежду и обувь для заболеваний занятиях занятий и похода. Выполнять туризмом. Гигиена тела, одежды и комплекс упражнений утренней обуви, Сущность закаливания и зарядки систематических занятий спортом Подбирать состав медицинской (групповой и личной)аптечки на Состав медицинской аптечки, ее Походная медицинская хранение при транспортировке. поход выходного дня и аптечка, использование Назначение и дозировка препаратов. многодневный поход. лекарственных растений Личная аптечка туриста Основные приемы Правили оказания первой Оказывать первую доврачебную оказания первой доврачебной помощи при тепловом помощь. Знать способы доврачебной помощи и солнечном ударе, ожогах. обеззараживания воды Оказание помощи утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Наложение повязок Приемы Способы транспортировки. Изготавливать транспортировки Определение способа транспортировочные средства и пострадавшего транспортировки пострадавшего транспортировать пострадавшего 5. Спортивный туризм Основные приемы Организация самостраховки. Пользоваться альпенштоком страховки Правила пользования альпенштоком. Узлы - классификация Узлы Вязать узлы: ткацкий, прямой, по использованию проводник, восьмерка, булинь. Страховочная система. Назначение туристского Одевать страховочные системы на оборудования время Основные и вспомогательные веревки. Карабины. Прохождения технических этапов Правила прохождения технических Подниматься и спускаться по этапов склону спортивным способом, траверс склона по перилам, двигаться по параллельным веревкам, навесная переправа, переправа по бревну 6. Общая и специальная физическая подготовка Краткие сведения о Краткие сведения о строении строении и функциях организма человека. Влияние организма человека и физических упражнений на влиянии физических укрепление здоровья и упражнений предотвращение траматизма Врачебный контроль, Значение врачебного контроля и Осуществлять самоконтроль и самоконтроля вести дневник самоконтроля самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках Общая физическая Значение регулярной общей Выполнять принятые в школьной подготовка физической подготовки в программе нормативы по укреплении здоровья и подготовке к физической подготовке с походам превышением их на 10-15% 1.4. Планируемые результаты освоения программы Личностными результатами изучения программы «По дороге с компасом и картой» являются: - формирование положительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к природе, как основным ценностям в жизни человека, к Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям; развитие интереса к изучению географии, истории и краеведения; формирование первоначальных туристских умений и навыков. Обучающиеся получат возможность для формирования: познавательной мотивации к развитию физической культуры и туризма; - умений и навыков способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; - понимания значимости туризма для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека; мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур. Регулятивные УУД: Обучающиеся научатся: - адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы педагогом; следовать на занятиях инструкциям педагога; вносить коррективы в свою работу. Обучающиеся получат возможность научиться: понимать цель выполняемых действий; адекватно оценивать правильность выполнения задания; основам туристских умений и навыков; работать индивидуально, в паре, в группе; - умению осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; беречь и защищать природу. Коммуникативные УУД; Обучающиеся научатся: - отвечать на вопросы и задавать вопросы; - выслушивать друг друга; Обучающиеся получат возможность научиться: - рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье человека; - различать виды туризма (пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный, спортивный); - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, в коллективе; - безопасному поведению во время занятий в спортивном зале, на спортивной площадке, в природной среде; - участвовать в степенных и категорийных походах, туристских слетах, соревнованиях Познавательные УУД Обучающиеся научатся: - читать топографические карты; - следовать законам «Кодекса туриста»; - ориентироваться на местности (по природным признакам, по компасу); Обучающиеся получат возможность научиться: - осуществлять деятельность в коллективе; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную литературу; - различать виды туристской деятельности; 2. Комплекс организационно- педагогических условий 1 год 1 01.09 31.05 108 36 72 2 01.09-31.12 декабрь 09.01-31.05 2.2. Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение: • оборудованное помещение для теоретических и практических занятий • спортзал для проведения тренировок • полигон для практических занятий на местности • комплекты спортивных и топографических карт • туристское снаряжение: Рюкзак объемом не менее 80 литров Спальный мешок Палатка « Зима» Дата проведения итоговой аттестации Дата проведения Промежуточной аттестации Даты начала и окончания учебного периода Учебные периоды Кол-во часов по программе Учебных недель Календарный учебный график Кол-во Кол-во учебных дней Окончание занятий Начало занятий Г руппа Год обучения 2.1. май Радиостанции портативные Навигационное устройство походного типа GarmineTrex30 Спутниковый трек типа SPOT Карабины классический автомат с муфтой Палатка туристская с тентом (каркасно-дуговая) 4-местная Жумар Пантин, зажим ножной Зажим грудной "Кроль Поддержка "Кроля" Гри-гриМоскомпас модель 2 быстрая стрелка Веревка туристская статическая(сечение - 10мм.) Верёвка туристическая « Высота»( сечение - 10мм) Скалодром (максимальный возможный размер 6 х 11,7 м Система страховочная Спусковое устройство Каска туристская Зарядное устройство на солнечных батареях - 2шт. Кадровое обеспечение Занятия проводит квалифицированный педагог, владеющий прикладной психологией, имеющий туристский опыт, позволяющий проводить категорийные походы 1,2 категории сложности 2.3. Оценочный материалы Оценка эффективности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Результативность образовательного процесса в объединении определяется в ходе проведения промежуточной и итоговой аттестации на основании Положения «О проведении аттестации обучающихся Центра «Воспитание». Формы подведения итогов по разделам программы Раздел программы Основы туристской подготовки Топография и спортивное ориентирование Спортивный туризм Краеведение Формы подведения итогов Зачеты, практические занятия на проверку приобретенных навыков, поход выходного дня, степенной поход Топографический диктант, зачет Контрольные занятия: надевание страховочных систем на время, завязывание узлов. Прохождение коротких дистанций Викторины, зачеты, краеведческий диктант Зачеты, практические занятия, викторины поход выходного дня, Основы гигиены и первая 2-3 дневный поход доврачебная помощь Общая и специальная физическая подготовка Контрольные нормативы, соревнования, эстафеты, игры поход выходного дня, 2-3 дневный поход При подведении итогов оцениваются следующие параметры: • ЗУН; • Мотивация к занятиям; • Творческая активность обучающихся; • Достижения обучающихся. Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерий успешности определяется результатом участия обучающихся в соревнованиях по туристскому многоборью, спортивному ориентированию, туристкокраеведческом слете, участием в зачетных спортивных походах, категорийных походах, выполнением разрядных требований. 2.5.Методические материалы Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Наиболее эффективны, с позиций личностно-ориентированного подхода, технологии коллективного взаимообучения, (коллективного способа обучения), полного усвоения и технология игры. В условиях занятий туризмом коллективные действия по приобретению умений, при организованной добровольной взаимопомощи, позволяют всем обучающимся овладеть объемом знаний и умений, определенным в программе. Приемы и методы организации образовательной деятельности На каждом этапе реализации программы можно использовать самый широкий спектр методов, обеспечивающих максимально эффективное усвоение материала каждым воспитанником. Конкретные методы работы педагог выбирает согласно составу данной группы, ее обученности, личностным возможностям. Так, теоретические занятия разумно проводить в форме бесед, лекцийконсультаций, семинаров, используя наглядные материалы, сочетая теорию с практикой, полевые занятия - семинары, практикумы (в т.ч. индивидуальные), творческие, экспериментальные практические работы на местности. При реализации данной программы применяются разнообразные формы и методы работы. Методы: 1. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция. 2. Наглядные методы: использование оборудования спортивного зала; просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов. 3. Практические методы: спортивные тренировки, полигоны, соревнования, походы, зачетные занятия. Для эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность следует проводить на местностив форме соревнований, походов, сборов. 4. Методы контроля: теоретические и практические зачеты, тестирование. Формы: практические занятия, беседы, экскурсии, игровые программы, спортивные тренировки, полигоны, соревнования, походы, зачетные занятия, олимпиады, конференции и др. Учебное занятие представляет собой целостную динамическую систему взаимодействия педагога и обучающегося, состоящую из целей, содержания, методов, форм и реальных результатов обучения. Безусловно, важно педагогу максимально использовать уже имеющуюся мотивацию большинства детей, пришедших в объединение, постоянно поддерживать ее созданием «ситуаций успеха», успешного применения имеющегося опыта и приобретенных обучающимися знаний и умений на практике. Огромную роль играет и создание доброжелательной атмосферы в объединении, обстановки взаимной помощи, помощи более опытных и старших обучающихся младшим. 3. Список литературы: Для педагогов: 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. № 504 “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей” 3. Бруднов А. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. М.: «Владос», 2000. 4. Востоков И.Е. Классификация пешеходных маршрутов/ И.Е. Востоков.-Москва.,2000 5. Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие/ Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук.- Москва.: Академия, 2009.-205с. 6. Гелецкий В.М. Контроль технической подготовленности спортсменов в пешеходном туризме: материалы 7 Всероссийской науч.- практ.конф./В.М. Гелецкий, М.Ю. Станченко.Красноярск,23-25 аперля 2010.- Красноярск: ИПК СФУ, 2010.-с37-41. 7. Кодыш Э.Н. Пешеходный туризм. Техника преодоления препятствий: Методические рекомендации. - М.: МосгорСЮТур, 1995 8. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: уч-мет пособие/ Ю.С. Константинов.-Москва.: ЦДЮТ и К МО РФ, 2000,228 с. 9. Минхаиров Ф.Ф. Турист на дистанции. В помощь начинающему тренеру. 2 -е изд.Казань: РИЦ «Школа», 2007.-148с. 10. Нормативно - правовые документы по ВФСК ГТО . 2014 11. Постановление от 4 июля 2014 года N 41 об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" 12. Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. Москва ГОУ ЦРСДОД, 2003 13. Спортвный туризм в системе образования.- под ред. Губаненкова С.М. СПб.: ИД «Петрополис»,2008.-196с. Для родителей: 1 . Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - С.-Пб., 2000. 2 . Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия/Сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М., 1999. 3 // Детско - юношеский туризм и краеведение России 4 .Энциклопедия туриста под ред.Прохорова А.М. Панова В.Г., Гусева А.А. Москва.: научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993.-609с. Для обучающихся: 1. Алексеев А. А. Питание в туристском походе. - М. ЦДЮТур, 1996. 2. КупринА. Занимательно об ориентировании - ТСС России, 1996. 3. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. К столетию ориентирования. (1897-1997) - М.: ФСО РФ, 1997 4. РыжавскийГ. Я. Биваки - М.: ЦДЮТур, 1995. 5. Фесенко А. Б. Книга молодого ориентировщика. - М., 1997.