Рабочая программа "Мир информатики"

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Воспитание»

Утверждаю:
Директор Центра^Воспитание»
О.В.Титова
Приказ №115- 6д от 30.08.2024 г.

Рассмотрена
на заседании педагогического совета
от 30.08.2024г.
протокол №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Мир информатики»

СТУДИИ «ПРОГРАММИСТ»

Год обучения-1
Возраст обучающихся- 13-15 лет

Автор -составитель
Труфанова И.Э.,
педагог дополнительного образования

г. Мещовск, 2024

I.Пояснительная записка
1. Направленность – техническая.
2. Уровень сложности – базовый.
3. Особенности обучения
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной - подача материала всему детскому коллективу
индивидуальной
оказанием педагогом

самостоятельная

помощи

детям

при

работа обучающихся

возникновении

затруднения,

с
не

уменьшая активности обучающихся и содействуя выработки навыков самостоятельной
работы.
4.Особенности организации - объём 216 часов.
При проведении занятий используются:
Занятие – игра. Учащиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают
ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели
(используются различные игры: на развитие внимания и закрепления
терминологии,
закрепление

игры-тренинги,
пройденного

игры-конкурсы,

материала,

сюжетные

игры

на

интеллектуально-познавательные

игры, интеллектуально-творческие игры).
Занятие – исследование. Обучающимся предлагается создать рисунки в
векторном и растровом редакторах и провести ряд действий, после чего
заполнить таблицу своих наблюдений. Детям предлагается создать рисунок в
растровом редакторе и сохранить его с разным расширением, посмотреть
что изменилось, выводы записать на
листок.
Практикум – это общее задание для всех учащихся группы, выполняемое на
компьютере.
Занятие – беседа. Ведется диалог между педагогом и ребенком, что
позволяет обучающимся быть полноценными участниками занятия.
Индивидуальные практические работы - мини-проекты.
Заключительное

занятие,

завершающее

тему

–

защита

проекта.

Проводится для самих детей, педагогов, родителей.
4. Цель -

развитие логического мышления и познавательной активности детей

посредством формирования у учащихся навыков работы на компьютере, умения
работать с различными видами информации окружающего мира.
5. Задачи:
1.

Обучение

правилам

работы на компьютере и правилам

поведения в компьютерном классе;
2.

Формирование навыков работы

с прикладными программами:

Microsoft Power Pоint, текстовом редакторе Microsoft Word, графическом
редакторе Paint , Кумир, Excel.
3.

Выработка умения сохранить нужную информацию на жестком

диске; найти нужную информацию на жестком диске и в Интернете; создать,
сохранить, отредактировать и распечатать текст, рисунок; инсталлировать
игровую программу .
4.

Знакомство с играми-тренажерами, флеш-играми, обучающими

программами, электронными пособиями.
5.

Обучение выполнению практически значимых работ: написание

деловых бумаг, особенности их создания и оформления, изготовление визиток,
поздравительных открыток, школьных информационных публикаций (выпуск
школьной газеты, листовок, объявлений), подготовка печатных и электронных
материалов для социально-значимых проектов (школьных, городских);
Развивающие задачи:
1.

Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-

логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных
мыслительных операций, основных свойств внимания.
2.

Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать

собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать
на них.
3.

Развитие

творческого

и

рационального

подхода

к

решению

поставленных
задач.
4.

Развитие

мелкой

моторики,

зрительного

восприятия,

компьютерные
задания, игры, тренажеры.
Воспитательные задачи:
1.

Формирование информационной культуры

2.

Воспитание умения работать в мини-группе, культуру общения,
2

через

ведение диалога.
3.

Воспитание

настойчивости,

собранности,

организованности,

аккуратности.
4.

Воспитание бережного отношения к имуществу.

5.

Формирование навыков

здорового образа жизни посредством

осознания правил безопасной работы с компьютером.
6.

Режим занятий - три занятия в неделю по 2 часа.

7.

Формы занятий : очная.
Занятия проводятся в следующих формах и видах:

9.Ожидаемые результаты
Учащиеся, освоившие программу обучения должны знать:


по

способу

восприятия

информации

ее

подразделяют

на

зрительную, звуковую, тактильную, обонятельную и вкусовую;


по способу представления информации ее подразделяют на

текстовую, числовую, графическую;


информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на

большие расстояния;


человек может

быть

и

источником

информации

и

приемником

информации;


правила работы с компьютером и технику безопасности;



понятие носители информации;



основные этапы развития вычислительной техники;



понятие алгоритма и исполнителя;



систему команд исполнителя;



графические, текстовые, вычислительные возможности компьютера;



возможности

сети

Интернет;

что

данные

-

это

закодированная

информация;


что тексты и изображения - это информационные объекты;



что одну и ту же информацию можно представить различными

способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;


основы компьютерной грамотности, получит необходимую базу для

работы с потоками информационных данных и документацией;


как самостоятельно добывать и обрабатывать информацию по
3

предмету,

получит

навыки

дальнейшего

самостоятельного

обучения

и

самообразования;


как ориентироваться в современном информационном обществе и

освоит новейшие методы образования: обучающие программы, электронные
документы, развивающие игры и т.д.;


получит культурологические и экологические знания. Приобщатся к

культурному наследию. Все это, в конечном итоге будет способствовать
формированию

гражданственности

подрастающего

поколения.

Уметь:


представлять одну и ту же информацию в виде текста, рисунка, числа;



осуществлять поиск, преобразование, хранение, использование и

передачу информации;


использовать

компьютер

для

решения

учебных

и

редакторе,

создавать

и

простейших

практических
задач;


уметь

работать

в текстовом

редактировать
несложный текстовый документ;


уметь производить вычисления с помощью Калькулятора;



уметь применять простейший графический редактор

для

создания и редактирования рисунков;

текстами

составлять простейшие алгоритмы для исполнителя; работать с
и

изображениями

(информационными

объектами)

на

экране

компьютера;


пользоваться средствами информационных технологий: радио,

телефоном, магнитофоном, компьютером;


использовать компьютер для решения учебных и простейших

практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования
компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами
(создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко
используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор,
тренажёры и тесты;


создавать элементарные проекты и презентации с использованием

компьютера; сочетать свои интересы с интересами коллектива, найдут близких по
4

духу и общему делу друзей;


грамотно

работать

с

информацией,

методам

получения

информации из различных источников;


работать в различных графических программах.

Обладать


Навыками

организации

индивидуального

информационного

пространства, создания личных коллекций информационных объектов.


Опытом

использования

приобретенных

знаний

и

умений

в

практической деятельности в повседневной; навыками

работы

в

наиболее распространенной операционной системе
«Windows» и навыки работы в пакете офисных программ «MicrosoftOffice»,
навыки работы с графикой;


знаниями умениями и навыками для оформления в текстовом

редакторе любой информации;


навыками исследовательской деятельности;



опытом

в

налаживании

контактировать

коммуникаций,

научатся

в различных социальных группах, в

различных ситуациях.


знаниями умениями и навыками для оформления в текстовом

редакторе любой информации;


навыками исследовательской деятельности;



опытом

в

налаживании

контактировать

коммуникаций,

научатся

в различных социальных группах, в

различных ситуациях.

5

II.Календарно- тематический план
№

Наименование разделов тем

Всего

Теория

Практика

часов

Формы
контроля

1

Введение в предмет

4

2

2

Устный опрос

1.1

Правила поведения в кабинете

4

2

2

Устный опрос

56

24

32

Практическая

информатики. Некоторые
устройства и возможности
персональных компьютеров
2

Введение в логику

работа,
компьютерное
тестирование
2.1

Понятия: «вверх», «вниз»,

4

2

2

«влево», «вправо»

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

2.2

Развитие внимания

4

2

2

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

2.3

Выделение существенных

4

2

2

признаков предметов

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

2.4

Существенные признаки группы

12

6

6

предметов

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

2.5

Поиск «лишнего» предмета в

6

группе предметов

2

4

Практическая
работа,
компьютерное

6

тестирование

2.6

Выявление закономерностей в

6

2

4

расположении предметов

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

2.7

Решение логических задач

6

2

4

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

2.8

Урок загадок

4

2

2

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

2.9

Логика и конструирование

10

2

6

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

3.

Предметы

32

12

20

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

3.1

Признаки предметов

4

2

2

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

3.2

Описание предметов

4

2

2

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

3.3

Состав предметов

4

2

2

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

7

3.4

Действия предметов

6

3

3

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

3.5

Симметрия

6

3

3

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

3.6

Координатная сетка

6

3

3

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

3.7

Контрольная работа

2

Практическая

-

работа,
компьютерное
тестирование
4

Алгоритм

42

13

29

4.1

Действия предметов

4

2

2

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

4.2

Обратные действия

4

2

2

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

4.3

Последовательность событий

4

2

2

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

4.4

Алгоритм

4

2

2

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

4.5

Ветвление

4
8

2

2

Практическая

работа,
компьютерное
тестирование
4.6

Выполнение практической работы

6

0

6

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

4.7

Циклы

4

1

3

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

4.8

Программа «Кумир»

12

2

10

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

5

Множества

26

12

14

5.1

Элементы множества

4

2

2

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

5.2

Способы задания множеств

4

2

2

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

5.3

Сравнение множеств

4

2

2

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

5.4

Кодирование, декодирование

4

2

2

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

5.5

Вложенность

4

2

2

Практическая
работа,

9

компьютерное
тестирование
5.6

Пересечение, объединение

4

2

2

множеств

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

5.7

Тест «Множества»

2

0

2

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

6
6.1

Логика
Основы логики. Логические

12

4

8

4

2

2

операции и таблицы истинности

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

6.2

Дизъюнкция, конъюнкция и

6

2

4

Практическая
работа,

отрицание

компьютерное
тестирование

Проверочная работа

6.3

2

0

2

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

7

Excel

40

12

28

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

7.1

Интерфейс Excel и работа с

6

2

4

документами

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

7.2

Ввод данных. Типы, или форматы,

6

данных

2

4

Практическая
работа,
компьютерное

10

тестирование
7.3

Форматирование ячеек

6

2

4

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

7.4

Работа с данными

6

2

4

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

7.5

Формулы и функции

6

2

4

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

7.6

Создание диаграмм

6

2

4

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

7.7

Проверочная работа

4

0

4

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

8

Итоговое тестирование

4

0

4

Практическая
работа,
компьютерное
тестирование

Итого

216

80

136

III. Список литературы
Литература для педагога

1. Волошина О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях
11

информатики в детском саду. / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. – №19.
2. Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном
образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс,
1998. – 328 с.
3.

Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам.: пособие для дошкольников
5-6

дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.
4.

Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические

рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В.
Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
5.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер:
1-

4 классы./ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
6.

Кравцов С.С., Ягодина Л.А. Компьютерные игровые программы как

средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников./ С. С. Кравцов,
Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. – №12

12

Литература для учащихся
1.Агальцов В.П., Титов В.М., Информатика для экономистов: учебник. - М.:
ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2013-448с.
1.

Безручко В. Т. Информатика курс лекций: Учебное пособие. - М.:
ИД.

"Форум" : ИНФРА - М. 2013-432.с
2.

Дорогов Б.В., Дорогова Е.Г. Основы программирования на языке С:

учебное пособие. . - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2012-400с.
3.

Интернет технологии в экономике знаний: Учебник под ред.

Абдиксева Н.М. : - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2012-448с.
4.

Информатика для : Учебник/ Под редакцией В.М. Мартю , : 2009г - 880с

13

Литература для родителей
1.

Горячев

А.В.,

Горина

К.И.,

Волкова

Т.О.

Информатика

(«Информатика в играх и задачах»). – М.: Баласс, Школьный дом, 2010. – 64 c.
2.

3. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – 3-е изд. –

СПб.: Наука, 2013.
3.

Тур С.Н.: Учебник-тетрадь по информатике для 1 класса. / С.Н.

Тур, Т.П. Бокучава. – СПб.: БХВ – Петербург, 2007. – 112 с.
4.

Тетрадь с заданиями для развития детей. Игровая информатика. - в

2 частях. ИП Бурдина С.В.
5. Яшкин

В.Н.

Информатика

аппаратные

средства

персонального

компьютера: Учебное пособие. - М.: ИД. "Форум": ИНФРА - М. 2011.254с.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».