Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Воспитание»
Утверждаю:
Директор Центра^Воспитание»
О.В.Титова
Приказ №115- 6д от 30.08.2024 г.
Рассмотрена
на заседании педагогического совета
от 30.08.2024г.
протокол №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Мир информатики»
СТУДИИ «ПРОГРАММИСТ»
Год обучения-1
Возраст обучающихся- 13-15 лет
Автор -составитель
Труфанова И.Э.,
педагог дополнительного образования
г. Мещовск, 2024
I.Пояснительная записка
1. Направленность – техническая.
2. Уровень сложности – базовый.
3. Особенности обучения
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной - подача материала всему детскому коллективу
индивидуальной
оказанием педагогом
самостоятельная
помощи
детям
при
работа обучающихся
возникновении
затруднения,
с
не
уменьшая активности обучающихся и содействуя выработки навыков самостоятельной
работы.
4.Особенности организации - объём 216 часов.
При проведении занятий используются:
Занятие – игра. Учащиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают
ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели
(используются различные игры: на развитие внимания и закрепления
терминологии,
закрепление
игры-тренинги,
пройденного
игры-конкурсы,
материала,
сюжетные
игры
на
интеллектуально-познавательные
игры, интеллектуально-творческие игры).
Занятие – исследование. Обучающимся предлагается создать рисунки в
векторном и растровом редакторах и провести ряд действий, после чего
заполнить таблицу своих наблюдений. Детям предлагается создать рисунок в
растровом редакторе и сохранить его с разным расширением, посмотреть
что изменилось, выводы записать на
листок.
Практикум – это общее задание для всех учащихся группы, выполняемое на
компьютере.
Занятие – беседа. Ведется диалог между педагогом и ребенком, что
позволяет обучающимся быть полноценными участниками занятия.
Индивидуальные практические работы - мини-проекты.
Заключительное
занятие,
завершающее
тему
–
защита
проекта.
Проводится для самих детей, педагогов, родителей.
4. Цель -
развитие логического мышления и познавательной активности детей
посредством формирования у учащихся навыков работы на компьютере, умения
работать с различными видами информации окружающего мира.
5. Задачи:
1.
Обучение
правилам
работы на компьютере и правилам
поведения в компьютерном классе;
2.
Формирование навыков работы
с прикладными программами:
Microsoft Power Pоint, текстовом редакторе Microsoft Word, графическом
редакторе Paint , Кумир, Excel.
3.
Выработка умения сохранить нужную информацию на жестком
диске; найти нужную информацию на жестком диске и в Интернете; создать,
сохранить, отредактировать и распечатать текст, рисунок; инсталлировать
игровую программу .
4.
Знакомство с играми-тренажерами, флеш-играми, обучающими
программами, электронными пособиями.
5.
Обучение выполнению практически значимых работ: написание
деловых бумаг, особенности их создания и оформления, изготовление визиток,
поздравительных открыток, школьных информационных публикаций (выпуск
школьной газеты, листовок, объявлений), подготовка печатных и электронных
материалов для социально-значимых проектов (школьных, городских);
Развивающие задачи:
1.
Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-
логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных
мыслительных операций, основных свойств внимания.
2.
Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать
собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать
на них.
3.
Развитие
творческого
и
рационального
подхода
к
решению
поставленных
задач.
4.
Развитие
мелкой
моторики,
зрительного
восприятия,
компьютерные
задания, игры, тренажеры.
Воспитательные задачи:
1.
Формирование информационной культуры
2.
Воспитание умения работать в мини-группе, культуру общения,
2
через
ведение диалога.
3.
Воспитание
настойчивости,
собранности,
организованности,
аккуратности.
4.
Воспитание бережного отношения к имуществу.
5.
Формирование навыков
здорового образа жизни посредством
осознания правил безопасной работы с компьютером.
6.
Режим занятий - три занятия в неделю по 2 часа.
7.
Формы занятий : очная.
Занятия проводятся в следующих формах и видах:
9.Ожидаемые результаты
Учащиеся, освоившие программу обучения должны знать:
по
способу
восприятия
информации
ее
подразделяют
на
зрительную, звуковую, тактильную, обонятельную и вкусовую;
по способу представления информации ее подразделяют на
текстовую, числовую, графическую;
информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на
большие расстояния;
человек может
быть
и
источником
информации
и
приемником
информации;
правила работы с компьютером и технику безопасности;
понятие носители информации;
основные этапы развития вычислительной техники;
понятие алгоритма и исполнителя;
систему команд исполнителя;
графические, текстовые, вычислительные возможности компьютера;
возможности
сети
Интернет;
что
данные
-
это
закодированная
информация;
что тексты и изображения - это информационные объекты;
что одну и ту же информацию можно представить различными
способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
основы компьютерной грамотности, получит необходимую базу для
работы с потоками информационных данных и документацией;
как самостоятельно добывать и обрабатывать информацию по
3
предмету,
получит
навыки
дальнейшего
самостоятельного
обучения
и
самообразования;
как ориентироваться в современном информационном обществе и
освоит новейшие методы образования: обучающие программы, электронные
документы, развивающие игры и т.д.;
получит культурологические и экологические знания. Приобщатся к
культурному наследию. Все это, в конечном итоге будет способствовать
формированию
гражданственности
подрастающего
поколения.
Уметь:
представлять одну и ту же информацию в виде текста, рисунка, числа;
осуществлять поиск, преобразование, хранение, использование и
передачу информации;
использовать
компьютер
для
решения
учебных
и
редакторе,
создавать
и
простейших
практических
задач;
уметь
работать
в текстовом
редактировать
несложный текстовый документ;
уметь производить вычисления с помощью Калькулятора;
уметь применять простейший графический редактор
для
создания и редактирования рисунков;
текстами
составлять простейшие алгоритмы для исполнителя; работать с
и
изображениями
(информационными
объектами)
на
экране
компьютера;
пользоваться средствами информационных технологий: радио,
телефоном, магнитофоном, компьютером;
использовать компьютер для решения учебных и простейших
практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования
компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами
(создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко
используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор,
тренажёры и тесты;
создавать элементарные проекты и презентации с использованием
компьютера; сочетать свои интересы с интересами коллектива, найдут близких по
4
духу и общему делу друзей;
грамотно
работать
с
информацией,
методам
получения
информации из различных источников;
работать в различных графических программах.
Обладать
Навыками
организации
индивидуального
информационного
пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Опытом
использования
приобретенных
знаний
и
умений
в
практической деятельности в повседневной; навыками
работы
в
наиболее распространенной операционной системе
«Windows» и навыки работы в пакете офисных программ «MicrosoftOffice»,
навыки работы с графикой;
знаниями умениями и навыками для оформления в текстовом
редакторе любой информации;
навыками исследовательской деятельности;
опытом
в
налаживании
контактировать
коммуникаций,
научатся
в различных социальных группах, в
различных ситуациях.
знаниями умениями и навыками для оформления в текстовом
редакторе любой информации;
навыками исследовательской деятельности;
опытом
в
налаживании
контактировать
коммуникаций,
научатся
в различных социальных группах, в
различных ситуациях.
5
II.Календарно- тематический план
№
Наименование разделов тем
Всего
Теория
Практика
часов
Формы
контроля
1
Введение в предмет
4
2
2
Устный опрос
1.1
Правила поведения в кабинете
4
2
2
Устный опрос
56
24
32
Практическая
информатики. Некоторые
устройства и возможности
персональных компьютеров
2
Введение в логику
работа,
компьютерное
тестирование
2.1
Понятия: «вверх», «вниз»,
4
2
2
«влево», «вправо»
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
2.2
Развитие внимания
4
2
2
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
2.3
Выделение существенных
4
2
2
признаков предметов
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
2.4
Существенные признаки группы
12
6
6
предметов
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
2.5
Поиск «лишнего» предмета в
6
группе предметов
2
4
Практическая
работа,
компьютерное
6
тестирование
2.6
Выявление закономерностей в
6
2
4
расположении предметов
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
2.7
Решение логических задач
6
2
4
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
2.8
Урок загадок
4
2
2
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
2.9
Логика и конструирование
10
2
6
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
3.
Предметы
32
12
20
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
3.1
Признаки предметов
4
2
2
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
3.2
Описание предметов
4
2
2
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
3.3
Состав предметов
4
2
2
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
7
3.4
Действия предметов
6
3
3
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
3.5
Симметрия
6
3
3
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
3.6
Координатная сетка
6
3
3
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
3.7
Контрольная работа
2
Практическая
-
работа,
компьютерное
тестирование
4
Алгоритм
42
13
29
4.1
Действия предметов
4
2
2
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
4.2
Обратные действия
4
2
2
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
4.3
Последовательность событий
4
2
2
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
4.4
Алгоритм
4
2
2
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
4.5
Ветвление
4
8
2
2
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
4.6
Выполнение практической работы
6
0
6
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
4.7
Циклы
4
1
3
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
4.8
Программа «Кумир»
12
2
10
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
5
Множества
26
12
14
5.1
Элементы множества
4
2
2
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
5.2
Способы задания множеств
4
2
2
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
5.3
Сравнение множеств
4
2
2
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
5.4
Кодирование, декодирование
4
2
2
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
5.5
Вложенность
4
2
2
Практическая
работа,
9
компьютерное
тестирование
5.6
Пересечение, объединение
4
2
2
множеств
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
5.7
Тест «Множества»
2
0
2
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
6
6.1
Логика
Основы логики. Логические
12
4
8
4
2
2
операции и таблицы истинности
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
6.2
Дизъюнкция, конъюнкция и
6
2
4
Практическая
работа,
отрицание
компьютерное
тестирование
Проверочная работа
6.3
2
0
2
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
7
Excel
40
12
28
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
7.1
Интерфейс Excel и работа с
6
2
4
документами
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
7.2
Ввод данных. Типы, или форматы,
6
данных
2
4
Практическая
работа,
компьютерное
10
тестирование
7.3
Форматирование ячеек
6
2
4
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
7.4
Работа с данными
6
2
4
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
7.5
Формулы и функции
6
2
4
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
7.6
Создание диаграмм
6
2
4
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
7.7
Проверочная работа
4
0
4
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
8
Итоговое тестирование
4
0
4
Практическая
работа,
компьютерное
тестирование
Итого
216
80
136
III. Список литературы
Литература для педагога
1. Волошина О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях
11
информатики в детском саду. / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. – №19.
2. Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном
образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс,
1998. – 328 с.
3.
Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам.: пособие для дошкольников
5-6
дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.
4.
Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические
рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В.
Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
5.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер:
1-
4 классы./ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
6.
Кравцов С.С., Ягодина Л.А. Компьютерные игровые программы как
средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников./ С. С. Кравцов,
Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. – №12
12
Литература для учащихся
1.Агальцов В.П., Титов В.М., Информатика для экономистов: учебник. - М.:
ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2013-448с.
1.
Безручко В. Т. Информатика курс лекций: Учебное пособие. - М.:
ИД.
"Форум" : ИНФРА - М. 2013-432.с
2.
Дорогов Б.В., Дорогова Е.Г. Основы программирования на языке С:
учебное пособие. . - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2012-400с.
3.
Интернет технологии в экономике знаний: Учебник под ред.
Абдиксева Н.М. : - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2012-448с.
4.
Информатика для : Учебник/ Под редакцией В.М. Мартю , : 2009г - 880с
13
Литература для родителей
1.
Горячев
А.В.,
Горина
К.И.,
Волкова
Т.О.
Информатика
(«Информатика в играх и задачах»). – М.: Баласс, Школьный дом, 2010. – 64 c.
2.
3. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – 3-е изд. –
СПб.: Наука, 2013.
3.
Тур С.Н.: Учебник-тетрадь по информатике для 1 класса. / С.Н.
Тур, Т.П. Бокучава. – СПб.: БХВ – Петербург, 2007. – 112 с.
4.
Тетрадь с заданиями для развития детей. Игровая информатика. - в
2 частях. ИП Бурдина С.В.
5. Яшкин
В.Н.
Информатика
аппаратные
средства
персонального
компьютера: Учебное пособие. - М.: ИД. "Форум": ИНФРА - М. 2011.254с.
14