Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание» Утверждаю: Директор Центра^Воспитание» О.В.Титова Приказ №115- 6д от 30.08.2024 г. Рассмотрена на заседании педагогического совета от 30.08.2024г. протокол №1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мир информатики» СТУДИИ «ПРОГРАММИСТ» Год обучения-1 Возраст обучающихся- 13-15 лет Автор -составитель Труфанова И.Э., педагог дополнительного образования г. Мещовск, 2024 I.Пояснительная записка 1. Направленность – техническая. 2. Уровень сложности – базовый. 3. Особенности обучения Программа предусматривает использование следующих форм работы: фронтальной - подача материала всему детскому коллективу индивидуальной оказанием педагогом самостоятельная помощи детям при работа обучающихся возникновении затруднения, с не уменьшая активности обучающихся и содействуя выработки навыков самостоятельной работы. 4.Особенности организации - объём 216 часов. При проведении занятий используются: Занятие – игра. Учащиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели (используются различные игры: на развитие внимания и закрепления терминологии, закрепление игры-тренинги, пройденного игры-конкурсы, материала, сюжетные игры на интеллектуально-познавательные игры, интеллектуально-творческие игры). Занятие – исследование. Обучающимся предлагается создать рисунки в векторном и растровом редакторах и провести ряд действий, после чего заполнить таблицу своих наблюдений. Детям предлагается создать рисунок в растровом редакторе и сохранить его с разным расширением, посмотреть что изменилось, выводы записать на листок. Практикум – это общее задание для всех учащихся группы, выполняемое на компьютере. Занятие – беседа. Ведется диалог между педагогом и ребенком, что позволяет обучающимся быть полноценными участниками занятия. Индивидуальные практические работы - мини-проекты. Заключительное занятие, завершающее тему – защита проекта. Проводится для самих детей, педагогов, родителей. 4. Цель - развитие логического мышления и познавательной активности детей посредством формирования у учащихся навыков работы на компьютере, умения работать с различными видами информации окружающего мира. 5. Задачи: 1. Обучение правилам работы на компьютере и правилам поведения в компьютерном классе; 2. Формирование навыков работы с прикладными программами: Microsoft Power Pоint, текстовом редакторе Microsoft Word, графическом редакторе Paint , Кумир, Excel. 3. Выработка умения сохранить нужную информацию на жестком диске; найти нужную информацию на жестком диске и в Интернете; создать, сохранить, отредактировать и распечатать текст, рисунок; инсталлировать игровую программу . 4. Знакомство с играми-тренажерами, флеш-играми, обучающими программами, электронными пособиями. 5. Обучение выполнению практически значимых работ: написание деловых бумаг, особенности их создания и оформления, изготовление визиток, поздравительных открыток, школьных информационных публикаций (выпуск школьной газеты, листовок, объявлений), подготовка печатных и электронных материалов для социально-значимых проектов (школьных, городских); Развивающие задачи: 1. Развитие произвольности психических процессов, абстрактно- логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания. 2. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них. 3. Развитие творческого и рационального подхода к решению поставленных задач. 4. Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, компьютерные задания, игры, тренажеры. Воспитательные задачи: 1. Формирование информационной культуры 2. Воспитание умения работать в мини-группе, культуру общения, 2 через ведение диалога. 3. Воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности. 4. Воспитание бережного отношения к имуществу. 5. Формирование навыков здорового образа жизни посредством осознания правил безопасной работы с компьютером. 6. Режим занятий - три занятия в неделю по 2 часа. 7. Формы занятий : очная. Занятия проводятся в следующих формах и видах: 9.Ожидаемые результаты Учащиеся, освоившие программу обучения должны знать: по способу восприятия информации ее подразделяют на зрительную, звуковую, тактильную, обонятельную и вкусовую; по способу представления информации ее подразделяют на текстовую, числовую, графическую; информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния; человек может быть и источником информации и приемником информации; правила работы с компьютером и технику безопасности; понятие носители информации; основные этапы развития вычислительной техники; понятие алгоритма и исполнителя; систему команд исполнителя; графические, текстовые, вычислительные возможности компьютера; возможности сети Интернет; что данные - это закодированная информация; что тексты и изображения - это информационные объекты; что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами; основы компьютерной грамотности, получит необходимую базу для работы с потоками информационных данных и документацией; как самостоятельно добывать и обрабатывать информацию по 3 предмету, получит навыки дальнейшего самостоятельного обучения и самообразования; как ориентироваться в современном информационном обществе и освоит новейшие методы образования: обучающие программы, электронные документы, развивающие игры и т.д.; получит культурологические и экологические знания. Приобщатся к культурному наследию. Все это, в конечном итоге будет способствовать формированию гражданственности подрастающего поколения. Уметь: представлять одну и ту же информацию в виде текста, рисунка, числа; осуществлять поиск, преобразование, хранение, использование и передачу информации; использовать компьютер для решения учебных и редакторе, создавать и простейших практических задач; уметь работать в текстовом редактировать несложный текстовый документ; уметь производить вычисления с помощью Калькулятора; уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; текстами составлять простейшие алгоритмы для исполнителя; работать с и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера; пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером; использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты; создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера; сочетать свои интересы с интересами коллектива, найдут близких по 4 духу и общему делу друзей; грамотно работать с информацией, методам получения информации из различных источников; работать в различных графических программах. Обладать Навыками организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов. Опытом использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности в повседневной; навыками работы в наиболее распространенной операционной системе «Windows» и навыки работы в пакете офисных программ «MicrosoftOffice», навыки работы с графикой; знаниями умениями и навыками для оформления в текстовом редакторе любой информации; навыками исследовательской деятельности; опытом в налаживании контактировать коммуникаций, научатся в различных социальных группах, в различных ситуациях. знаниями умениями и навыками для оформления в текстовом редакторе любой информации; навыками исследовательской деятельности; опытом в налаживании контактировать коммуникаций, научатся в различных социальных группах, в различных ситуациях. 5 II.Календарно- тематический план № Наименование разделов тем Всего Теория Практика часов Формы контроля 1 Введение в предмет 4 2 2 Устный опрос 1.1 Правила поведения в кабинете 4 2 2 Устный опрос 56 24 32 Практическая информатики. Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров 2 Введение в логику работа, компьютерное тестирование 2.1 Понятия: «вверх», «вниз», 4 2 2 «влево», «вправо» Практическая работа, компьютерное тестирование 2.2 Развитие внимания 4 2 2 Практическая работа, компьютерное тестирование 2.3 Выделение существенных 4 2 2 признаков предметов Практическая работа, компьютерное тестирование 2.4 Существенные признаки группы 12 6 6 предметов Практическая работа, компьютерное тестирование 2.5 Поиск «лишнего» предмета в 6 группе предметов 2 4 Практическая работа, компьютерное 6 тестирование 2.6 Выявление закономерностей в 6 2 4 расположении предметов Практическая работа, компьютерное тестирование 2.7 Решение логических задач 6 2 4 Практическая работа, компьютерное тестирование 2.8 Урок загадок 4 2 2 Практическая работа, компьютерное тестирование 2.9 Логика и конструирование 10 2 6 Практическая работа, компьютерное тестирование 3. Предметы 32 12 20 Практическая работа, компьютерное тестирование 3.1 Признаки предметов 4 2 2 Практическая работа, компьютерное тестирование 3.2 Описание предметов 4 2 2 Практическая работа, компьютерное тестирование 3.3 Состав предметов 4 2 2 Практическая работа, компьютерное тестирование 7 3.4 Действия предметов 6 3 3 Практическая работа, компьютерное тестирование 3.5 Симметрия 6 3 3 Практическая работа, компьютерное тестирование 3.6 Координатная сетка 6 3 3 Практическая работа, компьютерное тестирование 3.7 Контрольная работа 2 Практическая - работа, компьютерное тестирование 4 Алгоритм 42 13 29 4.1 Действия предметов 4 2 2 Практическая работа, компьютерное тестирование 4.2 Обратные действия 4 2 2 Практическая работа, компьютерное тестирование 4.3 Последовательность событий 4 2 2 Практическая работа, компьютерное тестирование 4.4 Алгоритм 4 2 2 Практическая работа, компьютерное тестирование 4.5 Ветвление 4 8 2 2 Практическая работа, компьютерное тестирование 4.6 Выполнение практической работы 6 0 6 Практическая работа, компьютерное тестирование 4.7 Циклы 4 1 3 Практическая работа, компьютерное тестирование 4.8 Программа «Кумир» 12 2 10 Практическая работа, компьютерное тестирование 5 Множества 26 12 14 5.1 Элементы множества 4 2 2 Практическая работа, компьютерное тестирование 5.2 Способы задания множеств 4 2 2 Практическая работа, компьютерное тестирование 5.3 Сравнение множеств 4 2 2 Практическая работа, компьютерное тестирование 5.4 Кодирование, декодирование 4 2 2 Практическая работа, компьютерное тестирование 5.5 Вложенность 4 2 2 Практическая работа, 9 компьютерное тестирование 5.6 Пересечение, объединение 4 2 2 множеств Практическая работа, компьютерное тестирование 5.7 Тест «Множества» 2 0 2 Практическая работа, компьютерное тестирование 6 6.1 Логика Основы логики. Логические 12 4 8 4 2 2 операции и таблицы истинности Практическая работа, компьютерное тестирование 6.2 Дизъюнкция, конъюнкция и 6 2 4 Практическая работа, отрицание компьютерное тестирование Проверочная работа 6.3 2 0 2 Практическая работа, компьютерное тестирование 7 Excel 40 12 28 Практическая работа, компьютерное тестирование 7.1 Интерфейс Excel и работа с 6 2 4 документами Практическая работа, компьютерное тестирование 7.2 Ввод данных. Типы, или форматы, 6 данных 2 4 Практическая работа, компьютерное 10 тестирование 7.3 Форматирование ячеек 6 2 4 Практическая работа, компьютерное тестирование 7.4 Работа с данными 6 2 4 Практическая работа, компьютерное тестирование 7.5 Формулы и функции 6 2 4 Практическая работа, компьютерное тестирование 7.6 Создание диаграмм 6 2 4 Практическая работа, компьютерное тестирование 7.7 Проверочная работа 4 0 4 Практическая работа, компьютерное тестирование 8 Итоговое тестирование 4 0 4 Практическая работа, компьютерное тестирование Итого 216 80 136 III. Список литературы Литература для педагога 1. Волошина О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях 11 информатики в детском саду. / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. – №19. 2. Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с. 3. Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам.: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008. – 64 с. 4. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с. 5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1- 4 классы./ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с. 6. Кравцов С.С., Ягодина Л.А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников./ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. – №12 12 Литература для учащихся 1.Агальцов В.П., Титов В.М., Информатика для экономистов: учебник. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2013-448с. 1. Безручко В. Т. Информатика курс лекций: Учебное пособие. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2013-432.с 2. Дорогов Б.В., Дорогова Е.Г. Основы программирования на языке С: учебное пособие. . - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2012-400с. 3. Интернет технологии в экономике знаний: Учебник под ред. Абдиксева Н.М. : - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2012-448с. 4. Информатика для : Учебник/ Под редакцией В.М. Мартю , : 2009г - 880с 13 Литература для родителей 1. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). – М.: Баласс, Школьный дом, 2010. – 64 c. 2. 3. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – 3-е изд. – СПб.: Наука, 2013. 3. Тур С.Н.: Учебник-тетрадь по информатике для 1 класса. / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. – СПб.: БХВ – Петербург, 2007. – 112 с. 4. Тетрадь с заданиями для развития детей. Игровая информатика. - в 2 частях. ИП Бурдина С.В. 5. Яшкин В.Н. Информатика аппаратные средства персонального компьютера: Учебное пособие. - М.: ИД. "Форум": ИНФРА - М. 2011.254с. 14