Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Центра творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание» Рассмотрена на заседании педагогического совета от 30.08.2024г. протокол №1 Утверждаю: Директор Центра'лДоспитание» О.В. Титова Приказ № 115- Дц от 30.08.2024 г. Рабочая о программа «Музыкальный калейдоскоп» «Вокально-инструментальной студии «Ровесник» тип программы: базовый Возраст обучающихся: 9-17 лет Срок реализации 1 год Автор-составитель: Сергей Владимирович У глянцев педагог дополнительного образования Город Мещовск, 2024 1. Пояснительная записка 1. 2. 3. 4. 5. 6. Направленность дополнительной общеразвивающей программы Уровень сложности дополнительной общеразвивающей программы Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеразвивающей программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация проектов). Изменения содержания, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеразвивающей программы, обоснование изменений (причины замены тем) Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе с указанием: • количества учебных часов по дополнительной общеразвивающей программе; • количества учебных часов согласно расписанию; • информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов, модулей) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы Цель рабочей программы на текущий учебный год для конкретной учебной группы Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности базовый Выражение внутреннего мира ребенка через музыку, духовное развитие и собственное творчество. Увеличение часов на индивидуальногрупповые занятия, для сплоченности коллектива. 140 140 Развитие музыкальных способностей и формирование музыкальной культуры для осуществления социально-значимой творческой деятельности через вокальноинструментальное исполнительство. Задачи на текущий учебный год для формировать знания об инструменте, конкретной учебной группы практическое освоение его; воспитывать такие Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа) 8. Формы занятий (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий и их сочетание между собой) 9. Язык программы - русский 10. Ожидаемые результаты в текущем учебном году и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации 7. качества, как усидчивость, терпение, умение выстраивать взаимоотношения в коллективе. 4 часа по 40 минут Прослушивание, показ по принципу подражание, игра на инструменте. Беседы, слушание, репетиции. Занятия проводятся на русском языке. Тест, чтение с листа, групповая игра на инструменте, итоговый концерт. 2. Календарно-тематический план Базовый уровень 1 год обучения № по Тема занятия темам 1-2 3-4 5-8 Основы музыкальной грамоты. Инструктаж по технике безопасности в музыкальном кабинете. Основы музыкальной грамоты. Знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство. Настройка. Кол-во часов Всего Теория Практика 16 10 6 2 2 Дата занятия 03.09 03.09 06.09 06.09 2 2 9-12 Положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук, звуковое извлечение, строй. 2 2 13-16 Аккорды и способы их извлечения. 2 2 10.09 10.09 13.09 13.09 17.09 17.09 20.09 20.09 24.09 24.09 27.09 27.09 17-27 Индивидуально-групповые занятия на инструменте Нотация для ударных инструментов. Упражнения в пределах 1-3 ладов. Упражнения для развития рук при игре на ударных инструментах. 28-29 Приемы игры на клавишных инструментах. 30-31 Упражнения в пределах 1-3 ладов. Упражнения для малого барабана. Клавишные переключения. Упражнения для большого барабана и хетта (с ускорением). Упражнения для правой и левой рук на клавишных. Гитара- игра в пределах 1-3 ладов. 32-33 34-38 44 4 40 1 10 1 1 01.10 01.10 04.10 04.10 08.10 08.10 11.10 11.10 15.10 15.10 18.10 18.10 22.10 2 22.10 25.10 1 1 25.10 29.10 1 4 29.10 01.11 01.11 05.11 05.11 08.11 08.11 12.11 12.11 15.11 15.11 19.11 19.11 22.11 22.11 26.11 26.11 29.11 29.11 03.12 03.12 06.12 06.12 39-44 Упражнения в пределах 1-3 ладов. Выработка навыка. 6 45-50 Упражнения для правой и левой рук. Функции каждого инструмента. Основы ансамблевой игры. 6 51-56 Основы ансамблевой игры, функции каждого инструмента, совместная игра на инструментах. Музыкальные спецэффекты-оправданность. 6 57-60 61 62 63-79 80-81 82-87 88-93 Ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков. Творческие часы (включая беседы, слушание музыки) Осенний калейдоскоп, слушание Времена года, экскурсия в Городской парк, беседа Осень и музыка Прослушивание авторских произведений, викторина Я и музыка Групповые занятия на инструментах. Теоретические сведения основ музыкальной грамоты. Позиции аккордов. Способы извлечения, буквенные обозначения. Нотация для ударных инструментов. Основы гармонии и музыкальной грамоты для клавишных. Позиции аккордов ритм и соло гитары. Упражнения в пределах 1-3 ладов Ритмические рисунки с ускорением – ударные. 4 2 75 10.12 10.12 13.12 13.12 2 1 17.12 1 17.12 2 73 1 16 1 1 6 6 20.12 20.12 24.12 24.12 27.12 27.12 10.01.2025 10.01 14.01 14.01 17.01 17.01 21.01 21.01 24.01 24.01 28.01 28.01 31.01 31.01 04.02 04.02 07.02 07.02 11.02 11.02 14.02 14.02 18.02 18.02 94-110 Освоение различных видов игры на инструменте. 17 111 112 Клавишные переключения. Основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене. Солирующая роль инструментов и вокальной партии. Индивидуальное и ансамблевое исполнение простых музыкальных упражнений и отрывков. 1 1 21.02 21.02 25.02 25.02 28.02 28.02 04.03 04.03 07.03 07.03 11.03 11.03 14.03 14.03 18.03 18.03 21.03 21.03 25.03 25.03 1 28.03 15 Совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением. 8 28.03 01.04 01.04 04.04 04.04 08.04 08.04 11.04 11.04 15.04 15.04 18.04 18.04 22.04 22.04 25.04 25.04 29.04 29.04 06.05 06.05 13.05 113 114-128 129-136 137 138 139-140 Занятия для сплочения коллектива. Ансамблевое исполнение простых музыкальных произведений (парами, тройками, с переходом партий) Работа с электроаппаратурой 1 Уход и эксплуатация музыкальных инструментов. Настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном. Ревизирование соединительных шнуров, штекеров. Концертные выступления. 2 Подготовка к отчетному концерту. Отчетный концерт. 1 0,5 0,5 0,5 0,5 2 2 13.05 16.05 16.05 20.05 20.05 3. Список литературы. Для педагога: 1. Блюзовая гитара: Учебное издание / Сост. Бровко А., под ред. Полонейчик И.Л. - Минск.: MПП Наступны крок, 1993 г. - 31 с. 2. Виноградов, К.П. Работа над дикцией в вокальном ансамбле / К.П. Виноградов. - М.: Музыка, 2007. - 266 с. 3. Готсдинер, А.Л. Дидактические основы музыкального развития учащихся / А.Л. Готсдинер // Вопросы музыкальной педагогики. - 2005. № 1. - С.29-32. 4. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В. Емельянов. - 5-е изд., стер. – СПб.: Лань; Планета музыки, 2007. 5. Емельянов, В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическое пособие / В.В. Емельянов - Л: 1994. - 58 с. 6. Окунев, А.А. Урок? Мастерская? Или… / А.А. Окунев. – СПб.: Просвещение, 2001. – 304 с. – Книжная полка учителя. 7. Способин, И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных училищ / И.В. Способин – М.: Кифира, 1994. -203 с. Для учащихся: 1. Блюзовая гитара: Учебное издание / Сост. Бровко А., под ред. Полонейчик И.Л. - Минск.: MППНаступны крок, 1993. - 31 с. 2. Виноградов, К.П. Работа над дикцией в вокальном ансамбле / К.П. Виноградов. - М.: Музыка, 2007. - 266 с. 3. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н.Б. Гонтаренко. – изд. 2-е – Ростов: Феникс, 2007. 4. Егоров, Т. Ритмические упражнения для малого барабана / Т. Егоров, В. Штейман - 39 с. 5. Исаева, И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей / И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007. 6. Ларичев, Е.Д. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / Е.Д. Ларичев М.: Музыка, 1984. — 95 с. 7. Попов, С. Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста / С. Попов.– М.: Guitar Collede, 2003. – 128 с.: ил. 8. Рок-гитара для тинэйджеров: Самоучитель/Сост. С.В. Седых, К.О. Смолин, 2002. – 64 с. 9. Способин И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных училищ / И.В. Способин – М.: Кифира, 1994. -203 с. 10. Энциклопедия для юных музыкантов / Авторы – сост. И.Ю. Куберский, E.B. Минина - СПб.: ТОО Диамант, ОООЗолотой век, 1996. - 576 с. 11. Яшнев, В.И. Первые шаги гитариста / В.И. Яшнев, Б.Л. Вольман.–изд.7-е 11. Ровнер В. «Работа самодеятельного вокального ансамбля», Сб-П.,1983г. 12. Огородников Д.«Воспитание певца в самодеятельном ансамбле», К.,1980 г. 13. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аксенов А. М., 1999г. 14. Самоучитель игры на гитаре и электрогитаре для начинающих. Фил Капоне , 2008 г. 15. "Школа игры на гитаре" , А. Л. Шумидуба, 2008г. 16. "Шаг за шагом". Автор: Фредерик Ноуд, 2006 г. (Москва) 267 страниц. 17. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ{Текст}/ Л.Н. Буйлова, Молодой ученый. – 2015 18. Буйлова Н.С. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время- новые подходы. Методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России. 2015. 9. Интернет ресурс.