Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание» Утверждаю: Директор Шщ-ра «Врспитание» О.В.Титова Приказ № 115- од от 30.08.2024 г. Рассмотрена на заседании педагогического совета от 30.08.2024г. протокол №1 Рабочая программа «Мир танца» Год обучения Возраст обучающихся: 10-14 лет Группы №1 Автор-составитель: Пухомелина Ирина Петровна, педагог дополнительного образования Мещовск, 2024г. Пояснительная записка 1. 2. 3. Направленность дополнительной общеразвивающей программы Уровень сложности дополнительной общеразвивающей программы Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеразвивающей программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация проектов). Изменения содержания, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеразвивающей программы, обоснование изменений (причины замены тем) Художественная Продвинутый В текущем учебном году в обучение направлено на создание разнообразного репертуара и участие в ежегодных фестивалях и конкурсах. Это часть всего значимая процесса обучения, где выступление уже оценивает компетентное жюри. Участие в городских, районных мероприятиях является показательной оценкой положительной деятельности. 4. 5. Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе с указанием: количества учебных часов по дополнительной общеразвивающей программе; количества учебных часов согласно расписанию; информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов, модулей) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы По данной программе занимаются дети, освоившие стартовый уровень хореографического образования. Учащиеся глубже знакомятся с предметом «Классический танец» и на основе классического танца изучали предмет «Народносценический танец». На уроках больше времени отводится работе на середине зала. Согласно расписанию количество учебных часов не изменяетяся. Цель рабочей программы на текущий учебный Привить интерес, а затем 6. год для конкретной учебной группы любовь и понимание к искусству хореографии. Воспитать гармонично развитой личности. Сохранить народные традиции, передающихся из поколение в поколение, путем языка танца. Способствовать творческой реализации ребенка на всем протяжении обучения. Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы обучающие: Использовать методы наглядные, словесные, практические. -сформировать основные знания в области хореографии; изучить народную культуры, местные традиций, историю родного края; -знакомить с историей танцевального искусства; -обучить детей приемам актерского мастерства; - обучить различным жанрам и видам хореографии; -уметь красиво, свободно двигаться и импровизировать; -научить контролировать физическую нагрузку и грамотно ее использовать; развивающие: -развить чувства ритма, музыкальность, выразительность; -развить мышечную памяти; -развить у детей творческое мышление и вкус; -развить организаторские способности; 7. Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа) 8. Формы занятий (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий и их сочетание между собой) -развить логическое мышление; -развить чувство гармонии; -развить мотивацию к изучению искусству танца и смежных видов искусств; воспитательные: -воспитать чувства коллективизма и ответственности за общее дело; -формировать активную жизненной позицию; -воспитать любовь и уважение к народным традициям и истории родного края; -воспитать чувство взаимопомощи, уважение к партнерам по танцу; -воспитать чувство самоконтроля и преодоление трудностей; -воспитать этические и моральные нормы; Занятия проводятся по расписанию, установленному в начале учебного года. Общее количество занятий в неделю: 3; продолжительность одного занятия: 2 академических часа. Организационные формы обучения: коллективные, групповые, индивидуальные. Занятия бывают теоретические, практические. Они в свою очередь включают в себя контрольные, зачетные занятия, показательные выступления и концерты. Занятия проводятся под музыку. В основном используются групповые занятия. Так же ведутся индивидуальные занятия с одаренными детьми по усложненной программе. Или, наоборот, с детьми, которые долго усваивают материал или отсутствовали по болезни. Теория преподается в форме беседы, обзора, просмотра и обсуждения видео. 9. Ожидаемые результаты в текущем учебном году и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации - технику безопасности и правила поведения на сцене, на занятиях и вне их; - рисунок танца, особенности взаимодействия с партнерами на сцене; - балетную терминологию; - элементы и основные комбинации классического танца; - особенности постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций; - средства создания образа в хореографии; - принципы взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; 2. Календарно-тематический план № п/п Название раздела, темы Количество часов Дата всего теори прак я тика 1. Вводный контроль. Инструктаж по технике безопасности. 2 2. Повторение. Повторение. Экзерсис у станка. 10 02.09.2024г. 2 2.1. 2 1 1 04.09 2.2. Повторение. Экзерсис на середине. 2 1 1 06.09 2.3. Повторение. Танцевальные элементы и комбинации. 2 1 1 09.09 3. Экзерсис у станка. 28 3.1 Batement fondu носком в пол в сторону. Batement frapes в сторону носком в пол, 2 1 1 11.09 3.2 держась 2 1 1 13.09 2 1 1 16.09 2 1 1 18.09 2 1 1 20.09 2 1 1 23.09 2 1 1 25.09 одной рукой за станок. Batement frapes вперед, носком в пол , 3.3 держась одной рукой за станок. Batement frapes назад носком в пол , 3.4. держась двумя, рукой за станок. Batement frapes в сторону, вперед, назад 3.5. носком в пол одной рукой за станок. Batement relevelent на 45 градусов в 3.6. сторону по 1-ой п.ног Grand plies по 1 п. держась одной рукой 3.7. за станок 3.8. Grand plies по 2,5 п. держась рукой за станок одной 2 1 1 27.09 Grand plies по 1,2,5 п. держась одной рукой за станок 2 1 1 30.09 3.10 Batement tendus во все направления из 5ой п. ног 2 1 1 02.10 3.11 Batement relevelent в сторону по 1-ой п.ног на 90 град. 2 1 1 04.10 3.12 Batement tendus jetes из 5-ой позиции крестом, держась одной рукой за станок. 2 1 1 07.10 3.13 Preparation к rond de jambe par tere. 2 1 1 09.10 3.14 Изучение 4-ой позиции ног Экзерсис на середине. 4. 2 1 1 11.10 18 4.1. Releve по 1-ой, 2-ой, п. ног. 2 1 1 09.10 4.2. Releve по 5-ой п. ног. 2 1 1 11.10 3.9. 4.3 Упражнения для рук по позициям, импровизированная пластика рук. 2 1 1 14.10 4.4 Grand plies по 1 п. в положении анфас 2 1 1 16.10 4.5 Grand plies по 2,5 п. в положении анфас 2 1 1 18.10 4.6 Batement tendus во все направления из 5ой п. ног в положении анфас 2 1 1 21.10 4.7 Batement relevelent на 45 градусов в сторону 2 1 1 23.10 4.8 Batement fondu носком в пол в сторону 2 1 1 25.10 4.9 Batement frapes в сторону носком в пол 2 1 1 18.10 Allegro. Прыжки. 5. 10 5.1 Temp sauté по 5-ой позиции. 2 1 1 21.10 5.2 Petit pa ehappe по 2-ой позиции. 2 1 1 23.10 5.3 Petit pa ehappe по 2-ой позиции. 2 1 1 25.10 5.4 Pa assamble с открыванием ноги в сторону 2 1 1 23.10 5.5 Прыжки в сочетании с работой рук. 2 1 1 28.10 6. Народно Повторение. танец. 10 6.1 Позиции ног, рук, положения головы, корпуса. 2 1 1 30.10 6.2 Повторение элементов и движений народно-сценического танца у станка и на середине зала 2 1 1 02.11 6.3 Повторение элементов и движений народно-сценического танца у станка и на середине зала 2 1 1 07.11 6.4 Повторение элементов и движений народно-сценического танца у станка и на середине зала 2 1 1 09.11 6.5 Поклоны. 2 1 1 11.11 7. Тренаж у станка Знакомство с музыкальным материалом. 50 7.1 Характер и манера исполнения. 2 1 1 13.11 7.2 Приседания и большие приседания 2 1 1 15.11 сценический Упражнение «Носок-каблук» с работой 7.3 пятки опорной ноги. 2 1 1 18.11 2 1 1 20.11 Маленькие броски крестом. 7.4 Маленькие броски крестом в сочетании с 7.5 работой рук. 7.6 Подготовка к каблучному упражнению. 2 1 1 25.11 7.7 Каблучное упражнение с вытянутой стопой. Каблучное упражнение с сокращенной 2 1 1 27.11 7.8 стопой вытянутой 2 1 1 29.11 носком 2 1 1 02.12 7.10 Круговые движения носком и каблуком работающей ноги Подготовка к «веревочке». Опорная 7.11 нога на всей стопе 2 1 1 04.12 2 1 1 06.12 в 22.11 сочетании с стопой и руками. 7.9 Круговые движения работающей ноги Подготовка к «веревочке». Опорная 7.12 нога на всей стопе, 09.12 в полуприседании. Подготовка к «веревочке». Опорная 7.13 2 1 1 11.12 7.14 «Веревочка» с работой рук. 2 1 1 13.12 7.15 Поднимание ноги на 90 лицом к станку 2 11 7.16 Поднимание крестом. 2 1 нога на полупальце. ноги на 90 градусов 16.12 1 18.12 7.17 Поднимание ноги на 90 градусов крестом в сочетании с работой рук Итоговые занятия. 2 1 1 20.12 2 1 1 2 1 1 23.12 2 1 1 25.12 2 1 1 27.12 2 1 1 30.12 2 1 1 10.01.2025 2 1 1 13.01 2 1 1 15.01 2 1 1 17.01 2 1 1 20.01 2 1 1 22.01 2 1 1 24.01 2 1 1 27.01 1 1 29.01 Подготовка к контрольному уроку Контрольный урок Повторение элементов и движений народно-сценического танца у станка и на середине зала Повторение элементов и движений народно-сценического танца у станка и на середине зала «Веревочка» в сочетании с другими 7.18 движениями Круговые движения боком к станку 7.19 Круговые движения с работой рук 7.20 Каблучное упражнение боком к станку 7.21 Каблучное упражнение работой рук 7.22 Каблучное упражнение работой рук в 7.23 ускоренном темпе Комбинации с увеличением 7.24 музыкального темпа. Комбинации с увеличением 7.25 музыкального темпа. Упражнения на середине зала 8 40 Различные переменные шаги. 8.1 2 8.2 Различные переменные сочетании с работой рук. 8.3 шаги в 2 1 1 31.01 Припадания по выворотной позиции. 2 1 1 03.02 8.4 Соскоки, подскоки, перескоки. 2 1 1 05.02 8.5 «Маталочка» корпуса. 2 1 1 07.02 8.6 «Маталочка» с продвижением. 2 1 1 10.02 8.7 «Ковырялочка» простая. 2 1 1 12.02 8.8 Ковырялочка»на воздух 2 1 1 14.02 8.9 Различные ритмические выстукивания одной ногой, двумя. 2 1 1 17.02 8.10 Дробь «Горошек». 2 1 1 19.02 8.11 Дробь «Горошек» с работой рук. 2 1 1 21.02 с 2 1 1 24.02 8.13 «Ковырялочка» в сочетании с двидениями История возникновения названий 8.14 движений. 2 1 1 26.02 2 1 1 28.02 8.15 Комбинации выученных двидений 2 1 1 03.03 8.16 Поклоны на месте и с продвижение 2 1 1 05.03 8.17 Комбинации в сочетании с работой рук 2 1 1 10.03 8.18 Переменный шаг в различном направлении 2 1 1 12.03 8.12 «Маталочка» работой рук анфас, с с разворотом продвижением и 8.19 Комбинации изученных движений 2 1 1 14.03 8.20 Комбинации с ускорением темпа 2 1 1 17.03 Комбинации и этюды 40 9.1 Комбинация шагов 2 1 1 19.03 9.2 Комбинации шагов в различном направлении 2 1 1 21.03 9.3 Комбинации шагов в различном направлении 2 1 1 24.03 9.4 Комбинация «Маталочка» и «Ковырялочка» Комбинация бег и бег с соскоком. 2 1 1 26.03 2 1 1 29.03 9 9.5 9.6 Комбинация, включающая дробные выстукивания. 2 1 1 31.03 9.7 Комбинация, включающая дробные выстукивания. 2 1 1 02.04 9.8 Комбинация с упражнением «Веревочка». 2 1 1 04.04 9.9 Комбинация с упражнением «Веревочка». 2 1 1 07.04 9.10 Этюд в характере лирического танца 2 1 1 09.04 9.11 Этюд в характере лирического танца 2 1 1 11.04 9.12 Этюд в характере лирического танца 2 1 1 14.04 9.13 Этюд в характере лирического танца 2 1 1 16.04 9.14 Этюд в характере лирического танца 2 1 1 18.04 9.15 Этюд в характере русской пляски 2 1 1 21.04 9.16 Этюд в характере русской пляски 2 1 1 23.04 9.17 Этюд в характере русской пляски 2 1 1 25.04 9.18 Этюд в характере русской пляски 2 1 1 07.05 9.19 Этюд в характере русской пляски 2 1 1 12.05 9.20 Этюд в характере русской пляски 2 1 1 14.05 Подготовка к отчетному мероприятию 2 1 1 16.05 Подготовка к отчетному мероприятию 2 1 1 19.05 Подготовка к отчетному мероприятию 2 1 1 21.05 2 1 1 23.05 2 1 1 26.05 Повторение пройденного материала 2 1 1 28.05 Повторение пройденного материала 2 1 1 30.05 10 10.1 Итоговые занятия. Подготовка к контрольному уроку . Контрольный урок по предмету 10.2 «Народно-сценический танец» по итогам 2-го полугодия. Итого: 222часов 3. Список литературы. 1. Андрианова У. Л. // Народное творчество – 1995. - №5, 6; 1996. 2. Богданов Г.Д. Уроки русского народного танца – М.,1995. 312с. 3.Борзов А.А. Народно-сценический танец: программа для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств / А.А. Борзов. – М.: ЦНМК, 1983. – 31 с. 4. Бочаров А.Н., Лопухов В.Р., Ширяев А.В. Основы характерного танца. Л. – М., 1939. 216с. 5. Бурмистров Н.И. Деревенский перепляс // Народное творчество. – 2000. - №2. 6. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии – М.: Искусство, 1964. 253с. 7. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды: учебное пособие для студентов хореографических факультетов вузов культуры и искусств / Г.П. Гусев. М.: ВЛАДОС,2004. – 232с. 8. Забылин М.М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия / Сборник. – М.: 1992. 302с. 9. Захаров В.В. Радуга русского танца– М.: Сов. Россия. 1986. 215с. 10. Заикин Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка – М.: 1991. 204с. 11. Захаров В.В.Образы русского танца – М., 1986. - 326с 12. Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца. Учебное пособие. Орел – 1999. 551с. 13. Заикин, Н.И., Заикина, Н.А. Областные особенности русского народного танца Учебное пособие. Часть 2 //. – Орел, 2004. – 688 с. 14. Зацепина К.Ф., Климов А.В., Рихтер К.Е. Народно-сценический танец. Часть 1. М.: 1976. 261с. 15. Климов А.Д. Основы русского народного танца – М., 1999. – 453с.