Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание» Утверждаю: Директор^Здггра-^оспитаиие» О.В.Титова Приказ №115-Дд от 30.08.2024 г. Рассмотрена на заседании педагогического совета от 30.08.2024г. протокол №1 Рабочая программа «Танцевальная азбука», Год обучения Возраст обучающихся: 5-7 лет Группы №1 Автор-составитель: Пухомелина Ирина Петровна, педагог дополнительного образования Мещовск, 2024г. Пояснительная записка 1. 2. 3. 4. Направленность дополнительной общеразвивающей программы Уровень сложности дополнительной общеразвивающей программы Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеразвивающей программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация проектов). Изменения содержания, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеразвивающей программы, обоснование изменений (причины замены тем) Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе с указанием: количества учебных часов по дополнительной общеразвивающей программе; количества учебных часов согласно расписанию; информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов, модулей) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы 5. Цель рабочей программы на текущий учебный год для конкретной учебной группы 6. Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы Художественная Стартовый Содержание программы предлагает обширный материал, включающий в себя разные виды деятельности: тренировочные упражнения, выполнение танцевальных движений и этюдов, прослушивание музыки, игровой материал, которые используются на всех занятиях. Отличительной особенностью программы является необходимость более раннего обучения детей хореографии, которая направлена на раскрытие способностей учащихся, формирование культуры поведения и общения, реализацию творческого материала соответственно их психическому развитию. Количество учебных часов:288 часа. Содействие всестороннему развитию личности, приобщение детей к танцевальному искусству, развитию их художественного вкуса и физического совершенства. Обучающие – развить познавательный интерес к танцевальной деятельности, развить психические функции, совершенствовать психомоторику, приобрести навыки выразительности, 7. Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа) 8. Формы занятий (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий и их сочетание между собой) пластичности, приобрести навыки внимания, памяти, мышления. Развивающие – развить мотивацию к музыкальнотанцевальному виду деятельности, потребность к самостоятельному развитию своих физических и музыкальных способностей, развить коммуникативные навыки посредством выполнения совместных движений, развить чувство ритма, музыкальности, выразительности, развить мышечную памяти. Воспитательные – формировать у обучающихся активные жизненные позиции, культуру общения и поведения в социуме, бережное отношение к своему здоровью, воспитать чувство коллективизма и ответственности за общее дело, воспитать чувство взаимопомощи, уважения к партнерам по танцу, воспитать этические и моральные нормы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность 1 академического часа установлено 40 мин. Занятия проводятся в группе с применением индивидуального подхода. Формы занятий: коллективные, групповые, индивидуальные. Занятия бывают теоретические, практические. Они в свою 9. Ожидаемые результаты в текущем учебном году и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации очередь включают в себя контрольные, зачетные занятия, показательные выступления и концерты. Учащиеся знают: технику выполнения движений; назначение отдельных упражнений хореографии; выразительные средства музыки. Учащиеся умеют: выполнять изученные танцевальные движения; выполнять построения и перестроения; ритмично двигаться в различных музыкальных темпах; передавать хлопками и притопами ритмический рисунок; согласовывать свои движения с музыкой. 2. Календарно-тематический план № п/п 1 1.1 Название, раздел, тема Раздел1. Введение Вводное занятие 1.2 Инструктажи Количество часов Дата Всего Теория Практика занятий 4 2 1 1 03.09 2 1 1 05.09 2 2.1. Раздел2.Коллекти 54 вно-порядковые и ритмические упражнения Маршировка на 2 месте. Знакомство с понятием шеренга. 1 1 10.09 Перестроение в линии, шеренги, круги Ориентировка в пространстве. Знакомство с точками зала Начало и окончание движения вместе с музыкой. 2 1 1 12.09 2 1 1 17.09 2 1 1 19.09 2 2 - 24.09 Шаги, бег, прыжки 2 1 1 26.09 Понятие о музыкальном вступлении. 2 2 - 01.10 Основные понятия: музыка, темп, такт. 2.8 Знакомство с темпами (быстрый, медленный, умеренный). 2.9 Правила исполнения танцевальных движений в различных темпах 2.10 Исполнения движений в различном темпе (контраст) 2 1 1 03.10 2 1 1 08.10 2 1 1 10.10 2 1 1 15.10 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 в разном темпе и характере 2.6 2.7 2.11 Комбинация движений в различном темпе. 2.12 Хлопки темпе музыки 2.13 Ходьба в темпе 2 1 1 17.10 2 1 1 22.10 2 1 1 24.10 2 1 1 29.10 2 1 1 31.10 2 1 1 07.11 2 1 1 12.11 2 1 1 14.11 2 1 1 19.11 2 1 1 21.11 2 1 1 26.11 2 1 1 28.11 2 1 1 03.12 2 1 1 05.12 2 1 1 10.12 музыки 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18 2.19 2.20 2.21 2.22 Бег в темпе музыки Хлопки, ходьба, бег в темпе музыки Маршировка по парам Маршировка по парам Знакомство с понятием колонна Знакомство с понятием круг Музыкальные задания с использованием колонны, круга. Музыкальные задания с использованием колонны, круга в различном темпе Построение в колонну парами. 2.23 Построение в колонну парами, по четыре. 2.24 Построение в колонну парами, по четыре, снова в круг 2.25 Построение в колонну парами, по четыре, снова в круг 2.26 Остановка после шага, бега, подскоков. 2.27 Хлопки, притопы 2 1 1 12.12 2 1 1 17.12 к 2 1 1 19.12 Открытый урок по 2 1 1 24.12 2 1 1 26.12 2 1 1 09.01.2025 2 1 1 14.01 2 1 1 16.01 2 1 1 21.01 2 1 1 23.01 2 1 1 28.01 2 1 1 30.01 на сильную, слабую долю и с различным ритмическим рисунком. Подготовка открытому уроку итогам 1-го полугодия Разучивание поклонов. Беседа «Зачем нужны поклоны» 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 Раздел 3. Упражнения для развития техники танца. 1-я свободная позиция ног. 1-я, 2-я свободная позиция ног. 6-я свободная позиция ног. 3-я свободная позиция ног. Постановка корпуса головы. Повороты вправо, влево и наклоны головы. Вытягивание ноги 40 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 3.16 3.17 3.18 3.19 в сторону по первой свободной позиции. Вытягивание ноги вперед по первой свободной позиции Вытягивание ноги назад по первой свободной позиции Вытягивание ноги в сторону, вперед, назад по первой свободной позиции Полуприседание по первой прямой позиции. Полуприседание по первой свободной и прямой позициям. Различные прыжки на двух ногах. Прыжки на двух ногах, на одной ноге Прыжки с ноги на ногу в разном темпе. Прыжки на двух ногах, на одной, с ноги на ногу в разном темпе. Поднимание на полупальцы статично. Поднимание на полупальцы с продвижением Перенесение тяжести тела на переднюю и заднюю часть стопы. 2 1 1 04.02 2 1 1 06.02 2 1 1 11.02 2 1 1 13.02 2 1 1 18.02 2 1 1 20.02 2 1 1 25.02 2 1 1 27.02 2 1 1 04.03 2 1 1 06.03 2 1 1 11.03 2 1 1 13.03 3.20 Перенесение веса 2 1 1 18.03 2 2 - 20.03 2 1 1 25.03 2 1 1 27.03 2 2 - 01.04 2 1 1 03.04 2 2 - 08.04 2 1 1 10.04 2 1 1 15.04 17.04 2 1 1 22.04 2 1 1 24.04 2 2 1 1 1 1 29.04 06.05 тела с ноги на ногу. 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 4.13 5 Раздел 4. Элементы танца. Поклоны по первой свободной позиции ног с полуприседанием для девочек и наклоном головы для мальчиков. Положение рук на поясе, руки опущены вниз. Положение рук на поясе, за юбку. Шаг, бег на полупальцах. Шаг, бег на полупальцах в различных направлениях Шаг с высоким подниманием колена. Шаг с высоким подниманием колена с напряженной стопой Шаг с подскоком. Шаг с подскоком в различных темпах. Боковой приставной шаг. Боковой приставной шаг по линиям, кругу Боковой галоп. Боковой галоп в различных направлениях. Раздел 5. 26 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 Итоговые занятия. Подготовка к 2 итоговому занятию Открытый урок по 2 итогам 2-го полугодия Подготовка к 2 отчётному мероприятию Выступление на 2 отчётном мероприятии Повторение 2 изученного материала Беседа «Задание на 2 лето» 144 Итого часов: 1 1 13.05 - 2 15.05 1 1 20.05 - 2 22.05 1 1 27.05 1 1 29.05 3. Список литературы. Список литературы для учащихся: Бочкарева, Н.И. Ритмика и хореография [Текст]/Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 2000. – 101 с. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер.– М.: Просвещение, 2000. Горшкова, Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце / Е.В. Горшкова. – М.: Дошкольное воспитание, 1991. – 150с. Зенн Л. В. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики // http://www.kindergenii.ru Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. М.: Владос, 2000. Информационная справка по вопросам деятельности ДШИ / Багаева И.М.; Маяровская Г.В., – М.; 2007г. – 16 с. Киселева, Е.А. Основные концепции творческих способностей / Е.А. Киселева [Электронный ресурс] МПГУ http://www.ucheba.com/met Куцакова, Л В. Воспитание ребенка дошкольника / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. – М.: Владос, 2003. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., О.В. Кветная. Учите детей танцевать. – М.: Владос, 2003. – С.6. Ушакова Е.Е. Основные положения методики творческих игр на уроках ритмики http://www.openclass.ru Список литературы для родителей: 1. Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии [Текст]/Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 1998.– 63 с. 2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С . – Петербург, 2000. – С5. 3. Буренина,А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей: учебное пособие/ А.И. Буренина. – СПб.: Издательство “ Музыкальная палитра”, 2004. 4. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 61с. 5. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80 с. 6. Савенков И.А. Одаренные дети в детском саду и школе, стр. 5. 7. Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей. http://detsk-sad2.narod.ru