Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание» Утверждаю: ДиректорДЗентра «боепитание» . В. Тито ва Приказ № 115- од от 30.08.2024 г. Рассмотрена на заседании педагогического совета от 30.08.2024г. протокол №1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Я-исследователь» Тип программы: модифицированный Базовый уровень 1 год обучения 3 и 4 группы Возраст обучающихся: 12-15 лет Срок реализации: 2 года Автор - составитель: Пименова Светлана Николаевна педагог дополнительного образования первая квалификационная категория Мещовск, 2024 Пояснительная записка Актуальность, практическая значимость и новизна программы. Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека. Предлагаемая программа имеет значение в развитии и формировании у обучающихся представления о мире химии на основе полученных химических знаний. Подходы к построению и отличия от существующих программ Программа «Я - исследователь» составлена на основе следующих программ: «Химия для любознательных» (Дахова Л.Н. педагог дополнительного образования г. Волхов); «Юный химик» (Козицкая О.А. педагог дополнительного образования г. Симферополь).В процессе изучения данного курса обучающиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических веществ, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования, воспитывает у обучающих трудолюбие, целеустремленность, способствует формированию навыков логического мышления. Новизна заключается в следующих аспектах деятельности: Данная программа важна потому, что она охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания обучающихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс раскрывает перед обучающимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний. Практическая направленность изучаемого материала делает программу актуальной. Содержание программы позволяет обучающемуся любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс на любом этапе деятельности. Экспериментальная работа поможет обогатить учащихся наблюдениями многообразных химических явлений, приучить их к самостоятельной работе в лаборатории и правильному выполнению разнообразных лабораторных опытов. Преподавание ведётся на русском языке. Программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14.Санитарноэпидемиологические правила и нормативы…») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014г. №33660). Педагогическая целесообразность Учащиеся 12-15 лет находятся на этапе поиска области, в которой они хотят больше получить знаний, научиться основам исследовательской деятельности, умения работать в коллективе, оспаривать свою точку зрения. Дополнительная общеразвивающая программа «Я - исследователь» составлена с учётом целенаправленной подготовки школьников к сдаче ОГЭ, систематизации и углублению знаний и умений учащихся на уровне, предусмотренном новым стандартом образования (ФГОС). Отличительные особенности программы Значительная роль в программе отводится химическому эксперименту. На занятиях выполняются занимательные и исследовательские лабораторные опыты, которые не всегда могут провести учащиеся в рамках школьной программы. Химический эксперимент применяется учащимися для усвоения новых знаний, постановки перед ними познавательных проблем. Решение их с использованием эксперимента ставит учащихся в положение исследователей, что, как показывает практика, оказывает положительное влияние на мотивацию изучения химии. Следующей важной особенностью программы является учебно-исследовательская деятельность учащихся, организованная через индивидуальные образовательные маршруты. Учебно-исследовательская деятельность имеет особое значение еще и потому, что занятия проходят не только в стенах кабинетов и лабораторий, но и в природных условиях, где учащиеся проводят наблюдения, отбор проб, сбор материала для экспериментальных исследований. Результатом такой деятельности являются выполненные учащимися исследовательские работы, проекты, доклады, рефераты, которые учащиеся представляют на научно-практических конференциях, круглых столах и других мероприятиях различных уровней. Адресат программы Программа ориентирована на учащихся среднего школьного возраста (12-15лет), обучающихся 7– 9 классов и рассчитана на 2 года обучения. Отбор в группы производится на основе собеседования. Приоритетным основанием для зачисления в группу является интерес к химии. Для успешного освоения программы численность детей в каждой группе должна составлять не более 16 человек. Объем программы Количество часов – 72 ч. в год, по 2 ч. в неделю для группы 1 года обучения. Цель и задачи программы Цель программы: формирование у учащихся средних классов научной картины мира, повышение уровня теоретической и экспериментальной химической подготовки. Задачи программы: Образовательные -научиться решать усложненные задачи, пропагандировать химические знания среди учащихся; -формировать практические навыки проведения исследовательской работы и обращения с химическими веществами; -формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности; -формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами; -формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента; -продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся; -продолжить формирование коммуникативных умений; -формирование презентационных умений и навыков; - на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством. Развивающие - развивать умение наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, повседневной жизни; -сформировать у учащихся представление о целостной естественнонаучной картине мира, способствовать развитию системного мышления и всестороннего развития личности; развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. Воспитательные - способствовать развитию умений работать в группе, обсуждать план и ход, результаты эксперимента, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; - помочь учащемуся стать человеком нравственных убеждений, формироватьориентацию на дальнейшие жизненные перспективы и поиск своего места в них. Сроки реализации, формы организации учебной деятельности Форма обучения: очная. Возраст учащихся: 12 - 15 лет (7-9 класс). Сроки реализации программы: 2 года. Общая трудоемкость программы: 108 часов аудиторных занятий за 2 года. Режим занятий: 2 часа в неделю для группы первого года обучения. 1 год обучения Раздел «Химия вокруг нас»-3ч Раздел «Вода в природе» - 6 ч Раздел «Химия в мире растений» - 4 ч Раздел «Воздух и жизнь на Земле» - 4 ч Раздел «Основные химические понятия» - 9 ч Раздел «Основные классы неорганических веществ» - 16 ч Раздел «Расчеты по уравнениям химических реакций» - 9 ч Раздел «Общие закономерности течения химических реакций» - 8 ч Раздел «Экскурсии, викторины, брейн – ринг» - 8 ч Раздел «Учебно-исследовательская работа» - 5 ч Формы организации образовательной деятельности и виды занятий: С учётом инновационных технологий предусмотрены следующие методы и формы занятий: лекции, беседы, семинары, практические работы, научно-исследовательские работы, видеофильмы, предметные олимпиады, химические турниры и конкурсы, решение задач, проверочные работы, тесты. Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно- коммуникативных технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint, составление обучающимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет). Формы организации деятельности на занятиях: фронтальная, групповая, индивидуальная. Срок освоения программы Программа рассчитана на два учебных года, в количестве 108 часов. Состоит из 10 разделов в первый год обучения: теоретической части 39 часов, практической 33 часа. Уровень освоения программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется на стартовом и базовом уровне. № п\п Уровень сложности Количество часов 1 год стартовый 72 часа Режим занятий Год Продолжительность Периодичность Кол-во Кол-во Количест- обучения 1 год занятий в неделю 2 часа часов в часов в венный неделю год состав 2 часа 72 16 чел. 1 раз Календарный учебный график 1 года обучения №п/п 1 1.1. 1.2. 2 2.1. 2.2. 2.3. 3 3.1. 3.2. 4 4.1. 4.2. 5 5.1. Название раздела/темы Химия вокруг нас. Инструктаж по ТБ. Для чего необходимо изучать химию Знакомство с техникой выполнения общих практических операций Вода в природе Роль воды в природе и технике. Смеси. Способы разделения смесей. Очистка поваренной соли Брейн-ринг: «Водадрагоценное вещество на Земле» Химия в мире растений Условия жизни и питания растений. Диагностика питания растения. Способы определения питательных элементов в почве. Извлечение хлорофилла из листьев растений. Приготовление вытяжек из растений Воздух и жизнь на Земле Состав воздуха. История открытия кислорода. Инертные газы. Получение кислорода, горение веществ. Основные химические понятия Явления физические и химические. Молекула, атом, элемент. Химическая формула вещества. Массовая доля элемента в веществе. Всего 3 Количество часов Теория Практика 1 2 1 2 6 2 2 4 2 2 4 2 2 2 2 4 2 2 2 2 9 4 5 1 1 Дата 5.2. 5.3. 5.4. 6 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. 6.7. 6.8. 7 7.1. 7.2. 7.3. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Объемные отношения газов. Закон Авогадро. Молярный объем. Химические уравнения. Составление химических реакций. Признаки химических реакций. Основные классы неорганических веществ Валентность химических элементов. Оксиды, классификация, свойства. Основания, классификация, свойства. Кислоты, классификация, свойства. Соли, классификация, свойства. Игра «Основные классы неорганических веществ». Генетическая связь основных классов неорганических веществ. Решение экспериментальных задач по теме: "Основные классы неорганических веществ". Расчеты по уравнениям химических реакций Вычисление массы вещества (исходного или получаемого), если известна масса другого. Вычисление объема вещества (исходного или получаемого), если известен объем другого. Вычисление массы вещества, если известна масса другого, содержащего определенную долю примесей. 2 1 1 1 2 16 10 6 2 2 2 2 2 2 2 2 9 3 6 1 2 1 2 1 2 8 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. 9 9.1. 9.2. 9.3. 9.4. 10 10.1. 10.2. 10.3. 10.4. Общие закономерности течения химических реакций Типы химических реакций. Энергетический эффект химических реакций. Скорость химических реакций. Катализаторы. Влияние концентрации реагирующих веществ, поверхности соприкосновения и температуры на скорость химических реакций. Экскурсии, викторины, брейн-ринги Экскурсии, связанные с экологическими проблемы нашего региона. Брейн-ринг: «Первоначальные химические понятия» Брейн-ринг: «Основные классы неорганических веществ» Просмотр видеофильмов по химической тематике. Учебно-исследовательская работа Подбор тем и литературы для написания творческих работ. Проведение исследований в работе. Решение химических задач. Конференция по химии. 8 Итого 72 5 3 1 1 2 2 2 8 8 2 2 2 2 5 2 3 2 1 1 1 39 33 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Мультимедийная Презентации проекционнаяустановкаЛабораторное Диски оборудование Сайты интернета Принтер черно-белый Список литературы для педагога 1. Адамович "Сборник олимпиадных задач по химии" Минск "Народная газета", 1988 2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995 3. Асгафуров В. И. "Основы химического анализа" М., "Просвещение" 1986 4. Ахметов Н.С. "Общая и неорганическая химия" М. "Высшая школа" 1988 5. Бердоносое С. С. Менделеева Е А. Химия Новейший справочник - М Махаон. 2006 6. Бухарин Ю. В Химия живой природы - М.: Росмей. 2002 7. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение 8. Вайзман Ф.Л. Основы органической химии. - СПб.: Химия, 1995 9. Глинка Н.Г. Общая химия - Л., Химия, 1988 г 10. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2002. 11. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978 12. ГусаковА.Х., Лазаренко А.А. Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение1978. 13. Дорофеев А.И. и др. Практикум по неорганической химии. Учебное пособие. – Л.:Химия, 1990 14. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999 15. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1993 16. Кучерга И.И. и др. Олимпиады по химии: сборник задач. Харьков "Ранок" 2002 17. Николаенко В.К. "Сборник задач по химии" повышенные трудности. М. 1996 18. Ольгин О. М. Опыты без взрывов 3-е изд. - М Химия. 1993 19. Третьяков Ю.Д. и др. Химия и современность: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985 20. Чертиков И.Н. П.Н. Жуков П.Н. Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988 Список литературы для учащихся 1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 2. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977 3. Кукушкин Н.Н. Химия вокруг нас – М.: Высшая школа, 1992 4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003 5. Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1982 6. Ольгин О.Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. М.Дет. лит., 1987 7. Савина Л.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.– М.: АСТ, 1995 8. Смирнов Ю.И Мир химии. Занимательные рассказы о химии – СПб.: ИКФ «МиМ 9. Степин Д.Б.,Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. «ХИМИЯ», М., 1995 10. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999 11. Штремплер Г.И. Химия на досуге - М.: Просвещение 1993 12. Юдин А. М., В. Н. Сучков. «Химия для Вас». – М.: Химия, 2001.