Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Воспитание»
Утверждаю:
Директор Цонтра-^Воспитание»
А/Тху/ О. В. Титова
Приказ № 115- 6д от 30.08.2024 г.
Рассмотрена
на заседании педагогического совета
от 30.08.2024г.
протокол №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Юный информатик»
СТУДИИ «ПРОГРАММИСТ»
Год обучения-1
Возраст обучающихся- 7-11 лет
Автор -составитель
Труфанова И.Э.,
педагог дополнительного образования
г. Мещовск, 2024
I.Пояснительная записка
1. Направленность – техническая.
2. Уровень сложности – стартовый.
3. Особенности обучения Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
Особенности набора: свободный.
Вид группы: младшие школьники и
среднее звено.
Состав группы: постоянный.
Организационные формы обучения - групповые
Изменения содержания
4. Особенности организации - объём 108 часов.
5. Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих
является усиление практической направленности деятельности обучающихся,
она составлена с учѐтом интересов детей, их возможностей, уровня подготовки и
владения практическими умениями и навыками и охватывает познавательную
сферу основ информатики и ИКТ. Именно в этом заключается новизна
программы «Юный информатик».
Предлагаемая
программа
предназначена
для
формирования
элементов
логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших
школьников и учащихся среднего школьного возраста с применением групповых
форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности
сделать
собственное
«открытие»,
знакомство
с оригинальными путями
рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в своих силах.
6. Цель - формирование
информационных
навыков
практического
применения
икомпьютерных технологий.
7. Задачи:
Образовательные
сформировать представление о современной информационной картине мира;
обучить применению логических и алгоритмических операций;
сформировать умения и навыки работы в текстовом и графическом редакторе;
сформировать умения и навыки использования современных
компьютерных и информационных технологий для решения учебных и
практических задач.
Воспитательные
воспитать эстетический вкус в оформлении информационного материала;
воспитать терпение, аккуратность;
заложить основы коммуникативной информационной культуры,
воспитать интерес к информационной и коммуникативной деятельности,
сформировать понимание этических норм работы с информацией;
воспитать бережное отношение к техническим устройствам.
Развивающие
развить логическое, абстрактное и пространственное мышление, внимание,
память,воображение,
развить творческие способности, стремление выразить себя в техническом
творчестве;
развить координацию позиции «глаз – рука» и мелкую моторику руки.
8. Режим занятий - 3 раза в неделю по 1 часу.
9. Формы занятий:
Теория преподносится в форме беседы, эвристической беседы,
виртуальногопутешествия, презентации и т.п.
10.Ожидаемые результаты
Предметные результаты оцениваются по 3 уровням: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень:
Знают:
−
правила поведения на занятиях;
−
технику безопасности на занятиях, при работе с электрооборудованием и т.п.;
−
особенности растровой и векторной графики;
−
форматы графических изображений;
−
стандартные программы обработки графических изображений;
2
−
методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;.
Умеют:
−
различать
форматы графических
файлов
целесообразность
их
и
понимать
использования
при
работе
с
различными графическими программами;
−
запускать графические программы и открывать в них изображение;
−
создавать собственные
иллюстрации,
используя
главные
инструменты
растровых ивекторных программ;
−
выполнять
основные
операции
над
объектами
(удаление,
перемещение, масштабирование, вращение и т.д.);
−
Создавать надписи, заголовки, размещать текст вдоль траектории.
Средний уровень:
Знают:
−
Назначение и функции различных графических программ;
−
Способы хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов;
−
способы работы с информацией, заключающиеся
в передаче,
поиске,
обработке,хранении;
−
особенности хранения графических изображений в различных форматах;
−
достоинства и недостатки растровой и векторной графики.
Умеют:
−
Создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
−
Работать с контурами объектов;
−
Получать объемные изображения;
−
Сохранять выделенные области для последующего использования;
−
Монтировать фотографии (создавать многослойные документы)
−
Раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии;
−
Применять к тексту различные эффекты;
−
Выполнять цветовую и тоновую коррекцию фотографий;
−
Ретушировать фотографии;
−
Выполнять обмен файлами между графическими программами;
−
Работать с принтером и сканером.
Высокий
уровень:
Знают:
3
−
Методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;
−
Способы получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере;
−
Проблемы преобразования графических файлов;
Умеют:
−
Создавать анимированные картинки с помощью графических программ;
−
Создавать и
редактировать
собственные
изображения,
используя
инструментыграфических программ;
−
Выполнять обмен графическими данными между различными программами;
−
Настраивать параметры печати и сканирования при работе с изображениями;
−
применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
II.Календарно- тематический план
Кол-во
Темы
часов
2
1
Вводное занятие. Введение в курс информатики. Презентация курса.
1
Общие правила поведения в центре и объединении, работа с
электрооборудованием
5
(7) 1
Информация и её свойства
2
Информационные процессы. Обработка информации
2
Информационные процессы. Хранение информации
2
Информационные процессы. Передача информации
1
Применение ЭВМ .История создания компьютеров.
Устройства ввода информации.Устройства вывода/вывода информации
1
Устройства вывода/вывода информации.
Знакомство с клавиатурой
1
Принцип программного управления компьютера
Классификация программ
1
Прикладное программное обеспечение
Обучающие программы (устройство ПК)
4
1
Назначение операционной системы
Компоненты и функции операционной системы
16
1
Операционная система windows - особенности
1
История изменения операционной системы
1
Особенности пользовательского интерфейса
1
Рабочий стол windows
1
Работа с документами - создание папок и файлов
1
Работа с документами - переименование и удаление, поиск и сортировка
файлов
1
Стандартные приложения windows
1
Стандартные приложения windows (калькулятор и блокнот)
1
Стандартные приложения windows (paint и игры)
1
Виды информации
1
Классификации информации
1
Способы представления звуковой и графической информации
1
Носители информации
1
Передача и прием информации
1
Поиск информации
1
Способы хранения информации
Схема процессов обработки информации
41
1
Назначение пакета ms office
1
Возможности программы ms word
1
Интерфейс программы ms word
1
Возможности процесса редактирования
1
Меню "шрифт" (настройка оформления текста)
5
1
Пункт меню "регистр" и "автозамена"
1
Создание списков, маркированные списки
1
Нумерованные списки
1
Многоуровневые списки и колонки
1
Оформление стихотворений и газетных статей
1
Вставка объектов, настройка и редактирование изображений
1
Работа с абзацами
1
Понятие отступ и "табуляция"
1
Таблицы в ms word
1
Вставка и рисование таблиц
1
Форматирование ячеек таблицы
1
Возможности рисования в msword
1
Расположение объектов на листе
1
Методы работы с рисунками и схемами: поворот, отражение,
группировка
1
Форматирование фигуры и ее изменение
1
Объекты wordart
1
Панель "формы"
1
Настройка параметров word
1
Работа с меню "правка"
1
Работа со стилями текста
1
Колонтитулы
1
Настройка колонтитулов и нумерация страниц
1
Автоматическое содержание текста
1
Оформление текста
1
Возможности ms exel
1
Создание таблиц в эксель
1
Печать и предварительный просмотр таблиц
2
Вычисления в msexel
1
Мастер функций
2
Построение графиков и диаграмм
2
Фильтры и сортировка
2
Компьютерные программы
6
6
1
Понятие "компьютерная графика" и ее виды
Растровая графика и ее применение
1
Векторная графика и ее применение
3-D графика и ее применение
1
Программы для обработки растровой графики
1
Растровая графика и фотография
Обработка фотографий
25
1
Программы для обработки векторной графики
1
Особенности обработки векторной графики
1
Знакомство с программой photoshop и ее аналогами
Назначение панелей инструментов и их расположение
1
Инструмент "перо" и его свойства
Инструмент "кисть" и его свойства
1
Работа со списками инструментов
Инструмент "заливка" и его свойства
1
Работа со списками инструментов
Инструмент "заливка" и его свойства
1
Инструменты выделения (прямоугольник и эллипс)
Инструменты выделения (лассо и "волшебная кисть")
1
Понятие "многослойный рисунок"
Работа со слоями (панель "слои")
1
Работа со слоями (копирование и перемещение)
Работа со слоями (объединение слоев )
1
Создание объемного рисунка
Работа со слоями (прозрачность слоя и его настройка)
1
Методы работы с фотографией
Понятия "резкость" и "контрастность" изображения
1
Цветовая схема изображения
Методы восстановление "старой" фотографии
1
Удаление царапин и пятен с фотографии (копия и заплатка)
Инструмент "штамп" и его свойства
1
Удаление объекта с изображения
Добавление новых объектов
7
1
Художественные рамки (методы создания и композиция)
Порядок создания рамки (на примере "деревянной" рамки)
1
Инструменты для работы с текстом
Текстовые эффекты
1
Порядок создания надписи (на примере надписи "с огнем")
Изменение вида текста (надпись льдом и снегом)
1
Использование текстуры
Работа с тенью (ее особенности)
1
Работа с контуром
Работа с фильтрами
1
Работа со сложными фильтрами
Работа с цветом
1
Настройки панелей в photoshop
Инструменты ретуширования (обобщающий)
1
Инструменты выделения (обобщающий)
Инструменты восстановления изображения (обобщающий)
1
Виды работы со слоями (обобщающий)
Знакомство с программой corel drow и ее аналогами
1
Примеры работы с изображением в corel drow
Создание композиции в corel (группировка изображений)
1
Анимация изображения
Способы создания анимации
1
Работа с анимацией в photoshop и corel drow
Создание анимации в adobe animator
1
gif - анимация
Создание анимированного изображения
5
1
Устройства для печати изображений (принтеры и плоттеры)
Виды принтеров и их устройство (особенности)
1
Порядок работы с принтером(меры безопасности)
Печать изображений и документов
1
Программы для печати
Настройка печати и возможные неисправности
8
Устройства для перевода изображений в цифровой вид (сканер)
1
Виды сканеров, их устройство и особенности
Программы для работы со сканером
1
Настройка сканирования изображения, перевод текста в цифровой вид
(программы)
итогов
Итоговая диагностика
1
ая
диагно
стика
III. Список литературы
Нормативно-правовые акты и документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Порядок организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02484/16
«Требования
к
содержанию
и
оформлению
образовательных
программ
дополнительного образования детей»,
4. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Литература для педагога:
1.
Апокин
И.А.
История
вычислительной
техники:
от
простейших
счет,
приспособлений досложных релейных систем. М., Наука, 2000.
2.
Баранов А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. – 1999, № 8
3.
Брукшир Дж.Г. Введение в компьютерные науки. – М.: Издательский дом
9
"Вильямс", 2001.
4.
Винтер П. Microsoft Word: справочник. – СПб: Питер, 1999.
5.
Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов
деятельности педагога дополнительного образования. // Дополнительное образование.
2003. №3
6.
Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. Информатика и образование. 1995,
№6, №8. 1996, №10.
7.
Дик Мак-Клелланд. Photoshop 6 для Windows – Диалектика, 2001.
8.
Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2-11
классы. ( нестандартные уроки, внеклассные мероприятия, дидактические игры,
кроссворды, из истории информатики). / Авт. Гераськина И.Ю., Тур С.Н. – М.:
Планета 2011. – 176 стр. – (учение с увлечением).
9.
Занимательные материалы по информатике и математике, И.Д. Агеева, ТЦ Сфера,
2005.
10. Интеллектуальные игры в информатике, Д.М.Златопольский, БВХ-Петербург, 2004.
11. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. Ч. 2./ Л.А. Залогова; под ред. И.Г.
Семакина, Е.К. Хеннера. – 2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010
12. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере // под.ред.
Н.В.Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
13. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики. М.: Академия, 2001.
14. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. - М.: ОЛМАПресс образование, 2004.
15. Леонтьев Ю. Самоучитель Word 2002. – СПб: Питер, 2001.
16. Немов Р.С. Психология: Учебник. Кн. 2. – М.: Просвещение, 1995.
17. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2007./ Леонтьев В.П. – М.:
ОлмаМедиа Групп.
18. Общая и проф. Педагогика. Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Брянск, 2003.
19. Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К.Смирнова. – М., 2003
20. Педагогика. Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004.
21. Первин
Ю.А.,
Дуванов
А.А.,
Зайдельман
Я.Н.,
Гольцман
М.А.
Роботландия. Методическое пособие для учителя. – М.: Бюро интеллектуальных
технологий, 1993.
22. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.
23. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология
10
здоровьяв школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.
24. Соколова И.А. Методические основы педагогики дополнительного образования
детей //Дополнительное образование. 2003. №1
25. Ткаченко
А. Музей истории информатики и вычислительной техники.
Электронныйресурс: http://museum.comp – school.ru/index.php
26. Электронный мультимедийный учебник Тур С.Н., Т.Н. Бокучава «Фантазия». CDдиск.
27. Электронный мультимедийный учебник Соловьевой «Информатика. CD-диск».
Литература для детей:
1. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. Семакина И.Г, Хеннера
Е.К. Том 1. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. Семакина И.Г, Хеннера
Е.К. Том 2. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
3. Паронджанов В.Д. Занимательная информатика. – М.: Дрофа, 2007.
4. Фролов М. Учимся на компьютере анимации. Самоучитель для детей и
родителей. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
5. Фролов М. Учимся на компьютере работать. Самоучитель для детей и
родителей. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
6. Фролов М. Учимся на компьютере рисовать. Самоучитель для детей и
родителей. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Интернет ресурсы:
1. http://www.videouroki.net
2. http://www.uroki.net
11
3. http://www.klyaksa.net
4. http://www.metod-kopilka.ru
5. http://forum.school89.com/
12