Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание» Утверждаю: Директор Цонтра-^Воспитание» А/Тху/ О. В. Титова Приказ № 115- 6д от 30.08.2024 г. Рассмотрена на заседании педагогического совета от 30.08.2024г. протокол №1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный информатик» СТУДИИ «ПРОГРАММИСТ» Год обучения-1 Возраст обучающихся- 7-11 лет Автор -составитель Труфанова И.Э., педагог дополнительного образования г. Мещовск, 2024 I.Пояснительная записка 1. Направленность – техническая. 2. Уровень сложности – стартовый. 3. Особенности обучения Срок реализации программы: 1 год. Форма обучения: очная. Особенности набора: свободный. Вид группы: младшие школьники и среднее звено. Состав группы: постоянный. Организационные формы обучения - групповые Изменения содержания 4. Особенности организации - объём 108 часов. 5. Отличительная особенность программы Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является усиление практической направленности деятельности обучающихся, она составлена с учѐтом интересов детей, их возможностей, уровня подготовки и владения практическими умениями и навыками и охватывает познавательную сферу основ информатики и ИКТ. Именно в этом заключается новизна программы «Юный информатик». Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников и учащихся среднего школьного возраста с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. 6. Цель - формирование информационных навыков практического применения икомпьютерных технологий. 7. Задачи: Образовательные сформировать представление о современной информационной картине мира; обучить применению логических и алгоритмических операций; сформировать умения и навыки работы в текстовом и графическом редакторе; сформировать умения и навыки использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач. Воспитательные воспитать эстетический вкус в оформлении информационного материала; воспитать терпение, аккуратность; заложить основы коммуникативной информационной культуры, воспитать интерес к информационной и коммуникативной деятельности, сформировать понимание этических норм работы с информацией; воспитать бережное отношение к техническим устройствам. Развивающие развить логическое, абстрактное и пространственное мышление, внимание, память,воображение, развить творческие способности, стремление выразить себя в техническом творчестве; развить координацию позиции «глаз – рука» и мелкую моторику руки. 8. Режим занятий - 3 раза в неделю по 1 часу. 9. Формы занятий: Теория преподносится в форме беседы, эвристической беседы, виртуальногопутешествия, презентации и т.п. 10.Ожидаемые результаты Предметные результаты оцениваются по 3 уровням: низкий, средний, высокий. Низкий уровень: Знают: − правила поведения на занятиях; − технику безопасности на занятиях, при работе с электрооборудованием и т.п.; − особенности растровой и векторной графики; − форматы графических изображений; − стандартные программы обработки графических изображений; 2 − методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;. Умеют: − различать форматы графических файлов целесообразность их и понимать использования при работе с различными графическими программами; − запускать графические программы и открывать в них изображение; − создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты растровых ивекторных программ; − выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение и т.д.); − Создавать надписи, заголовки, размещать текст вдоль траектории. Средний уровень: Знают: − Назначение и функции различных графических программ; − Способы хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов; − способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке,хранении; − особенности хранения графических изображений в различных форматах; − достоинства и недостатки растровой и векторной графики. Умеют: − Создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.); − Работать с контурами объектов; − Получать объемные изображения; − Сохранять выделенные области для последующего использования; − Монтировать фотографии (создавать многослойные документы) − Раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии; − Применять к тексту различные эффекты; − Выполнять цветовую и тоновую коррекцию фотографий; − Ретушировать фотографии; − Выполнять обмен файлами между графическими программами; − Работать с принтером и сканером. Высокий уровень: Знают: 3 − Методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели; − Способы получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере; − Проблемы преобразования графических файлов; Умеют: − Создавать анимированные картинки с помощью графических программ; − Создавать и редактировать собственные изображения, используя инструментыграфических программ; − Выполнять обмен графическими данными между различными программами; − Настраивать параметры печати и сканирования при работе с изображениями; − применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами. II.Календарно- тематический план Кол-во Темы часов 2 1 Вводное занятие. Введение в курс информатики. Презентация курса. 1 Общие правила поведения в центре и объединении, работа с электрооборудованием 5 (7) 1 Информация и её свойства 2 Информационные процессы. Обработка информации 2 Информационные процессы. Хранение информации 2 Информационные процессы. Передача информации 1 Применение ЭВМ .История создания компьютеров. Устройства ввода информации.Устройства вывода/вывода информации 1 Устройства вывода/вывода информации. Знакомство с клавиатурой 1 Принцип программного управления компьютера Классификация программ 1 Прикладное программное обеспечение Обучающие программы (устройство ПК) 4 1 Назначение операционной системы Компоненты и функции операционной системы 16 1 Операционная система windows - особенности 1 История изменения операционной системы 1 Особенности пользовательского интерфейса 1 Рабочий стол windows 1 Работа с документами - создание папок и файлов 1 Работа с документами - переименование и удаление, поиск и сортировка файлов 1 Стандартные приложения windows 1 Стандартные приложения windows (калькулятор и блокнот) 1 Стандартные приложения windows (paint и игры) 1 Виды информации 1 Классификации информации 1 Способы представления звуковой и графической информации 1 Носители информации 1 Передача и прием информации 1 Поиск информации 1 Способы хранения информации Схема процессов обработки информации 41 1 Назначение пакета ms office 1 Возможности программы ms word 1 Интерфейс программы ms word 1 Возможности процесса редактирования 1 Меню "шрифт" (настройка оформления текста) 5 1 Пункт меню "регистр" и "автозамена" 1 Создание списков, маркированные списки 1 Нумерованные списки 1 Многоуровневые списки и колонки 1 Оформление стихотворений и газетных статей 1 Вставка объектов, настройка и редактирование изображений 1 Работа с абзацами 1 Понятие отступ и "табуляция" 1 Таблицы в ms word 1 Вставка и рисование таблиц 1 Форматирование ячеек таблицы 1 Возможности рисования в msword 1 Расположение объектов на листе 1 Методы работы с рисунками и схемами: поворот, отражение, группировка 1 Форматирование фигуры и ее изменение 1 Объекты wordart 1 Панель "формы" 1 Настройка параметров word 1 Работа с меню "правка" 1 Работа со стилями текста 1 Колонтитулы 1 Настройка колонтитулов и нумерация страниц 1 Автоматическое содержание текста 1 Оформление текста 1 Возможности ms exel 1 Создание таблиц в эксель 1 Печать и предварительный просмотр таблиц 2 Вычисления в msexel 1 Мастер функций 2 Построение графиков и диаграмм 2 Фильтры и сортировка 2 Компьютерные программы 6 6 1 Понятие "компьютерная графика" и ее виды Растровая графика и ее применение 1 Векторная графика и ее применение 3-D графика и ее применение 1 Программы для обработки растровой графики 1 Растровая графика и фотография Обработка фотографий 25 1 Программы для обработки векторной графики 1 Особенности обработки векторной графики 1 Знакомство с программой photoshop и ее аналогами Назначение панелей инструментов и их расположение 1 Инструмент "перо" и его свойства Инструмент "кисть" и его свойства 1 Работа со списками инструментов Инструмент "заливка" и его свойства 1 Работа со списками инструментов Инструмент "заливка" и его свойства 1 Инструменты выделения (прямоугольник и эллипс) Инструменты выделения (лассо и "волшебная кисть") 1 Понятие "многослойный рисунок" Работа со слоями (панель "слои") 1 Работа со слоями (копирование и перемещение) Работа со слоями (объединение слоев ) 1 Создание объемного рисунка Работа со слоями (прозрачность слоя и его настройка) 1 Методы работы с фотографией Понятия "резкость" и "контрастность" изображения 1 Цветовая схема изображения Методы восстановление "старой" фотографии 1 Удаление царапин и пятен с фотографии (копия и заплатка) Инструмент "штамп" и его свойства 1 Удаление объекта с изображения Добавление новых объектов 7 1 Художественные рамки (методы создания и композиция) Порядок создания рамки (на примере "деревянной" рамки) 1 Инструменты для работы с текстом Текстовые эффекты 1 Порядок создания надписи (на примере надписи "с огнем") Изменение вида текста (надпись льдом и снегом) 1 Использование текстуры Работа с тенью (ее особенности) 1 Работа с контуром Работа с фильтрами 1 Работа со сложными фильтрами Работа с цветом 1 Настройки панелей в photoshop Инструменты ретуширования (обобщающий) 1 Инструменты выделения (обобщающий) Инструменты восстановления изображения (обобщающий) 1 Виды работы со слоями (обобщающий) Знакомство с программой corel drow и ее аналогами 1 Примеры работы с изображением в corel drow Создание композиции в corel (группировка изображений) 1 Анимация изображения Способы создания анимации 1 Работа с анимацией в photoshop и corel drow Создание анимации в adobe animator 1 gif - анимация Создание анимированного изображения 5 1 Устройства для печати изображений (принтеры и плоттеры) Виды принтеров и их устройство (особенности) 1 Порядок работы с принтером(меры безопасности) Печать изображений и документов 1 Программы для печати Настройка печати и возможные неисправности 8 Устройства для перевода изображений в цифровой вид (сканер) 1 Виды сканеров, их устройство и особенности Программы для работы со сканером 1 Настройка сканирования изображения, перевод текста в цифровой вид (программы) итогов Итоговая диагностика 1 ая диагно стика III. Список литературы Нормативно-правовые акты и документы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Литература для педагога: 1. Апокин И.А. История вычислительной техники: от простейших счет, приспособлений досложных релейных систем. М., Наука, 2000. 2. Баранов А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. – 1999, № 8 3. Брукшир Дж.Г. Введение в компьютерные науки. – М.: Издательский дом 9 "Вильямс", 2001. 4. Винтер П. Microsoft Word: справочник. – СПб: Питер, 1999. 5. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования. // Дополнительное образование. 2003. №3 6. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. Информатика и образование. 1995, №6, №8. 1996, №10. 7. Дик Мак-Клелланд. Photoshop 6 для Windows – Диалектика, 2001. 8. Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2-11 классы. ( нестандартные уроки, внеклассные мероприятия, дидактические игры, кроссворды, из истории информатики). / Авт. Гераськина И.Ю., Тур С.Н. – М.: Планета 2011. – 176 стр. – (учение с увлечением). 9. Занимательные материалы по информатике и математике, И.Д. Агеева, ТЦ Сфера, 2005. 10. Интеллектуальные игры в информатике, Д.М.Златопольский, БВХ-Петербург, 2004. 11. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. Ч. 2./ Л.А. Залогова; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – 2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 12. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере // под.ред. Н.В.Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2002. 13. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики. М.: Академия, 2001. 14. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. - М.: ОЛМАПресс образование, 2004. 15. Леонтьев Ю. Самоучитель Word 2002. – СПб: Питер, 2001. 16. Немов Р.С. Психология: Учебник. Кн. 2. – М.: Просвещение, 1995. 17. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2007./ Леонтьев В.П. – М.: ОлмаМедиа Групп. 18. Общая и проф. Педагогика. Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Брянск, 2003. 19. Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К.Смирнова. – М., 2003 20. Педагогика. Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004. 21. Первин Ю.А., Дуванов А.А., Зайдельман Я.Н., Гольцман М.А. Роботландия. Методическое пособие для учителя. – М.: Бюро интеллектуальных технологий, 1993. 22. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002. 23. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология 10 здоровьяв школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с. 24. Соколова И.А. Методические основы педагогики дополнительного образования детей //Дополнительное образование. 2003. №1 25. Ткаченко А. Музей истории информатики и вычислительной техники. Электронныйресурс: http://museum.comp – school.ru/index.php 26. Электронный мультимедийный учебник Тур С.Н., Т.Н. Бокучава «Фантазия». CDдиск. 27. Электронный мультимедийный учебник Соловьевой «Информатика. CD-диск». Литература для детей: 1. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. Семакина И.Г, Хеннера Е.К. Том 1. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. Семакина И.Г, Хеннера Е.К. Том 2. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 3. Паронджанов В.Д. Занимательная информатика. – М.: Дрофа, 2007. 4. Фролов М. Учимся на компьютере анимации. Самоучитель для детей и родителей. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 5. Фролов М. Учимся на компьютере работать. Самоучитель для детей и родителей. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 6. Фролов М. Учимся на компьютере рисовать. Самоучитель для детей и родителей. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. Интернет ресурсы: 1. http://www.videouroki.net 2. http://www.uroki.net 11 3. http://www.klyaksa.net 4. http://www.metod-kopilka.ru 5. http://forum.school89.com/ 12