Рабочая программа "Юный информатик"

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Воспитание»

Утверждаю:
Директор Цонтра-^Воспитание»
А/Тху/ О. В. Титова
Приказ № 115- 6д от 30.08.2024 г.

Рассмотрена
на заседании педагогического совета
от 30.08.2024г.
протокол №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Юный информатик»
СТУДИИ «ПРОГРАММИСТ»

Год обучения-1
Возраст обучающихся- 7-11 лет

Автор -составитель
Труфанова И.Э.,
педагог дополнительного образования

г. Мещовск, 2024

I.Пояснительная записка
1. Направленность – техническая.
2. Уровень сложности – стартовый.
3. Особенности обучения Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
Особенности набора: свободный.
Вид группы: младшие школьники и
среднее звено.
Состав группы: постоянный.
Организационные формы обучения - групповые
Изменения содержания
4. Особенности организации - объём 108 часов.
5. Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих
является усиление практической направленности деятельности обучающихся,
она составлена с учѐтом интересов детей, их возможностей, уровня подготовки и
владения практическими умениями и навыками и охватывает познавательную
сферу основ информатики и ИКТ. Именно в этом заключается новизна
программы «Юный информатик».
Предлагаемая

программа

предназначена

для

формирования

элементов

логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших
школьников и учащихся среднего школьного возраста с применением групповых
форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности
сделать

собственное

«открытие»,

знакомство

с оригинальными путями

рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в своих силах.
6. Цель - формирование
информационных

навыков

практического

применения

икомпьютерных технологий.

7. Задачи:
Образовательные


сформировать представление о современной информационной картине мира;



обучить применению логических и алгоритмических операций;



сформировать умения и навыки работы в текстовом и графическом редакторе;



сформировать умения и навыки использования современных
компьютерных и информационных технологий для решения учебных и
практических задач.

Воспитательные


воспитать эстетический вкус в оформлении информационного материала;



воспитать терпение, аккуратность;



заложить основы коммуникативной информационной культуры,



воспитать интерес к информационной и коммуникативной деятельности,



сформировать понимание этических норм работы с информацией;



воспитать бережное отношение к техническим устройствам.

Развивающие



развить логическое, абстрактное и пространственное мышление, внимание,
память,воображение,



развить творческие способности, стремление выразить себя в техническом
творчестве;

развить координацию позиции «глаз – рука» и мелкую моторику руки.
8. Режим занятий - 3 раза в неделю по 1 часу.
9. Формы занятий:
Теория преподносится в форме беседы, эвристической беседы,
виртуальногопутешествия, презентации и т.п.
10.Ожидаемые результаты
Предметные результаты оцениваются по 3 уровням: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень:
Знают:
−

правила поведения на занятиях;

−

технику безопасности на занятиях, при работе с электрооборудованием и т.п.;

−

особенности растровой и векторной графики;

−

форматы графических изображений;

−

стандартные программы обработки графических изображений;

2

−

методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;.
Умеют:

−

различать

форматы графических

файлов

целесообразность

их

и

понимать

использования

при

работе

с

различными графическими программами;
−

запускать графические программы и открывать в них изображение;

−

создавать собственные

иллюстрации,

используя

главные

инструменты

растровых ивекторных программ;
−

выполнять

основные

операции

над

объектами

(удаление,

перемещение, масштабирование, вращение и т.д.);
−

Создавать надписи, заголовки, размещать текст вдоль траектории.
Средний уровень:
Знают:

−

Назначение и функции различных графических программ;

−

Способы хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов;

−

способы работы с информацией, заключающиеся

в передаче,

поиске,

обработке,хранении;
−

особенности хранения графических изображений в различных форматах;

−

достоинства и недостатки растровой и векторной графики.
Умеют:

−

Создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);

−

Работать с контурами объектов;

−

Получать объемные изображения;

−

Сохранять выделенные области для последующего использования;

−

Монтировать фотографии (создавать многослойные документы)

−

Раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии;

−

Применять к тексту различные эффекты;

−

Выполнять цветовую и тоновую коррекцию фотографий;

−

Ретушировать фотографии;

−

Выполнять обмен файлами между графическими программами;

−

Работать с принтером и сканером.
Высокий

уровень:
Знают:

3

−

Методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;

−

Способы получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере;

−

Проблемы преобразования графических файлов;

Умеют:
−

Создавать анимированные картинки с помощью графических программ;

−

Создавать и

редактировать

собственные

изображения,

используя

инструментыграфических программ;
−

Выполнять обмен графическими данными между различными программами;

−

Настраивать параметры печати и сканирования при работе с изображениями;

−

применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
II.Календарно- тематический план

Кол-во

Темы

часов
2

1

Вводное занятие. Введение в курс информатики. Презентация курса.

1

Общие правила поведения в центре и объединении, работа с
электрооборудованием

5

(7) 1

Информация и её свойства

2

Информационные процессы. Обработка информации

2

Информационные процессы. Хранение информации

2

Информационные процессы. Передача информации

1

Применение ЭВМ .История создания компьютеров.
Устройства ввода информации.Устройства вывода/вывода информации

1

Устройства вывода/вывода информации.
Знакомство с клавиатурой

1

Принцип программного управления компьютера
Классификация программ

1

Прикладное программное обеспечение
Обучающие программы (устройство ПК)

4

1

Назначение операционной системы
Компоненты и функции операционной системы

16

1

Операционная система windows - особенности

1

История изменения операционной системы

1

Особенности пользовательского интерфейса

1

Рабочий стол windows

1

Работа с документами - создание папок и файлов

1

Работа с документами - переименование и удаление, поиск и сортировка
файлов

1

Стандартные приложения windows

1

Стандартные приложения windows (калькулятор и блокнот)

1

Стандартные приложения windows (paint и игры)

1

Виды информации

1

Классификации информации

1

Способы представления звуковой и графической информации

1

Носители информации

1

Передача и прием информации

1

Поиск информации

1

Способы хранения информации
Схема процессов обработки информации

41

1

Назначение пакета ms office

1

Возможности программы ms word

1

Интерфейс программы ms word

1

Возможности процесса редактирования

1

Меню "шрифт" (настройка оформления текста)

5

1

Пункт меню "регистр" и "автозамена"

1

Создание списков, маркированные списки

1

Нумерованные списки

1

Многоуровневые списки и колонки

1

Оформление стихотворений и газетных статей

1

Вставка объектов, настройка и редактирование изображений

1

Работа с абзацами

1

Понятие отступ и "табуляция"

1

Таблицы в ms word

1

Вставка и рисование таблиц

1

Форматирование ячеек таблицы

1

Возможности рисования в msword

1

Расположение объектов на листе

1

Методы работы с рисунками и схемами: поворот, отражение,
группировка

1

Форматирование фигуры и ее изменение

1

Объекты wordart

1

Панель "формы"

1

Настройка параметров word

1

Работа с меню "правка"

1

Работа со стилями текста

1

Колонтитулы

1

Настройка колонтитулов и нумерация страниц

1

Автоматическое содержание текста

1

Оформление текста

1

Возможности ms exel

1

Создание таблиц в эксель

1

Печать и предварительный просмотр таблиц

2

Вычисления в msexel

1

Мастер функций

2

Построение графиков и диаграмм

2

Фильтры и сортировка

2

Компьютерные программы

6

6

1

Понятие "компьютерная графика" и ее виды
Растровая графика и ее применение

1

Векторная графика и ее применение
3-D графика и ее применение

1

Программы для обработки растровой графики

1

Растровая графика и фотография
Обработка фотографий

25

1

Программы для обработки векторной графики

1

Особенности обработки векторной графики

1

Знакомство с программой photoshop и ее аналогами
Назначение панелей инструментов и их расположение

1

Инструмент "перо" и его свойства
Инструмент "кисть" и его свойства

1

Работа со списками инструментов
Инструмент "заливка" и его свойства

1

Работа со списками инструментов
Инструмент "заливка" и его свойства

1

Инструменты выделения (прямоугольник и эллипс)
Инструменты выделения (лассо и "волшебная кисть")

1

Понятие "многослойный рисунок"
Работа со слоями (панель "слои")

1

Работа со слоями (копирование и перемещение)
Работа со слоями (объединение слоев )

1

Создание объемного рисунка
Работа со слоями (прозрачность слоя и его настройка)

1

Методы работы с фотографией
Понятия "резкость" и "контрастность" изображения

1

Цветовая схема изображения
Методы восстановление "старой" фотографии

1

Удаление царапин и пятен с фотографии (копия и заплатка)
Инструмент "штамп" и его свойства

1

Удаление объекта с изображения
Добавление новых объектов

7

1

Художественные рамки (методы создания и композиция)
Порядок создания рамки (на примере "деревянной" рамки)

1

Инструменты для работы с текстом
Текстовые эффекты

1

Порядок создания надписи (на примере надписи "с огнем")
Изменение вида текста (надпись льдом и снегом)

1

Использование текстуры
Работа с тенью (ее особенности)

1

Работа с контуром
Работа с фильтрами

1

Работа со сложными фильтрами
Работа с цветом

1

Настройки панелей в photoshop
Инструменты ретуширования (обобщающий)

1

Инструменты выделения (обобщающий)
Инструменты восстановления изображения (обобщающий)

1

Виды работы со слоями (обобщающий)
Знакомство с программой corel drow и ее аналогами

1

Примеры работы с изображением в corel drow
Создание композиции в corel (группировка изображений)

1

Анимация изображения
Способы создания анимации

1

Работа с анимацией в photoshop и corel drow
Создание анимации в adobe animator

1

gif - анимация
Создание анимированного изображения

5

1

Устройства для печати изображений (принтеры и плоттеры)
Виды принтеров и их устройство (особенности)

1

Порядок работы с принтером(меры безопасности)
Печать изображений и документов

1

Программы для печати
Настройка печати и возможные неисправности

8

Устройства для перевода изображений в цифровой вид (сканер)

1

Виды сканеров, их устройство и особенности
Программы для работы со сканером

1

Настройка сканирования изображения, перевод текста в цифровой вид
(программы)
итогов

Итоговая диагностика

1

ая
диагно
стика

III. Список литературы
Нормативно-правовые акты и документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Порядок организации
и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам».
3. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02484/16
«Требования

к

содержанию

и

оформлению

образовательных

программ

дополнительного образования детей»,
4. Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской

Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Литература для педагога:
1.

Апокин

И.А.

История

вычислительной

техники:

от

простейших

счет,

приспособлений досложных релейных систем. М., Наука, 2000.
2.

Баранов А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. – 1999, № 8

3.

Брукшир Дж.Г. Введение в компьютерные науки. – М.: Издательский дом

9

"Вильямс", 2001.
4.

Винтер П. Microsoft Word: справочник. – СПб: Питер, 1999.

5.

Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов

деятельности педагога дополнительного образования. // Дополнительное образование.
2003. №3

6.

Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. Информатика и образование. 1995,

№6, №8. 1996, №10.
7.

Дик Мак-Клелланд. Photoshop 6 для Windows – Диалектика, 2001.

8.

Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2-11

классы. ( нестандартные уроки, внеклассные мероприятия, дидактические игры,
кроссворды, из истории информатики). / Авт. Гераськина И.Ю., Тур С.Н. – М.:
Планета 2011. – 176 стр. – (учение с увлечением).
9.

Занимательные материалы по информатике и математике, И.Д. Агеева, ТЦ Сфера,
2005.

10. Интеллектуальные игры в информатике, Д.М.Златопольский, БВХ-Петербург, 2004.
11. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. Ч. 2./ Л.А. Залогова; под ред. И.Г.
Семакина, Е.К. Хеннера. – 2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010
12. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере // под.ред.
Н.В.Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
13. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики. М.: Академия, 2001.
14. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. - М.: ОЛМАПресс образование, 2004.
15. Леонтьев Ю. Самоучитель Word 2002. – СПб: Питер, 2001.
16. Немов Р.С. Психология: Учебник. Кн. 2. – М.: Просвещение, 1995.
17. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2007./ Леонтьев В.П. – М.:
ОлмаМедиа Групп.
18. Общая и проф. Педагогика. Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Брянск, 2003.
19. Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К.Смирнова. – М., 2003
20. Педагогика. Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004.
21. Первин

Ю.А.,

Дуванов

А.А.,

Зайдельман

Я.Н.,

Гольцман

М.А.

Роботландия. Методическое пособие для учителя. – М.: Бюро интеллектуальных
технологий, 1993.
22. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.
23. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология

10

здоровьяв школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.
24. Соколова И.А. Методические основы педагогики дополнительного образования
детей //Дополнительное образование. 2003. №1
25. Ткаченко

А. Музей истории информатики и вычислительной техники.

Электронныйресурс: http://museum.comp – school.ru/index.php
26. Электронный мультимедийный учебник Тур С.Н., Т.Н. Бокучава «Фантазия». CDдиск.
27. Электронный мультимедийный учебник Соловьевой «Информатика. CD-диск».
Литература для детей:
1. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. Семакина И.Г, Хеннера
Е.К. Том 1. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. Семакина И.Г, Хеннера
Е.К. Том 2. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
3. Паронджанов В.Д. Занимательная информатика. – М.: Дрофа, 2007.
4. Фролов М. Учимся на компьютере анимации. Самоучитель для детей и
родителей. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
5. Фролов М. Учимся на компьютере работать. Самоучитель для детей и
родителей. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
6. Фролов М. Учимся на компьютере рисовать. Самоучитель для детей и
родителей. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Интернет ресурсы:

1. http://www.videouroki.net
2. http://www.uroki.net

11

3. http://www.klyaksa.net
4. http://www.metod-kopilka.ru
5. http://forum.school89.com/

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».