1.Пояснительная записка 1. 2. 3. Направленность дополнительной общеобразвивающей программы Уровень сложности дополнительной общеобразвивающей программы Особенности обучения в текущем году по дополнительной общеразвивающей программе Изменения содержания необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеразвивающей программы , обоснование изменений (причины замены тем) Социально -гуманитарная Стартовый, Особенность программы заключается в формировании, у дошкольного грамотного обучающихся возраста, чтения и формировании основ письма, в математических представлений, развитии графических навыков. Это обусловлено запросом родителей (законных представителей) и социальным Программа заказом общества. «Предшкольная подразумевает пора» развитие знаний, умений и навыков у дошкольников, на таком уровне, дошкольникам который стать позволит «успешными школьниками». Программа является дополнением основного дошкольного образования и направлена на формирование более высокого уровня личностного познавательного, развития, что будет способствовать успешному обучению в школе. 4. Особенности организации Отличительной особенностью данной образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе с указанием: - количества учебных часов по дополнительной общеразвивающей программе; -количества часов согласно расписанию; -информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов, модулей) с указанием причин или целесообразности программы является использование процесса интеграции, как средства оптимизации обучающего процесса. Занятия строятся на интегрированной основе, объединяя знания точных и естественных наук. тематическая Сюжетно- организация занятий более целесообразна для активации речи обучающихся, математических развития способностей, моторики, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как погружение в активную деятельность позволяет максимально реализовать потенциальные возможности обучающихся. Программа составлена с учётом образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов. Организация образовательного процесса по данной программе возможна особенностей развития согласно с учетом психофизического категорий медицинским обучающихся показаниям, для следующих нозологических групп: - нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие) - логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание) Дополнительная программа общеразвивающая «Предшкольная пора» направлена на формирование высокого уровня познавательного и личностного развития. Общее количество часов за год обучения-72 Количество часов в неделю 2 часа 5. Цель программы на текущий учебный год для конкретной учебной группы Формирование и развитие навыков необходимых для успешного обучения в школе, формирование психолого-педагогической готовности к обучению в школе: усвоение знаний позволяющих ориентироваться обучающемуся в особенностях окружающего мира, развитие математических и лингвистических представлений, навыков чтения и правильного письма, развитие познавательноинтеллектуальной, моторно-графической эмоционально-волевой, и коммуникативной сфер личности обучающегося. 6. Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы Образовательные: формировать представления о звуках; учить различать звуки (гласные – согласные, твёрдые – мягкие); познакомить с условным обозначением звука (кружок), слова (черта). учить соотносить звук и букву, дифференцировать их; учить проводить звукобуквенный и слоговой анализ слова; формировать представление о предложении, дифференцировать его от набора слов; учить составлять предложения по картинкам, с заданными словами; составлять схему предложения; учить считать в прямом и обратном порядке; познакомить с геометрическими фигурами; учить определять величину предметов; учить ориентировки в пространстве и на плоскости; учить ориентировки во времени; учить решать логические задачи; учить писать графические диктанты на слух, и по образцу; учить основные правила штриховки, использовать простые и сложные виды; учить писать цифры и печатные буквы, уметь классифицировать их на основе графического сходства; учить писать слоги, слова, короткие предложения печатными буквами, выделять фонему и переводить её в графему; учить писать элементы прописных букв. Воспитательные: воспитывать элементарные общепринятые нормы и правила поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; воспитывать умение сотрудничать, выслушивать педагога и товарищей, помогать друг другу, преодолевать трудности; воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию, игрушкам, книжному фонду; воспитывать мотивацию к сохранению своего здоровья. Развивающие: развивать речь посредством введения в активный словарь многозначных слов, антонимов, синонимов, омонимов, омографов, сложных и родственных слов; умения объяснять, рассуждать, делать выводы, отвечать на вопросы полным ответом; формировать фонематический слух; формировать навык чтения; развивать элементарные математические представления; развивать произвольное внимание, зрительную и слуховую память, воображение, умение устанавливать связи и отношения между числами, геометрическими фигурами, частями целого, измерениями; развивать любознательность, интерес к решению творческих и проблемных задач; развивать образное и логическое мышление; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, аналогия); развивать основы моделирования и конструирования; развивать универсальные учебные действия (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий); способствовать проявлению аккуратности в отношении учебных материалов; развивать мелкую моторику рук и зрительнодвигательную координацию. 7. 8 Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество часов в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа) Формы занятий (пояснить , чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий и их сочетание между собой) Продолжительность занятий -30 минут Периодичность -1 раз в неделю а) познавательные занятия; б) занятия- беседы; в) игры-занятия; г) викторины, тесты, конкурсы. дидактические игры; д) упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений сюжетно-ролевые игры; е) рассматривание иллюстраций, фотографий; продуктивная деятельность ж) детская (свободное рисование, лепка, аппликация). 9. Ожидаемые результаты в текущем учебном году и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации. К концу учебного года учащиеся должны знать -нормы поведения в различных видах деятельности - уметь анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, классифицировать; - уметь различать звуки (гласные – согласные, твёрдые – мягкие); -уметь соотносить звук и букву, дифференцировать их; -уметь проводить звукобуквенный и слоговой анализ слова; - уметь составлять предложения по картинкам, с заданными словами; составлять схему предложения. - считать в прямом и обратном порядке -знать геометрические фигуры; -уметь определять величину предметов; -уметь ориентироваться в пространстве и на плоскости; -уметь ориентироваться во времени; -уметь решать логические задачи; -уметь писать графические диктанты на слух. -знать графический облик и написание цифр и печатных букв, уметь классифицировать их на основе графического сходства. В течение обучения среди учащихся проводится промежуточная аттестация в следующих формах: -Контрольные вопросы. -Диагностические задания -Контрольное чтение. 2.Календарно-тематическое планирование Учебно – тематический план 1 модуля № тема занятия всего часов 1 теория практика форма контроля 1 тест беседа наблюдение беседа наблюдение практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа беседа наблюдение 1. 2. Входящий контроль Звуки и буквы. 3. Слова и звуки 1 4. Звук [а]. 1 1 5. Звук [у]. 1 1 6. Звук [о]. 1 1 7. Звук [и]. 1 1 8. Звук [ы]. 1 1 9. Звук [э]. 1 1 10. Звук [м] и [м’]. 1 1 11. 1 12. Твёрдые и мягкие согласные. Звуки [н]- [н’]. 1 1 13. Звуки [п]- [п’]. 1 1 14. Звуки [т]- [т’]. 1 1 15. Звуки [к]- [к’]. 1 1 16. Звуки [х]- [х’]. 1 1 1 1 1 1 практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа практическая ’ 17. Звуки [ф]- [ф ]. 1 1 18. Звук [й’]. 1 1 19. 1 20. Звуки [й,о]. Дружные звуки. Звуки [й’у]. 1 1 21. Звуки [й’а]. 1 1 22. Звуки [й’э]. 1 1 23. Звук [л] и [л’]. 1 1 24. Звуки [в]-[в’]. 1 1 25. Звук [ч’]. 1 1 26. Звук [щ’]. 1 1 27. Звуки [б]- [б’]. 1 1 28. Звуки [д]- [д’]. 1 1 29. Звук [c] и [c’]. 1 1 1 1 работа практическая работа практическая работа беседа,наблюдение 1 31. Звуки [г]- [г’]. 1 1 32. Звук [з] и [з’]. 1 1 33. Звук [ш]. 1 1 34. Звук [ж]. 1 1 35. Звук [р] и [р’]. 1 1 36. контроль по окончании модуля. итого 1 1 практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа тест 30 2(Тест) 30. Звук [ц]. 36 4 Учебно – тематический план 2 модуля № тема занятия 1 Входящий контроль всего часов 1 теория практика 1 форма контроля тест Признаки предметов (размер, цвет, форма). Упражнение на развитие внимания (найди такую же, расставь значки). Ориентировка в пространстве (справа, слева, вверху, внизу). Один – много. Свойства предметов (форма, величина). 1 0,5 0,5 беседа практическая работа 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 5 Сравнение групп предметов по количественному признаку. 1 0,5 0,5 6 Геометрические фигуры (круг, многоугольник). 1 0,5 0,5 7 Количество и счет. Число и цифра 1. 1 0,5 0,5 8 Ориентация по времени (раньше, позже, сначала, потом). Количество и счет. Число и цифра 2. Состав числа 2. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 10 Геометрические фигуры (треугольник, овал). 1 0,5 0,5 11 Количество и счет. Число и цифра 3. Состав числа 3. 1 0,5 0,5 12 Сравнение чисел, геометрических фигур. Выявление сходства и различия Количество и счет. Число и цифра 4. Состав числа 4. 1 0,5 0,5 беседа практическая работа беседа практическая работа беседа практическая работа беседа практическая работа беседа практическая работа беседа практическая работа беседа практическая работа беседа практическая работа беседа практическая работа беседа практическая работа 1 0,5 0,5 14 Количество и счет. Число и цифра 0. 1 0,5 0,5 15 1 0,5 0,5 16 Количество и счет. Число и цифра 5. Состав числа 5. Порядковый и обратный счет. Равенство. 1 0,5 0,5 17 Сложение, знак +. 1 0,5 0,5 2 3 4 9 13 беседа практическая работа беседа практическая работа беседа практическая работа практическая работа, беседа практическая работа , беседа 18 Вычитание, знак -. 1 0,5 0,5 18 Соотнесение действий сложения и вычитания на наглядном материале с математической записью. Количество и счет. Число и цифра 6. Состав числа 6. Порядковый и обратный счет. Количество и счет. Число и цифра 7. Состав числа 7. Порядковый и обратный счет. Соотнесение действий сложения и вычитания на наглядном материале с математической записью. Количество и счет. Число и цифра 8. Состав числа 8. Порядковый и обратный счет. Количество и счет. Число и цифра 9. Состав числа 9. Порядковый и обратный счет. Количество и счет. Число и цифра 10. Состав числа 10. Порядковый и обратный счет. Соотнесение действий сложения и вычитания на наглядном материале с математической записью. Соотнесение действий сложения и вычитания на наглядном материале с математической записью. Упражнения на развитие внимания. . Соотнесение действий сложения и вычитания на наглядном материале с математической записью. Упражнения на развитие внимания. Соотнесение действий сложения и вычитания на наглядном материале с математической записью. Упражнения на развитие внимания. Соотнесение действий 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 беседа практическая работа 1 0,5 0,5 беседа практическая работа 1 0,5 0,5 беседа практическая работа 1 0,5 0,5 беседа 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 практическая работа , беседа беседа практическая работа беседа практическая работа беседа практическая работа беседа практическая работа беседа практическая работа беседа практическая работа беседа практическая работа беседа практическая работа 31 32 33 34 35 36 сложения и вычитания на наглядном материале с математической записью. Упражнения на развитие внимания. Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. Контроль по окончании модуля Итого практическая работа 1 0,5 0,5 беседа практическая работа 1 0,5 0,5 беседа практическая работа 1 0,5 0,5 беседа практическая работа 1 0,5 0,5 беседа практическая работа 1 0,5 0,5 беседа практическая работа 17 1 17 тест 2 1 36 Список литературы для преподавателя Безруких М.М., Ефимова С.П. «Ребенок идет в школу», М., 2000 г. Безруких М.М. «Леворукий ребенок в школе и дома», Екатеринбург, 2003 г. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» Большакова С.Е. Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009 г. Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2004. Гаврина С.Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Ярославль, 2007 г. Калинина Н.В., Разинкина А.В. «Подготовка детей к обучению каллиграфии», Ульяновск, 2002 г. Матыцин В.П. «Готовь руку к письму», М. 2004 г. «Солнечные ступеньки» -рабочие тетради, Киров Потапова Н.Е. «Радость познания» М., 2001 г. Тоцкий А. «Орфография без правил», М. 2000 г. Топоркова И.Г. «Прописи для малышей» , Нижний Новгород, 2000 г. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006 Филлипова С.О. « Подготовка дошкольников к обучению письму», Санкт-Петербург, 2004г. Цвынтарский М. «Играем пальчиками и развиваем речь», М., 2005 г. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с. Дополнительная литература: Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001 Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004 Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002. Литература для обучающихся и родителей. Александрова О.В., «Большая энциклопедия дошкольника». М.: ЭКСМО, 2009г. Бабкина Н.В. Радость познания :логические задачи для детей мл.дошкольного возраста. М.:АРКТИ,2000г. Гаврина.С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г., Лучшие тесты и упражнения для дошколят. «Я учусь писать красиво». Пособие для детей 3 – 6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009. Гаврина.С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г., «Готовим руку к письму» Ярославль: Академия развития, 2009. Демидова Е.Г., «Ребёнок идёт в школу»: методические рекомендации для родителей. – М.: ЗАО «Росмэн-Пресс, 2006. Полякова М.А., «Как научить ребёнка читать и писать», М.: Айрис-пресс. 2010. Синицына Е., «Игры и упражнения со словами для воспитателей и родителей». М.: Юнивес, 2000. Узорова О.В. «300 узоров. Готовимся к школе». Москва, АСТ: Астрель,2006 Чуб Н. В., «Готовимся к школе». Большая книга заданий и упражнений. ЗАО Фирма «Бертельсманн Медиа Москау АО», 2013. «Энциклопедия развивалок». М.:ЭКСМО, 2012. Интернет ресурсы: 1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/01/16/igry-i-uprazhneniyanapravlennye-na-znakomstvo-detey 2.https://www.youtube.com/playlist?list=PLPLJUpFxaEzbm3COhJ9vNDvWPmcvcZdfj 3.https://prezentacii.org/