Пояснительная записка 1. 2. 3. 4. Направленность дополнительной общеразвивающей программы Уровень сложности дополнительной общеразвивающей программы Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеразвивающей программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация проектов). Изменения содержания, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеразвивающей программы, обоснование изменений (причины замены тем) Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе с указанием: количества учебных часов по дополнительной общеразвивающей программе; количества учебных часов согласно расписанию; информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов, модулей) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы Художественная Стартовый Особенность заложена в самом жизненном и календарном цикле обрядового фольклора, передаваемого из года в год, из поколения в поколение. Необходимость сохранения традиций и погружение учащихся в народную культуру обуславливает актуальность создания и реализации данной программы. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал. При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ организация процесса по и инвалидов, образовательного дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического развития обучающихся категорий согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп: нарушения опорнодвигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие) - 5. 6. Цель рабочей программы на текущий учебный Содействовать развитию духовно-нравственных основ год для конкретной учебной группы Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы личности учащихся, их творческих способностей и эмоционального мира через приобщение к разным видам искусства русского народного творчества, сохранение традиций национальной народной культуры. Обучающие: приобрести знания о культуре, быте, укладе жизни русского народа; приобрести и совершенствовать исполнительское мастерство пение, игра, слово, элементы народного театра; познакомить с музыкальной грамотой; уметь исполнять народную музыку. Развивающие: развить эмоциональное и художественное восприятие учащихся через изучение жанров устного народного творчества; развить позитивную мотивацию к изучению и занятиям фольклора; развить эмоциональную сферу ребенка; развить музыкальный слух, чувство ритма; развить речь; развить музыкальные способности (слух, использование шумовых музыкальных инструментов); развить певческие (вокальные) способности (манера звукоизвлечения, пение на опоре, унисонное пение, многоголосие, развитие импровизационности, варьирования); мастерство сольного пения, ансамблевое пение, пение с инструментами; развить исполнительские способности (умение показать творческую индивидуальность, умение сочетать все виды исполнительского мастерства пение, танец, игра, слово, элементы народного театра, сцены народного театра; уметь ощущать себя в пространстве); развить эмоциональную сферу ребенка, его сенсорные способности, используя средства и опыт народной педагогики и традиции национальной народной культуры; развить творческую деятельность по освоению элементов музыкальной культуры Воспитательные: расширить кругозор, посредством знакомства с народным календарем, народными обычаями и обрядами, воспитание музыкального вкуса; формировать у детей миропонимания, используя средства и опыт народной педагогики. 7. Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа) Периодичность: 5 раза в неделю; продолжительность: 1 академический часа по 40 минут. 8. Формы занятий (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий и их сочетание между собой) - групповые по количеству участников; - индивидуалные (беседы, консультации, дистанционные); - по подгруппам (творческие задания). 9. Ожидаемые результаты в текущем учебном году и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации Личностные: умеют артистично держаться на сцене умеют исполнять концертный номер развили устойчивый интерес к русскому традиционному фольклору готовы и способны к саморазвитию мотиваны к обучению и познанию умеют в исполнении раскрыть содержание песни, ее характер основы духовнонравственного воспитания Метапредметные: умеют оценивать достигнутые результаты развили навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми знакомы с основными фольклорными направлениями умеют слушать и слышать педагога продуктивное сотрудничают со сверстниками закрепили навыки уважительного отношения к участникам коллектива знакомы с историей русского народного творчества, с народным календарем Предметные: расширили объем песенного репертуара знакомы с физиологическими особенностями голосового аппарата изучили основы музыкальной грамоты умеют петь в открытой, народно-певческой манере умеют петь некоторые виды -двух и -трехголосия в упражнениях и в песнях знакомы с основными понятиями народного художественного творчества знакомы с основными понятиями о народном театре владеют певческим дыханием, фразировкой в единой манере звукообразования (в ансамбле) поют сольно и в ансамбле умеют свободно и непринужденно исполнять песни с движением умеют петь в любой хоровой партии умеют импровизировать подголоски, ярко и выразительно исполнять запев песни, украшая его, варьируя получили знания об устном народном творчестве. 2. Календарно-тематический план № п/п Название, раздел, тема 1 Вводное занятие Беседа по правилам поведения в ДДТ, охране труда и безопасности жизни, режим занятий 2 Количество часов Всего Теор Практи ия ка 1 1 Пение Музыкальный фольклор. 1 Жанровый состав русского фольклора. 2 1 1 1 Обрядовый фольклор. 5 Календарный цикл. 2 1 1 Жанровый состав русского фольклора. 5 1 Обрядовый фольклор. 5 Семейный цикл. 4 Зимние святочные обряды 5 От Рождества до Крещения. 7 Колядовщики. 5 Музыка весеннего календаря. 6 Три встречи весны. 8 1 1 1 1 1 1 1 Прослушивание и пение образцов обрядового фольклора. Подготовка к выступлениям. 8 2 Эпос. 2 Новгородские былины. 6 Баллада. Былины киевского цикла. 6 Исторические песни. 9 Фольклорная проза. 4 1 1 1 1 1 8 1 3 1 3 1 6 1 Подготовка к выступлениям. 15 2 13 Народная хореография. Хороводы. 4 1 3 Основная классификация. 2 1 1 5 1 Подготовка к выступлениям. 12 2 9 Пляски и танцы. 4 1 3 Основная классификация 3 1 2 Практическое изучение плясок и танцев. 5 1 4 Подготовка к выступлениям. 7 1 6 Легенды, предания, былички и бывальщины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, 4 1 4 4 3 4 6 4 5 7 6 1 5 4 8 3 7 считалки. Основы классификации народных музыкальных инструментов. Региональные типы русского свадебного обряда. 2 Прослушивание и пение образцов обрядового фольклора. 3 Практическое изучение наиболее известных форм хороводов. 2 5 4 4 Концертные выступления. Правила поведения, 1 внешний вид, организационные аспекты и прочее изучаем во время подготовки к 2 1 4 1 4 1 1 1 1 1 выступлениям Выступления в различных концертных и просветительских программах. Участие в фестивалях и конкурсах 3 Итоговое занятие. Повторение и обобщение пройденного материала. Диагностика уровня освоения образовательной программы. 3 3. Список литературы. Литература для педагога: Список литературы для использования педагогом: Балдина О.Д. Русские народные картинки. - М.: Просвещение, 1972. - 46 с. Бочаров Г.Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. - М.: Искусство, 1969. 128 с. Вейсберг Ю. Гуси-лебеди. Детские праздники. - СПб: Композитор, 2006. - 70 с. Гачев Г. Национальные образы мира. - М.: Искусство, 1988. — 368 с. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Просвещение, 1991. - 446 с. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М.: Просвещение, 1994. - 287 с. Еременко Т.И. Рукоделие. - М.: - М.: Просвещение, 1981. - 191 с. Искусство, 1989. - 159 с. Жегалова С.К. Русская народная живопись. - М.: Искусство, 1975. - 176 с. Каплунова И., Новосильцева И., Алексеева И. Топ-топ, каблучок. СПб: Композитор, 2006. - 86 с. Каплунова И., Новосильцева И. Игры, аттракционы, сюрпризы. - СПб: Композитор, 2003. - 56 с. Каплунова И., Новосильцева И. Как у наших, у ворот... Русские народные песни в детском саду. - СПб: Композитор, 2003. - 82 с. Каплунова И., Новосильцева И. Мы играем, рисуем, поём. Комплексные занятия в детском саду. - СПб: Композитор, 2006. - 88 с. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 209 с. Котова И.Н. Русские обряды и традиции - народная кукла. - СПб.: Искусство, 2005. 236 с. Красев М. Муха-Цокотуха. Опера - игра по мотивам К. Чуковского. - СПб.: Композитор, 1998. - 16 с. Литвинец Э.Н. Изготовление украшений из бисера и стекляруса. - М.: Искусство, 1984. - 64 с. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 239 с. Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю. Фольклорные праздники, народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Владос, 2001. - 54 с. Мерзлякова С.И., Мерзляков Т.П. Наш весёлый хоровод. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Выпуск 1. - М., 2002. - 112 с. Металлиди Ж. Курочка Ряба. - СПб.: Композитор, 2002. - 32 с. Миловский А. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. - М.: Искусство, 1994. - 397 с. Народные промыслы. - М.: Искусство, 1983. - 237 с. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. - М.: Искусство, 1983. - 343 с. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно - конструкторский источник творчества. - М.: Знание, 1994. - 269с. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Издание 3 (музыка). - М.: Просвещение, 1986. - 400 с. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск №1. Игры звуками. - СПб., 2003. - 30 с. Тысячелетие русской художественной культуры. - М.: Искусство, 1988. - 446 с. Фольклор - музыка - театр. Под ред. С.И. Мерзляковой. - М.: Гуманитарный издательский центр, 2003. - 212 с. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Мозаика - Синтез, 1998. - 32 с. Шпикалова Т.Я. Детям - о традициях народного мастерства. - М.: Владос, 2001. 207 с. Список литературы в адрес учащихся и родителей: Балдина О.Д. Русские народные картинки. - М.: Просвещение, 1972. - 207 с. Вейсберг Ю. Гуси-лебеди. Детски епраздники. - СПб.: Композитор, 2006. - 64 с. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Просвещение, 1991. - 446 с. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994. - 285с. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с. Еременко Т.И. Рукоделие. - М.: Искусство, 1989. - 159 с. Каплунова И., Новосильцева И., Алексеева И. Топ-топ, каблучок. СПб.: Композитор, 2006. - 84 с. Каплунова И., Новосильцева И. Игры, аттракционы, сюрпризы. - СПб.: Композитор, 2003. - 76 с. Каплунова И., Новосильцева И. Как у наших, у ворот... Русские народные песни в детском саду. - СПб.: Композитор, 2003. - 82 с. Котова И.Н. Русские обряды и традиции - народная кукла. - СПб.: Искусство, 2005. - 236 с. Красев М. Муха-Цокотуха. Опера - игра по мотивам К. Чуковского. - СПб.: Композитор, 1998. - 16 с. Литвинец Э.Н. Изготовление украшений из бисера и стекляруса. - М.: Искусство, 1984. - 64 с. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 239 с. Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю. Фольклорные праздники, народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Владос, 2001. - 54 с. Мерзлякова С.И., Мерзляков Т.П. Наш весёлый хоровод. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Выпуск 1. - М., 2002. - 289 с. Металлиди Ж. Курочка Ряба. - СПб.: Композитор, 2002. - 32 с. Миловский А. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. - М.: Искусство, 1994. - 397 с. Народные промыслы. - М.: Искусство, 1983. - 237 с. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно - конструкторский источник творчества. - М.: Знание, 1994. - 269 с. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск №1. Игры звуками. - СПб., 2003. - 30 с.