Традиционное народное пение

Пояснительная записка
1.
2.
3.

4.





Направленность дополнительной
общеразвивающей программы
Уровень сложности дополнительной
общеразвивающей программы
Особенности обучения в текущем учебном
году по дополнительной общеразвивающей
программе:
особенности
реализации
содержания, подготовка к знаменательным
датам, юбилеям детского объединения,
учреждения, реализация проектов).
Изменения содержания, необходимые для
обучения в текущем учебном году и их
обоснование (информация об изменении
содержательной
части
дополнительной
общеразвивающей программы, обоснование
изменений (причины замены тем)

Особенности организации образовательного
процесса по дополнительной
общеразвивающей программе с указанием:
количества учебных часов по дополнительной
общеразвивающей программе;
количества учебных часов согласно
расписанию;
информации об изменении сроков и/или
времени изучения отдельных тематических
блоков (разделов, модулей) с указанием
причин и целесообразности изменений,
описание резервов, за счет которых они будут
реализованы

Художественная
Стартовый
Особенность заложена в
самом
жизненном
и
календарном цикле обрядового
фольклора, передаваемого из
года в год, из поколения в
поколение.
Необходимость
сохранения
традиций
и
погружение
учащихся
в
народную
культуру
обуславливает
актуальность
создания и реализации данной
программы.
Этот принцип, лежащий
в основе всей программы, дает
возможность детям
изучать и проживать
одни и те же обряды, праздники,
обычаи и соответствующий им
устный
и
музыкальный
материал.
При разработке программы
учтены образовательные права
детей

с

ОВЗ

организация
процесса

по

и

инвалидов,

образовательного
дополнительной

общеобразовательной
программе

с

учетом

особенностей психофизического
развития
обучающихся

категорий
согласно

медицинским показаниям, для
следующих

нозологических

групп:
нарушения
опорнодвигательного
аппарата
(сколиоз, плоскостопие)

-

5.

6.

Цель рабочей программы на текущий учебный Содействовать
развитию
духовно-нравственных основ
год для конкретной учебной группы

Задачи на текущий учебный год для
конкретной учебной группы

личности
учащихся,
их
творческих способностей и
эмоционального мира через
приобщение к разным видам
искусства русского народного
творчества,
сохранение
традиций
национальной
народной культуры.
Обучающие:
приобрести знания о
культуре, быте, укладе жизни
русского народа;
приобрести
и
совершенствовать
исполнительское мастерство пение, игра, слово,
элементы
народного
театра;
познакомить
с
музыкальной грамотой;
уметь
исполнять
народную музыку.
Развивающие:
развить эмоциональное и
художественное
восприятие
учащихся через изучение
жанров
устного
народного творчества;
развить
позитивную
мотивацию к изучению и
занятиям фольклора;
развить эмоциональную
сферу ребенка;
развить музыкальный
слух, чувство ритма;
развить речь;
развить музыкальные
способности (слух,
использование шумовых
музыкальных инструментов);
развить
певческие
(вокальные)
способности
(манера звукоизвлечения, пение
на
опоре, унисонное пение,
многоголосие, развитие

импровизационности,
варьирования);
мастерство
сольного
пения,
ансамблевое
пение,
пение
с
инструментами;
развить исполнительские
способности (умение показать
творческую
индивидуальность,
умение сочетать все
виды исполнительского
мастерства
пение,
танец,
игра,
слово,
элементы
народного
театра, сцены народного
театра; уметь ощущать
себя в пространстве);
развить эмоциональную
сферу ребенка, его
сенсорные способности,
используя средства и
опыт народной
педагогики и традиции
национальной народной
культуры;
развить творческую
деятельность по освоению
элементов музыкальной
культуры Воспитательные:
расширить кругозор,
посредством знакомства
с народным календарем,
народными обычаями и
обрядами, воспитание
музыкального вкуса;
формировать у детей
миропонимания,
используя средства и
опыт народной
педагогики.

7.

Режим занятий в текущем учебном году
(указать продолжительность и количество
занятий в неделю со всеми вариантами и
обоснованием
выбора
варианта,
продолжительность учебного часа, если она
отличается от академического часа)

Периодичность: 5 раза в
неделю;
продолжительность: 1
академический часа по 40
минут.

8.

Формы занятий (пояснить, чем обусловлен
выбор конкретных форм учебных занятий и их
сочетание между собой)

- групповые по количеству
участников;
- индивидуалные (беседы,
консультации,
дистанционные); - по
подгруппам (творческие
задания).

9.

Ожидаемые результаты в текущем учебном
году и форма проведения промежуточной и
итоговой аттестации

Личностные:
умеют артистично
держаться на сцене
умеют исполнять
концертный номер
развили устойчивый
интерес к русскому
традиционному фольклору
готовы и способны к
саморазвитию
мотиваны к обучению и
познанию
умеют в исполнении
раскрыть содержание песни, ее
характер
основы духовнонравственного воспитания
Метапредметные:
умеют оценивать
достигнутые результаты
развили навыки
сотрудничества со
сверстниками и взрослыми
знакомы с основными
фольклорными направлениями
умеют слушать и слышать
педагога
продуктивное
сотрудничают со сверстниками
закрепили навыки
уважительного отношения к
участникам коллектива
знакомы с историей
русского народного творчества,
с народным календарем
Предметные:
расширили объем
песенного репертуара
знакомы с
физиологическими
особенностями голосового
аппарата

изучили основы
музыкальной грамоты
умеют петь в открытой,
народно-певческой манере
умеют петь некоторые
виды -двух и -трехголосия в
упражнениях и в песнях
знакомы с основными
понятиями народного
художественного творчества
знакомы с основными
понятиями о народном театре
владеют певческим
дыханием, фразировкой
в единой манере
звукообразования (в
ансамбле)
поют сольно и в
ансамбле
умеют свободно и
непринужденно исполнять
песни с движением
умеют петь в любой
хоровой партии
умеют импровизировать
подголоски, ярко и
выразительно исполнять
запев песни, украшая
его, варьируя
получили знания об
устном народном творчестве.

2. Календарно-тематический план

№
п/п

Название, раздел, тема

1

Вводное занятие Беседа по правилам
поведения в ДДТ, охране труда и безопасности
жизни, режим занятий

2

Количество часов
Всего
Теор Практи
ия
ка
1
1

Пение Музыкальный фольклор.

1

Жанровый состав русского фольклора.

2

1

1
1

Обрядовый фольклор.

5

Календарный цикл.

2

1
1

Жанровый состав русского фольклора.

5

1

Обрядовый фольклор.

5

Семейный цикл.

4

Зимние святочные обряды

5

От Рождества до Крещения.

7

Колядовщики.

5

Музыка весеннего календаря.

6

Три встречи весны.

8

1
1
1
1
1
1
1

Прослушивание и пение образцов обрядового
фольклора. Подготовка к выступлениям.

8

2

Эпос.

2

Новгородские былины.

6

Баллада. Былины киевского цикла.

6

Исторические песни.

9

Фольклорная проза.

4

1
1
1
1
1

8

1

3

1

3

1

6

1

Подготовка к выступлениям.

15

2

13

Народная хореография. Хороводы.

4

1

3

Основная классификация.

2

1

1

5

1

Подготовка к выступлениям.

12

2

9

Пляски и танцы.

4

1

3

Основная классификация

3

1

2

Практическое изучение плясок и танцев.

5

1

4

Подготовка к выступлениям.

7

1

6

Легенды, предания, былички и бывальщины,
сказки, пословицы, поговорки, загадки,

4
1
4
4
3
4
6
4
5
7
6
1
5
4
8
3
7

считалки.
Основы классификации народных
музыкальных инструментов.
Региональные типы русского свадебного
обряда.

2

Прослушивание и пение образцов обрядового
фольклора.

3

Практическое изучение наиболее известных
форм хороводов.

2

5

4

4

Концертные выступления. Правила поведения,

1

внешний вид, организационные аспекты и
прочее изучаем во время подготовки к

2

1

4

1

4

1

1

1

1

1

выступлениям
Выступления в различных концертных и
просветительских программах.
Участие в фестивалях и конкурсах

3

Итоговое занятие. Повторение и обобщение
пройденного материала.
Диагностика уровня освоения
образовательной программы.

3

3. Список литературы.
Литература для педагога:
Список литературы для использования педагогом:
Балдина О.Д. Русские народные картинки. - М.: Просвещение, 1972. - 46 с.
Бочаров Г.Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. - М.: Искусство, 1969. 128 с.
Вейсберг Ю. Гуси-лебеди. Детские праздники. - СПб: Композитор, 2006. - 70 с.
Гачев Г. Национальные образы мира. - М.: Искусство, 1988. — 368 с.
Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Просвещение, 1991. - 446 с.
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М.: Просвещение, 1994. - 287 с.
Еременко Т.И. Рукоделие. - М.:
- М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
Искусство, 1989. - 159 с.
Жегалова С.К. Русская народная живопись. - М.: Искусство, 1975. - 176 с.
Каплунова И., Новосильцева И., Алексеева И. Топ-топ, каблучок.
СПб:
Композитор, 2006. - 86 с.
Каплунова И., Новосильцева И. Игры, аттракционы, сюрпризы.
- СПб:
Композитор, 2003. - 56 с.
Каплунова И., Новосильцева И. Как у наших, у ворот... Русские народные песни в
детском саду. - СПб: Композитор, 2003. - 82 с.
Каплунова И., Новосильцева И. Мы играем, рисуем, поём. Комплексные занятия в
детском саду. - СПб: Композитор, 2006. - 88 с.
Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Российское
педагогическое агентство, 1997. - 209 с.
Котова И.Н. Русские обряды и традиции - народная кукла. - СПб.: Искусство, 2005.
236 с.
Красев М. Муха-Цокотуха. Опера - игра по мотивам К. Чуковского. - СПб.:
Композитор, 1998. - 16 с.
Литвинец Э.Н. Изготовление украшений из бисера и стекляруса. - М.: Искусство,
1984. - 64 с.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 239 с.
Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю. Фольклорные праздники, народные песни,
игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного
возраста. - М.: Владос, 2001. - 54 с.
Мерзлякова С.И., Мерзляков Т.П. Наш весёлый хоровод. Музыкально-игровой
материал для дошкольников и младших школьников. Выпуск 1. - М., 2002. - 112 с.
Металлиди Ж. Курочка Ряба. - СПб.: Композитор, 2002. - 32 с.
Миловский А. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. - М.:
Искусство, 1994. - 397 с.
Народные промыслы. - М.: Искусство, 1983. - 237 с.
Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. - М.:
Искусство, 1983. - 343 с.
Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно - конструкторский

источник творчества. - М.: Знание, 1994. - 269с.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Издание
3 (музыка). - М.: Просвещение, 1986. - 400 с.
Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск №1.
Игры звуками. - СПб., 2003. - 30 с.
Тысячелетие русской художественной культуры. - М.: Искусство, 1988. - 446 с.
Фольклор - музыка - театр. Под ред. С.И. Мерзляковой. - М.: Гуманитарный
издательский центр, 2003. - 212 с.
Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Основы народного и декоративно-прикладного
искусства. - М.: Мозаика - Синтез, 1998. - 32 с.
Шпикалова Т.Я. Детям - о традициях народного мастерства. - М.: Владос, 2001. 207 с.
Список литературы в адрес учащихся и родителей:
Балдина О.Д. Русские народные картинки. - М.: Просвещение, 1972. - 207 с.
Вейсберг Ю. Гуси-лебеди. Детски епраздники. - СПб.: Композитор, 2006. - 64 с.
Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Просвещение, 1991. - 446 с.
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994. - 285с.
Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
Еременко Т.И. Рукоделие. - М.: Искусство, 1989. - 159 с.
Каплунова И., Новосильцева И., Алексеева И. Топ-топ, каблучок.
СПб.:
Композитор, 2006. - 84 с.
Каплунова И., Новосильцева И. Игры, аттракционы, сюрпризы.
- СПб.:
Композитор, 2003. - 76 с.
Каплунова И., Новосильцева И. Как у наших, у ворот... Русские народные песни в
детском саду. - СПб.: Композитор, 2003. - 82 с.
Котова И.Н. Русские обряды и традиции - народная кукла. - СПб.: Искусство, 2005.
- 236 с.
Красев М. Муха-Цокотуха. Опера - игра по мотивам К. Чуковского. - СПб.:
Композитор, 1998. - 16 с.
Литвинец Э.Н. Изготовление украшений из бисера и стекляруса. - М.: Искусство,
1984. - 64 с.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 239 с.
Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю. Фольклорные праздники, народные песни,
игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного
возраста. - М.: Владос, 2001. - 54 с.
Мерзлякова С.И., Мерзляков Т.П. Наш весёлый хоровод. Музыкально-игровой
материал для дошкольников и младших школьников. Выпуск 1. - М., 2002. - 289 с.
Металлиди Ж. Курочка Ряба. - СПб.: Композитор, 2002. - 32 с.
Миловский А. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. - М.:
Искусство, 1994. - 397 с.
Народные промыслы. - М.: Искусство, 1983. - 237 с.
Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно - конструкторский
источник творчества. - М.: Знание, 1994. - 269 с.
Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск №1.

Игры звуками. - СПб., 2003. - 30 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».