Пояснительная записка 1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы 2. Уровень сложности дополнительной общеразвивающей программы 3. Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеразвивающей программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация проектов). Изменения содержания, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеразвивающей программы, обоснование изменений (причины замены тем) 4. Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе с указанием: количества учебных часов по дополнительной общеразвивающей программе; количества учебных часов согласно расписанию; информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов, модулей) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы 5. Цель рабочей программы на текущий учебный год для конкретной учебной группы 6. Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы Художественная Стартовый Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной (хоровой) группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районный конкурсы, фестивали) Отличительная особенность данной программы в том, что она разработана для учащихся общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь в хоре. При этом дети имеют разные стартовые способности. Данная программа отличается от других подбором репертуара и предназначена для всех желающих детей. .ъ Эстетическое и духовное развитие личности ребенка путем овладения основами хорового пения; Обучающие: • Приобрести вокально-хоровые знания, умения, навыки; • Изучить стилевые особенности вокальноэстрадного жанра, приемы стилизации в контексте эстрадной песни; • освоить приемы сольного и ансамблевого пения; Воспитательные: • формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания. Развивающие: • развивать музыкальные способности учащихся,: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма; • осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся. 7. Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа) 8. Формы занятий (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий и их сочетание между собой) 9. Ожидаемые результаты в текущем учебном году и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность 1 академического часа установлено 40 мин. Занятия проводятся в группе с применением индивидуального подхода. Формы занятий: коллективные, групповые, индивидуальные. Занятия бывают теоретические, практические. Они в свою очередь включают в себя контрольные, зачетные занятия, показательные выступления и концерты. Обучающиеся будут знать: - специфику певческого искусства; - основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки; - многообразие музыкальных образов и способов их развития. 2. Календарно-тематический план Всего часов Теор ия Прак тика Формы контроля 2 2 - прослушива ние 2. 5 2 3 3. Певческое дыхание. 12 6 6 10 3 7 12 4 8 6 2 4 5 1 4 практическа я работа 8. 6 1 5 практическа я работа 9. Умение согласовывать пение с ритмическими движениями. 10 1 9 практическа я работа 10. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. 4 1 3 практическа я работа № п/п Тема 1. Вводное занятие. Певческая установка. 4. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над дикцией и артикуляцией. 5. 6. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. 7. «Цепное» дыхание. Работа над дикцией и артикуляцией. Итоговое занятие 11. практическа я работа практическа я работа практическа я работа практическа я работа выступлени е 2 Всего практическа я работа 1 1 72 часа 3. Список литературы. Литература для педагога Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г. Бернстайн Л. Мир джаза. - М., 1983. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991 «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г.. Далецкий О. Н. «О пении» Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов» Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». - М. 1968. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению» Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г. Кампус Э. О мюзикле. - М., 1983. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г. КоллиерДж.Л. Становление джаза. -М., 1984. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006 Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967. Мархасев Л. В легком жанре. - Л., 1984. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». - М. «Просвещение», 1987 Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. — М.: Айриспресс,2007г.— 95 с: Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.исредн. пед. учеб. заведений./Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука» Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием» Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды - М.: Айриспресс,2007г.-176с.(Методика) Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды - М. Айриспресс,2007г.-176с.(Методика) Садников В.И. «Орфоэпия в пении». - М. «Просвещение», 1958. Сарждент У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика. - М., 1987. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981 Троицкий A. Рок-панорама. - 1986. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. - М., 1983. Шнеерсон Г.М. Американская песня. - М., 1977. Эрисман Г. Французская песня. - М., 1974. Список литературы для учащихся Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. - Клуб и самодеятельность, 1980. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. - Л.: Музыка, 1987. Галацкая B. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.- М.: Музыка, 1978. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Сов.композитор, 1986. Сохор А. О массовой музыке. - Л., 1980. Троицкий А. Феномен «диско». - 1977. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1976.