Азбука туризма

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Воспитание»

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
от 27.08.2025 г.,
протокол № 1

Утверждаю:
Приказ № 114-од от 29.08. 2025 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Азбука туризма»

Срок реализации:!год
Возраст учащихся:6-7 лет

Автор-составитель:
Костина Инна Николаевна
педагог дополнительного образования

Мещовск 2025г.

1. Пояснительная записка

1.

Направленность дополнительной
общеразвивающей программы

Туристско-краеведческая

2.

Уровень сложности дополнительной Базовый
общеразвивающей программы

3.

Особенности обучения в текущем
учебном году по дополнительной
общеразвивающей программе
Изменения
содержания,
необходимые для
обучения
в
текущем учебном году и их
обоснование
(информация
об
изменении содержательной части
дополнительной общеразвивающей
программы, обоснование изменений
(причины замены тем)

4.

5.

6.

Особенности организации
образовательного процесса по
дополнительной общеразвивающей
программе с указанием:
-количества учебных часов по
дополнительной общеразвивающей
программе;
-количества учебных часов согласно
расписанию;
-информации об изменении сроков
и/или времени изучения отдельных
тематических блоков (разделов,
модулей) с указанием причин и
целесообразности изменений,
описание резервов, за счет которых
они будут реализованы
Цель рабочей программы на
текущий учебный год для
конкретной учебной группы
Задачи на текущий учебный год для
конкретной учебной группы

Общее количество часов за год обучения - 72.
Занятия
проводятся
2
раза
в
неделю
продолжительностью 1 ч.

Целостное развитие
личности
ребенка
средствами познавательно-оздоровительного,
краеведческого туризма
Оздоровительные:
-создавать условия для укрепления здоровья
детей, закаливания организма, активного отдыха;
-расширять адаптационные и функциональные
возможности детей;
Образовательные:
-способствовать формированию первичных
представлений о малой
Родине,осоциокультурныхценностяхнашегонарода
,устойчивогоинтересакприродеродного края, к
окружающему миру;
-

содействоватьосвоениюзнанийвобластифизическо
йкультуры,туризма,краеведения,необходимых для
успешной социализации ребенка;
Воспитательные:
воспитыватьценностноеотношениекмируприроды,
культурноисторическомунаследию,потребностьвздоровомоб
разежизни;
способствоватьустановлениюдружеских,межлично
стныхотношений,формироватьготовностьребенкак
совместнойдеятельностисосверстниками.

7.

Режим занятий в текущем учебном Занятия проводятся два
году (указать продолжительность и продолжительностью 1 час
количество занятий в неделю со
всеми вариантами и обоснованием
выбора варианта, продолжительность
учебного часа, если она отличается
от академического часа)

8.

Формы занятий (пояснить, чем
обусловлен выбор конкретных форм
учебных занятий и их сочетание
между собой)

Экскурсии, беседы, игры, развлечения, досуги.
практические занятия в кабинете, на местности,
ПВД.

9.

Ожидаемые результаты в текущем
учебном году и форма проведения
промежуточной и итоговой
аттестации

Ребенокприобретаетхорошуюфизическуюформу(п
овышаетсяиндекспоказателейздоровья детей).
Ребенокнеиспытываеттревожностипоотношениюк
природе;проявляет любознательность, задает
вопросы взрослым и
сверстникам,интересуетсяпричинноследственнымисвязями,пытаетсясамостоятельнопр
идумыватьобъясненияявлениямприроды
ипоступкамлюдей;
способендоговариваться,учитыватьинтересыичувс
твадругих,сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, вступать в
свободнуюкоммуникациюсо взрослыми и
сверстниками.
Обладает установкой на ценностное отношение к
объектам культурноисторическогонаследияиприродеродногокрая,элем
ентарнойэкологическойкультурой.
Показателиуровнякомпетентности(подготовленнос
ти)дошкольникавоблаституристскокраеведческойдеятельности:
обладаетзнаниямиправилтехникибезопасностиили
2

раза

в

неделю

чнойгигиенывпоходе;
- имеет представления о различных видах туризма,
пользе туризма дляздоровьячеловека;
имеетпредставленияоназначениитуристическогосн
аряжения;
обладает знаниями о видах костров и назначении,
оправилахбезопасногоразведениякостров;
имеетпредставленияорастительномиживотноммире
родногокрая;
имеетпредставленияобобъектахсоциокультурнойср
едыродногогорода;
владеетзнаниямиодостопримечательностяхродного
города,края;
имеетпредставленияобособенностяхфизическойпо
дготовкиюноготуриста,умеет
преодолеватьестественныепрепятствия;
имеетпредставлениеоспособахоказанияпервоймеди
цинскойпомощиприранах,кровотечениях;
умеетвыполнятьправилаотдыханаприроде.

2. Календарно-тематическое планирование

№ п/п Раздел
программы
I.

Месяц

Тема занятия

Кол-во Форма занятия
часов
Краеведение Сентябрь 1.Мой край родной.
1
Беседа
Мы живем в октябрь 2.Моя родословная.
1
Практическое
России
занятие
3.Семейные традиции.
1
Беседа
4.Страницы истории родного края. 1
Виртуальная
экскурсия
5. Люди,
Мещовск

которыми

6.Достопримечательности
города.

гордится 1

Беседа(презент
ация)

родного 2

Рассказ(презен
тация)
Виртуальная
экскурсия
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие

7.Государственная
символика 2
родного города, России.

3

8.Животные и растения родного
края.

2

Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Практическое
занятие

11.Экскурсия в музей «Трех цариц»

1

Экскурсия

12.Школьный музей

1

Рассказ(презен
тация)

13.Мещовский
городской
парк
(страницы истории)
14. Экскурсия
в Мещовский
городской парк.

1

Рассказ(презен
тация)

1

Экскурсия

15.Мещовск – Земля Калужская.
Наши памятники-наши герои.

1

Рассказ(презен
тация)

16.Закрепление
материала

пройденного

1

Практическое
занятие

17.Краеведческая квест-игра Поход
выходного дня.

1

Игра. Поход

10.Краеведческая викторина

20
II.

«Туризм.ОБЖ Ноябрь»
январь

1. Что такое туризм и кто такие
туристы

1

Беседа

2. ТБ на занятиях и в походе.

2

3. Правила дорожного движения на
прогулке и экскурсии.

2

4. Групповое туристское снаряжение

2

5.Личное туристское снаряжение

2

6. Собираемся в поход
рюкзачка)

2

Практическое
занятие
Беседа
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие

4

(сборка

7. Питание на прогулке
туристском походе.

и

в

2

8.Питьевой режим.

2

10.Основные виды костров.

2

11.Готовим туристский обед.

2

12. Туристские должностив группе

1

13.Туристские узлы.
туристских узлов.

Назначение

1

ночлега.

2

15. Стороны света (знакомство с
компасом).

1

16. Что такое карта и как ее читать.

1

17. Учимся ориентироваться
местным признакам.

2

14.
Организация
Туристическая палатка.

по

Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Рассказ(презен
тация)
Практическое
занятие
Беседа
Беседа,
практическое
занятие
Беседа,
практическое
занятие
Беседа,
практическое
занятие, игра
Беседа,
практическое
занятие
Презентация,
практическое
занятие

18. Что делать если заблудился.

1

Беседа, игра

19. Законы
природы.

охране

1

20.Вместе весело шагать (игры на
маршруте, в походе)

2

21.Закрепление материала

1

22.Туристический квест.

1

Презентация,
практическое
занятие
Игра,
практическое
занятие
Опросвикторина
Игра

туриста

по

33
5

III.

IV.

Основы
гигиены
сохранение
здоровья
туриста

Общая
физическая
подготовка

Февраль
и март

Апрель
май

1.Береги здоровье смолоду

1

Беседа

2. Личная гигиена туриста

1

Беседа
(презентация)

3. Как действовать в случае травмы.

2

4. Основные приемы оказания
первой доврачебной помощи при
ушибах, порезах.

2

Презентация,
практическое
занятие
Рассказ,
практическое
занятие

5.Дидактические
игры
туристической тематике
Закрепление материала

3

Игры

1

Опрос,
практическое
занятие

по

1.В здоровом теле – здоровый дух.
Почему
туристу
надо
быть
здоровым и сильным.

10
1

2.Упражненияв ходьбе и беге, для
рук и ног.

2

2. Упражнения с мячом и скакалкой.
Метание в цель и на дальность.
3.Туристская эстафета.

2

4. Подвижные игры с туристской
тематикой
6.Туристская полоса препятствий.

1
2

1

9
72

Итого:

6

Беседа

Рассказ,
практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Игра.
Практическое
занятие
Игра.
Практическое
занятие

Списоклитературы:

1. Большакова Л.И. Воспитание у детей любви к родному краю //
Детство.Отрочество.Юность.2014.№5/6.С.1-6.

2. Бочарова

Н.И.

Организация

краеведо-туристской

деятельности
старшихдошкольников:Методическиерекомендации.М.,1992.

3. БочароваН.И.Туристскиепрогулкивдетскомсаду:пособиедляпр
актических

работников

дошкольных

образовательных

учреждений. М.,2004.

4. ВодолажскаяИ.А.Программазанятийкружка«Мирвокругнас»д
ляподготовительныхгруппдетскогосада//Туристскокраеведческаядеятельность
школьников.

дошкольников

и

младших

Образовательныепрограммы.Вып.1.Омск

1996,с.23-25.Глазырина

Л.Д,

Овсянкин

В.А.

Методика

физического воспитания детейдошкольного возраста: Пособие
для

5. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие
игры иразвлеченияс детьми.М.,2002.

6. ЗавьяловаТ.П.Дошкольныйтуризм:проблемы,поиски,решения/
/Физическаякультура:воспитание,образование,тренировка.200
1.№2.

7. ЗавьяловаТ.П.Организацияиметодикаиспользованиясредствту
ризмавфизическомвоспитаниидошкольников

6-

7лет//ФизкультурноеобразованиеСибири.2001.№1(15).С.15-22.

8. Завьялова Т.П. Программа двигательной и познавательной
деятельностис использованием средств туризма «Туристята»
(для

подготовительной
7

кшколегруппы)//Дошкольноевоспитание.2003.№8,с.50—53.

9. ЗавьяловаТ.П.Туризмвдетскомсаду:новыевозможности,новыер
ешения: учебно-методическое пособие.Тюмень,2006.

10. Земскова-Названова Л. И. Люби и знай родной свой край:
занятия покраеведениюсмалышами. М.,2006.

11. КолбовскийЕ.Ю.Экологическийтуризмиэкологиятуризма.М.,2011
12. КупринаЛ.Е.Азбукатуриста-эколога.М.,1991.
13. Листок на ладони: методическое пособие по проведению
экскурсий сцелью экологического и эстетического воспитания
дошкольников. СПб.,2005.

14. Патриотическое

воспитание

дошкольников

средствами

краеведотуристскойдеятельности:Пособиедляреализациигосударственн
ой программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2001-2005 гг.»2-еизд. М.,2004.

15. Петин

А.Н.

Экологические

основы

экскурсионной

и

рекреационной деятельности.Белгород,2012.

16. Сборникофициальныхдокументовподетскоюношескомутуризму,краеведениюи
летнемуотдыхудетей.М.,1995.

17. Шибаев А.С. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и
времени?Умеете

ли

вы

предсказывать

погоду?

Программированные задания. М.,1996.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».