Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр творческого развития и гуманитарного
образования
«Воспитание»
Рассмотрено
^заседании педагогического совета
от 27.08.2025 г.,
протокол № 1
Утверждаю:
Приказ № 114-од от 29.08. 2025 г
Директор Це
оспитание»
А). В. Титова
/з£1
&//
Рабочая программа
«Искусство танца»,
Г од обучения
Возраст обучающихся: 9-13 лет
Группы №1
Автор-составитель:
Пухомелина Ирина Петровна,
педагог дополнительного образования
Мещовск, 2025г.
4-
Пояснительная записка
1.
2.
3.
4.
Направленность дополнительной
общеразвивающей программы
Уровень сложности дополнительной
общеразвивающей программы
Особенности обучения в текущем учебном
году по дополнительной общеразвивающей
программе:
особенности
реализации
содержания, подготовка к знаменательным
датам, юбилеям детского объединения,
учреждения, реализация проектов).
Изменения содержания, необходимые для
обучения в текущем учебном году и их
обоснование (информация об изменении
содержательной
части
дополнительной
общеразвивающей программы, обоснование
изменений (причины замены тем)
Художественная
Особенности организации образовательного
процесса по дополнительной
общеразвивающей программе с указанием:
количества учебных часов по дополнительной
общеразвивающей программе;
количества учебных часов согласно
расписанию;
информации об изменении сроков и/или
времени изучения отдельных тематических
блоков (разделов, модулей) с указанием
причин и целесообразности изменений,
описание резервов, за счет которых они будут
реализованы
В
студию
приходят
заниматься дети с различным
физиологическим
и
умственным
развитием,
поэтому
программа
в
процессе
работы
корректируется.
Данная
программа разработана для
детей школьного возраста от
9 до 13 лет. По данной
программе занимаются дети,
освоившие
стартовый
уровень хореографического
образования.
Учащиеся
знакомы
с
предметом
«Классический танец» и на
основе классического танца
изучали предмет «Народносценический танец». Занятия
проводятся у станка, на
середине
зала,
затем
Продвинутый
Программа учит не только
правильно
исполнять
движения, но и понимать
осмысливать его. Так же
особенность в том, что
кульминацией
учебного
процесса
является
привлечение
детей
к
постановочной
работе
в
ансамбле танца при студии
хореографии.
Программа
делится на несколько этапов,
которые
связаны
между
собой.
изучаются
танцевальные
движения, комбинации и
этюды.
Программа
направлена на продолжение
изучения
основ
классического
танца,
народно-сценического танца,
параллельно знакомясь с
музыкальным материалом по
каждому направлению, с
историей костюма. Также
программа имеет здоровье
сберегающий
аспект,
развитие
физических
способностей, формирование
эстетического вкуса.
5.
Цель рабочей программы на текущий учебный
год для конкретной учебной группы
Привить интерес, а затем
любовь и понимание к
искусству
хореографии.
Воспитать
гармонично
развитой
личности.
Сохранить
народные
традиции, передающихся из
поколение
в
поколение,
путем
языка
танца.
Способствовать творческой
реализации ребенка на всем
протяжении обучения.
6.
Задачи на текущий учебный год для
конкретной учебной группы
обучающие:
Использовать
методы
наглядные,
словесные,
практические.
-сформировать
основные
знания
в
области
хореографии;
изучить
народную
культуры, местные традиций,
историю родного края;
-знакомить
с
историей
танцевального искусства;
-обучить
детей
приемам
актерского мастерства;
- обучить различным жанрам
и видам хореографии;
-уметь красиво, свободно
двигаться и импровизировать;
-научить
контролировать
физическую
нагрузку
и
грамотно ее использовать;
развивающие:
-развить
чувства
ритма,
музыкальность,
выразительность;
-развить мышечную памяти;
-развить у детей творческое
мышление и вкус;
-развить
организаторские
способности;
-развить
логическое
мышление;
-развить чувство гармонии;
-развить
мотивацию
к
изучению искусству танца и
смежных видов искусств;
воспитательные:
-воспитать
чувства
коллективизма
и
ответственности за общее
дело;
-формировать
активную
жизненной позицию;
-воспитать
любовь
и
уважение
к
народным
традициям и истории родного
края;
-воспитать
чувство
взаимопомощи, уважение к
партнерам по танцу;
-воспитать
чувство
самоконтроля и преодоление
трудностей;
-воспитать
этические
и
7.
Режим занятийв текущем учебном году
(указать продолжительность и количество
занятий в неделю со всеми вариантами и
обоснованием
выбора
варианта,
продолжительность учебного часа, если она
отличается от академического часа)
8.
Формы занятий (пояснить, чем обусловлен
выбор конкретных форм учебных занятий и их
сочетание между собой)
моральные нормы;
Занятия
проводятся
по
расписанию, установленному
в начале учебного года.
Общее количество занятий в
неделю: 3;
продолжительность
одного
занятия: 2 академических
часа.
Организационные
формы
обучения:коллективные,
групповые, индивидуальные.
Занятия
бывают
теоретические, практические.
Они
в
свою
очередь
включают
в
себя
контрольные,
зачетные
занятия,
показательные
выступления и концерты.
Занятия
проводятся
под
музыку, которая подбирается
для
каждого
урока
аккомпаниатором
и
руководителем студии. В
основном
используются
групповые занятия. Так же
ведутся
индивидуальные
занятия с одаренными детьми
по усложненной программе.
Или, наоборот, с детьми,
которые долго усваивают
материал или отсутствовали
по
болезни.
Теория
преподается в форме беседы,
обзора,
просмотра
и
обсуждения видео.
- групповые по количеству
участников;
- индивидуалные (беседы,
консультации,
дистанционны);
- по подгруппам (творческие
задания).
9.
Ожидаемые результаты в текущем учебном
году и форма проведения промежуточной и
итоговой аттестации
2. Календарно-тематический план
№
п/п
Раздел
Дата
Кол-во
часов
Вводное занятие
Повторение позиций рук и ног.
01.09.2025
03.09.2025
2
2
Повторение упражнений у станка
Повторение упражнений у станка
Повторение упражнений на середине
Повторение
построений
и
перестроений в различные рисунки.
05.09.2025
08.09.2025
10.09.2025
12.09.2025
2
2
2
2
15.09.26.09.2025
29.09.06.10.2025
08.10.10.10.2025
13.10.2025
10
15
Grandplies по 2 п. ног лицом к станку.
16
Grandplies по 5 п. ног лицом к станку.
15.10.2025
17.10.22.10.2025
24.10.29.10.2025
31.10.03.11.2025
05.11.10.11.2025
12.11.-
2
4
14
у Demiplie по 1,2,3 п. ног, держась одной
рукой за станок.
Demiplie по 1,2,3,5 п. ног, держась
одной рукой за станок.
Batementtendus по 1 п. ног крестом,
держась одной рукой за станок.
Batementtendusjetesна
23
градусавсторонупо 1 п. ног.
Demi rond de jambe par tere
Rond de jambe par tere. Понятиееn
deooros et en dedans
Положение ноги surlecou-de-pied
спереди и сзади лицом к станку.
Grandplies по 1 п. ног лицом к станку.
1
2
Введение.
Повторение
изученного
материала.
Тема занятия
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Экзерсис
станка.
8
4
2
4
4
4
6
17
18
19
20
Экзерсис
середине.
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Allegro.
Прыжки.
33
34
35
36
37
38
39
40
41
Упр. для рук
14.11.2025
Обхватноеsurlecou-de-pied,
из 14.11.положения открытой ноги в сторону
19.11.2025
Комбинации изученных движений.
21.11..26.11.2025
Комбинации изученных движений. В 28.11.сочетании с работой рук
01.12.2025
на 1 позиция ног на середине зала
03.12.2025
2 позиция ног на середине зала
3 позиция ног на середине зала
5 позиция ног на середине зала
Demiplie по 1 п. ног
Demiplie по 2 п. ног
Demiplie по 5 п. ног
Batementtendus по 1 п. ног в сторону.
Batementtendusпо 1 п. ногвперед.
Batementtendusпо 1 п. ногназад.
Batementtendusjetes по 1 п. ног в
сторону.
Различные танцевальные шаги: с носка
на всю стопу, на полупальцах.
Поклон (книксен).
Tempslevesaute по 1 п.ног (лицом к
станку).
Tempslevesaute по 1 п.ног (лицом к
станку).
Tempslevesaute по 2 п.ног (лицом к
станку).
Tempslevesaute по 1 п.ног на середине
зала
Tempslevesaute по 2 п.ног на середине
зала
Tempslevesaute по 1, 2 п.ног на
середине зала
Различные прыжки с двух ног на две
ноги
Различные прыжки с ноги на ногу
Различные прыжки с двух на одну.
Положения рук в 1.2.3,
подготовительной позициям на
6
6
4
2
05.12.2025
08.12.2025
10.12.2025
10.12.2025
12.12.2025
15.12.2025
17.12.2025
19.12.2025
22.12.2025
24.12.2024
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
26.12.29.12.2025
09.01.2026
12.01.2026
4
14.01.2026
2
16.01.2026
2
19.01.2026
1
19.01.2026
1
21.01.2026
2
23.01.2026
2
26.01.2026
02.02.2026
04.02.06.02.2026
2
2
4
2
2
42
43
44
45
Народносценический
танец.
Упражнения
на середине
зала.
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Народносценический
танец.
Упражнения у
«середине» зала
Положение рук arondi,alauje.
Перваяформаportdebrasрук.
Вольные упражнения для развития
пластичности рук.
Позиции ног – прямые, параллельные
Позиции ног – обратные,
Позиции ног – обратные, выворотные
Положения корпуса, головы.
Позиции ног – прямые, параллельные,
обратные, выворотные
Позиции и положения рук.
Раскрывание и закрытие рук – одной
рукой, двумя.
Поклоны – на месте без рук, с руками,
с продвижением вперед и назад.
Притопы, переступания.
Шаги с носка, с каблука.
Шаг назад через полупальцы на всю
стопу.
Шаг с притопом и продвижением
вперед, назад.
Боковой шаг на всей стопе и на
полупальцах по прямой позиции.
Припадание в сторону по 3-ей
свободной позиции.
Перескоки. Подготовка к дробным
выстукиваниям.
Бег на месте, с продвижением вперед,
назад на полной стопе, на полупальцах.
Подскоки на месте, с продвижением,
вокруг себя.
Позиции ног, рук в позициях.
09.02.2026
11.02.2026
11.02.2026
2
1
1
13.02.2026
2
16.02.2026
16.02.2026
20.02.2026
25.02.2026
1
1
2
2
27.02.2026
29.02.2026
2
2
02.03.2026
2
04.03.2026
06.03.2026
11.03.2026
2
2
2
13.03.2026
2
16.03.18.03.2026
20.03.2026
4
23.03.2026
2
25.03.27.03.2026
30.03.2026
4
01.04.03.04.2026
4
2
2
станка
65
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
Позиции ног, рук в позициях.
Положения корпуса, головы.
Положение стопы вытянутое и
сокращенное.
Полуприседания по1 позиции в
сочетании с работой рук.
Полуприседания по 2 позиции в
сочетании с работой рук
Полуприседания по 5 позиции в
сочетании с работой рук
Полуприседания по1,2,5 позициям в
сочетании с работой рук
Скольжение стопой по полу
Упражнение «носок-каблук» в сторону.
Упражнение «носок-каблук» вперед,
назад.
Упражнение «носок-каблук» крестом.
Полное приседание по 1 п. в сочетании
с рабой рук.
Полное приседание по 2 п. в сочетании
с рабой рук.
Полное приседание по 5 п. в сочетании
с рабой рук.
Полное приседаниепо 1,2, 5 п.
Полное приседаниепо 1,2, 5 позициям
ног в сочетании с рабой рук.
Маленькие броски в сторону.
Маленькие броски вперед.
Маленькие броски назад.
Маленькие броски крестом по 1 п. с
работой рук.
Перегибы и наклоны корпуса.
Постановочная Танцевальные шаги по линиям, кругу и
деятельность
перестроение в рисунки
Танцевальные комбинации с работой
рук и увеличением темпа
Танцевальные комбинации с работой
рук.
Комбинация шагов с работой рук.
06.04.08.04 2026
10.04.2026
13.04.2026
4
15.04.2026
2
17.04.2026
2
20.04.2026
2
22.04.2026
4
24.04.2026
27.04.2026
29.04.2026
2
2
2
19.04.2026
23.04.2026
4
2
25.04.2026
2
26.04.2026
2
30.04.2026
02.05.2026
2
4
03.05.2026
07.05.2026
10.05.2026
14.05.2026
2
2
2
4
16.05.2026
17.05.2026
4
2
21.05.2026
2
23.05.2026
2
24.05.2026
2
4
4
88
89
Итоговые
занятия.
90
91
Итого:
Импровизации на различные темы,
используя выученные движения и
положения рук.
Контрольный урок по итогам
полугодия по предмету классический
танец
Контрольный урок по итогам
полугодия по предмету народно –
сценический танец
Контрольный урок по итогам года.
28.05.2026
4
29.12.2025
2
26.05.2026
1
29.05.2026
1
218
3. Список литературы.
1. Андрианова У. Л. // Народное творчество – 1995. - №5, 6; 1996.
2. Богданов Г.Д. Уроки русского народного танца – М.,1995. 312с.
3.Борзов А.А. Народно-сценический танец: программа для хореографических
отделений музыкальных школ и школ искусств / А.А. Борзов. – М.: ЦНМК, 1983. –
31 с.
4. Бочаров А.Н., Лопухов В.Р., Ширяев А.В. Основы характерного танца. Л. – М.,
1939. 216с.
5. Бурмистров Н.И. Деревенский перепляс // Народное творчество. – 2000. - №2.
6. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии – М.: Искусство,
1964. 253с.
7. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды: учебное пособие
для студентов хореографических факультетов вузов культуры и искусств / Г.П.
Гусев. М.: ВЛАДОС,2004. – 232с.
8. Забылин М.М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия /
Сборник. – М.: 1992. 302с.
9. Захаров В.В. Радуга русского танца– М.: Сов. Россия. 1986. 215с.
10. Заикин Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка – М.: 1991. 204с.
11. Захаров В.В.Образы русского танца – М., 1986. - 326с
12. Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца.
Учебное пособие. Орел – 1999. 551с.
13. Заикин, Н.И., Заикина, Н.А. Областные особенности русского народного танца
Учебное пособие. Часть 2 //. – Орел, 2004. – 688 с.
14. Зацепина К.Ф., Климов А.В., Рихтер К.Е. Народно-сценический танец. Часть 1.
М.: 1976. 261с.
15. Климов А.Д. Основы русского народного танца – М., 1999. – 453с.