Предшкольная пора

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Воспитание»

Утверждаю:
Директор Це1ура/«Доспитаиие»
О. В. Титова
Приказ ]yb 115-^д от 29.08.2025 г.

Рассмотрена
на заседании педагогического совета
от 27.08.2025г.
протокол № 1
Ш

"‘L, >,-дания

/sc;)

ОБЛАСТ;

Рабочая программа
«Предшкольная пора»

Г

Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 6-7лет

Автор-составитель:
Буренкова Екатерина Сергеевна
педагог дополнительного образования

Мещовск, 2025г

1.Пояснительная записка
1.

2.

3.

Направленность
дополнительной
общеобразвивающей
программы
Уровень сложности
дополнительной
общеобразвивающей
программы
Особенности обучения в
текущем году по
дополнительной
общеразвивающей программе
Изменения содержания
необходимые для обучения в
текущем учебном году и их
обоснование (информация об
изменении содержательной
части дополнительной
общеразвивающей программы ,
обоснование изменений
(причины замены тем)

Социально -гуманитарная

Стартовый,

Особенность

программы

заключается

в

формировании, у обучающихся дошкольного
возраста, основ грамотного чтения и письма,
в

формировании

математических

представлений,

развитии

графических

навыков.

Это

обусловлено

родителей

(законных

запросом

представителей)

и

социальным заказом общества. Программа
«Предшкольная

пора»

подразумевает

развитие знаний,

умений

и навыков у

дошкольников, на таком уровне, который
позволит дошкольникам стать «успешными
школьниками».
Программа
основного

является

дошкольного

дополнением
образования

и

направлена на формирование более высокого
уровня

познавательного,

развития,

что

будет

личностного
способствовать

успешному обучению в школе.
4.

Особенности организации
образовательного процесса по
дополнительной
общеразвивающей программе с
указанием:
- количества учебных часов
по дополнительной
общеразвивающей программе;
-количества часов согласно
расписанию;
-информации об изменении
сроков и/или времени изучения

Отличительной

особенностью

данной

программы является использование процесса
интеграции,

как

средства

оптимизации

обучающего процесса. Занятия строятся на
интегрированной основе, объединяя знания
точных и естественных наук. Сюжетнотематическая
целесообразна

организация занятий
для

активации

более
речи

отдельных тематических блоков обучающихся, развития математических
(разделов, модулей) с
способностей, моторики, познавательных
указанием причин или
целесообразности
процессов
и
соответствует
детским
психофизическим
погружение

в

данным,

так

активную

позволяет

как

деятельность

максимально

реализовать

потенциальные возможности обучающихся.
Программа

составлена

образовательных
инвалидов.

прав

с

детей

учётом
с

ОВЗ

и

Организация образовательного

процесса по данной программе возможна с
учетом

особенностей

психофизического

развития категорий обучающихся согласно
медицинским показаниям, для следующих
нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата
(сколиоз, плоскостопие)
-

логопедические

нарушения

фонематическое

(фонетико-

недоразвитие

речи,

заикание)
Дополнительная

общеразвивающая

программа «Предшкольная пора» направлена
на

формирование

высокого

уровня

познавательного и личностного развития.
Общее количество часов за год обучения-108
Количество часов в неделю 3 часа
5.

Цель программы на текущий
учебный год для конкретной
учебной группы

Формирование

и

развитие

навыков

необходимых для успешного обучения в
школе,
формирование

психолого-педагогической

готовности к обучению в школе: усвоение
знаний

позволяющих

ориентироваться
окружающего мира,

в

обучающемуся
особенностях

развитие математических и лингвистических
представлений,

навыков

чтения

и

правильного письма, развитие познавательноинтеллектуальной,
моторно-графической

эмоционально-волевой,
и

коммуникативной

сфер личности обучающегося.
6.

Задачи на текущий учебный
год для конкретной учебной
группы

Образовательные:
формировать представления о звуках;
учить различать звуки (гласные – согласные,
твёрдые – мягкие);
познакомить с условным обозначением звука
(кружок), слова (черта).
учить соотносить звук и букву,
дифференцировать их;
учить проводить звукобуквенный и слоговой
анализ слова;
формировать представление о предложении,
дифференцировать его от набора слов; учить
составлять предложения по картинкам, с
заданными словами; составлять схему
предложения;
учить считать в прямом и обратном порядке;
познакомить с геометрическими фигурами;
учить определять величину предметов;
учить ориентировки в пространстве и на
плоскости;
учить ориентировки во времени;
учить решать логические задачи;
учить писать графические диктанты на слух,
и по образцу;
учить основные правила штриховки,
использовать простые и сложные виды;
учить писать цифры и печатные буквы, уметь
классифицировать их на основе графического
сходства;
учить писать слоги, слова, короткие
предложения печатными буквами, выделять
фонему и переводить её в графему;
учить писать элементы прописных букв.
формировать представления о растительном,
животном мире, сезонных изменениях в
природе,
некоторых видах труда
и
профессиях;
уточнять и систематизировать знания о
явлениях природы;
обогащать активный и пассивный словарь.
Воспитательные:

воспитывать элементарные общепринятые
нормы и правила поведения в социуме на
основе первичных ценностно-моральных
представлений о том, «что такое хорошо и
что такое плохо»;
воспитывать умение сотрудничать,
выслушивать педагога и товарищей, помогать
друг другу, преодолевать трудности;
воспитывать бережное отношение к
материалам и оборудованию, игрушкам,
книжному фонду;
воспитывать мотивацию к сохранению своего
здоровья.
Развивающие:
развивать речь посредством введения в
активный словарь многозначных слов,
антонимов, синонимов, омонимов,
омографов, сложных и родственных слов;
умения объяснять, рассуждать, делать
выводы, отвечать на вопросы полным
ответом;
формировать фонематический слух;
формировать навык чтения;
развивать элементарные математические
представления;
развивать произвольное внимание,
зрительную и слуховую память,
воображение, умение устанавливать связи и
отношения между числами, геометрическими
фигурами, частями целого, измерениями;
развивать любознательность, интерес к
решению творческих и проблемных задач;
развивать образное и логическое мышление;
развивать мыслительные операции (анализ,
синтез, сравнение, обобщение,
конкретизация, классификация, аналогия);
развивать основы моделирования и
конструирования;
развивать универсальные учебные действия
(умения обдумывать и планировать свои
действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами,
проверять результат своих действий);
способствовать проявлению аккуратности в
отношении учебных материалов;
развивать мелкую моторику рук и зрительнодвигательную координацию.

7.

8

Режим занятий в текущем
учебном году (указать
продолжительность и
количество часов в неделю со
всеми вариантами и
обоснованием выбора варианта
продолжительность учебного
часа, если она отличается от
академического часа)
Формы занятий (пояснить ,
чем обусловлен выбор
конкретных форм учебных
занятий и их сочетание между
собой)

Продолжительность занятий -30 минут
Периодичность -1 раз в неделю

а)

познавательные

занятия;

б)

занятия-

беседы; в) игры-занятия; г) викторины, тесты,
конкурсы. дидактические

игры;

д)

упражнения подражательного характера на
имитацию выразительных жестов, мимики,
движений
сюжетно-ролевые игры; е) рассматривание
иллюстраций,

фотографий;

продуктивная

деятельность

ж)

детская

(свободное

рисование, лепка, аппликация).
9.

Ожидаемые результаты в
текущем учебном году и форма
проведения промежуточной и
итоговой аттестации.

К концу учебного года учащиеся должны
знать
-нормы поведения в различных видах
деятельности
- уметь анализировать, синтезировать,
сравнивать,

обобщать,

конкретизировать,

классифицировать;
-

уметь

различать

звуки

(гласные

–

согласные, твёрдые – мягкие);
-уметь

соотносить

звук

и

букву,

дифференцировать их;
-уметь проводить звукобуквенный и слоговой
анализ слова;
-

уметь

составлять

предложения

по

картинкам, с заданными словами; составлять
схему предложения.
- считать в прямом и обратном порядке
-знать геометрические фигуры;
-уметь определять величину предметов;
-уметь ориентироваться в пространстве и на
плоскости;
-уметь ориентироваться во времени;
-уметь решать логические задачи;
-уметь писать графические диктанты на слух.
-знать графический облик и написание цифр
и печатных букв, уметь классифицировать их
на основе графического сходства.
-уметь называть времена года, находить
главные признаки.
-уметь отличать диких и домашних
животных.
-уметь называть некоторые виды профессий.
В течение обучения среди учащихся
проводится промежуточная аттестация в
следующих формах:
-Контрольные вопросы.

-Диагностические задания
-Контрольное чтение.

2.Календарно-тематическое планирование
№

Дата

Тема

Количество

Форма занятия

часов
1

«Секреты Азбуки»

33

1.1

Знакомство со

1

Знакомство

1

Тест

1

Беседа

звуками

1.2

Входная
диагностическая
работа

1.3

Встреча звука и
буквы

Игра
Викторина

1.4

Звук и буква А

1

Игра

1.5

Звук и буква У

1

Игра

1.6

Сочетание АУ

1

Игра

1.7

Сочетание УА

1

Игра

1.8

Звук и буква О

1

Игра

1.9

Звук и буква И

1

Игра

1.10

Сочетание ИА

1

Игра

1.11

Буквы О - Ё

1

Игра

1.12

Буквы У- Ю

1

Игра

1.13

Буква Э - Е

1

Игра

1.14

Буква Ы - И

1

Игра

1.15

Буква М. Слоги.

1

Игра

Чтение слогов

1.16

Буква Н. Чтение

1

Игра

1

Игра

1

Игра

1

Игра

1

Игра

1

Игра

1

Игра

1

Игра

слогов.
1.17

Буква Р. Чтение
слогов.

1.18

Буква Л. Чтение
слогов.

1.19

Буква Г. Буква К.
Чтение слогов.

1.19

Буква З. Буква С.
Чтение слогов.

1.20

Буква Д. Буква Т.
Чтение слогов.

1.21

Буква Б. Буква П.
Чтение слогов.

1.22

Буква В. Чтение
слогов.

1.23

Буква Ф. Чтение слов

1

Игра

1.24

Буква Ь. Чтение слов

1

Игра

1.25

Буква Ж. «ЖИ» в

1

Игра

1

Игра

1

Игра

1

Тест

1

Игра

1

Викторина

4

Игра

словах
1.26

Буква Ш. «ШИ» в
словах

1.27

Буква Ч. Буква Щ.
Чтение небольших
слов и предложений.

1.28

Промежуточная
диагностическая
работа

1.29

Буква Х. Буква Ц.
Чтение небольших
слов и предложений.

1.30

«Как хорошо уметь
читать»

1.31-1.34

Чтение слогов, слов и

1.35

предложений с

Игра

изученными буквами.

Викторина

Итоговая

1

Тест

1

Беседа

диагностическая
работа
1.36

Экскурсия в
библиотеку.

Экскурсия

Математика
1.

«Количество и счёт».

22

1.1

Знакомство с

1

учебными

Игра
Викторина

принадлежностями.
Правила письма.
Границы раскраски.
Ориентировка на
листе
1.2

Знакомство с

1

Игра

геометрическими

Входная

фигурами.

диагностическая

Количественный и

работа

порядковый счет.
1.3

Свойства

1

Игра

1

Игра

предметов:цвет,
форма,размер.
Понятие «много»,
«один».
1.4

Формирование
понятий «больше»,
«меньше», «равно».
Расположение
предметов в
пространстве: «за»,

«перед», «над»,
«под», «между»,
«слева», «справа»,
«снизу», «сверху».
1.5

Число и цифра 1.

1

Игра

1

Игра

1

Игра

1

Игра

1

Игра

1

Игра

Соотнесение форм
предметов с
геометрической
фигурой.
1.6

Число и цифра 2.
Сравнение предметов
по величине.

1.7

Знаки «плюс»,
«минус», «равно».
Нахождение и
определение
геометрических
фигур в классе.
Решение логических
задач

1.8

Число и цифра 2.
Дорисуй круг до чего
либо. Обводка по
шаблону,
раскрашивание

1.9

Сравнение предметов
по величине. Решение
задач в стихах.
Соотнесение
количества предметов
с цифрой.

1.10

Число и цифра 4.
Понятие «длинный»,
«короче», самый
«короткий». Решение

логических задач.1
1.11

Число и цифра 5.

1

Игра

1

Игра

1

Игра

1

Игра

1

Игра

1

Игра

1

Игра

1

Игра,

Игра «Самый
внимательный».
1.12

Число и цифра 6.
Решение ребусов.
Игра «Преврати
геометрические
фигуры в предметы.

1.13

Независимость числа
от величины
предметов. Времена
года. Загадки.

1.14

Число и цифра 7. Дни
недели. Разгадывание
ребусов

1.15

Число и цифра 8.
Понятия «больше»,
«меньше», «самый
маленький». Решение
логических задач

1.16

Число и цифра 9.
Игра «Какой день
недели». Решение
ребусов.

1.17

. Число и цифра 10.
Понятия «высокий»,
«низкий». Решение
логических задач.

1.18

Упражнения в
дополнении числа до
любого заданного.
Игра «Положи цифры
по порядку».

Ориентировка в
пространстве.
1.19

Соотнесение

1

Игра

1

Беседа

количества предметов
с цифрой. Задачишутки. Игра «Когда
это бывает». Рисуем
по точкам.
1.20

1.21

Занятие-путешествие
«В стране Цифр».

Игра

Решение ребусов.

Викторина

Обучение

1

Игра

1

Игра

составлению задач.
Ориентирование в
пространстве. Игра
«Какой цифры нет?».
1.22

Цифра 0. Решение
примеров. Игра
«Преврати 1
геометрические
фигуры в предметы».

2

«Все о геометрии»

6

Наблюдение

2.1-2.6

Геометрические

6

Игра

7

Викторина

3

Игра

3

Игра

фигуры.
4.

«О пространстве и
времени»

4.1-4-3

Ровное и половинное
время.
Пространственная
ориентировка. Игра
«Дорисуй
треугольник».

4.4-4.6

Определение
времени. Решение

примеров. Игра
«Найди предмет по
заданным
признакам».
4.7

Решение логических

Игра

1

задач. Разгадывание
ребусов

Окружающий мир
1.

Введение.

1

Беседа

1

Экскурсия

«Окружающий мир и
наша безопасность».

2.

Экскурсии.

2.1-2-35

Экскурсии в природу.

Наблюдение

Список литературы для преподавателя
Безруких М.М., Ефимова С.П. «Ребенок идет в школу», М., 2000 г.
Безруких М.М. «Леворукий ребенок в школе и дома», Екатеринбург, 2003 г.
Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения»
Большакова С.Е. Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6
лет. Ярославль: Академия развития, 2009 г.
Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2004.
Гаврина С.Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Ярославль,
2007 г.
Калинина Н.В., Разинкина А.В. «Подготовка детей к обучению каллиграфии», Ульяновск,
2002 г.
Матыцин В.П. «Готовь руку к письму», М. 2004 г.
«Солнечные ступеньки» -рабочие тетради, Киров
Потапова Н.Е. «Радость познания» М., 2001 г.
Тоцкий А. «Орфография без правил», М. 2000 г.
Топоркова И.Г. «Прописи для малышей» , Нижний Новгород, 2000 г.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006
Филлипова С.О. « Подготовка дошкольников к обучению письму», Санкт-Петербург,
2004г.
Цвынтарский М. «Играем пальчиками и развиваем речь», М., 2005 г.

Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости.
– Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
Дополнительная литература:
Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001
Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004
Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.
Литература для обучающихся и родителей.
Александрова О.В., «Большая энциклопедия дошкольника». М.: ЭКСМО, 2009г.
Бабкина Н.В. Радость познания :логические задачи для детей мл.дошкольного возраста.
М.:АРКТИ,2000г.
Гаврина.С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г., Лучшие тесты и упражнения для дошколят.
«Я учусь писать красиво». Пособие для детей 3 – 6 лет. Ярославль: Академия развития,
2009.
Гаврина.С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г., «Готовим руку к письму» Ярославль:
Академия развития, 2009.
Демидова Е.Г., «Ребёнок идёт в школу»: методические рекомендации для родителей. – М.:
ЗАО «Росмэн-Пресс, 2006.
Полякова М.А., «Как научить ребёнка читать и писать», М.: Айрис-пресс. 2010.
Синицына Е., «Игры и упражнения со словами для воспитателей и родителей». М.:
Юнивес, 2000.
Узорова О.В. «300 узоров. Готовимся к школе». Москва, АСТ: Астрель,2006
Чуб Н. В., «Готовимся к школе». Большая книга заданий и упражнений. ЗАО Фирма
«Бертельсманн Медиа Москау АО», 2013.
«Энциклопедия развивалок». М.:ЭКСМО, 2012.
Интернет ресурсы:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/01/16/igry-i-uprazhneniyanapravlennye-na-znakomstvo-detey
2.https://www.youtube.com/playlist?list=PLPLJUpFxaEzbm3COhJ9vNDvWPmcvcZdfj
3.https://prezentacii.org/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».