Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного
' образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования
«Воспитание»
Утверждаю:
Директор ЦентргтжВрспитание»
О .В.Титова
Приказ №114-од от 29.08.2025г.
Рассмотрена
на заседании педагогического совета
от 27.08.2025г.
протокол №1
-*■
. .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Занимательная информатика»
СТУДИИ «ПРОГРАММИСТ»
4-
Год обучения-1
Возраст обучающихся- 7-11 лет
Автор -составитель
Толоконникова М.М,
педагог дополнительного образования
г. Мещовск, 2025
I.Пояснительная записка
1. Направленность – техническая.
2. Уровень сложности – стартовый.
3. Особенности обучения Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
Особенности набора: свободный.
Вид группы: младшие школьники и среднее звено.
Состав группы: постоянный.
Организационные формы обучения - групповые
Изменения содержания
4. Особенности организации - объём 74 часа.
5. Отличительная особенность программы
6. Отличительной
является
особенностью
сочетание
программы
различных
«Занимательная
возможностей
информатика»
графических
программ,
художественных техник и базовых знаний традиционных методов рисования.
Знакомство с данной программой предполагает выход на уровень практической
деятельности учащихся в виде творческих работ различного характера.
Обучающийся получает возможность расширить свой круг интересов и получить
новые навыки в таких предметных областях, как Естественные науки, Технология,
Математика, Филология, Развитие речи.
7. Цель - формирование у учащихся умения рисовать на компьютере через изучение
основных технических приемов обработки графической информации и изучение
интерфейсов графических редакторов
8. Задачи:
Задачи:
1. создать условия для овладения учащимися различными способами получения
изображений с включением их в практическую деятельность;
2. развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; умения выступать
перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы;
3. развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность,
аккуратность; развитие у учащихся навыков критического мышления.
1
9. Режим занятий - 2 раза в неделю по 40 минут.
10. Формы занятий:
Теория
преподносится
в
форме беседы,
беседы,
виртуального путешествия, презентации и т.п.
эвристической
10.Ожидаемые результаты
Личностные:
навыки
безопасного
и
целесообразного
поведения
при
работе
в
компьютерном классе;
представление о роли компьютерной графики в жизни современного
человека;
понимание необходимости для современного человека умения работать с
графическими изображениями;
представление информации о теории цвета;
понимание необходимости для современного человека умения работать с
интерфейсом программ Paint; Tux Paint; 3D Paint, Microsoft Office Word; Microsoft Office
PowerPoint;
понимание необходимости для современного человека умения работать с
различными графическими редакторами;
Метапредметные:
умение работать с готовыми рисунками;
умение переносить и копировать рисунок с помощью графических
инструментов;
умение преобразовывать рисунок с помощью графических инструментов;
умение выполнять основные операции в графическом редакторе Paint;
умение выполнять основные операции по работе с цветом в графическом
редакторе Paint ;
умение создавать рисунки в графическом редакторе Paint;
умение создавать рисунки в MS Office Word;
умение создавать анимацию в MS Office PowerPoint;
умение структурировать знания, полученные при изучении тем курса;
Предметные:
общие представления о целях кружка «Занимательная информатика»;
2
общие представления о графическом редакторе Paint;
общие представления о создании рисунков в MS Office Word;
общие представления о создании анимации в MS Office PowerPoint;
представления об основных понятиях, изученных за год
II.Календарно- тематический план
№
п/п
Количество часов
Название раздела (темы)
Всего, ч.
Теория, ч.
Формы
Практика,
аттестации/
ч.
контроля
Введение (1 ч)
1.
Введение. Компьютер и
1
1
безопасность
Виды информации. Человек и компьютер (7 ч)
2.
Виды
информации.
Человек
и
1
1
0
информации.
2
1
1
информация.
3.
Источники
Приемники информации. Носители
информации.
4.
Кодирование информации.
2
1
1
5.
Проект «Зашифрованное письмо»
2
0
2
Знакомство с компьютером. (8 ч.)
6.
Компьютер
как
инструмент.
1
1
Основные устройства компьютера.
7.
Работа с мышью. Клавиатура.
3
1
2
8.
Работа на клавиатуре.
4
0
4
2
1
1
1
1
1
2
1
1
12. Paint: преобразования рисунка.
3
1
2
13. Paint: построение линий.
2
1
1
14. Paint: построение фигур.
3
1
1
Учимся рисовать. (19 ч)
9.
Графический редактор Paint.
10. Работа в графическом редакторе
Paint.
11. Paint:
выделение,
перенос,
копирование.
3
15. Paint: компьютерные цвета.
2
1
1
16. Paint: рисование.
3
1
2
2
1
1
2
0
2
17. Копирование
изображений
в
графическом редакторе.
18. Проект «Фантазия»
Учимся создавать текст. (21 ч.)
19. Текстовый редактор Word.
2
1
1
20. Набор текста.
4
1
3
21. Форматирование текста.
3
1
2
3
1
2
23. Word: рисунки на компьютере.
3
1
2
24. Word:
3
1
2
3
0
3
22. Вставка
рисунка
в
текстовом
редакторе.
графическая
система
компьютера.
25. Проект «Открытка»
Учимся создавать презентацию (18 ч.)
26. Знакомство с программой Power
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
анимацию
3
1
2
анимацию
3
1
2
32. Проект создание презентации по
3
0
3
1
0
1
74
27
47
Point.
27. Создание слайдов и их дизайн.
28. Вставка
рисунков,
звуков
в
презентацию.
29. Создание анимации.
30. PowerPoint:
создаем
«Подводный мир»
31. PowerPoint:
создаем
«Машинки»
теме «Животный мир»
33. Презентация созданных проектов.
ИТОГО
III. Список литературы
Нормативно-правовые акты и документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 2734
ФЗ
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Порядок организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02484/16
«Требования
к
содержанию
и
оформлению
образовательных
программ
дополнительного образования детей»,
4. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Литература для педагога:
1.
Апокин
И.А.
История
вычислительной
техники:
от
простейших
счет,
приспособлений досложных релейных систем. М., Наука, 2000.
2.
Баранов А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. – 1999, № 8
3.
Брукшир Дж.Г. Введение в компьютерные науки. – М.: Издательский дом
"Вильямс", 2001.
4.
Винтер П. Microsoft Word: справочник. – СПб: Питер, 1999.
5.
Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов
деятельности педагога дополнительного образования. // Дополнительное образование.
2003. №3
6.
Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. Информатика и образование. 1995,
№6, №8. 1996, №10.
7.
Дик Мак-Клелланд. Photoshop 6 для Windows – Диалектика, 2001.
8.
Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2-11
классы. ( нестандартные уроки, внеклассные мероприятия, дидактические игры,
кроссворды, из истории информатики). / Авт. Гераськина И.Ю., Тур С.Н. – М.:
Планета 2011. – 176 стр. – (учение с увлечением).
9.
Занимательные материалы по информатике и математике, И.Д. Агеева, ТЦ Сфера,
2005.
10. Интеллектуальные игры в информатике, Д.М.Златопольский, БВХ-Петербург, 2004.
11. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. Ч. 2./ Л.А. Залогова; под ред. И.Г.
5
Семакина, Е.К. Хеннера. – 2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010
12. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере // под.ред.
Н.В.Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
13. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики. М.: Академия, 2001.
14. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. - М.: ОЛМАПресс образование, 2004.
15. Леонтьев Ю. Самоучитель Word 2002. – СПб: Питер, 2001.
16. Немов Р.С. Психология: Учебник. Кн. 2. – М.: Просвещение, 1995.
17. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2007./ Леонтьев В.П. – М.:
ОлмаМедиа Групп.
18. Общая и проф. Педагогика. Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Брянск, 2003.
19. Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К.Смирнова. – М., 2003
20. Педагогика. Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004.
21. Первин
Ю.А.,
Дуванов
А.А.,
Зайдельман
Я.Н.,
Гольцман
М.А.
Роботландия. Методическое пособие для учителя. – М.: Бюро интеллектуальных
технологий, 1993.
22. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.
23. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология
здоровьяв школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.
24. Соколова И.А. Методические основы педагогики дополнительного образования
детей //Дополнительное образование. 2003. №1
25. Ткаченко
А. Музей истории информатики и вычислительной техники.
Электронныйресурс: http://museum.comp – school.ru/index.php
26. Электронный мультимедийный учебник Тур С.Н., Т.Н. Бокучава «Фантазия». CDдиск.
27. Электронный мультимедийный учебник Соловьевой «Информатика. CD-диск».
Литература для детей:
1. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. Семакина И.Г, Хеннера
Е.К. Том 1. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. Семакина И.Г, Хеннера
Е.К. Том 2. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
3. Паронджанов В.Д. Занимательная информатика. – М.: Дрофа, 2007.
4. Фролов М. Учимся на компьютере анимации. Самоучитель для детей и
родителей. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
6
5. Фролов М. Учимся на компьютере работать. Самоучитель для детей и
родителей. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
6. Фролов М. Учимся на компьютере рисовать. Самоучитель для детей и
родителей. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Интернет ресурсы:
1. http://www.videouroki.net
2. http://www.uroki.net
3. http://www.klyaksa.net
4. http://www.metod-kopilka.ru
5. http://forum.school89.com/
7