Основы детского туризма
Уровень образования
- Дополнительное образование
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
Туристские путешествия, история развития туризма. Воспитательная роль туризма
-
Личное и групповое туристское снаряжение
Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Подготовка личного снаряжения к походу.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование, рукавицы, ножи, половник и др.
-
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
Привалы и ночлеги в походе. Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.
Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря; планирование лагеря (выбор места для палаток и костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы).
Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).
Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка дров.
Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров.
Уборка места лагеря перед уходом группы.
Организация ночлегов в помещении.
Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.
-
Подготовка к походу, путешествию
Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода.
Ознакомление с районом похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут.
Разработка маршрута, составление плана-графика движения.
Подготовка личного и общественного снаряжения.
-
Питание в туристском походе
-
Правила движения в походе, преодоление препятствий
-
Топография и ориентирование
Определение топографии и топографических карт, их значение для народного хозяйства и обороны государства, значение топокарт для туристов.
Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации.
Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути.
Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координат точек на карте.
Назначение спортивной карты, ее отличие от топографической.
Масштабы спортивной карты.
Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.
-
Ориентирование по горизонту, азимут
Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3.
Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо («роза направлений»).|
Определение азимута. Азимутальное кольцо. Измерение и построение углов (направлений) на карте, азимутальный тренировочный треугольник.
-
Краеведение
Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края. Транспортные магистрали. Промышленность.
Экономика и культура края, перспектива его развития. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры. Знатные люди края, их вклад в его развитие. История своего населенного пункта.
Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсии. Памятники истории и культуры, музеи края. Краеведческие и мемориальные музеи, народные и школьные музеи.
Практики
-
Практические занятия
Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за ним и ремонт.
Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака).
Составление плана подготовки похода. Составление плана-графика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения.
Составление меню и списка продуктов для похода.
Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности (лес, заросли кустарников, завалы, заболоченная местность).
Изучение на местности предметов, изображенных на карте. Знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.
Проведение различных краеведческих наблюдений. Сбор материалов для школьного музея, предметных кабинетов. Знакомство с краеведческими объектами. Изучение краеведческой литературы.